Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 3-7 лет "Зондовый логопедический массаж"
рабочая программа по коррекционной педагогике

Уварова Ирина Викторовна

Программа зондового логопедического массажа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл log_mas_progra.docx61.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №9 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА г. ОРЛА

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ-д\с №9 

Принято:                __________________Линькова В. В.

Протокол №

От «____» августа 2024 года                                                           Приказ от«____» августа 2024 года

                

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ

«ЗОНДОВЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ»

Автор-составитель:

Уварова Ирина Викторовна

учитель-логопед

педагог дополнительного образования

Орел 2024 г.

Содержание:

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка        3
  2. Цель и задачи программы        4
  3. Планируемые результаты6
  4. Содержание программы (учебный план, содержание        6

учебно-тематического плана)

  1. Организационный раздел
  1. Условия реализации программы        12
  2. Кадровое обеспечение                                                                    12
  3. Методические материалы                                                                 13
  4. Формы аттестации        13
  5. Оценочные материалы        14
  6. Список литературы        14

        Приложения.

1. Организационный раздел

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 3-7 лет «Зондовый логопедический массаж» (далее – программа

«Зондовый логопедический массаж») реализуется в рамках системы дополнительного образования МБДОУ детского сада №9.

Программа «Зондовый логопедический массаж» разработана на основании следующих нормативных документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в РФ:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Концепция развития дополнительного образования детей - Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р,
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242),
  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09,
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (с изменениями на 30.09.2020г) Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.

№28 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления молодежи» (СП 2.4.3648-20),

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г.

№2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (СанПиН 1.2.3685-21).

                Направленность программы         Данная программа социально-гуманитарной направленности «Зондовый логопедический массаж» для детей 3-7 лет направлена на нормализацию мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры у детей, имеющих нарушения речи.

        Актуальность программы        

В последние годы резко возрос процент детей, имеющих речевые нарушения. Такие дети часто плохо говорят, имеется нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленные недостаточной иннервацией речевого аппарата. У детей нарушен мышечный тонус общей, мимической и артикуляционной мускулатуры, парезы и параличи мышц артикуляционного аппарата, патология двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкенезии, гиперкинезии, судороги и т.п), а также недостаточная сформированность произвольных, координированных движений органов артикуляции. Часто у детей с нарушением речи, обычные методики постановки звуков не дают должного эффекта: артикуляционные уклады долго не формируются, без осуществления контроля быстро распадаются, поставленные звуки долго не автоматизируются в

самостоятельной речи ребёнка. Поэтому необходимо искать более эффективные пути коррекции речевого дефекта. Зондовый массаж является одним из наиболее эффективных методов в комплексной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, так как представляет собой активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Массаж способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, страдающих речевыми нарушениями.

                1. 2. Цель и задачи программы         Цель программы: коррекция звукопроизношения у детей, имеющих речевые нарушения. Задачи программы:

  • Нормализация        мышечного        тонуса        общей,        мимической        и        артикуляционной мускулатуры;
  • Уменьшение парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
  • Увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений;
  • Активизация тех групп мышц, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
  • Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

                Адресат программы         Данная программа предназначена для детей с 3 до 7 лет, имеющих нарушения речи,

такие как: дислалия, алалия, дизартрия, ринолалия, заикание, голосовые расстройства.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с ТНР

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, стертой дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при стертой дизартрии, дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического слуха.

Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности. Речь ребенка оценивается по четырем уровням развития:

  • на I уровне речевого развития у ребенка наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся жестами и мимикой;
  • на II уровне речевого развития в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим, произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;
  • на III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;
  • на IV уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы.

Таким образом, ТНР выявляется у детей дошкольного возраста со следующими речевыми нарушениями – дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, детская афазия, неврозоподобное заикание (по клинико-педагогической классификации речевых нарушений).

