Взаимодействие инструктора по физической культуре (бассейн) и учителя -логопеда при проведении коррекционной работы с дошкольниками
консультация по коррекционной педагогике на тему
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива. Работая с детьми с нарушением речи перед педагогами ставится ряд задач, при исполнении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФК И УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи, наш детский сад не исключение. Роль движений чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического и речевого развития
Работа с детьми группы ОНР имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей имеются вторичные отклонения в развитии. Исследования И.П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.
У детей с речевыми недостатками отмечается:
– нарушение общей и мелкой моторики;
– заторможенность;
– повышенная утомляемость;
– нарушение координации;
– отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.
Наряду с физическими показателями отмечается отставание в формировании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все это ставит перед педагогами ряд задач, при исполнении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.
С учителем-логопедом планируются физкультурно-оздоровительная работа с учетом коррекционно-воспитательных задач, направленных на устранение недостатков эмоциональной, интеллектуальной и моторной сфер, обусловленных особенностями речевого дефекта, включаются упражнения на дыхание, координацию движений.
Включаются игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на использование выразительных движений, мимики и жестов. При планировании совместной работы мы учитываем цели и задачи формирования речедвигательных навыков.
Целью проведения такой совместной работы являются:
- развитие общей и мелкой моторики;
- пространственной ориентации;
- физиологического и речевого дыхания;
- координации речи с движением;
- развития речи у детей.
В совместной работе мы решили использовать следующие виды деятельности:
Общеразвивающие упражнения позволяющие укрепить опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивать координацию движений общей моторики и двигательную память, формировать правильную осанку. Данные упражнения подбираются с учетом лексической темы, или в форме игры с речевым сопровождением.
Артикуляционная гимнастика проводится в виде артикуляционных сказок с целью развития функций речедвигательного аппарата, добиваясь усвоения верных артикуляционных поз и преодоления трудностей переключения с одного положения языка на другое.
Пальчиковая гимнастика для тренировки пальцев и кистей рук, развития “ручной умелости”, стимуляции деятельности речевых зон коры головного мозга. Подбираются с учетом лексической темы, с речевым сопровождением.
Дыхательная гимнастика способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности.
Двигательно-речевые игры развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес детей к занятию, физиологическую потребность в движениях, закрепляют лексико-грамматический материал.
Кроме того речевые игры помогают совершенствовать основные виды движений.
Оздоровительно-развивающие игры применяем для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.
Психогимнастика (мимическая гимнастика) способствует расслаблению мышц.
Релаксация используется в конце занятия. Она включает в себя упражнения на расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, туловища, снятие мышечного и эмоционального напряжения. В основном в положении лежа, под музыку.
ФОРМЫ РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
N | Виды | Пример | Цель использования, в каких случаях используется |
1 | Считалки | Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал… » Современные: «1, 2, 3, 4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон» | Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего |
2 | Слова–заклички в подвижных играх | Игра «Совушка – сова» «Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит… » Игра «Два Мороза» «Мы два брата молодые, два Мороза удалые… » | Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь. |
3 | Стихи на спортивную тематику | Стихотворение «Канатоходец» «В час прогулки по канату Я уверенность храню. Свой мешочек (он не вата, Ни за что не уроню». | Используются при выполнении ОРУ и основных движений |
4 | Спортивные термины | Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др. Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др. Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др. | Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов |
5 | Обговаривание правил игры | Вопросы педагога: - «Знаете ли вы такую игру? »; - «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»; - «Объясни всем правила игры». | Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности |
6 | Игровые зарядки | Ходьба: «Жил на свете пес лохматый, Очень важный был. Ранним утром спозаранку Прогуляться выходил» | Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса |
7 | Речевые приемы | Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш» «Дровосек рубит дрова, ух! » Повороты: «Часики, тик-так» и др | Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников |
8 | Различные виды расчета при построении | «На 1, 2 – рассчитайсь! », «По – порядку рассчитайсь! » | Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников |
9 | Стихи и песни тематического содержания | Песни: Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка» Ю. Чичков «Физкульт – ура! » и др. Стихи: В. Волина «Лыжи» Т. Волгина «Саночки» и др. | Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах |
10 | Театрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ | Голицина Н. С., Шумова И. М. «Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др. | Развитие памяти, внимания, речи. Мотивация к занятиям физической культурой. |
11 | Ритмическая и пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика: | Ритмическая гимнастика: Упражнения – «Волк идет», «Боксируем», «Радуется Шапокляк» Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева» «Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем». | Развитие ритма и мелкой моторики рук |
12 | Упражнения на развитие мелкой моторики | Эстафеты: «Звуковая поляна», «Волк и заяц». Игры с мячом: «Хватайка», «Горячая картошка»» | Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции |
13 | Дыхательная гимнастика | «Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит» | Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."
В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...
Планирование взаимодействия инструктора по физической культуре Желтовой О.В. с учителем – логопедом. Подготовительная к школе группа.
Совместно с логопедами мы работаем по теме «Коррекция речи и движения». План разработан для логопедичекой подготовительной к школе группы на календарный год....
Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности по физической культуре (в копилку инструктору по физической культуре)
Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности по физической культуре...
: *Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе физкультурно-оздоровительной работы*
консультация для педагогов ДОУ "Взаиммодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ...
План взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда на учебный год в группе детей с ОНР 1-го года обучения
План взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в работе с детьми с ОНР 1-го года обучения разработан на один учебный год. Включает в себя пальчиковые гимнастики и речевые уп...
Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе в группе компенсирующей направленности
Преемственность и взаимосвязь в работе инструктора по физической культуре и учителя-логопеда способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.Коррекцией речевого и о...