Главные вкладки
В гостях у Звуковичков
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Тема: «В гостях у Звуковичков»
Конспект открытого фонетического занятия с элементами современных образовательныхтехнологий (ИКТ, мнемотехники, здоровьесберегающих) в старшей логопедической группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_gostyah_u_zvukovichko_23_g.v.docx | 39.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №56 «Ландыш» муниципального образования
Городской округ Симферополь Республики Крым
Тема: «В гостях у Звуковичков»
Конспект открытого фонетического занятия с элементами современных образовательныхтехнологий (ИКТ, мнемотехники, здоровьесберегающих)
в старшей логопедической группе.
Выполнила:
учитель-логопед
высшей категории
Корнева С.А.
Симферополь, 2023
Тема: «В гостях у Звуковичков»
Конспект открытого фонетического занятия с элементами современных образовательных технологий (ИКТ, мнемотехники, здоровьесберегающих) в старшей логопедической группе.
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление правильного произношения звуков С и СЬ. Упражнения: в определении наличия – отсутствия звука [С] в словах на слух и в произношении; в дифференциации звуков С и СЬ в словах; в определении позиции звуков [С] и [С] в словах (начало, середина, конец); в определении количества слогов в словах. Упражнение в подборе к предметам действий в единственном числе настоящего времени и составлении предложений по опорным картинкам, используя ИКТ. Обучение детей составлению мнемотаблицы из готовых мнемовадратов и пересказыванию по ней рассказа. Обучение синтезу слов СОК и СИМА и их прочтению, выполнению звукового анализа этих слов. Упражнения с разрезной азбукой.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие: слухового и зрительного внимания, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, мышления; тонкой и общей моторики; творческого воображения и связной речи посредством загадок, ТРИЗ, мнемотехники, ИКТ. Упражнение по профилактике оптической дисграфии.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование. Ноутбук, экран, дидактическая игра «Перейди через болото» дидактическая игра «В домиках у Звуковичков!», игра «Лови звук!» (полоски и кружочки для определения места звука в словах), игра «Построй мост!» (картинки для определения количества слогов в них, конструктор), игра «Путаница» (листы-заготовки с нарисованными буквами для игры и фломастеры), игра «Кто больше?» (предметные картинки и ноутбук), мнемотаблица для пересказывания рассказа «Лиса и гуси» и мнемоквадраты для составления мнемотаблицы детьми, фишки для звукового анализа слов, разрезные азбуки, демонстрационные буквы и фишки для звукового анализа слов.
Предварительная работа. Разучивание стихотворений для пальчиковой гимнастики Су – Джок и динамической паузы. Чтение рассказа «Лиса и гуси», пересказ рассказа по мнемотаблице.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед объявляет детям, что сегодня поступило сообщение, что Звуковички из «Страны звуков и букв» приготовили нам волшебный сундучок. Звуковички приглашают нас в гости - (Слайд 2). Дети решают отправиться в путешествие.
2. Задание «Подготовка к путешествию».
(Сообщение темы занятия).
- Упражнение «Самый громкий звук!»
(развитие речевого слуха, фонематического восприятия)
Логопед. Послушайте стишок из сообщения и назовите звуки, которые звучат чаще других.
Суслик Сеня коСит Сено.
Сене Сено по колено.
Суслик Сено вСё СкоСил.
Сам в Сарай его сноСил.
- Характеристика звуков С и С.
Логопед. Похоже, эти звуки нам будут нужны в дороге. Давайте вспомним, какие группы звуков мы знаем?
Дети. Мы знаем звуки, которые «поём» и которые произносим кратко, отрывисто.
Логопед. К какой группе относятся звуки С и С? (дети дают ответ)
Что помогает нам произносить эти звуки? (дети отвечают)
Чем отличаются звуки? (дети отвечают)
Логопед говорит, что подготовка окончена и просит детей встать в круг, зачитывает двустишие и все оказываются в волшебной стране:
Вокруг себя ты повернись,
В стране звуков очутись.