Типичные проявления речевого развития у детей с ТНР:

  • Характеризуются нарушением формирования всех компонентов речевой системы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи).
  • Высказывания бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.  Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких фразах. Особую сложность представляют конструкции предложений с разными придаточными (пропуски и замены союзов).
  • Ребенок испытывает затруднения при планировании высказываний и отборе соответствующих языковых средств: при пересказе ошибается в передаче логической  последовательности  событий,  пропускает  отдельные  звенья,

«теряет» действующих лиц; рассказ – описание мало доступен для ребенка: обычно ограничивается перечислением отдельных предметов и их частей.

  • Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускаются ошибки. Слова употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам.
  • Типичные ошибки грамматического оформления речи:

а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

б) неправильное согласование числительных с существительными;

в) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривание; г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа.

  •  Звуковое оформление речи у детей значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются все виды нарушений звукопроизношения.

Специфические психолого-педагогические особенности детей с ТНР:

  • Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.
  • Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности.
  • Эти дети плохо переносят жару, духоту, нередко они жалуются на головные боли, и головокружения.
  • У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.
  • Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства.
  • Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности.
  • Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, на занятиях. В игре дети излишне возбудимы, а после игры с трудом сосредотачиваются на занятии.
  • Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой.
  • Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем, их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов.

1.3. Планируемые результаты освоения программы         Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры у детей, имеющих нарушения речи.

                1.4. Содержание программы         Программа реализуется курсом (10 занятий) в периоды времени предназначенные специально в режиме дня для индивидуальной деятельности педагога с детьми и реализуется как комплекс игр, система заданий и игровых упражнений

        Учебный план        

Обследование различных групп мышц артикуляционного аппарата Обследование жевательно–артикуляционных мышц

(до начала зондового массажа)

Обследование проводится в несколько этапов:

Задание 1:Широко открыть рот и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 30. Обратить внимание на положение нижней челюсти. Она должна быть неподвижна.

Если мышцы слабые, челюсти начнут постепенно смыкаться, а рот закрываться. Ребёнок пожалуется на усталость, боль в области скул.

Задание 2:Опустить, оттянуть назад, а затем поднять нижнюю челюсть. Повторить комплекс 5 раз.

Задание 3:Выдвинуть верхнюю челюсть вперёд и удерживать её в таком положении под счёт от 1 до 5.

Задание 4:Оттянуть нижнюю челюсть назад и удерживать её в таком положении под счёт от 1 до 5.

Задание 5: Попеременно выдвигать нижнюю челюсть вправо и влево. Затем, выдвинув челюсть вправо, удерживать её в таком положении под счёт от 1 до 5, потом выдвинуть влево и тоже зафиксировать положение.

Обследование мимико–артикуляционных мышц:

Это обследование необходимо при «маскообразном» лице, при наличии парезов лицевой мускулатуры, встречающихся у детей с дизартрией, у пациентов с гипертрофией мышц артикуляционного аппарата.

Задание 1:Сморщить лицо и вытянуть губы вперёд. Удерживать положение под счёт от 1 до 3.

Задание 2:Растянуть мышцы лица, как при широкой улыбке, и раскрыть рот. Удерживать положение под счёт от 1 до 5.

Задание 3:Поднимать и опускать брови. Повторить 5 раз.

Задание 4:Широко раскрыть глаза, зафиксировать положение под счёт от 1 до 3, затем закрыть как можно плотнее (зажмурить), зафиксировать положение под счёт от 1 до 3.

Задание 5:Попеременно открывать и закрывать глаза: левый, правый, оба сразу. Повторить 5 раз.

Задание 6:Попеременно поднимать углы рта. При поднятии правого угла, левая половина лица находится в относительной неподвижности и наоборот. Повторить5 раз.

Задание 7:При сжатых челюстях поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы. В таком положении носогубные складки должны быть резко выражены. Удерживать положение под счёт от 1 до 5.

Задание 8:Одновременно приподнять оба угла рта. Удерживать положение под счёт от 1 до 5.

Задание 9:Поочерёдно приподнимать левую и правую щёки. Повторить 5 раз.

