Развитие психологической базы речи ребенка в коррекционно-развивающем процессе
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Попова Татьяна Владимировна

В статье описываютяс методы для развития психологических процессов дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие психологической базы речи  ребенка в  коррекционно-развивающем процессе.

      Начинающие логопеды нередко испытывают трудности в общении с детьми  в индивидуальной работе, а также при проведении подгрупповых занятий. Дети невнимательны, с трудом включаются в занятия, плохо запоминают речевой материал, он  усваивается с большим трудом. Это может быть вызвано целым рядом причин, среди которых особенности формирования  высших психических функций у детей с нарушениями речи.

        Своевременное  полноценное развитие данных функций служит психологической базой для усвоения и закрепления речевых образцов у ребенка.

      У детей с речевыми нарушениями формирование  высших психических функций происходит по другому, чем у нормально говорящих детей. Особенно это касается детей с ОНР ( общим недоразвитием речи) и детей с дизартрическими проявлениями.

Особенности мышления.

Интеллект у речевого ребенка в норме, но страдает речевое (вербальное) мышление, им трудно словами выразить свои мысли.

Особенности внимания.

Существуют дети с двумя видами нарушения внимания:

1 С крайне неустойчивым вниманием (сразу отвлекаются)

2.Дети, внимание которых трудно привлечь, и с трудом переключить на что-то.

 Особенности памяти.

Дети с речевыми нарушениями лучше запоминают зрительную информацию, им нужно давать больше наглядности. (компьютер в помощь ). Для успеха усвоения материал необходимо давать маленькими порциями и постоянно возвращаться к нему.

Особенности мелкой моторики и графических навыков.

Часто дети не могут соединить точки в пространстве, скопировать геометрические фигуры, провести прямую линию передать качество красок при рисовании. Качество рисования и письма страдает. При затруднениях нужно давать больше упражнений по обводке.

Особенности восприятия.

Пространственно-временные представления у речевых детей нарушены всегда и без специального обучения не формируются.

Часто дети не дифференцируют стороны тела, плохо ориентируются в пространстве по словесной инструкции, путают соотношения над-под, впереди- сзади и т.д.

      Поэтому дети с нарушениями речи требуют других подходов, методов и приемов работы всех специалистов, нежели дети с правильной речью. Обучение должно носить коррекционно-развивающий характер. Помимо чисто логопедических,  в обучении должны быть обязательно предусмотрены задачи по развитию и коррекции  высших психических функций ребенка, а также проводиться специальные игры и упражнения  для развития познавательных процессов, направленные на:

-развитие зрительного восприятия (У речевых детей на его основе формируется слуховое):

а) игры на опознание контурных изображений

б) игры на соотнесение части и целого

в) упражнения с матрицами Равена.

-развитие слухового восприятия (множество игр описано в специальной литературе)

-развитие тактильного восприятия:

а) учить различать предметы по контуру

б) «волшебный мешочек»)

-развитие зрительной памяти (она выполняет компенсаторную функцию, восполняя недостатки слуховой памяти)

а) различные игры на запоминание игрушек. Картинок, сначала вразброс (не в одну линию), затем линейное запоминание. В старшем возрасте можно использовать цифры, буквы.

- развитие слуховой памяти

Например, такая игра:

педагог называет слова вразброс, без опоры на картинки, дети повторяют, затем один ребенок повторяет слова из какой-то лексической темы, скажем, животных, а второй – из другой (насекомых)

-развитие мышления:

а) игры на развитие операций обобщения по внешним признакам( назвать все красные предметы), по видо-родовым признакам(овощи   ….)

б) развитие операций сериации: способность располагать предметы в ряд по нарастанию и убыванию ведущего признака

в) развитие операций сравнения: « 4 лишний», « чем похожи - отличаются»

-развитие внимания:

а) игры на развитие устойчивости внимания ( длительная сортировка или нанизывание бус, прослеживание взглядом линий, лабиринты.

Б) игры на переключаемость внимания ( выборочный счет, чтение алфавита, который перемежается счетом.

Надо отметить, что в ДОУ, которые имеют в штате педагога-психолога, данное направление работы будет осуществляться регулярно и целенаправленно. Там же, где психолога нет, в помощь логопеду большое количество печатных пособий и компьютерные технологии, интернет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план по развитию психологической базы речи в подготовительной группе.

Логические упражнения взяты из книги Т. А. Ткаченко " Логические упражнения для развития речи." Москва, Книголюб, 2005г....

Буклет "Развитие психологической базы речи"

Домашняя игротекаигры для развития психологической базы речиу детей дошкольного возраста...

Буклет "Развитие психологической базы речи"

ПРЕДСТАВЛЕНЫ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ (ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ)...

"Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи у детей с речевыми нарушениями"

Выступление музыкального руководителя Гайдук М.В. "Музыкально-дидактические игры для развития слухового восприятия"...

Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи

Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи...

Формирование и развитие психологической базы речи на коррекционных занятиях учителя-логопеда детском саду

Речь - психический процесс, появляющийся позднее других процессов. Речь - высшая психическая функция, которая свойственна только человеку.Речь теснейшим образом связана со всеми психическими процессам...

Консультация для родителей детей среднего и старшего дошкольного возраста: «О важности развития психологической базы речи»

Развивать психологическую сторону речи – значит развивать основные психологические процессы (память, внимание, мышление, восприятие, воображение)....