Мастер-класс для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"
методическая разработка по логопедии
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного
произношения».
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.
Задачи:
- расширить знания педагогов об органах артикуляционного аппарата;
- рассказать о значении артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения;
- познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики;
- познакомить с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов артикуляционного аппарата
Оборудование: ноутбук, проектор, экран для демонстрации презентации, презентация, зеркала, выставка методической литературы.
«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.
Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку,- можно творить».
К.С.Станиславский.
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшая задача, которая стоят перед педагогами детского сада и родителями. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Одно из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков.
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов.
Вопрос аудитории:
- Уважаемые коллеги! Какие вы можете назвать органы артикуляции?
Слайд Рассмотрим органы артикуляционного аппарата: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо, щеки, подъязычная уздечка.
Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня и спинки, в котором различают переднюю, среднюю и заднюю части.
Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках С,З,Ц), подниматься за верхние зубы (при звуках Т,Д,Н), прижиматься к альвеолам (при звуке Л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке Р).
В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке У), округляться (при звуке О), обнажать передние верхние и нижние зубы (И,С,З,Ц,Л), слегка выдвигаться вперед (Ш,Ж), но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа.
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение.
В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз, можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны. А работа их – координирована.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Слайд Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Слайд Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1..Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено.
2. Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребёнком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
3. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы.
4. Показывает выполнение упражнения
5. Педагог даёт инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиками языка со звуком Д-Д-Д.
6. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
Приглашение к выполнению упражнения педагогов
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические - удержание органов артикуляции в определенной позе 5-10секунд и динамические – многократное повторение одного и того же движения, которые вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
А теперь я предлагаю вам выполнить артикуляционные упражнения при помощи мультимедийной презентации и зеркал.
Поставьте перед собой зеркало.
Выполняются упражнения: «Заборчик», «Блинчик», «Парус»,
«Часики», «Маляр», «Дятел».
Слайд Артикуляционная гимнастика длится не более 5-8 минут. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. В группах детского сада такую гимнастику можно проводить после общей зарядки перед завтраком. Каждое упражнение выполняется не более 5- 10 раз. Успешность тренировки в значительной степени определяется правильной дозировкой упражнений. За прием предлагается 3-5 упражнений, при этом учитываются индивидуальные особенности детей. За 1 прием предлагается только 1 новое упражнение.
Слайд Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Любой из нас пришёл на этот свет
Творить добро, надеяться, любить
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.
Рефлексия: что узнали нового, что вы можете использовать в своей практической деятельности?
Для вас я подготовила буклет с основными упражнениями артикуляционной гимнастики, которые вы можете использовать на своих занятиях с детьми
Используемая литература.
1.Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. М.: Эксмо.2011.
2.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Литур.1999.
3.Никифорова Л.М., Буйко В.И. Логопедическая азбука. Екатеринбург: Литур.2005.
4.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Формирование звукопроизношения у дошкольников». М., 1998.
5.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. «Основы логопедии». – М., 1989.
6.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». – Санкт-Петербург, 2007.
7.В.М.Акименко «Исправление звукопроизношения у детей».- Феникс. Ростов на Дону. 2008.
Приложение 1. Артикуляционная гимнастика.
"Улыбка".
Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.
«Дудочка» («хоботок»)
Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2.
«Качели»
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу, затем на нижнюю губу. В дальнейшем чередовать упражнения 10-12 раз.
«Накажем непослушный язычок»
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: «Пя-пя-пя-пя..». Легче всего пошлепать кончик, потом шлепайте серединку языка. Медленно двигайте язык вперед – назад. Упражнение хорошо снимает излишнее напряжение языка.
«Чашечка».
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки. Если «чашка» не получается, то надо продолжать делать упражнение «Накажем непослушный язычок». Во время выполнения этого упражнения рекомендуется помогать ребенку поднимать язык при помощи шпателя или пальца. Удерживать в положении «чашечка» в течение 5-10 секунд. Рекомендуется в период подготовки языка к постановке шипящих и соноров.
«Вкусное варенье».
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть во время этого упражнения была неподвижна. Упражнение помогает в подготовке к постановке шипящих и соноров.
«Чистим зубы» (с внутренней стороны).
Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Кончик языка двигается у верхних альвеол. Упражнение хорошо вырабатывает подъем языка вверх для шипящих и соноров.
«Маляр».
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок»), делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.
«Лошадка».
Улыбнуться, широко открыть рот, пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
«Грибок».
Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка». Упражнение направлено на растягивание подъязычной уздечки.
«Индюк».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»
· упражнения для развития дыхания детей;· упражнения для губ;· упражнения для щек;·...
Семинар-практикум с родителями "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"
Цель:Познакомить с приемами коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения....
Консультация для родителей и педагогов "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения"
Материал будет полезен как для родителей так и для педагогов в организации групповой и индивидуальной работы по развитию речи...
Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"
Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"...
Мастер-класс для воспитателей ДОО Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики...
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения».
Цель мастер-класса: передача опыта родителям, путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляцио...
Мастер - класс для воспитателей «Артикуляционная гимнастика - как основа формирования правильного произношения.
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для прави...