Проект «Клуб «Успешный ребенок» как эффективная форма организации сотрудничества с родителями воспитанников»
проект по логопедии
Идея создания родительского клуба «Успешный ребенок» вызвана не только потребностью педагогов ДОУ и школы информировать родительскую общественность о тех линиях развития ребенка дошкольного возраста, которые позволят ему стать успешным в школе и во взрослой жизни, но и заинтересованностью родителей (законных представителей) в получении квалифицированной помощи в воспитании и развитии ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uspeshnyy_rebenok.docx | 642.43 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 303»
Октябрьский район
630009, ул. Никитина, 12
тел. (факс) 266-66-14
E-mail: ds_303@edu54.ru
Номинация
«Инновационные технологии взаимодействия с семьей воспитанника»
Проект
«Клуб «Успешный ребенок» как эффективная форма организации сотрудничества с родителями воспитанников»
Разработали:
Носкова Ольга Александровна
заведующий МБДОУ д/с № 303, высшая кв. категория
Лобачева Ольга Андреевна
старший воспитатель, первая кв. категория
Данишевская Анастасия Евгеньевна
учитель-логопед, первая кв. категория
Игнатова Мила Игоревна
учитель-логопед, первая кв. категория
Кривошей Алена Викторовна, учитель-логопед
Федорова Маргарита Федоровна, учитель-логопед
Новосибирск,2023г.
Обоснование необходимости проекта
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания требует иного подхода к сотрудничеству с родителями и от образовательного учреждения, а именно тесного взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Методологической основой проекта являются положения отечественной педагогики и психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия семьи и детского сада – работы Е.С. Евдокимовой, О.И. Давыдовой, Т.В. Микляевой
Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.
Так в ДОУ с 2011 года функционируют детско-родительские клубы разной направленности с целью оптимизации детско-родительских отношений. Клубы пользуются большой популярностью у родителей, они с удовольствием принимают в них участие.
Идея создания родительского клуба «Успешный ребенок» вызвана не только потребностью педагогов ДОУ и школы информировать родительскую общественность о тех линиях развития ребенка дошкольного возраста, которые позволят ему стать успешным в школе и во взрослой жизни, но и заинтересованностью родителей (законных представителей) в получении квалифицированной помощи в воспитании и развитии ребёнка.
Так как педагогический коллектив ДОУ 3 года тесно сотрудничает с педагогами школ, то в рамках преемственности в школе проходят малые педагогические советы с приглашением педагогов ДОУ. На педсоветах обсуждаются проблемы адаптации детей к школе, трудности, с которыми дети сталкиваются в школе, проводится анализ первичной диагностики. Так, на очередном малом педагогическом совете по результатам диагностики выяснилось, что увеличивается количество детей с низким уровнем развития фонематического слуха и звуковой культуры речи, наблюдается тенденция повышенной тревожности у детей и родителей, снижается уровень коммуникативных способностей детей. Все мы прекрасно понимаем, что на это влияет много факторов:
- Не все дети с нарушениями речи охвачены специалистами ДОУ;
- Родители не обращаются за консультацией к специалистам ДОУ или к специалистам других организаций;
- Дефицит общения между родителями и детьми;
- Родители не придают значения к тем потребностям и возможностям своих детей, которые могли бы помочь в развитии сильных сторон личности ребенка, тем самым, способствующие его успешности.
Так, на педагогическом совете в ДОУ было принято решение о создании родительского клуба «Успешный ребенок». Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Повышение компетентности родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников с целью всестороннего развития каждого ребенка.
Задачи проекта:
- Привлекать родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию детей;
- Способствовать повышению уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ;
- Формировать позитивный опыт семейного воспитания;
- Повысить педагогическую компетентность взрослых участников проекта в вопросах развития и воспитания;
- Организовать взаимодействие и сотрудничество с детско-родительскими клубами ДОУ, а также медицинскими специалистами.
Участники проекта
Участники проекта: Заведующий, старший воспитатель, специалисты ДОУ (учителя-логопеды, педагог-психолог), воспитатели, родители, специалисты школ (учителя-логопеды, педагоги-психологи), учителя начальных классов, медицинские специалисты (ортодонт, педиатр, невролог).
