Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей подготовительной группы «Воспитание сказкой»
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей подготовительной группы «Воспитание сказкой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22-23_dop_vospitanie_skazkoy_dlya_podg.gruppy.docx | 70.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №43 Сказка» города Смоленска
Принята на заседании педагогического совета от 31.08.2022 г. Протокол № 1 | Утверждаю Заведующий МБДОУ «Детский сад №43 «Сказка» ______________ Иванова С.А. приказ от 31.08.2022 г. № 82-ОД |
Дополнительная общеразвивающая
программа
социально-гуманитарной направленности
«Воспитание сказкой»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Смышляева Валерия Викторовна,
воспитатель
Смоленск, 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная задача взрослых -
открыть в ребёнке талант читателя
С. Я. Маршак
Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в последние годы радикально меняется. Педагоги и родители с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать. Действительно, престиж чтения несколько упал, и оно постепенно замещается другими досуговыми занятиями - играми, общением со сверстниками, просмотром телепередач и прослушиванием музыкальных произведений.
Данные исследований свидетельствуют о том, что значительная часть детей (до 33%) вообще не любит читать. То, что мы можем стать обществом «вторично неграмотных», косвенно подтверждают и педагоги. Многие авторы выделяют ряд факторов, вызвавших это явление.
Концепция модернизации российского образования и Концепция дошкольного воспитания выделяют в качестве важнейшего направления современного развития общества гуманизацию образовательной системы. Важнейшим же средством реализации этого направления они считают путь, выработанный человечеством в процессе исторического развития, включение ребёнка в культуру общечеловеческую и своего народа, где есть образцы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических и социальных оценок. Следовательно, речь идёт о приобщении к музыке, живописи, театру и в первую очередь к художественной литературе.
Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду.
Данная программа построена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. От 26 июля 2019 г.) «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 21 января 2019 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н (ред. от 5 августа 2016 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3.648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Новизна программы заключается в том, что благодаря данной методики дети научатся оригинально, по-своему воспринимать содержание сказки, творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки.
Адресат. Данная программа предусматривает работу с одаренными детьми,
детьми, находящимися в трудных жизненных ситуаций, с детьми ОВЗ.
Объем программы: 36 часов
Срок реализации данной учебной программы-1 год обучения.
Форма реализации-очная.
Предусмотрены следующие виды занятий:
-ролевые игры;
-тематические занятия;
-выставки;
-творческие отчеты.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительностью 20 мин.( СанПин 2.4.4.3172-14).
Цель программы: обогащение образовательного процесса ДОУ системой игровых занимательных упражнений, направленных на приобщение детей к чтению художественной литературы, развитие интеллектуальных и речевых способностей детей.
Задачи:
Образовательные:
1.Создавать условия для развития познавательной активности ребенка
2.Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в культурную традицию сказки.
3.Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Развивающие:
1.Содействовать развитию творческого мышления и воображения детей.
2.Развивать способность отличать хорошее от плохого как в сказке, так и в жизни.
3.Содействовать формированию стремления подражать положительным героям сказки.
Воспитательные:
1.Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, послушание.
2.Прививать трудолюбие, уважительное отношение к результатам своего и чужого труда.
3. Воспитывать у детей дошкольного возраста позицию активного читателя, интерес и уважение к книге.
Планируемые результаты освоения программы.
К концу года дети должны:
-обладать способностью свою роль, уметь принимать решения, оценивать свои поступки и поступки героев;
-знать особенности общечеловеческой культуры;
-уметь самостоятельно искать, анализировать, подбирать необходимую информацию;
-овладевать способами духовного и интеллектуального саморазвития.
Основные принципы и подходы построения программы.
Работа по программе строится на основе следующих методологических подходов:
- личностно-развивающего, предполагающего учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с поставленными целями и задачами, что даёт им возможность проявлять свою активность и индивидуальность;
- деятельностного, позволяющего ребёнку полученную информацию использовать в различных видах деятельности.
Принцип дифференциации - разделение планирования деятель- ности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
Принцип интеграции комплексности - объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими разделами программы, как развитие элементарных математических представлений, развитие речи, экология, социально - нравственное развитие, мир природы, изодеятельность.