Обследование мышц языка

Задание 1: Открыть рот, высунуть широкий язык так, чтобы он, не напрягаясь, касался боковыми краями углов рта. Язык должен спокойно лежать на нижней губе. Удерживать положение под счёт от 1 до 5.

Задание 2:Открыть рот и высунуть как можно дальше кончик языка. Удерживать положение под счёт от 1 до 5.

Задание 3:Открыть рот, высунуть язык, делать его то широким –лопатой, то узким – жалом. Повторить 5 раз. Вовремя выполнения задания язык врот не убирать.

Задание 4:Поочерёдно высовывать язык изо рта то жалом, то лопатой.

Задание 5.Открыть рот, высунуть язык как можно дальше, затем убрать язык вглубь рта, при этом кончик не должен быть выражен. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

Задание 6:Открыть рот, отодвинуть язык назад к глотке, затем резко выдвинуть вперёд между зубами. При включении голоса слышится сочетание звуков КЫЛ. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

Задание 7. Широко открыть рот, высунуть язык как можно дальше, повернув его вправо, коснутся кончиком языка правого угла рта, затем повернуть его влево и коснуться левого угла рта. Повторить повороты 5 раз.

Задание 8. Широко открыть рот, кончиком языка упереться в нижние зубы, заднюю часть языка поднять вверх, коснуться мягкого нёба, затем опустить, оставить лежать спокойно. Повторить 5 раз. Упражнение рекомендуется выполнять перед зеркалом, подражая логопеду. Если возникают трудности, нажмите пальцами на среднюю часть спинки языка и отодвиньте её назад, при этом задняя часть поднимется вверх.

Задание 9. Присосать спинку языка к нёбу; удерживая язык в таком положении, закрывать и открывать рот 5 раз.

Задание 10. Открыть рот, кончиком языка упереться в нижние зубы, спинку языка сильно выдвинуть изо рта, как можно дальше (кончик языка остаётся на месте). Затем, не отрывая кончика языка от зубов, уложить язык во рту и удерживать его в спокойном состоянии. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

Задание 11. Присасывая язык–лопату к нёбу, а потом отрывая от него пощёлкать языком вначале при сомкнутых, затем при раскрытых челюстях. Повторить 5 раз. Если ребёнок не смог самостоятельно или с вашей помощью выполнить перечисленные выше 11 заданий, то речь может идти о патологии мышц языка.

Задание 12. Открыть рот, высунуть широкий язык, достать им до верхней губы. Затем втянуть язык в рот так, чтобы он своей верхней частью коснулся верхних зубов и нёба. Потом, загнув кончик языка вверх, прижать его к мягкому нёбу. Повторить 5 раз.

Задание 13. Открыть рот, кончиком языка упереться в верхние резцы, затем присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5.

Задание 14. Открыть рот, кончиком языка упереться в нижнюю десну, а спинку языка выгнуть так, чтобы она касалась твёрдого нёба. Удерживать положение под счёт от 1 до 5. Затем присосать спинку языка к нёбу.

Задание 15. Приоткрыть рот и кончиком языка облизать губы. Повторить круговые движения 5 раз.

Задание 16. Облизывая кончиком языка нижние зубы с внешней стороны, открывать и закрывать рот 5 раз.

Задание 17. Открыть рот, сделать язык широким. Поочерёдно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней, затем к верхним и нижним зубам, потом к верхней и нижней дёснам. Наконец, высунуть язык изо рта как можно дальше и тянуть его к носу, подбородку.

Обследование мышц губ

Важную роль в образовании звуков играет подвижность губ. При поражении губных мышц артикуляция нарушается, т.к. движения губ меняют размер и форму преддвериярта, оказывают влияние на резонирование ротовой полости. В большей степени страдает произношение лабиализованных звуков (О, у) и губно–губных смычных согласных (П, Б, М и их мягкие пары).

Задание 1.Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счёт от 1 до 5.

Задание 2. Плотно сжать губами пластмассовую или деревянную трубочку. Логопед пытается её отнять, а ребёнок старается удержать как можно дольше.

