Консультация «Особенности взаимодействия специалистов и учителя-логопеда в коррекционной работе»
консультация по логопедии

Стержанова Виктория Сергеевна

Консультация для специалистов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация199.85 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад «Василек»

«Особенности взаимодействия специалистов и учителя-логопеда
в коррекционной работе»
https://sadulibka.ru/wp-content/uploads/2016/02/00-00000020b.jpg

Подготовила:

учитель-логопед

Стержанова В.С

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания
и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения
в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6 -летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Формирование правильного произношения – это сложный процесс. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети овладевают правильным произношением звуков родного языка. Адекватные методы, организационные формы работы с детьми, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов. Успех коррекционной - развивающей работы дошкольного образовательного учреждения определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса и деятельности детей.

Необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход, который направлен на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию.

Задачи которые стоят перед специалистами:

  • коррекционно-образовательные;
  • коррекционно-развивающие;
  • коррекционно-воспитательные.

Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов.

Комплексный подход по коррекции нарушения звукопроизношения обозначен двумя аспектами:

1. Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направлена на нормализацию всех сторон речи, артикуляционной моторики и оздоровление организма в целом.

2. Совместная работа невролога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и родителей.

Цель коррекционной работы специалистов ДОУ с детьми – это развитие правильной, грамотной речи при подготовке к обучению в школе.

В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста используются разнообразные системы работы. И практически каждая система использует дидактический принцип от простого к сложному.

Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:

1. Медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы.

2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно
в присутствии детей, воспитателей.

3. Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков).

4. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоциональноволевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения.

 5. Работа музыкального руководителя. Специалист на занятиях проводит работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки  в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевку на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы. Музыкальный руководитель на занятиях осуществляет контроль за речью детей. Содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях, сценарии праздников и развлечений обсуждается с учителем – логопедом.

6. Работа инструктора по физическому воспитанию. На занятиях по физическому воспитанию использует разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на снятие общей скованности, напряжения. Дети с нарушением речи соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре. Инструктор по физвоспитанию проводит на занятиях упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания. Для снятия мышечного тонуса артикуляционного аппарата проводит самомассаж. Педагог организует и проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью подвижных игр разной сложности, осуществляет контроль за речью детей. На индивидуальных занятиях развивает моторные навыки с использованием пальчиковой гимнастики по лексической теме, повышает активность, развивает подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.

С целью реализации комплексного подхода в коррекции речевого нарушения всех специалистов намечены основные задачи, которые включают в себя:

1. Совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и повышение их профессионального уровня.

2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое
и личностное развитие ребенка.

3. Разработка тетрадей взаимодействия со специалистами, построенных на основе комплексной диагностики.

Тетради взаимодействия - со всеми специалистами определили:

  • задачи работы специалиста (музыкального руководителя, педагогапсихолога, инструкторов по физическому воспитанию);
  • рекомендации по коррекционной работе;
  • перспективное планирование по формированию фонетической стороны;
  • приблизительные игры и упражнения для каждого специалиста;
  • список детей и этап работы логопеда по звукопроизношению.

Формы работы:

  • коллективные;
  • индивидуальные;
  • наглядные;
  • информационно – наглядные;
  • информационно – аналитические.

Коллективные формы работы:

  • родительские собрания;
  • школа для родителей;
  • клуб заботливых родителей;
  • взаимопосещения;
  • консультации.

Индивидуальные формы работы:

  • индивидуальные практикумы;
  • тетради достижений;
  • беседа с родителями;
  • домашние логопедические тетради.

Таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам. Данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга
не только речевого, но и познавательного развития детей-логопатов. Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования - начальной школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие инструктора по физической культуре (бассейн) и учителя -логопеда при проведении коррекционной работы с дошкольниками

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива. Работая с детьми с нарушением речи перед педагогами став...

Взаимодействие родителей и учителя-логопеда в процессе коррекционной работы с детьми.

Одним из важнейших направлений в коррекционно–воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализаци...

Особенности взаимодействия специалистов и учителя – логопеда в коррекционной работе

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Презентация "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми"

Презентация "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми"...

Особенности взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками

Особенности взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками...