Экспресс-диагностика в работе учителя-логопеда для выявления уровня речевого развития дошкольников.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

кузнецова светлана алексеевна

В презентации даны рекомендации по проведению экспресс-обследования в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspress_-diagnostika.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Эффективность применения экспресс-диагностики в работе учителя-логопеда для выявления уровня речевого развития у детей дошкольного возраста» Учитель-логопед КУЗНЕЦОВА С.А. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г.Пушкино «Образовательный комплекс №8 ОДО «Журавлик» 2024 г.

Слайд 2

Основная проблема логопедического обследования воспитанников в ДОУ- большая численность детей и дефицит времени. Всвязи с этим, задачей логопеда является овладение компактными, но в тоже время высокоинформативными методами логопедического обследования. Таким методом может стать метод экспресс-диагностики, позволяющий выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи за небольшой промежуток времени. Применение экспресс-диагностики не исключает полного индивидуального и комплексного обследования в дальнейшем.

Слайд 3

1. Связная речь обследуется в первую очередь. Уровень связных высказываний оценивается в беседах по картинкам, пересказу знакомых сказок, рассказыванию стихов, в старшем возрасте по самостоятельному составлению рассказов 2.Во время обследования связной речи отмечаем, допускает ли ребенок ошибки и какие именно: в падежных окончаниях, в использовании предлогов, в согласовании слов в числе и роде. То есть одновременно со связной речью исследуется ее грамматическая сторона 3. На этапе обследования связной речи внимательно прислушиваемся к словам, которые использует ребенок. В зависимости от возраста при рассказывании по сюжетной картинке определяем качественную и количественную сторону словарного запаса . Например, в младшем дошкольном возрасте предлагаем ребенку назвать предметы на картинке, их цвет, форму и размер; назвать действия людей или животных и чем они производят эти действия. В более старшем возрасте предлагаем назвать настроение и характер персонажей сюжетных картинок и придумать имена для них, сказать ,где находятся предметы, просим объяснить значение некоторых слов, подобрать более точные глаголы и прилагательные. 4. Оцениваем искажения слоговой структуры слова, звуконаполняемость , характер нарушения звуков.

Слайд 4

Журнал первичного обследования учителем-логопедом ДОУ д а т а Ф. И. О. Дата рождения По ни ма ние ре чи Сос тоя ние связ ной речи Граммат -й строй Сло вар ный запас Строе ние артику ляцион ного аппа рата Состо яние арт. мото рики Дыха тель ная и голо совая функ ции Просодический ком понет речи Звуко произ ноше ние Слоговая структура и звуконаполняемость Фонемати ческий слух Фонематическое восприятие Логопедическое заключение. Рекомендации. Сло во изме не ние Сло во обра зова ние

Слайд 5

Статья «Речевой онтогенез: взгляд лингвиста» М.Б. Елисеева - з аведующая кафедрой языкового и литературного образования ребенка института детства РГПУ им. А.И. Герцена. С 1991- 2001 г. работала на кафедре детской речи. Основная сфера научных интересов – речевой онтогенез и дизонтогенез , становление индивидуальной языковой системы ребенка, диагностика речевого развития, языковая рефлексия, восприятие книги ребенком, освоение русского языка детьми-билингвами. Фонетика 4-5 лет : Типичные замены отдельных согласных, сложных для артикуляции Метатезис (перестановка звуков или слогов в слове: петух - типух , пакетик – капетик ). 5-7 лет : Метатезис в речи леворуких детей и амбидекстров . Словообразование 4-5 лет: Овладение различными словообразовательными моделями . 5-7 лет: Рост числа инноваций в речи детей. Словообразовательные инновации - слова, сконструированные ребенком по моделям нормативного языка: конин, братин, бельчиный дом ; работливый гном , балеринье платье; нарядница и красотница , встречник, дарильщик . павлинёнок , силость , заниманье , белота , завид ; украсивиться , аппетитовать сушками , вскарабкай меня туда , отожмурь глаза ; одетый по-давнему , кричали по-человеческому .

Слайд 6

Морфология: От 3 до 5 лет – рост количества инноваций в речи детей при усвоении формальной стороны различных ГК, связанных с унификацией основы и с неверным выбором формообразующего аффикса. 5-7 лет : Уменьшение количества инноваций в речи детей. Дольше всего сохраняются в речи следующие инновации: унификация ударения -сохранение неподвижности ударения: нОгами , кИта , Ушами, спАла , попИла ; смешение окончаний род.п . мн.ч .; смешение оконч . р.п . мн.ч . и предл. п. мн.ч .; ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых сущ.; образование окказиональных родовых пар у сущ. общего рода, зоонимов , у сущ. м.р ., обозначающих лицо по профессии ( корова с коровом , утка и ут ; нельзя быть плаксом ; парикмахерка, командирщица ) окказиональное образование сравнительной степени прилагательных; ненормативное склонение числительных( четыре лягушек, две санки/два санка ); образование окказиональных видовых пар глагола ( украшивать , украдывать ); окказиональное образование причастий ( машина сломата , нос завязат );