Принцип позитивной эмоциогенности - организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком.
Принцип доступности – обеспечивает адаптацию полученных детьми знаний к специфике возрастных особенностей развития ребёнка.
Принцип системности – предполагает формирования у дошколь- ников обобщенного представления о социальном мире как системе, в ко- торой все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей взаимосвязаны и взаимозависимы.
Основными условиями реализации программы являются:
- учёт возрастных особенностей, интересов детей;
- изменение форм взаимодействия взрослого и ребёнка;
- рациональная организация предметно-пространственной среды;
- взаимодействие ДОУ с семьёй.
Формы аттестации и контроля обучающихся.
- Создание проблемных ситуаций.
- Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентация.
- Проект.
- День творчества в кружках.
- Комбинированные: наблюдение, решение проблем.
- Творческий отчет.
Оценочные материалы.
Для эффективной организации работы и грамотной диагностики усвоения содержания программы необходимо учитывать возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений. В программе «Детство» (В.И. Логиновой, Т.Н. Бабаевой) в разделе «Ребенок и книга» представлена диагностика с учетом развития познавательных умений детей, а также отношения ребенка к прочитанному материалу. Взяв данную диагностику за основу, добавили критерии развития речевых умений детей и разделили критерии усвоения программы детьми.
Познава- тельные и речевые умения | Критерии усвоения программы | Отношение к прочитан- ному | Критерии усвоения программы |
Устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в сюжете: логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, роль художественной детали. Адекватно воспринимать главного литературного героя в его разнообразных проявлениях: внешний вид, поступки, переживания, мысли, отношения с другими персонажами. Пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные произведения. Выражать в речи отношение к героям и событиям. Использовать яркие и точные слова и выражения, в том числе - некоторые образные. Проявлять внимание к языку произведения, чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение), осознавать некоторые виды комического в произведениях. | Низкий уровень: При восприятии художественного произведения ребёнок устанавливает связи без проникновения в подтекст, не всегда видит следствия поступков, не понимает роли художественной детали. Пассивен при обсуждении книги. Затрудняется в связном пересказе знакомых произведений, не использует различных образных выражений, фраз, близких к оригинальному тексту. Впервые услышанные произведения не пересказывает. Средний уровень: Ребёнок способен устанавливать наиболее существенные связи в текстах с динамичным содержанием, однако требует помощи взрослого при слушании и обсуждении познавательных книг, лирических стихов, басен и др. Участвует в обсуждении книги, но пользуется наводящими вопросами. Может с помощью взрослого пересказывать вновь услышанные произведения, но не всегда проявляет внимание к языку произведения, редко использует образные выражения. Высокий уровень: Ребёнок довольно точно устанавливает при слушании литературного произведения многообразные связи в сюжете. Адекватно воспринимает главного литературного героя в его разнообразных проявлениях: внешний вид, поступки, переживания, мысли, отношения с другими персонажами, соотносит их с поведением своим и окружающих. Связно выражает в речи отношение к героям и событиям. Использует яркие и точные слова и выражения, в том числе - некоторые образные. Хорошо чувствует комическое в произведении. устанавливает такие связи в таких произведениях, как лирическое стихотворение познавательная книга, в текстах - рассуждениях. После под- сказки взрослого начинает использовать некоторые устойчивые образные выражения. Может пересказать хорошо знакомое произведение. Высокий уровень: Ребёнок активен в обсуждении произведения, способен устанавливать наиболее суще- ственные связи в произведении. Проявляет интерес к языку произведения, использует при пересказе образные выражения и близкие к тексту фразы. Может связно выразить в речи свое от- ношение к героям. Связно и охотно пересказывает знакомые произведения. | Отношение к прочитанному осознанное, устойчивое. Дети видят