Задание 3. Набрать в рот как можно больше воздуха и при сомкнутых губах постепенно выпускать его поочерёдно то с правого угла рта, то с левого, затем с обоих одновременно. Задание 4. Сжать челюсти, сомкнуть губы, затем растянуть их в улыбке так широко, чтобы резко обозначались носогубные складки. Удерживать положение под счёт от 1 до 5. Губы плотно сомкнуты, зубы не видны.

Задание 5. Сжать челюсти. Нижней губой выполнять движения вправо и влево 5 раз, верхняя –неподвижна. Затем нижнюю губу закусить зубами. А верхней двигать вправо и влево 5 раз.

Задание 6. Плотно сомкнуть челюсти, набрать воздух и удерживать его под верхней губой под счёт от 1 до 5.

Задание 7. Сжать челюсти, сомкнутые губы вперёд хоботком. Удерживать положение под счёт от 1 до 5.Повторить3 раза

Задание 8. Плотно сомкнуть челюсти, губы растянуть в улыбке, затем вытянуть хоботком. Повторить 3 раза.

Задание 9. Сжать челюсти, растянуть сомкнутые губы в улыбке, затем раздвинуть губы. Плотно прижать их к дёснам. Обнажив верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счёт от 1 до 5.

Задание 10. Широко открыть рот, губы втянуть внутрь рта, плотно прижимая их к зубам. Удерживать положение под счёт от 1 до 5.

Обследование мышц щёк:

Задание 1. Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счёт от 1 до 5.

Задание 2. Через угол рта подкачать воздух детской спринцовкой. Удерживать положение под счёт от 1 до 5.

Задание 3. Надуть щёки, перегонять воздух из одной щеки в другую 5раз.

Задание 4. Втянуть щёки в ротовую полость между зубами. Удерживать положение под счёт от 1 до 5.

Задание 5. Мышцы щёк расслабить, а потом напрячь

Обследование мышц мягкого нёба:

Задание 1. Открыть рот, как можно дальше тянуть звук А, затем Ы. Следует соблюдать данную очерёдность звуков, т. К, при произнесении звука Ы отмечается более сильный подъём нёбной занавески.

Задание 2. :Открыть рот, произнести на коротком отрыве звуки А -Ы –А –Ы. Следует обратить внимание на подъём нёба.

Задание 3. Открыть рот, высунуть язык. Удерживать кончик языка марлевой салфеткой, предложить ребёнку произнести несколько раз слог КЫ. Звук к–переднеязычный, при его произнесении ребёнок пытается убрать язык в рот. Поднять заднюю часть спинки языка к мягкому нёбу. Удерживание языка поможет увидеть работу мышц мягкого нёба, язычка нёбных дужек, оценить активность мышц глотки.

Задание 4. Ребёнок широко открывает рот, Логопед вилочковым зондом нажимает на мягкое нёбо, на маленький язычок. Следует обратить внимание на подвижность мышц казанных органов.

Задание 5. Ребёнок долго дует на свечу. Логопед, держа ватку возле носа ребёнка, следить за утечкой воздуха через носовые ходы.

Задание 6. Ребёнок закрывает рот. Логопед, вставив в угол рта ребёнка кончик спринцовки, подкачивает воздух до полного расширения щёк и, предлагает удержать положение как можно дольше. Проследить за утечкой воздуха через носовые ходы, приставив ватку или полоску бумаги к носу ребёнка.

Задание 7. Широко открыть рот, высунуть язык, сделать вдох ртом, выдохнуть через нос, произносится звук Н. Если задание не получается, поднимите мягкое нёбо шариком или зондом. Зафиксировать это положение подсчёт от 1 до 3.

Проведение массажа различных групп мышц артикуляционного аппарата.

Массажные зонды: название, функции, методика работы.

Прежде чем приступить к массажу, необходимо подготовить ребёнка к работе с зондами: дать рассмотреть, потрогать, стерильные зонды подержать во рту.