Слайд 7

Методические рекомендации к экспресс-диагностике речи детей средней группы (4-5 лет) Для обследования детей средней возрастной группы рекомендуется сказка «Теремок». Предварительно проводится подготовительная работа воспитателями / (учителем-логопедом) в группе: -Прочтение сказки -Просмотр мультфильма -Театрализованная деятельность Перед обследованием проводится беседа-знакомство логопеда с ребенком (для установления коммуникации), которая носит информативный характер. При диагностике логопедом в качестве наглядного материала можно использовать книгу с иллюстрациями или сюжетные картинки, которые ребенок будет выкладывать самостоятельно или с помощью педагога.

Слайд 8

Диагностические критерии при пересказе сказки 1.Рассказывает самостоятельно или с помощью . Правильно передает последовательность событий. Начинает и заканчивает сказку самостоятельно, используя слова первоисточника. 2.Словарный запас (соответствие объема словаря возрастным нормам, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики). Точно использует 7 и более глаголов: стоял, бежал, прибежал, прискакала, спросил, забралась, прыгнула, заглянул, живут, залез, развалил. Не только запоминает и правильно называет всех персонажей сказки, но и употребляет характеризующие их признаки, использованные в первоисточнике: мышка - норушка, лягушка-квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый. Использует служебные части речи. 3.Тип используемых предложений, их структура (простое предложение, простое распространенное, предложения с однородными членами , сложное предложение и т.д.) 4. Наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность их использования 5. Слоговая структура и звуконаполняемость 6. Звукопроизношение 7. Просодика (темп, логическое ударение, ритм, мелодика, дикция, тембр)

Слайд 10

Дополнительные задания к обследованию 1. Словарь: Части теремка, части тела животных. Обобщающие понятия (дикие животные, инструменты, одежда). Антонимы (большой-маленький, сильный-слабый, смелый-трусливый) Названия жилища животных («Кто где живет?») Качественные прилагательные с эмоциональной окраской (хитрая, трусливый) 2.Словообразование: Уменьшительно-ласкательная форма (У лисы-лапы, а у мышки –лапки) Приставочные глаголы (подошел, зашел, вышел, ушел) Относительные прилагательные (деревянный теремок, соломенная крыша). Названия детенышей животных. Глаголы (Мышка пищит, лягушка квакает, волк воет, медведь рычит) Притяжательные прилагательные (лисий, медвежий, лягушачий). Сложные прилагательные (одноэтажный, двухэтажный) 3.Просодика (- Каким голосом будет разговаривать мышка? Лиса? Медведь? )

Слайд 11

4. Словоизменение - Р.п . (Кого пока нет в теремке?) - Д.п .(Кому дадим угощение?) - В.п . (Кого видит медведь в теремке?) -Т.п. (Кем любуюсь на картинке?) - П.п . ( О ком расскажу маме дома?)

Слайд 12

Для уточнения понимания и использования предлогов В, К, ЗА, Перед, Над, Под предлагается словесная игра «Кто (что) где находится» по картинке. По просьбе педагога ребёнок составляет фразы с предлогами (или называет картинки, по отношению к которым необходимо определить расположение того или иного предмета). -Кто под мышкой? Кто над волком? Кто за домом? Кто около дома? В этом возрасте дети осмысленно употребляют в речи наречия , указывающие на расположение предметов, поэтому после рассказывания сказки для уточнения понимания и использования в речи наречий местоположения, (слева, справа, вверху, внизу, сзади,впереди ), ребёнку предлагают рассмотреть картинку и ответить на вопросы: -Назови, где находится мышка? Заяц? -Покажи и скажи кто внизу? ( мышка) -Покажи и скажи, кто верху? (заяц) -Покажи и скажи, кто слева? (волк) -Покажи и скажи, кто справа? (медведь)