комическое и драматическое, умеют соотносить это с проявлениями реальной жизни. Адекватно воспринимают события и поступки героев. Могут понимать мотивы, следствия и причины, способны выразить своё отношение к этому. Активны в различных видах деятельности по произведениям: в драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок. | Низкий уровень: Эмоциональный отклик на произведение выражен слабо. Ребёнок пассивен в различных видах деятельности по произведениям: в драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок. Данным видам деятельности предпочитает другие. Затрудняется в объяснении и понимании мотивов, следствий и причин событий книги. Тяготения к общению с книгой в самостоятельной деятельности не испытывает. Средний уровень: Положительно откликается на предложение воспитателя обратиться к работе с книгой, но предпочитает другие виды деятельности. Эмоциональный отклик на поступки героев есть, однако недостаточно ярко выражен. Ребёнок не всегда правильно оценивает мотивы поступков, однако способен соотнести отдельные поступки и действия с общепринятыми нормами морали. С удовольствием участвует в различных видах деятельности по произведениям: в драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок, но испытывает потребность в помощи сверстников и педагога. Обращается к книге в процессе самостоятельной деятельности. Высокий уровень: Отношение к прочитанному осознанное, устойчивое. Дети видят комическое и драматическое, умеют соотносить это с проявлениями реальной жизни. Адекватно воспринимают события и поступки героев. Могут понимать мотивы, следствия и причины, способны выразить своё отношение к этому. Активны в различных видах деятельности по произведениям: в драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок. Испытывают интерес к книге в самостоятельной деятельности. проявляют инициативу, предлагают взрослому почитать книгу, поиграть "в сказку". оценивает мотивы поступков, однако способен соотнести отдельные поступки и действия с обще- принятыми нормами морали. Высокий уровень: Всегда положительно откликается на предложение воспитателя обратиться к работе с книгой, верно осознаёт мотивы поступков ге- роев, видит их переживания. Может оценить поступки. Активно проявляет себя в разных видах художественной деятельности по материалу прочитанных книг. |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Теоретическое обучение | Практическое обучение | Формы аттестации |
1 | «Кот в сапогах» (Ш. Перо) | 1 | 0,4 | 0,6 | Пересказ сказки |
2 | «Золушка» (Ш. Перо) | 1 | 0,4 | 0,6 | Сочинять новый конец сказки |
3 | Почему кот моется после еды? | 1 | 0,4 | 0,6 | Сочинить новый сюжет и конец сказки |
4 | «Кот и лиса» | 1 | 0,4 | 0,6 | Внести новые ситуации в сказку |
5 | «Как собака друга искала». | 2 | 0,8 | 1,2 | Беседа |
6 | «Заяц – хваста». | 1 | 0,4 | 0,6 | Наблюде- ние |
7 | «Семь Семионов» | 1 | 0,4 | 0,6 | Превратить сказку в задачку |
8 | «Бременские музыканты». | 1 | 0,4 | 0,6 | Составле- ние сказки |
9 | «Морозко». | 1 | 0,4 | 0,6 | Упражне- ние |
10 | «Серебряное копытце». | 2 | 0,8 | 1,2 | Наблюде- ние в игре |
11 | «Гуси – лебеди». | 1 | 0,4 | 0,6 | Разыгры- вание сю- жета при помощи настольно го театра |
12 | «Бобик в гостях у Барбоса». | 2 | 0,8 | 1,2 | Беседа |
13 | «Царевна – лягушка». | 1 | 0,4 | 0,6 | Моделирование сказки с помощью геометриче- ских фигур |
14 | «Мальчик с пальчик». | 1 | 0,4 | 0,6 | Наблюде- ние в игре |
15 | «Стойкий оловянный сол- датик». | 2 | 0,8 | 1,2 | Составле- ние сказки |
16 | «Сивка – Бурка». | 2 | 0,8 | 1,2 | Беседа - игра |
17 | «Дюймовочка» | 1 | 0,4 | 0,6 | Дидакти- ческая игра |
18 | «Лиса Патрикеевна» | 1 | 0,4 | 0,6 | Наблюде- ние |
19 | «Финист – Ясный сокол». | 2 | 0,8 | 1,2 | Упражне- ние |
Содержательный раздел.
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках организации непосредственной деятельности (далее - НОД), но и в ходе режимных моментов в форме игровых и образовательных ситуаций, как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Общее количество совместной образовательной деятельности отражено в учебном плане (см. таблицу «тематический план»).
Реализация программы осуществляется на протяжении всего дошкольного детства с 6 до 7 лет. Содержание работы выстроено в соответствии с возрастными возможностями и периодами психического развития детей.