При тяжёлых нарушениях артикуляционной моторики в процессе массажа может возникнуть боль. Каждое упражнение выполняется 15 раз. Через пять раз мышечной системе необходимо давать отдых.

  1. Массаж мышц языка зондом № 1(вилочковый)

Учитывая принцип постепенного усложнения нагрузки. В начале коррекции используется прямой массаж языка. Вилочковый зонд активизирует работу «веерных» мышц, нажимая на их окончания. Каждое упражнение выполняется 30 раз (один раз –один проход зонда по зоне массажа), но выполнив обколы 7 –10 раз дайте отдохнуть мышечной системе.

  1. Начиная с 30 упражнения, в работу включается зонд №2(восьмёрка), с помощью которого выполняются ещё 4 упражнения.
  2. Массаж мышц языка зондами № 3 (саночки большие)

№4 (саночки средние)

№ 5 (саночки малые).

С помощью этих зондов осуществляется прямой точечно –скользящий массаж отдельных участков и всей поверхности языка. Каждое упражнение выполняется 30 раз, нажатие при скольжении интенсивное. Через пять упражнений отдых.

  1. Массаж языка зондом № 6 (топорик): В первом блоке упражнений используется приём нажатие. Под влиянием этого приёма массажа нормализуется тонус мышц, повышается их способность к сокращению, увеличивается подвижность. Степень нажатия зависит от состояния мышц: при пониженном тонусе нажатие -интенсивное, при повышенном –щадящее. Надавливающие движения частые, интервалы между нажимами короткие. Каждое упражнение выполняется 30 раз. Во втором блоке упражнений используется приём скольжение (поглаживание), улучшающий эластичность и упругость мышц, снимающий напряжение. Каждое упражнение выполняется 30 раз.
  2. Массаж мышц языка зондом № 7(Крестовина):

«Крестовина» позволяет воздействовать на мышцы, обеспечивающие верхний подъём языка и расширение средней части языка. Массаж улучшает сократительную способность мышц. Каждое упражнение выполняется 30 раз.

  1. Массаж мышц языка зондом № 8 (Толкачик). При проведении массажа используется два приёма, вначале –нажатие, затем тот же блок упражнений, но используется более интенсивный приём –нажатие с прокачиванием на одном месте по часовой стрелке под счёт до 5.

Массаж мышц, обеспечивающих верхний подъём языка

Массаж зондами №3 –№ 8 Логопедическое воздействие методом зондового массажа способствует активизации мышц, обеспечивающих верхний подъём языка, и формированию необходимых артикуляционных укладов для постановки большой группы звуков. При проведении массажа рот ребёнка должен быть широко открыт, язык поднят вверх, кончик языка поставлен на альвеолы за верхними зубами. Каждое упражнение повторяется 30 раз. Массаж мышц боковой поверхности языка.

Массаж зондами №1 -№ 8.Боковоеартикулирование звуков –сложный и трудно поддающийся исправлению дефект. Нарушается произношение различных звуков: свистящих, шипящих, заднеязычных, мягких. Вдыхаемая струя воздуха проходит через боковую щель, при артикуляции слышится характерный «хлюпающий» звук. Часто наблюдается гиперсаливация. Предрасполагающим фактором возникновения дефекта являются слабость одной стороны языка, односторонние парезы мышц языка.

Логопедическая коррекция начинается с укрепления мышц боковых краёв языка. Для проведения массажа предложить ребёнку широко открыть рот, высунуть язык. Язык должен быть выгнут, а не выкручен. Корень языка виден. В работе задействован весь комплекс зондов. Каждое упражнение выполняется 30 раз.

При выполнении упражнений этого блока необходимо чередовать воздействие на мышцы правой и левой стороны языка, т.е., одно и то же упражнение выполняется сначала на поражённой стороне языка, а затем на сохранной.

Количество упражнений на поражённой стороне языка следует увеличивать в 2

раза.


Массаж скуловых мышц.

