ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ НАРУШЕНИЙ
консультация по логопедии (старшая группа)
Одна из важных задач дошкольного образования является подготовка ребенка к овладению грамотой.
Оптико-пространственные представления является необходимым условием для усвоения образов букв, и особенно, для дифференциации близких по начертанию букв.
В дошкольный период главным видом деятельности ребенка является игра, именно в игре дошкольник легче усваивает знания, умения и навыки.
Для того, чтобы ребенок не испытывал трудности в овладение чтение и письма предлагаю игровые приемы по предупреждению оптико-пространственных нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya-igry_preduprezhdenie_opdizleksii.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ НАРУШЕНИЙ
Одна из важных задач дошкольного образования является подготовка ребенка к овладению грамотой.
Оптико-пространственные представления является необходимым условием для усвоения образов букв, и особенно, для дифференциации близких по начертанию букв.
В дошкольный период главным видом деятельности ребенка является игра, именно в игре дошкольник легче усваивает знания, умения и навыки.
Для того, чтобы ребенок не испытывал трудности в овладение чтение и письма предлагаю игровые приемы по предупреждению оптико-пространственных нарушений.
Игры для формирования умений определять пространственное расположение предметов и направление движения по отношению к самому себе.
Игра «На лугу»
Цель: закрепить понятия «справа» и «слева» и их речевые обозначения.
Задание: педагог читает стихотворение и показывает ребенку «лужок» с цветами и жука:
Жук летает над лужком.
Он устал ходить пешком. (Г. Виеру)
Сначала ребенку предлагается посадить жука отдохнуть на цветок справа от себя, потом — на цветок слева. Затем педагог сам садит жука на цветок справа или слева от ребенка и просит ответить, где сидит жук (справа или слева).
Игра «Рыбки»
Цель: учить определять пространственное направление движения объекта, закреплять понятия «направо», «налево», «слева направо», «справа налево».
Задание: педагог показывает рисунок аквариума: «Посмотри внимательно на картинку. Теперь положи рыбку в аквариуме так, чтобы она плыла направо, а теперь
налево». После этого педагог размещает рыбок в аквариуме (часть рыбок плывет направо, а часть налево) и задает вопрос: «Скажи, сколько рыбок плывет в аквариуме справа, налево? А сколько слева направо?»
Игра «Медвежата и ежата»
Цель: учить понимать схематичные изображения направлений движения и обозначать их в речи.
Задание: педагог читает стихотворение и показывает картинки с изображениями ежат и медвежат:
Не знали медвежата, что колются ежата,
и давай с ежатами
играть как с медвежатами. (Э. Котляр)
Педагог говорит: «Укололись медвежата, испугались ежата и разбежались все в разные стороны. А кто куда побежал, ты узнай сам». Педагог выкладывает под картинками схемы направлений движения («направо», «налево») и просит ребенка ответить, в какую сторону убежал этот медвежонок или этот ежонок.
Игры для формирования умений анализировать пространственные отношения и понимать связь между определенным местоположением предмета в пространстве и речевым обозначением этого места в пространстве.
Игра «Помоги кукле Маше»
Цель: учить воспроизводить пространственные отношения между предметами по образцу.
Задание: педагог сообщает ребенку, что кукла Маша ждет гостей, и предлагает ему помочь накрыть на стол. Ребенок должен расставить посуду на столе в соответствии с образцом.
Игра « Что это?»
Цель: учить понимать описание пространственного местоположения предмета.
Задание: педагог размещает вокруг одного ребенка 3-4 игрушки и загадывает одну из них, сообщая второму ребенку, сидящему рядом с первым, только ее местоположение:
- Игрушка лежит перед мальчиком. Что это?
- Игрушка лежит сзади мальчика. Что это?
- Игрушка лежит справа от мальчика. Что это?
- Игрушка лежит слева от мальчика. Что это?
Игра «Где находится?»
Цель: учить словесно определять пространственные отношения между изображениями предметов на картинке.