Планируемый объём нагрузки на детей в соответствии с действующим c СанПин. Занятия со старшими дошкольниками проводятся один раз в неделю. Непрерывная продолжительность 25 минут.
Работа с дошкольниками в рамках освоения программы планируется в соответствии с ФГОС ДО и предполагает освоение детьми образовательного материала в совместной и самостоятельной деятельности.
Тема 1. Сказка «Кот в сапогах»
Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение по содержанию.
Практическое обучение: аппликация "Кот в сапогах".
Оборудование и материалы: изображение "кота в сапогах", ножницы, цветная бумага, клей, картон.
Тема 2. Сказка «Золушка »
Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение по содержанию.
обсуждение выражений: «вернуться
до полуночи», «одиннадцать и три четверти», «полдюжины мышей».
Практическое обучение: Нарисовать и раскрасить главную героиню сказки.
Оборудование и материалы: Картинка из сказки с главной героиней, цветные карандаши, фломастеры, листы для рисования.
Тема 3. Сказка «Почему кот моется после еды?»
Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания. игра "Бывает - не бывает", вспомнить слова на букву "К", вспомнить диких «родственников» кота (лев, тигр, пантера, рысь и др.). Что общего?
Практическое обучение: слепить воробья или кота из пластилина.
Оборудование и материалы: пластилин, дощечки, стека.
Тема 4. Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный».
Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.
Практическое обучение: Упражнять детей в количественном счёте. Смоделировать сказку из геометрических фигур. Вырезывание круглых блинчиков из бумаги.
Оборудование и материалы: Тематические альбомы: «Грибы», «Ягоды», «Злаки», геометрические фигуры, ножницы, бумага жёлтого цвета, картотека пословиц и поговорок.
Тема 5 Сказка «Как собака друга искала»
- Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.
Игра «Гирлянда», разучивание пословиц о дружбе и друзьях. Выкладывание персонажей сказки при помощи игры «Колумбово яйцо» и «Танграм»
Оборудование и материалы: Сборник словесных игр, игры «Колумбово яйцо», «Танграм», картотека пословиц.
игра «Какой, какая, какое, какие».
- Теоретическое обучение: Беседа о породах собак.
Практическое обучение: рисование собак при помощи трафарета и раскрашивание рисунков.
Оборудование и материалы: альбом с иллюстрациями пород собак, трафареты, цветные карандаши, фломастеры, альбомные листы бумаги.
Тема 6. Сказка «Заяц - хваста»
Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания. Дать понятие значения старинного слова «кокорина».
Практическое обучение: Собрать зайца из геометрических фигур, придумывание длинных слов о зайце (короткохвостый, длинноухий, белошёрстый, длинноногий). Аппликация заяц под кокориной.
Оборудование и материалы: Картотека пословиц, поговорок, потешек. Картотека физкультурных минуток. Ножницы, клей, кисти, набор цветной бумаги.
Тема 7. Сказка «Семь Семионов»»
1.1 Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.
Практическое обучение: Упражнять детей в количественном и порядковом счёте,сложить и раскрасить карабль оригами.
Оборудование и материалы: Альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры.
Оборудование и материалы: Пластилин, стеки, картотека пословиц и поговорок, потешек.
Тема 8. Сказка «Бременские музыканты» (Братья Гримм)
Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.
Практическое обучение: Превращение сказки в задачу. С помощью пласти- линового письма сделать первые буквы слов-названий животных.
Оборудование и материалы: Картотека фразеологизмов и пословиц. Пластилин.
Тема 9. Сказка «Морозко»
Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.
Практическое обучение: Составление письма Морозко. Рисование иллюстрации к сказке.
Оборудование и материалы: Картотека пословиц. Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, альбомные листы бумаги.
Тема 10. Сказка «Серебряное копытце» (П. П. Бажов)
- Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания. Познакомить с работой лесника.
Практическое обучение: Воссоздание фигуры козленка Серебряное копытце из элементов игр «Колумбово яйцо», «Монгольская игра». Рисование козлика Серебряное копытце по лекалу, раскрасить его дымковской росписью.
Оборудование и материалы: Картинки из серии «Дикие животные». Лекало козлика. Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, альбомные листы бумаги. Игры «Колумбово яйца» и «Монгольская игра»
- Теоретическое обучение: Пересказ понравившегося отрывка. Дать понимание слов: балаган, запобаивалась (девочка), угрузнешь (в снегу).