Массаж зондами №1 –№8.Почувствовать движение мышц поможет упражнение:

поставив указательный палец под козелком уха, открыть и закрыть рот. Массаж скуловых мышц выполняется с правой и левой стороны, при закрытом и открытом рте, на ограниченном пространстве, расположенном около ушной раковины. Направление массажных движений – сверху –вниз. Каждое упражнение повторяется30 раз.

Одним разом считается 5 –8 прохождений зонда по зоне массажа.

Массаж щёчных мышц.

Массаж зондами №1 -№8.Перед массажем мышцы следует тщательно прогреть тёплым рисом (гречкой), насыпанным в льняной мешочек. Такая процедура сделает мышцы более податливыми, поможет предупредить болевые ощущения. Массаж проводится попеременно на правой и левой щеках, при открытом и закрытом рте. Не затрагивать височные области и круговые мышцы глаз. Каждое упражнение повторяется 30 раз. Одним разом считается проход зонда по всей зоне массажа.

В работе используются массажные движения 4 направлений:

  1. От носогубной складки до ушной раковины, продольное, прямолинейное.
  2. По диагонали:

-от верхней части ушной раковины к носогубной складке;

-от средней части к углам рта;

-от мочки уха к подбородку;

  1. От центра к периферии щеки, спиралевидное против часовой стрелки.
  2. От периферии к центру щеки, спиралевидное по часовой стрелке. Массаж мышц, окружающих ротовое отверстие, руками. Прежде чем приступить к зондовому массажу, следует провести массаж губ руками. Перед массажем губы следует прогреть солевой или электрической грелкой, мешочком с прогретым рисом (гречкой).

Каждое упражнение выполняется 30 раз.

Массаж мягкого нёба.

Массаж мягкого нёба завершает массажный комплекс. К этому времени у ребёнка сформирован навык держать рот широко открытым. Снят рвотный рефлекс, корень языка опущен, и язык спокойно лежит во рту.

2. «Комплекс организационно-педагогических условий»:

        2.1.  Условия реализации программы        

Данная программа должна быть реализована при соблюдении следующих условий:

  1. Наличие отдельного кабинета.
  2. Наличие кушетки для проведения массажа.
  3. Набор зондов, необходимых для проведения массажных действий.
  4. Стерилизатор, медицинские перчатки, медицинский спирт, стерильные салфетки.
  5. Занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении.

Организация зондового логопедического массажа

Назначения логопедического массажа: назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом, заключение комиссии ТПМПК.

Основные показания для массажа: зондовый массаж – массаж, с помощью которого, воздействуя на мышцы лица и языка при помощи специальных упражнений и зондов, можно корректировать неправильное произношение звуков.

Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога или педиатра об отсутствии противопоказаний, изменений мышечного тонуса, как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата.

Противопоказания для проведения массажа:

  • Лихорадочное состояние;
  • Острые воспалительные процессы, в т.ч. конъюнктивиты;
  • Носовые кровотечения и склонность к ним;
  • Различные        заболевания        кожных        покровов        и        волосистой        части        головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии);
  • Диатезы или другие аллергические реакции; стоматиты или другие инфекции полости рта;
  • Герпес на губах;
  • Отёк Квинке (аллергический отёк наружных тканей или внутренних органов);
  • Увеличение лимфатических узлов;
  • Резко выраженная пульсация сонных артерий;
  • Чрезмерная психическая или физическая усталость;
  • Эпи синдром и судорожный синдром;

  • Если ребёнок недавно перенёс ангину, массаж противопоказан до полного выздоровления ещё на протяжении 10 –14 дней;
  • С большой осторожностью необходимо применять массаж с детьми, которые плачут, кричат, вырываются из рук, у них синеет «носогубной треугольник» и отмечается тремор подбородка..

                2.2. Кадровое обеспечение         В реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования имеющий высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки".

2.3. Материально-техническое и информационное обеспечение         Кабинет, оборудованный необходимыми для проведения массажа материалами:

массажные зонды, медицинский спирт, стерильные салфетки, стерильные медицинские перчатки.