№ | Участники | Функциональные задачи |
1. 2. | Заведующий МБДОУ № 303 Носкова Ольга Александровна Старший воспитатель Лобачева Ольга Андреевна, |
|
3. 4. | Учителя-логопеды Педагог-психолог |
|
5. | Воспитатели ДОУ |
|
4. | Специалисты школ |
|
5. | Медицинские специалисты |
|
Описание проекта
Тип проекта: практико-ориентированный
Реализация проекта: 2023-2024 учебный год
Проект рассчитан на 1 год и будет реализовываться в 3 этапа.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2023г.
Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса, перспективный план работы клуба, анализ заинтересованности родителей.
2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2023 г. – апрель 2024г.
Цель - реализация запланированных мероприятий
3 этап – заключительный; срок реализации – май 2024 г.
Цель – подведение итогов взаимодействия ДОУ и семьи.
1 этап – подготовительный. Срок реализации: сентябрь 2023 г.
Мероприятия | Задачи | Ответственные |
Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом» | Изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом. | Старший воспитатель МБДОУ д/с № 303, воспитатели групп, |
Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий. | Формирование творческой группы детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта. | Старший воспитатель |
Мероприятия по изучению опыта работы детских садов муниципалитета, региона и т.д. | Формирование банка данных по реализации проекта и банка методических идей по реализации проекта. | Старший воспитатель |
Педсовет № 2 Деловая игра «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями | Анализ результатов анкетирования, опроса родителей и педагогов. Определение основных направлений деятельности по реализации проекта. Организация творческой группы Определение руководителя клуба Определение тем | Старший воспитатель |
Подготовка нормативной базы для реализации проекта. | Издание Приказа заведующего о реализации проекта. Подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта, Подготовка положения о создании родительского клуба. | Заведующий МБДОУ д/с № 303, старший воспитатель |
2 этап – основной. Срок реализации: октябрь 2023 г. – апрель 2024 г.
Мероприятия | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 встреча «Давайте знакомиться» | Знакомство с работой родительского клуба и со специалистами Развивающие упражнения и игры для совместного досуга дома. Игровой тренинг «Игры с мячом», «Музыкальные игры» | Октябрь | Лобачева Ольга Андреевна, старший воспитатель МБДОУ д/с № 303 Педагог-психолог |
2 встреча «Фонематический слух – основа правильной речи | Актуальность данной темы, анализ проведенной диагностики по выявлению уровня сформированности фонематического восприятия у детей. Беседа о понятиях «фонематическое восприятие», «звуковой анализ и синтез», и их значении в будущей школьной жизни ребенка. Практические советы родителям по развитию фонематического слуха у ребенка (игровой тренинг) | Ноябрь | Лобачева Ольга Андреевна, старший воспитатель МБДОУ д/с № 303 Учителя-логопеды МБДОУ д/с № 303 Валова Светлана Алексеевна, логопед высшей кв. категории МБОУ СОШ № 2 |
3 встреча «Игровые технологии как средство развития связной речи» | Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста (психологический аспект). Беседа о развитии связной речи с помощью игровых технологий, применяемые в детском саду. Практические советы родителям по развитию связной речи у детей (игровой тренинг) | Декабрь | Педагог-психолог МБДОУ д/с № 303 Учителя-логопеды МБДОУ д/с № 303 |
4 встреча «Развитие речевого дыхания» | Влияние речевого дыхания на звукопроизношение Упражнения для развития правильного речевого дыхания Практические советы по развитию речевого дыхания Игровой тренинг Памятки для родителей | январь | Учителя-логопеды МБДОУ д/с № 303 |
5 встреча «Взаимодействие в работе ортодонта и логопеда » | Нарушения строения артикуляционного аппарата: взгляд ортодонта Влияние нарушений прикуса на речь ребенка Памятки для родителей | Февраль | Врач-ортодонт клиники «Дентал-Сервис» Тимофеева Ирина Андреевна Учителя-логопеды МБДОУ д/с № 303 |
6 встреча «Как помочь ребенку адаптироваться к школьному обучению?» | Что такое адаптация? Какая бывает адаптация? Как вести себя родителям во время адаптации ребенка? Игры на снятие тревожности у детей Памятки для родителей | Март | Педагог-психолог МБДОУ д/с № 303 Педагоги-психологи школы № 2, 32, 75 |
7 встреча «Взаимодействие в работе невролога и логопеда» | Неврологические аспекты речевых нарушений Логопедическая работа по коррекции неврологической симптоматики Памятки для родителей | Апрель | Врач-невролог клиники «Здравица» Учителя-логопеды МБДОУ д/с № 303 |
3 этап – заключительный. Срок реализации: май 2024 г.