Практическое обучение: Заучивание скороговорки. Решение задач на сложение и вычитание. Раскладывание камушек по цветам и оттенкам. Конструирование из природного и бросового материала по сказке.
Оборудование и материалы: Разноцветные камушки, природный и бросовый материал. Картотека скороговорок.
Тема 11. Сказка «Гуси-лебеди»
Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержание.
Практическое обучение: Упражнять в количественном счёте. Закрепить геометрические фигуры. Закреплять умение составлять предметно- схематические карты. Коллективная аппликация «Волшебная яблонька».
Оборудование и материалы: Иллюстрации к сказке. Картинки из серии
«Птицы». Цветная бумага, клей, ножницы, кисти.
Тема 12. Сказка «Бобик в гостях у Барбоса» (Н. Носов)
- Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.
Практическое обучение: Составление математических задач. Изобразить игру собак с помощью пальчиков рук.
Оборудование и материалы: Картотека пословиц и поговорок. Альбом с породами собак.
- Теоретическое обучение: Беседа. Дать детям понимание выражения «Собака – друг человека».
Практическое обучение: В технике «пластилиновое письмо» (из мелких
пластилиновых шариков) на кусочке картона выложить изображение косточки
Оборудование и материалы: пластилин, стека, салфетки. Картинки из серии
«Домашние животные»
Тема 13. Сказка «Царевна-лягушка»
Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.
Практическое обучение: Упражнять в порядковом счёте, составлении задачи, составление из мозаики узор сказочного ковра, рисование и раскрашивание яйца, в котором хранилась смерть Кощея.
Оборудование и материалы: Альбом с картинками обитателей болота, картинки из серии «Детёныши диких животных», мозаика, акварельные краски, кисти, палитры. Картотека пословиц и поговорок.
Тема 14. Сказка «Мальчик с пальчик» (Ш. Перро)
Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.
Практическое обучение: Тренировать в счете предметов парами (по два) в пределах 10. Моделирование дома из геометрических фигур.
Оборудование и материалы: Солёное тесто, наборы геометрических фигур. Картотека пословиц и поговорок.
Тема 15. Сказка «Стойкий оловянный солдатик» (Г. X. Андерсен)
- Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.
Практическое обучение: Придумывание считалок и загадок. Придумывание сказки на тему: «Стойкий оловянный солдатик обретает вторую ногу».
Оборудование и материалы: Коллекция минералов и металлов. Пластилин. Картотека пословиц и поговорок.
- Теоретическое обучение: Беседа по содержанию произведения.
Практическое обучение: Составление задач. Придумывание сказки на тему
«Стойкий оловянный солдатик становиться невидимкой». Раскрашивание по сказке восковыми мелками
Оборудование и материалы: Картотека пословиц и поговорок. Цветные восковые мелки. Раскраски к сказки «Стойкий оловянный солдатик».
Тема 16. Сказка «Сивка-Бурка»
- Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.
Практическое обучение: Игра – беседа с Иванушкой-дурочком, Еленой Прекрасной. Упражнять в проговаривании с разной интонацией «крылатое выражение» из сказки: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» с разной интонацией (тихо, жалобно, громко, шепотом, грозно, мягко, резко и т.д.). Собрать героев из геометрических фигур. Лепка колечка для Елены Прекрасной.
Оборудование и материалы: Наборы геометрических фигур, картотека пословиц и поговорок, пластилин, стеки.
- Теоретическое обучение: Беседа по содержанию сказки.
Практическое обучение: Упражнять произношение «крылатого выражения», как скороговорку: несколько раз, сначала в медленном, а затем в более быстром темпе. Изготовление волшебной книги с нарисованными и аппликативными иллюстрациями.
Оборудование и материалы: Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, кисти, ножницы, салфетки.
Тема 17. Сказка «Дюймовочка» (Г. X. Андерсен)
Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.
Практическое обучение: Игра «Посчитай вместе с кротом». Из скорлупы грецкого ореха, пластилина и цветной бумаги изготовление кроватки Дюймовочки.
