Формирование и развитие психологической базы речи на коррекционных занятиях учителя-логопеда детском саду
консультация по логопедии (средняя группа)

Гинц Анна Юрьевна

Речь - психический процесс, появляющийся позднее других процессов. Речь - высшая психическая функция, которая свойственна только человеку.

Речь теснейшим образом связана со всеми психическими процессами: ощущением, восприятием, памятью, вниманием, мышлением. Они и составляют психологическую базу речи, а наличие речи в психологическом процессе делает их осмысленными. Любая психическая функция человека имеет отношение к речи.

Задержка формирования познавательной деятельности и речи у ребенка с возрастом не исчезнет и без специального обучения к самостоятельной жизни он подготовлен не будет.

Следовательно, формирование психологической базы речи должно быть обязательно включено в план коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл психологическая база речи17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Формирование психологической базы речи у детей с недоразвитием речи

Речь - психический процесс, появляющийся позднее других процессов. Речь - высшая психическая функция, которая свойственна только человеку.

Речь теснейшим образом связана со всеми психическими процессами: ощущением, восприятием, памятью, вниманием, мышлением. Они и составляют психологическую базу речи, а наличие речи в психологическом процессе делает их осмысленными. Любая психическая функция человека имеет отношение к речи.

В психическом развитии ребенка речь имеет громадное значение, выполняя три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую.

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.

Нарушение речевого развития непосредственно предполагает и нарушение психического развития.

Задержка формирования познавательной деятельности и речи у ребенка с возрастом не исчезнет и без специального обучения к самостоятельной жизни он подготовлен не будет.

Следовательно, формирование психологической базы речи должно быть обязательно включено в план коррекционной работы.

Основные психические процессы, их особенности и развитие у детей, страдающих речевыми нарушениями.

Ощущение -  простейший психический процесс, который заключается в том, что в мозге человека отражаются свойства и качества предметов и явлений, действующих на разные органы чувств. Виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, двигательные, ощущение равновесия.

Основными задачами сенсорного воспитания (развития чувственного познания) являются:

повышение абсолютной чувствительности анализаторов (различение не только сильных, но и слабых раздражителей);

повышение чувствительности к различению (различение не только основных, но и промежуточных цветов, соблюдение речевого режима в группе, чтобы дети реагировали не только на громкий голос, но и на тихий и шепотную речь);

знакомство детей с отдельными свойствами предметов  (величиной, цветом, формой) и обучение обобщенным приемам обследования предметов окружающей действительности.

На занятиях мы используем много дидактических игр на развитие понятий величины, цвета, формы, которые проводятся как часть занятия, в свободное время или на прогулке.

Восприятие - процесс отражения предметов и явлений в целом, действующих на несколько органов чувств. Восприятие опирается на ощущения, без них оно не возможно. Важную роль в восприятии играет речь, она делает его осмысленным.

У большинства детей с нарушениями речи отмечается нарушение пространственной ориентировки. Таким образом, мы используем специальные дидактические игры для знакомства со схемой собственного тела; развиваем навыки определения правой/левой  сторон тела,  направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, схемы тела, стоящего напротив, последовательность предметного ряда, последовательность числового ряда, графическое обозначение направлений.

Отставание в развитии двигательной сферы. У ряда детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных  движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Особенно ярко выражены нарушения мелкой моторики пальцев рук и двигательные нарушения в органах артикуляции.  Учитывая благотворное влияние движений пальцев рук на развитие речи и других психических процессов, в коррекционную работу необходимо включать не только упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата, но и обеспечивающие формирование зрительно-моторной координации, а также тонкой моторики пальцев рук.

Нарушение зрительного восприятия. У некоторых детей, страдающих речевыми нарушениями, отмечается нарушение зрительного восприятия, что ведет в дальнейшем к нарушению процессов чтения и письма, смешению сходных по оптическому признаку графем. У детей с ОНР часто нарушена скорость узнавания предметов.

Во время специальных коррекционных занятий мы используем дидактические игры с символическими изображениями предметов, контурными изображениями, зашумленные картинки, наложенные изображения, собираем разрезные картинки.

Память - процесс, связанный с запоминанием, сохранением и последующим воспроизведением индивидуального опыта.

Зрительную память у дошкольников развивают на материале игрушек, предметных картинок, геометрических форм, цифр и букв. (Игры: «Чего не стало?», «Что появилось?», «Что изменилось?», «Какие игрушки были?»).

Внимание. Игры и упражнения на развитие внимания: «Зачеркни на листочке все домики», «Что забыл нарисовать  художник?»    

Мышление и речь теснейшим образом связаны между собой. У детей, страдающих речевой патологией , необходимо развивать:

обобщение—способ группировки предметов по определенным признакам  (формирование обобщающих понятий, игры «Живой - не живой», «Вершки-корешки», «Разложи картинки», «Что мы едим?», « Четвертый лишний»...)

сравнение—сопоставление предметов (сначала «Чем непохожи?», а потом «Чем похожи?»

умение располагать предметы последовательно  соответственно нарастанию или убыванию ведущего признака.

умение соотносить предметы по ведущему признаку: величине, цвету, форме («Какой пчеле какое ведерко?»).

       

Играйте вместе с нами!

Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование психологической базы речи

Материал данной методической разработки направлен на обобщение и систематизацию знаний педагогов об  особенностях развития основных психических процессов детей, страдающих речевыми нарушениями....

Календарный план по развитию психологической базы речи в подготовительной группе.

Логические упражнения взяты из книги Т. А. Ткаченко " Логические упражнения для развития речи." Москва, Книголюб, 2005г....

Развитие психологической базы речи ребенка в коррекционно-развивающем процессе

В статье описываютяс методы для развития психологических процессов дошкольника....

Буклет "Развитие психологической базы речи"

Домашняя игротекаигры для развития психологической базы речиу детей дошкольного возраста...

Буклет "Развитие психологической базы речи"

ПРЕДСТАВЛЕНЫ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ (ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ)...

"Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи у детей с речевыми нарушениями"

Выступление музыкального руководителя Гайдук М.В. "Музыкально-дидактические игры для развития слухового восприятия"...

Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи

Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи...