Игровая практическая деятельность как средство развития речи детей
картотека по логопедии (старшая группа)

Иванова Оксана Владимировна

Развитие речи ребенка- процесс очень сложный, индивидуальный, зависящий от многих факторов. Но сложно не согласиться, что без сотрудничества со стороны обучающегося, без его желания вступить в процесс взаимодействия с педагогом сложно достичь реального результата. Игра- любимый вид деятельности детей. Когда ребенок слышит волшебные слова: «Давай поиграем» - в большинстве случаев он готов вступить в контакт и обучаться через игру.

В своей работе я стараюсь использовать дидактические игры, которые побуждают ребенка к выполнению различных сенсомоторных действий, то есть, игровой материал дети используют практически, запоминая не только зрительный образ предмета, но и тактильное ощущение, в последствии соотнося его с нужным словом.

Я хочу представить вам несколько игр, помогающих мне в повседневной работе с детьми с целью развития у них диалогической и монологической речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая практическая деятельность как средство развития речи детей

Развитие речи ребенка- процесс очень сложный, индивидуальный, зависящий от многих факторов. Но сложно не согласиться, что без сотрудничества со стороны обучающегося, без его желания вступить в процесс взаимодействия с педагогом сложно достичь реального результата. Игра- любимый вид деятельности детей. Когда ребенок слышит волшебные слова: «Давай поиграем» - в большинстве случаев он готов вступить в контакт и обучаться через игру.

В своей работе я стараюсь использовать дидактические игры, которые побуждают ребенка к выполнению различных сенсомоторных действий, то есть, игровой материал дети используют практически, запоминая не только зрительный образ предмета, но и тактильное ощущение, в последствии соотнося его с нужным словом.

Я хочу представить вам несколько игр, помогающих мне в повседневной работе с детьми с целью развития у них диалогической и монологической речи

                                         «Разноцветные дорожки»

Цель

 Развитие диалогической и монологической речи детей в процессе игровой деятельности

Задачи

  1. Закрепление у ребенка умения описывать свои тактильные ощущения, используя прилагательные (гладкая, шершавая, тверда, мягкая, скользкая)
  2. Обучение правильному использованию в речи близких по значению слов – действий, составление предложений с этими словами.
  3. Развитие внимания, памяти, логического мышления

Игровой материал

Полосы в виде дорожек разного цвета, выполненные из различных материалов и наклеенные на ламинированные листы бумаги с изображением различных пейзажей (лес, городская улица и т. д.)

                    Ход игры

Вариант 1

Ребенку предлагается ощупать дорожки разного цвета и рассказать о своих ощущениях, затем закрыть глаза и «пройти» пальчиками по каждой дорожке, угадав цвет

Вариант 2

Запомнить и воспроизвести ряд действий: по зеленой дорожке «пройти» пальчиками, по красной- «пробежать», по зеленой – «проскакать». Затем попросить ребенка назвать по порядку выполненные действия.

Вариант з

Перед ребенком выкладываются игрушки: машина, девочка, дедушка. Предложить отгадать, кто может попрыгать по оранжевой дорожке, почему? Кто может пройти по зеленой дорожке, что может проехать по желтой дорожке. Вспомнить и рассказать, что делала каждая игрушка.

                                        «Угадай дерево»

Цель

 Развитие диалогической и монологической речи детей в процессе игровой деятельности.

Задачи

  1. Расширение и уточнение знаний детей о внешнем виде, строении деревьев.
  2. Обучение составлению описательного рассказа с опорой на наводящие вопросы.
  3. Закрепление навыка образования и употребления в речи относительных прилагательных.
  4. Формирование основ экологического сознания

Игровой материал

Костюмы разных деревьев со съемными взаимозаменяемыми листьями и плодами

                              Ход игры

Вариант 1

Дети делятся на две группы. Первая группа в костюмах деревьев находится за ширмой, вторая- перед ширмой. Дети второй группы по очереди задают вопросы каждому ребенку, одетому в костюм дерева о внешних признаках данного дерева: «Дерево, какой у тебя ствол, какие листья, плоды». Согласно ответам, дети отгадывают данное дерево, после чего, ребенок выходит из – за ширмы. Воспитанники проверяют правильность своего предположения.