Оборудование и материалы: Картотека пословиц и поговорок. Скорлупки грецкого ореха, пластилин, наборы цветной бумаги, крупа.
Тема 18. Сказка «Лиса Патрикеевна» (К. Д. Ушинский).
Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.
Практическое обучение: Лепка лисицы из пластилина.
Оборудование и материалы: Пластилин, стеки.
Тема 19. Сказка «Финист - Ясный сокол» или «Перышко Финиста - Ясна сокола»
- Теоретическое обучение: Чтение, обсуждение содержания.
Практическое обучение: Нарисовать иллюстрацию к любимому отрывку сказки. Составление задачи.
Оборудование и материалы: Картинки из серии «Птицы»,
«Деревья». Картотека пословиц и поговорок. Акварель.
- Теоретическое обучение: Беседа по содержанию произведения.
Практическое обучение: Составление задачи. Изготовление из бросового материала, бумаги «пёрышка» Финиста.
Оборудование и материалы: Альбом «Времена года», картинки из серии « Дикие животные». Бумага, бросовый материал.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
«ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ».
- В основу содержания работы с текстом каждой сказки, предлагаемой вниманию дошкольников, лежит методика Л.Б.Фесюковой, изложенная в её книге «Воспитание сказкой». Исследователь справедливо утверждает, что сказки есть в каждом доме, в каждом детском саду. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве,
о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
Однако удивительный сказочник Д.Родари, а в дальнейшем и боль- шенство авторов ТРИЗ справедливо утверждают следующее:
- существует много сказок жестоких, несущих в своём содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты;
- сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это – чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей;
- сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.
Для развития речи детей JI. Б. Фесюкова советует чаще прибегать к испытанному методу - придумывать иные, новые названия известных сказок, не искажая идеи произведения. Также детям можно предложить игровые ситуации: «Некоторые слова обиделись и убежали. Попробуем без них угадать, какая это сказка». Для воспитания чуткости к слову предлагают следующие:
Приемы работы:
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе - «пушистохвостая»);
- разобрать слова, одинаковые по написанию, но различные по лексическому значению;
- объяснить этимологию слова (происхождение) и др.
Методы работы:
- словесные,
- наглядные,
- практические.
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуально-групповая,
- групповая.
Формы проведения занятий:
- ООД,
- игровые образовательные ситуации,
- беседы.
Педагогические технологии:
- технология ТРИЗ,
- здоровьесберегающие технологии.
В программе используется сказочный материал нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ,
плюс авторский подход Л.Б. Фесюковой. Нетрадиционно-это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход как раз и даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказа но, но без жестокости и агрессии.
«Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребёнка».
Для этого разработана универсальная схема, помогающая эти недостатки ликвидировать.
Она выглядит следующим образом:
Название сказки
- Нравственный урок
- Воспитание добрых чувств
- Речевая зарядка
- Развитие мышления и воображения
- Сказка и математика
- Сказка и экология
- Сказка развивает руки
«Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи разделов. Пусть вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы тот, кто использует нашу методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д.» (Л. Б. Фесюкова.)
- Нравственный урок. Его можно выразить пословицей, поговоркой или другим кратким, но ёмким высказыванием. Эти специально подобранные пословицы и фразеологизмы, которые соотносятся с основным смыслом сказки, помогают детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора. Например, нравственный урок сказ-
ки «Рукавичка»: «В тесноте, да не в обиде». Это один из вариантов, с которым вполне можно согласиться. Но можно и ввести противоречие: да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то? Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее обитателям.
Но все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. Значит, можно добавить к основному нравственному уроку ещё один: «Не надо терять свои вещи». Можно рассмотреть случай с разных сторон: кому хорошо в этой ситуации, а кому плохо? А может, и не так страшно это для деда? Баба свяжет ему новые рукавички, и он будет их беречь.
- Воспитание добрых чувств. Раздел вытекает из нравственного урока. Как и за что можно пожалеть дедушку? А обитателей рукавички? Чтобы вы придумали, если бы оказались в э той сказке? Чем бы помогли героям?
Анологично ведётся работа и по остальным разделам схемы.
- Основа работы по данной программе – воспитание у ребёнка позиции активного читателя (слушателя). По утверждению З.А.Гриценко, процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления его личности. Необходимо помнить, что ребёнок – дошкольник является своеобразным читателем.