Слайд 13

Обследование фонематического слуха и слоговой структуры ( Л.В.Лопатина,О.Е . Грибова, Н.В.Серебрякова , Л.С. Соломаха ) 1. Для отраженного проговаривания детям предлагаются слоговые ряды, содержащие оппозиционные согласные, которые они умеют произносить . С 4 лет –ряды из 2 -х слогов: па-ба, на – ма , та-на, ма-мя и другие. Для детей старше 5,5 лет – слоговые ряды из 3-х слогов: та-да-да, ба-па-па .. 2.Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. В словах- квазиоомонимах (по картинкам): Покажи сначала, где мишка, а потом, где мышка (уточка-удочка, трава-дрова) 3. Дифференциация на слух звуков, смешиваемых в произношении (мишка-миска, крыса-крыша, ветер-вечер, челка-щелка ) 4.Воспроизведение слоговой структуры слова. С 4- 5 лет: дом, снег, крыша, мостик, кошка, каша, капуста, хлеб, помидоры, ступенька В 5 лет: самолет, скворец, погремушка, фотограф, аквариум, сковорода, лекарство. Мальчики слепили снеговика. Мотоциклист мчится на мотоцикле. Сестренка развешивает простыни. С 6 лет: У фотографа фотоаппарат со вспышкой. Виолончелист укладывает инструмент в футляр. Регулировщик руководит движением на перекрестке. ( Нищева Н.В.) Дефект сокращения стечения согласных , превращающее закрытый слог в открытый («капута» - капуста); слог со стечением согласных - в слог без стечения (« тул » - стул) Филичева Т.Б и Чиркина Г.В выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

Слайд 14

Кира, 6 лет. Выход из моторной алалии Стоял() поле теремок. Пробегала мимо мышка: «Кто() теремочке живет?» Никто не отвечал. Залезла() домик мышка и стала там жить . «Кто-кто() теремочке живет? Кто-кто() навысоком живет?»- Я, мышка-норушка, я, лягушка-квакушка. Залезай() нам теремок. Будем месте жить. Пробегал а мимо зайчик- побегайчик : «Кто-кто живет() теремке, кто-кто() навысоком живет?» -Я, зайчик- побегайчик , можно() вам() теремке жить? –Залезай() нам. И начали они месте жить»……. -Я, лисичка-сестричка, можно к вам() теремок? Давай() нам() теремок. И начали они месте жить. - Я,косолапый медведь. -Ты нас раздавишь. -Не раздавлю. Он пытался зайти-не получается. Я() вас на крыше буду жить. Он залез на крышу. Ни начали они там жить. Сломался теремок. Животные там выбежали. И молотком придется все заново чинить. Они построили теремок, как прошлый.

Слайд 15

Лиза, 7 лет. Выход из сенсорной алалии. (Логопед) –Стоял темок . Мышка стучит() дверь. Кажется там нету никого. Мышка теперь здесь живет. (Логопед) Лягушка. Она: Кто там? Мышка.-А можно к тебе пожить? Мышка сказала: « Да». Они сели двое. (Логопед) Зайка –прыгунчик. (Логопед) Постучалась.-Кто там? –Я мышка. Я –лягушка. А можно у вас пожить? Мышка сказала: «Да». Они жили. Пришла Лисичка-сестричка. Постучала: «Кто там?» Они познакомились. Мышка, лягушка, заяц. А можно у вас пожить? Мышка сказала: «да». Они жили. (Аналогично с волком) Пришел Медведь. Он сломал дом.(-Как называется дом? Через минуту ответ»теремок »). Медведь сломал теремок. Он сказал: «Можно пожить?» - Ты не поместишься. -Как Медведь сломал теремок? –Сел и сломал. -Что произошло с теми, кто был в теремке? Сразу мышка бежала, лягушка, зайчик, лисичка. Успели выйти.

Слайд 16

Литература Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций .СПб Детство-Пресс 2000 г. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. -- М.: Айрис-пресс, 2005 Елисеева М.Б Речевой онтогенез: взгляд лингвиста. – «Логопед 2005, № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование аудио-пособия "Первые уроки" серии "Музыка с мамой" Железновых на индивидуальных занятиях учителя-логопеда с детьми 1 уровня речевого недоразвития

Речевые возможности детей с ОНР 1 у. характеризуются  полным или частичным отсутствием  общеупотребительной речи. Дети общаются с окружающими, используя «лепетные» слова, неполные, «леп...

Наглядный материал по выявлению уровня речевого развития детей 5-6 лет

Данный картинный материал составлен мной к методике Безруковой О.А., Каленковой О.Н....

Инструментарий для выявления уровня физического развития дошкольников

Перечень упражнения для выявления того или иного физического качества дошкольника...

Анкета для родителей по выявлению уровня речевого развития детей 4-летнего возраста Уважаемые родители!

Анкета для родителей по выявлению уровня речевого развития детей 4-летнего возраста Уважаемые родители!...

Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводит...

Выявление уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Задания для выявления уровня речевого развития детей,комплексный тестовый метод речевого развития детей дошкольного возраста....

Конспект выступления учителя-логопеда на педсовете "Эффективные технологии речевого развития дошкольников".

Воспользуйтесь конспектом, чтобы спланировать выступление на тематическом педсовете по речевому развитию дошкольников. В конспекте — основные задачи и рекомендации по работе воспитателей с детьм...