  • удобное кресло или стул для ребенка с высокой спинкой, необходимой для опоры головы;
  • стул для педагога;
  • стол;
  • настенное или достаточно большое настольное зеркало для осуществления контроля хода массажа лица специалистом, стоящим за спиной ребенка, и для выполнения ребенком артикуляционных упражнений;
  • стерильные марлевые салфетки;
  • резиновые перчатки;
  • одноразовые шпатели;
  • логопедические зонды различных конфигураций;
  • медицинский спирт для дезинфекции зондов, и т. п.;

несколько полотенец или влажные одноразовые салфетки

Формы аттестации по Программе - открытые занятия для родителей обучающихся, разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения Программы, отражают цели и задачи программы.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости,

отзыв детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытое занятие.

Форма обучения по программе – индивидуальная

Методика обучения опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.

Программой предусматриваются индивидуальные занятия с детьми.

Логопедический массаж проводится каждый день, курс 10 занятий, длительностью 15 –25 мин., зависит от индивидуальности ребенка, его утомляемости, слюноотделения, логопедического заключения.

Технологии здоровьесбережения

  • Нормализация        мышечного        тонуса        общей,        мимической        и        артикуляционной мускулатуры;
  • Уменьшение парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
  • Увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений;
  • Активизация тех групп мышц, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции

  1. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008 — 105 с.
  2. Архипова,Е.Ф. Логопедический и зондовый массаж при дизартрии – М., 2010 г.
  3. Блыскина, И. В.Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2008.
  4. Микляева, Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. — М.: Айрис-пресс, 2010.
  5. Новикова, Е. В. Зондовый массаж: Зонд No 12 «Скользящий». –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  6. Новикова, Е. В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения ( 3 новых зонда). –М.: Излательство ГНОМ и Д, 2009.
  7. Новикова, Е. В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. Часть 1. –2 –е изд. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  8. Новикова, Е. В. Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики руки. Часть 2. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  9. Новикова, Е. В. Нетрадиционные методы массажа артикуляционного массажа при тяжёлых случаях нарушения звукопроизношения (методическое издание только для работы со слушателями на лекции.
  10. Приходько, О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008.
  11. Шафеева, А.А. Логопедический массаж. – М.,2009 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

        Календарный учебный график        

Содержание

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовит ельная к школе

группа

Начало учебного года

01 октября

01 октября

01 октября

01 октября

Окончание учебного года

31 мая

31 мая

31 мая

31 мая

Продолжительность НОД

15 мин

20 мин

25 мин

30 мин

Количество НОД в неделю

курс

занятий

10

курс

занятий

10

курс

занятий

10

курс

занятий

10

Сроки мониторинга

октябрь,

май

октябрь,

май

октябрь, май

октябрь, май

Праздничные дни

04 ноября,

01,06

января

04 ноября,

01,06

января

04 ноября,

01,06

января

04 ноября,

01,06

Января

08 марта,

23 февраля

1, 2, 9 мая

08 марта,

23 февраля

1, 2, 9 мая

08 марта,

23 февраля

1, 2, 9 мая

08 марта,

23 февраля

1, 2, 9 мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности» (для детей старшего дошкольного возраста 5-8 лет)...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей подготовительной группы «Воспитание сказкой»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей подготовительной группы «Воспитание сказкой»...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Речецветики» для детей от 3до 5 лет

Коррекционно-развивающая программа «Речецветики» позволяет в игровой форме развивать активную речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционную и мелкую моторику рук у детей 3-5 л...

Дополнительная общеразвивающая программа социальной-гуманитарной направленности «Патриот» для детей дошкольного возраста 6-7 лет

Дополнительная общеразвивающая программа «Патриот» имеет социальногуманитарную направленность. Согласно принципу проектирования и реализации, дополнительных общеразвивающихся программ, дан...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Учимся говорить правильно» для детей от 5до 7(8) лет

Программа по дополнительной платной услуге проведение занятий по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих  логопедический кабинет  дошкольного образовательного  учреждени...