Ребёнок постепенно привыкает к тому, что процесс обращения с книгой – это позитивный момент жизни. С книгой связано множество увлекательных занятий, но чтобы перейти к этим занятиям необходимо внимательно прочесть произведение. Поэтому работая с содержанием сказки, педагогу необходимо постоянно показывать и личную заинтересованность в процессе. Стимулировать интерес к литературным произведениям помогут такие формы работы, как активизирующие общения на темы: «За что сказать спасибо этой книге?», «Как книга человека выручает» и пр.
- Крайне важным в процессе реализации данной программы является сотрудничество воспитателя с родителями. Необходимо способствовать тому, чтобы и у родителей возникло понимание: чтение способствует духовной связи ребёнка со взрослыми, преодолению дефицита общения детей и родителей. Позитивным моментом в данном аспекте воспитательной работы будет приглашение родителей на кружковое занятие для их наглядного, практического ознакомления с тем, как сделать процесс общения с книгой приятным и полезным для ребёнка. Родители вполне способны и, как правило, достаточно активны в подборе книг для выставок, в подготовке для детей рассказов о любимых книгах своего детства. Важно, чтобы воспитатель был здесь направляющей и мотивирующей силой.
ЛИТЕРАТУРА
- Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. - М.: Просвещение, 2001. - 144с.
- Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения. - М.: Просвещение, 2003. - 80с.
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 244с.
- Дошкольное учреждение и семья - единое пространство
детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. /
Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко.
- М.: Линка-Пресс, 2001. - 224с.
- Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание. -
2007. - № 6. - С.35 - 40.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников.
// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С.28 .
- Корепанова М., Брежнева М. Сказкотерапия как средство
самопознания младших дошкольников. // Дошкольное воспитание.
- 2008. - № 1.- С. 53-59.
- Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание.
- 2007. - № 3. - С. 3 8 -4 6 .
- Синицина Е.И. Умные сказки. Серия «Через игру к совершенству». - М.:
/лист/, 1997. - 168с.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М.: Просвещение, 1997.-458с.
- Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. - 2007,- № 5. -С . 41-50
- О.Г. Шехова Сказки, игры, колыбельные для развития малышей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.- 127 с., ил.
- Фесюкова Л.Б., Мирошниченко И.В., Панасюк И.С., Яковлева Н.В. Воспи- тываем и обучаем. Комплексные занятия и игры для детей 4-7 лет.- Х.: ЧП
«АН ГРО ПЛЮС», 2008.-208 с.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4 – 5лет / Под ред. О.Ф. Горбуновой. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 128 с.: цв. Вкл.
- Савченко, В. И. Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников / В.И. Савченко. - М.: Детство- Пресс, 2015. – 112.
- Фесюкова, Л. Б. В мире мудрых пословиц / Л.Б. Фесюкова. - М.: Ранок, 2015. - 188 c.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
- Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Развивайка"
Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Развивайка"...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшей группы (5-6 лет) «Детский фитнес»
laquo;Для соразмеренности красоты и здоровья требуется не только образованиев области наук и искусства,но и занятия всю жизньфизическими упражнениями,гимнастикой». Платон...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшей группы (5-6 лет) «Детский фитнес»
laquo;Для соразмеренности красоты и здоровья требуется не только образованиев области наук и искусства,но и занятия всю жизньфизическими упражнениями,гимнастикой». Платон...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Веселая азбука" для детей 6-8 лет
Программа поможет ребенку овладеть навыками чтения....
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Речецветики» для детей от 3до 5 лет
Коррекционно-развивающая программа «Речецветики» позволяет в игровой форме развивать активную речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционную и мелкую моторику рук у детей 3-5 л...
Дополнительная общеразвивающая программа социальной-гуманитарной направленности «Патриот» для детей дошкольного возраста 6-7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа «Патриот» имеет социальногуманитарную направленность. Согласно принципу проектирования и реализации, дополнительных общеразвивающихся программ, дан...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Учимся говорить правильно» для детей от 5до 7(8) лет
Программа по дополнительной платной услуге проведение занятий по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих логопедический кабинет дошкольного образовательного учреждени...