Буклет "Развитие психологической базы речи"
материал

Конева Екатерина Александровна

ПРЕДСТАВЛЕНЫ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ (ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_baza_rechi.docx79.16 КБ

Предварительный просмотр:

 «Фотоаппарат»

Цельразвивать произвольное внимание и память

1-й вариант. Ребёнку в течение 10 секунд показывать картинку с любым изображением, затем предложить как можно подробнее описать его.

2-й вариант. Ребёнку в течение 30 секунд показывают картинку с изображением какого-либо сюжета, после чего дают другую, подобную первой, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Ребёнок должен сказать, что изменилось.

«Опиши соседа»

ЦельРазвивать память, внимание, наблюдательность.

Описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить её можно где угодно: на прогулке, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы выбираете знакомый предмет или человека. Припоминаете и по очереди называете по одному отличительному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда наступит его очередь.

«Что изменилось»

Цельразвивать произвольное внимание.

Поставьте на стол три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и предложите ребенку рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

«Сделай как я»

Цельразвивать внимание и память.

У взрослого и ребёнка наборы счётных палочек. Взрослый выкладывает из палочек произвольную композицию, в течение 10-15 секунд показывает её ребёнку. Ребёнок из своих палочек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Количество используемых палочек постепенно увеличивается.

«Четвертый лишний»

Цельразвивать концентрацию, распределение внимания, логическое мышление

Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить картинками с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?

«Нарисуй»

Цельразвивать навык внимательно слушать и выполнять инструкцию.

- Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).

«Угадай, что я загадал?»

Цельразвивать образную память, речь.

Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

«Картинки»

Цельразвивать зрительную память (кратковременную и долговременную).

- Сейчас я тебе буду показывать пять (шесть, десять) предметов (картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет (время показа 5-10 секунд).

- А теперь назови предметы, которые запомнил. Порядок значения не имеет.

«Игра в слова»

Цельразвивать слуховую память.

- Я назову несколько слов, а ты их запомни: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….

Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:

Мальчик устал, девочка плачет, папа читает, мама готовит, бабушка отдыхает.

Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении фразы, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите сделать схематический рисунок, который поможет в запоминании.

«Топ-хлоп»

ЦельРазвивать внимание, память и мышление.

Взрослый произносит фразы-понятия – правильные и неправильные. Если выражение верное, ребёнок хлопает, если неправильное - топает. Например«Летом всегда идёт снег»«Картошку едят сырой»«Медведь зимой спит»«Ворона – перелётная птица». Чем старше дети, тем сложнее должны быть фразы-понятия.

Вы можете использовать для развития памяти заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п. 


МБДОУ – детский сад №370

Домашняя игротека

игры для развития психологической базы речи

у детей дошкольного возраста

C:\Users\user\Documents\Аттестация\Комиксы-art-мозг-144563.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование психологической базы речи

Материал данной методической разработки направлен на обобщение и систематизацию знаний педагогов об  особенностях развития основных психических процессов детей, страдающих речевыми нарушениями....

Календарный план по развитию психологической базы речи в подготовительной группе.

Логические упражнения взяты из книги Т. А. Ткаченко " Логические упражнения для развития речи." Москва, Книголюб, 2005г....

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста». ...

"Направления работы по формированию психологической базы речи"

В статье подробно описаны направления работы учителя-логопеда по формированию психологической базы речи....

Консультация для педагогов «Психологическая база речи»

Консультация для педагогов «Психологическая база речи»...

Развитие словарного запаса и психологической базы речи на лексическом материале темы "Цветы".

Презентация по теме "Цветы"  для дошкольников старшей и подготовительной группы, имеющих ТНР, ЗПР.  Рекомендуется  для  проведения  занятий  логопедами, дефекто...

Развитие словарного запаса, грамматического строя и психологической базы речи на лексическом материале темы " Насекомые". (Ссылка на презентацию в описании).

Презентация содержит материал по развитию словарного запаса, грамматического строя речи и психологической базы речи  у дошкольников с ТНР и ЗПР  . Может быть использована на занятиях логопед...