Логопед. Вот мы и в волшебной стране. А вот и сундучок, и записка. В записке написано, что сундучок откроется, если дети отгадают, что внутри лежит. Нужно составить слово из букв, но буквы для него нужно найти. В руках у меня карта – схема, по которой мы начинаем наш путь.
3. Задание «Произнеси правильно!»
(развитие слухового внимания, фонематического восприятия)
Логопед. Нужно изменить «твердую песенку» на «мягкую»
Са - са - са - ся - ся - ся
Со - со - со - сё - сё - сё
Сы - сы - сы - си - си - си
Су - су - су - сю - сю - сю
Логопед хвалит детей за успешное выполнение задания и далее дети идут по карте.
4. Дидактическая игра «Перейди через болото»
(определение наличия – отсутствия звука С в словах на слух и в произношении)
Логопед. Внимательно смотрим на карту, видим стрелочки, по ним и находим дорогу. Да, это болото. Нужно его перейти по «кочкам», на которых лежат картинки, в названии которых есть звук С. Дети переходят через «болото».
5. Дидактическая игра « В домиках у Звуковичков!»
(дифференциация звуков С и Сь в словах на слух и в произношении)
Логопед. Смотрим на карту, ребята. Что мы видим?
Дети. Два домика.
Логопед. Кто здесь живет? (ответы детей)
Логопед. Да, это Звуковички Саня и Сима. Они просят помочь им разложить картинки. Для Сани – с твердым звуком С, а для Симы – с мягким.
Дети выполняют задание.
6. Игра «Лови звук!»
(технология ИКТ; упражнение в определении позиции звука С или Сь в начале, в середине или в конце слова)
Логопед. Звуковички предлагают ещё одно задание, это загадки! Давайте отгадаем загадку.
- Не машет крылом, а летает,
Не птица, а всех обгоняет. (Самолет)
Логопед принимает ответы детей и обращает их внимание на экран - помощник, где появляется «отгадка» - (Слайд 3)
Логопед. Кто загадал эту загадку, Саня или Сима? (ответы детей)
Возьмите схему и ловите звук С в слове – отгадке.- (Слайд 3).
Логопед дает ещё загадку.
- Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус) - (Слайд 4).
Дети ищут позицию звука и проверяют на экране правильность выполнения.-
(Слайд 4).Следующую загадку загадывает ребенок;
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом – и мчись на нём,
Только лучше правь рулём. (Велосипед) - (Слайд 5).
Дети выполняют задание, проверяют – (Слайд 5) и получают первый конверт с буквой за помощь. Логопед отмечает, что все молодцы и можно идти дальше.
7. Задание – сюрприз.
(Су - Джок; развитие тонкой моторики рук).
Логопед. Мы оказались на привале. А вот задание - сюрприз и коробка.
Логопед с детьми открывают коробку. В ней шарики Су – Джок. Выполняется упражнение со стихотворением:
Этот шарик не простой
Весь колючий вот такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем.
Можно шар катить по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять
В путь пора идти опять.
Логопед с детьми смотрят на карту, отмечают, что впереди речка и задание для детей.
8. Игра «Построй мост!»
(определение количества слогов в словах)
Логопед. Если задание будет выполнено правильно, мы сможем построить мост и перейти через речку.
Дети получают картинки и делят слова на слоги. Если правильный ответ, то можно положить деталь моста. Все переходят через мост.
9. Дидактическая игра «Путаница»
(развитие зрительного внимания, профилактика оптической дисграфии)
Логопед. Мы оказались на поляне букв. А вот ещё задание - сюрприз и коробка. У нас стишок – загадка для открывания коробки. Отгадаете загадку, откроете коробку.О какой букве идет речь.
Солнце светит ясно,
Всё у нас прекрасно!
Солнце спряталось за лес,
Месяц светит… буквой С.
Дети. Это буква С.
Логопед. Теперь можем открыть коробку. Смотрите, здесь буквы перепутались. Нам нужно отыскать нужную букву С и обвести её фломастером. Если задание будет выполнено верно, мы получим ещё один конверт.
Логопед раздает каждому ребенку задание и фломастер.
Дети выполняют задание и получают второй конверт с буквой.