Задание: педагог просит ребенка внимательно посмотреть на картинку (на картинке пять предметов: звездочка, домик, шарик, кораблик, елочка) и ответить на вопросы:
- Где нарисована звездочка (домик, шарик, кораблик, елочка)?
- Слева или справа от звездочки нарисован шарик?
- В каком углу нарисована елочка?
Игра «Загадочные палочки»
Цель: учить конструировать фигуры по образцу и по памяти.
Задание: педагог просит ребенка рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же из счетных палочек по памяти, а в случае затруднения — по образцу.
Игры на развитие восприятия пространственных признаков предметов (формы и величины) и параллельное развитие зрительного восприятия
Игра «Какие предметы спрятаны в рисунке?»
Цель: учить узнавать предметы среди наложенных изображений.
Задание: найди предметы, которые спрятал художник Карандаш в своей картине.
Игра «Собери урожай»
Цель: учить находить предметы одинаковой формы, закреплять знание геометрических форм круга и овала.
Задание: разложи овощи по корзинкам: круглые (репа, редис, помидор) — в правую корзинку, а овальные (огурец, баклажан, горох) — в левую.
Игра «Сравни предметы»
Цель: закреплять речевые обозначения величины предметов, учить их сравнивать по признаку величины.
Задание: посмотри и покажи:
- На каком из рисунков находится самая большая чашка?
- Ha каком из рисунков расположена самая маленькая елка?
- На каком из рисунков расположен забор, который ниже других?
- Покажи кисточку, которая длиннее других.
- Покажи самую узкую ленту.
- Покажи картинку, где находится карандаш, который короче других.
- На какой из картинок гриб ниже цветка?
- На какой из картинок береза выше ели?
- На какой из картинок линейка шире ластика?
- На какой из картинок кисточка короче карандаша?
- На какой из картинок мальчик выше девочки?
- На какой из картинок ваза больше графина?
- На какой из картинок дорога уже речки?
Игра «Назови фигуры»
Цель: учить выделять основные значимые части предмета и называть их свойства. Задание: скажи, из каких фигур составлены эти рисунки (таблички с аппликациями кошки, ракеты, девочки, составленные из разных геометрических фигур различной величины).
Игра «Отгадай и нарисуй»
Цель: формировать навыки изображения предметов, состоящих из простых геометрических фигур.
Задание: отгадай загадки, нарисуй отгадки.
Сам алый, сахарный.
Кафтан зеленый, бархатный.
(арбуз)
Стоит Антошка На одной ножке.
(гриб)
Игра «Укрась шарфик узором»
Цель: учить ребенка выполнять графические диктанты самостоятельно находить свои ошибки.
Задание: педагог говорит: «Крокодилу Гене и Чебурашке старуха Шапокляк подарила два шарфа. Чебурашке достался красивый шарф с узором, а крокодилу Гене — без него. Чтобы Гена не расстраивался, Чебурашке решил сам украсить шарф для друга. Помоги Чебурашке украсить шарф». Под диктовку логопеда ребенок рисует на шарфе геометрические фигуры различной величины (формы и т.д.). После этого два шарфика сравниваются и находятся ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение оптико-пространственных нарушений у детей с ОНР
В данной статье приведены нарушения у дошкольников при поступлении в школу и причины их возникновения....
Игры и упражнения направленные на развитие оптико-пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии»
В данном материале предлагаются игры и упражнения для проведения с родителями практического семинара....
Игры для детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Игры для развития памяти и внимания, мелкой моторики рук, развития речи....
Подвижные игры для детей дошкольного возраста для профилактики нарушений осанки.
Подвижные игры для детей дошкольного возраста имеют большое значение для профилактики нарушений осанки....
Тема выступления: «Творческие игры для детей дошкольного возраста с нарушениями речи».
laquo;Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий...
Методическая разработка: "Обучение сюжетно-отобразительной игре детей дошкольного возраста, имеющих легкие интеллектуальные нарушения"
Методическая разработка по теме: "Обучение сюжетно-отобразительной игре детей дошкольного возраста, имеющих легкие интеллектуальные нарушения"...
Предупреждение оптико-пространственной дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Конультаци для педагогов ДОУ...