Вариант 2

Ребятам сообщается, что листья на деревьях прикреплены правильно, а плоды перепутались. Необходимо распределить плоды соответственно листьям на деревьях. Затем наоборот, необходимо распределить листья соответственно плодам и назвать их.

                                         «Сортировка мусора»

Цель

Развитие диалогической и монологической речи детей в процессе игровой деятельности

Задачи

  1. Закрепление навыка образования и употребления в речи относительных прилагательных.
  2. Воспитание основ экологического сознания

Игровой материал

Стенд с крючками, на которых развешаны три ведра с наклеенными на них изображениями различных веществ: стекло, пластик, органика.

Каринки с изображением различных предметов: пластиковая бутылка, огрызок яблока, и т. д.

       

                              Ход игры

Детям предлагается собрать и правильно рассортировать мусор, оставленный людьми на поляне.

Ребенок поднимает картинку с изображенным на ней предметом и озвучивает свои действия, например: «Стеклянный пузырек я положу в ведро со стеклом, и т.д.»

В завершении игры воспитанники рассуждают, почему нельзя оставлять мусор на природе.

                    «Назови предмет одежды»

Цель

Развитие диалогической и монологической речи детей в процессе игровой деятельности

Задачи

1 Закрепление навыка образования и использования в речи относительных прилагательных

2 Формирование умения рассуждать, выстраивать логическую цепочку.

3 Закрепление навыка дифференцировать свои тактильные ощущения.

Игровой материал

Силуэты детей, изображенные на листах бумаги с вырезанными и наклеенными на них предметами одежды из различных тканей.

                                   Ход игры

Вариант 1

Ребенку предлагается ощупать предмет одежды, рассказать о своих тактильных ощущениях, затем назвать ткань, и сам предмет одежды (трикотажная юбка)

Вариант 2

С закрытыми глазами ощупать предметы одежды и разложить их в заданной последовательности

Предложить ребенку порассуждать, для какого времени года подходит та или иная одежда, куда ее можно надеть, какую еще одежду можно изготовить из данной ткани, есть ли у ребенка одежда из этой ткани.

                                          «Накорми гостей»

Цель

Развитие монологической и диалогической речи детей в процессе игровой деятельности

Задачи

  1. Закрепление знаний детей по теме «Продукты питания»
  2. Совершенствование навыка образования и употребления в речи относительных прилагательных
  3. Развитие внимания, памяти

Игровой материал

Вырезанные из бумаги силуэты тарелок с наклеенными в середине различными крупами, а также горохом, фасолью и вермишелью

Ход игры

Ребенку предлагается осмотреть предложенные «блюда» и назвать их: гречневая каша, гороховый суп, рисовая каша, и т. д., затем сообщается, что сегодня к нему на обед придут гости, все они любят разную еду. Игрушки рассаживаются вокруг стола. Ребенку необходимо запомнить и правильно расставить тарелки с любимой едой для каждого игрушечного персонажа, а затем рассказать, кто из гостей что будет есть.

                  «Чудесная коробочка»

Цель: развитие речи детей в процессе игровой практической деятельности

Задачи

  1. Закрепление умения у детей дифференцировать предметы по тактильным ощущениям
  2. Совершенствовать навык образования и использования в речи относительных прилагательных
  3. Развивать внимание, память, процессы сравнения, опираясь на зрительный и тактильный анализ
  4. Развивать мелкую моторику

Игровой и практический материал: коробка с тремя группами предметов

1 группа: деревянные пластинки с наклеенными на них предметами из разных материалов (металлические монеты, бусины, кусочек меха, ткани, керамики и т. д)

2 группа: пары карточек с наклеенными на них одинаковыми фигурами из разных материалов и карточки с разными фигурами и предметами, выполненными из одинаковых материалов

3 группа: подушечки, заполненные разным содержимым (пух, макароны, гречка, бусины ит. д.)