10. «Игра «Кто быстрее?»
(использование ИКТ, ТРИЗ; упражнение в подборе действий к предметам в единственном числе настоящего времени и составлении предложений).
Логопед обращает внимание детей на экран – (слайд 6). Там изображены предметы.
Логопед. На экране - помощнике вы видите предмет. Подберите действие, которое этот предмет может выполнять. Нужно составить предложение. Задание выполняйте быстро и верно. Вам в помощь картинки на экране. Последний игрок, назвавший предложение, получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.
Собака что делает? (Собака ест. Собака спит. Собака играет.) - (Слайд 6)
Синица что делает? (Синица ест. Синица летает. Синица клюёт.) - (Слайд 7)
Самолет что делает? (Самолет летит. Самолет взлетает.) - (Слайд 8)
Лист что делает? (Лист летит. Лист желтеет.) – (Слайд 9)
Дети играют в игру.
11. Динамическая пауза.
(развитие общей моторики)
Вместе с мамой я встаю Ходьба, продвигаясь вперед по кругу.
И постель свою стелю. Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой»
Умываюсь, одеваюсь, Хлопки над головой в ладоши.
С мамой в садик отправляюсь. Ходьба, продвигаясь вперед по кругу.
Когда упражнение выполнено, выясняется, какой звук дети услышали в каждом слове.
12. Пересказ рассказа «Лиса и гусята» по мнемотаблице.
(произношение звуков в связной речи)
Логопед читает рассказ. Дети получают мнемоквадраты и выкладывают мнемотаблицу, с помощью которой пересказывают рассказ.
«Лиса и гуси»
Гуси и гусята паслись на поляне. Наелись гуси и гусята и улеглись спать. А тут из лесу лиса. Гуси спят и не видят лису. Лиса хватает одного гусёнка и убегает в лес с ним. Несёт лиса гусёнка своим голодным лисятам. Лисята наелись. Они сыты и довольны.
Логопед спрашивает у детей, чем могла закончиться эта история ещё? Дети пытаются придумать свой конец рассказа. Логопед сообщает детям, что они выполнили задание хорошо и получают третий конверт.
13. Упражнение «Собери слово!»
(звукобуквенный анализ слов)
Все вместе дети открывают конверты и выкладывают слово из букв. Получаем слово: СОК. Логопед дает возможность детям открыть сундучок и увидеть, что в нём именно сок. В разрезных азбуках каждый выкладывает слово СОК и выполняет звуковой анализ.
Логопед хвалит за все выполненные задания, дает детям сундучок от Звуковичков и сообщает, что пора возвращаться. Зачитывает стихотворение и все возвращаются в детский сад.
Вокруг себя мы покружились,
И в детский сад все возвратились.
14. Итог занятия.
Оценивается работа детей логопедом. Детей поощряют за то, что они хорошо выполняли задания, старались и были дружными ребятами. Заслушиваются ответы детей, что им понравилось на занятии, что запомнилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В гостях у Звуковичка»
Тематическая НОД по речевому развитию в старшей коррекционной группе....
"В гостях у звуковичков" итоговое занятие по звукопроизношению в старшей логопедической группе детей с ОНР
Итоговое занятие по звукопроизношению в старшей логопедической группе детей с ОНР по теме: "В гостях у звуковичков"...
Сценарий логопедического развлечения " В гости к Звуковичку"
Создать условия для установления эмоционального контакт между детьми и родителями.Способствовать укреплению детско – родительских отношений, доверительных отношений между родителями, детьми и педагога...
Фрагмент презентации к логопедическому развлечению " В гости к Звуковичку"
Равитие силы выдоха с заданным звуком, артикуляционная гимнастика...
Занятие по грамоте в подготовительной группе. «В гостях у Звуковичков».
Программное содержание: дать понятие о гласных и согласных звуках; звуковой анализ слова шар с определением гласных и согласных звуков; продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.Ма...
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Звуковичков"
Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Звуковичков"...
Конспект открытого занятия для детей старшей группы на тему: "В гостях у Звуковичков"
Конспект открытого занятия для детей старшей группы....