                           Ход игры

Вариант 1

Ребенку предлагается ощупать карточки из первой группы, назвать предметы, прикрепленные к ним и разложить их от самого холодного к самому теплому, затем с закрытыми глазами ощупать предметы и назвать вещества, из которых они изготовлены

Вариант 2

Разложить карточки по парам, проанализировав, в чем сходство и различие изображенных на них фигур и предметов

Вариант 3

Ребенку предлагается ощупать подушечки и угадать, чем они заполнены, дать подушечкам названия в зависимости от их содержимого: гороховая, пуховая, гречневая и т. д., затем запомнить инструкцию и разложить подушечки в заданной последовательности.

Можно попросить ребенка разложить подушечки от самой мягкой до самой твердой

(для усложнения задачи можно предложить воспитаннику закрыть глаза и выполнить задание)

 

 

                                                   Повара

Цель

Развитие речи детей в процессе игровой деятельности

Задачи

  1. Расширение и уточнение словаря в рамках лексической темы «Продукты»
  2. Совершенствование навыка образования и употребления в речи относительных прилагательных
  3. Упражнение в образовании сложного предложения

Игровой материал

Силуэт кастрюли, наклеенный на магнитное полотно, вырезанные из бумаги и наклеенные на магнитное полотно изображения различных продуктов, а также фруктов, овощей и ягод

                                    Ход игры

Ребенку предлагается «сварить гороховый или фасолевый суп», поместив в кастрюлю все необходимые ингредиенты.

Ребенок выполняет задания, комментируя свои действия.

Предложить воспитаннику ответить длинным красивым, полным предложением на вопрос: «Что нам понадобилось для приготовления горохового супа?»

Попросить ребенка подумать, какой компот можно сварить из имеющихся фруктов и ягод, предложить «приготовить компот» из различных ингредиентов.

                                         «Подружки»

Цель

Развитие речи детей в процессе игровой деятельности

Задачи

  1. Закреплять умение детей образовывать сложные прилагательные
  2. Упражняться в составлении сложноподчиненного предложения с союзом А
  3. Развивать процессы анализа, синтеза, сравнения, мелкую моторику

Игровой материал

Наклеенные на картон объемные куклы, отличающиеся друг от друга цветом волос, глаз, выражением лица, одеждой

                                      Ход игры

Предложить ребенку рассмотреть двух кукол – подружек, дать им имена.

Попросить рассказать, чем подружки отличаются друг от друга, используя красивые сложные слова (зеленоглазая, темноволосая). Побуждать детей использовать в речи сложные предложения с союзом «а».

Предложить поменять подружкам прически (заплести косы, завязать банты)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровая практическая деятельность как средство развития речи детей. Учитель-логопед Иванова О.В, МБДОУ №19

Слайд 2

«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого.» А.С . Спиваковская Большое влияние игра оказывает на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого ребёнка включённости в неё, определённые способности к коммуникации. В речевой игре от ребёнка требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.

Слайд 3

Особенности развития речи детей с ТНР. Нарушения звукопроизношения Нарушения слоговой структуры слова Несформированность лексико-грамматических категорий Низкий уровень развития связной речи Пассивный словарный запас Нарушение зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

Слайд 4

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем группы комбинированного вида - Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; - Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарат; - Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков; - Закрепление , уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах; - Закрепление сформированных логопедом грамматических категорий - Формирование диалогической и монологической форм связной речи; - Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза; - Подготовка детей к письму, формирование графических навыков; - Развитие памяти, внимания, мышления.

Слайд 5

Спектр целевых ориентации дидактической игры: обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность; развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.

Слайд 6

Работа с детьми: «Назови предмет одежды» Цель Развитие диалогической и монологической речи детей в процессе игровой деятельности Задачи 1 Закрепление навыка образования и использования в речи относительных прилагательных 2 Формирование умения рассуждать, выстраивать логическую цепочку. 3 Закрепление навыка дифференцировать свои тактильные ощущения. Игровой материал Силуэты детей, изображенные на листах бумаги с вырезанными и наклеенными на них предметами одежды из различных тканей.

Слайд 7

«Накорми гостей» Цель Развитие монологической и диалогической речи детей в процессе игровой деятельности Задачи Закрепление знаний детей по теме «Продукты питания» Совершенствование навыка образования и употребления в речи относительных прилагательных Развитие внимания, памяти Игровой материал Вырезанные из бумаги силуэты тарелок с наклеенными в середине различными крупами, а также горохом, фасолью и вермишелью

Слайд 8

«Чудесная коробочка» Цель : развитие речи детей в процессе игровой практической деятельности Задачи Закрепление умения у детей дифференцировать предметы по тактильным ощущениям Совершенствовать навык образования и использования в речи относительных прилагательных Развивать внимание, память, процессы сравнения, опираясь на зрительный и тактильный анализ Развивать мелкую моторику Игровой и практический материал : коробка с тремя группами предметов 1 группа: деревянные пластинки с наклеенными на них предметами из разных материалов (металлические монеты, бусины, кусочек меха, ткани, керамики и т. д) 2 группа: пары карточек с наклеенными на них одинаковыми фигурами из разных материалов и карточки с разными фигурами и предметами, выполненными из одинаковых материалов 3 группа: подушечки, заполненные разным содержимым (пух, макароны, гречка, бусины ит. д.)

Слайд 9

« Разноцветные дорожки» Цель Развитие диалогической и монологической речи детей в процессе игровой деятельности Задачи Закрепление у ребенка умения описывать свои тактильные ощущения, используя прилагательные (гладкая, шершавая, тверда, мягкая, скользкая) Обучение правильному использованию в речи близких по значению слов – действий, составление предложений с этими словами. Развитие внимания, памяти, логического мышления Игровой материал Полосы в виде дорожек разного цвета, выполненные из различных материалов и наклеенные на ламинированные листы бумаги с изображением различных пейзажей (лес, городская улица и т. д.)

Слайд 10

«Сортировка» Цель: развитие навыка классификации вещей и продуктов по внешним признакам, определения формы окружающих предметов . Задачи: -закрепление в памяти новых понятий; -развитие логики, памяти, концентрации внимания, речевых навыков; -закрепление умения соотносить контуры с очертаниями предметов; -формирование способности к самостоятельной, парной или коллективной работе. Дети начинают раскладывать картинки по карточкам, попутно рассказывая, почему кладут именно сюда.

Слайд 11

« Сортировка мусора» Цель Развитие диалогической и монологической речи детей в процессе игровой деятельности Задачи Закрепление навыка образования и употребления в речи относительных прилагательных. Воспитание основ экологического сознания Игровой материал Стенд с крючками, на которых развешаны три ведра с наклеенными на них изображениями различных веществ: стекло, пластик, органика. Каринки с изображением различных предметов: пластиковая бутылка, огрызок яблока, и т. д.

Слайд 12

«Повара» Цель Развитие речи детей в процессе игровой деятельности Задачи Расширение и уточнение словаря в рамках лексической темы «Продукты» Совершенствование навыка образования и употребления в речи относительных прилагательных Упражнение в образовании сложного предложения Игровой материал Силуэт кастрюли, наклеенный на магнитное полотно, вырезанные из бумаги и наклеенные на магнитное полотно изображения различных продуктов, а также фруктов, овощей и ягод

Слайд 13

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ . Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

Обобщённый опыт работы "Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста"

Описание опыта работы по теме. Театрализованные, дидактические, сюжетные игры для малышей, развиивающие их активный и пассивный словарь...

Игровая деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги!Мы с Вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста». на 2022-2023 учебный год

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...