Сроки | Мероприятие | Содержание | Ответственный |
Май | Совещание при заведующей с членами творческой группы | Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными | Старший воспитатель |
Май | Итоговая встреча родительского клуба | Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проекта | Члены творческой группы |
Май | Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете | Определение перспектив деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями | Старший воспитатель |
Май | Создание папки по итогам реализации проекта | Обобщение опыта работы | Члены творческой группы |
Для успешной реализации данного проекта созданы необходимые условия. МБДОУ «Детский сад №303» соответствует всем требованиям ФГОС. Миссия учреждения – создание среды для получения качественного образования дошкольников, включая детей с особыми образовательными потребностями.
|
|
| Детский сад имеет необходимые материально-технические ресурсы для реализации проекта. Развивающая предметно-пространственная среда групп МБДОУ №303 соответствует требованиям ФГОС |
|
|
| МБДОУ имеет сайт в сети Интернет, электронный журнал, группу «вконтакте». Большинство педагогов имеют сайты на образовательном портале |
Все вышеуказанное позволяет разрабатывать и применять педагогические проекты, направленные на всестороннее развитие детей. Можно сделать вывод, что МБДОУ «Детский сад №303» готов к реализации проекта «Клуб «Успешный ребенок» как эффективная форма организации сотрудничества с родителями воспитанников».
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
Краткосрочные результаты | Долгосрочные результаты |
1. Для родителей созданы условия для актуализации своих знаний по вопросам воспитания и развития детей | У родителей сформирована потребность в получении педагогических знаний |
2.Разработан план мероприятий с использованием инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников | Педагоги используют в своей работе разнообразные методы и приёмы вовлечения родителей в интерактивное взаимодействие |
3.Разработан план мероприятий по повышению уровня взаимодействия ДОУ и родителей воспитанников | Высокий уровень психолого-педагогических компетенций всех участников образовательного процесса |
Оценка эффективности реализации проекта
Организация сотрудничества педагогов ДОУ, педагогов образовательных учреждений и медицинских специалистов в форме родительского клуба представляет собой эффективную модель работы. Данная форма взаимодействия учитывает потребности семьи, повышает компетентность и активность родителей. Благодаря установлению доверительно-партнерских взаимоотношений между участниками клуба создается благоприятный психоэмоциональный климат. Для эффективности реализации этапов проекта необходимо постоянное изучение родительских запросов и возникающих проблем с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей. Для определения степени вовлеченности родителей производилось онлайн-анкетирование. Используя онлайн-платформу, мы можем охватить более широкую аудиторию родителей, и тем самым получить более продуктивное взаимодействие «детский сад-семья».
Проект «Клуб «Успешный ребенок» как эффективная форма организации сотрудничества с родителями воспитанников» носит преобразующий характер. В рамках данного проекта мы апробируем новые формы взаимодействия с родителями и при организации работы наши основные принципы:
- Открытость детского сада для семьи;
- Диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка;
- Сотрудничество педагогов ДОУ, педагогов школ, медицинских специалистов с родителями воспитанников
В качестве средств оценки результатов реализации проекта мы планируем использовать методы онлайн-анкетирования, бесед. Также, о положительном опыте будут свидетельствовать отзывы родителей на сайте детского сада и в группе вконтакте, рост посещаемости мероприятий клуба.
Прогноз возможных рисков и способы их коррекции
Риски | Предупреждения рисков |
Трудность привлечение родителей к участию в мероприятиях | 1. Своевременное оповещение о мероприятиях 2. В холле первого этажа размещать яркую агитационную газету 3. Высокий уровень подготовленности мероприятий |
Участие одних и тех же родителей в организуемых мероприятиях в рамках проекта |
|
Трудности в осуществлении взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса | Применение более удобных способов коммуникации (онлайн-платформы) |
Дальнейшее развитие проекта
Проект «Клуб «Успешный ребенок» как эффективная форма организации сотрудничества с родителями воспитанников» является универсальным. Каждое дошкольное образовательное учреждение может реализовать его с учетом анализа контингента воспитанников, родителей и педагогов. В результате реализации проекта будет сформирована папка с методическими материалами реализации проекта, которые помогут организовать родительский клуб в других дошкольных организациях. Мы считаем, что данный опыт работы пригодится так же и специалистам школ, так как проблема сотрудничества с родителями на данном этапе современного общества является актуальной.
Перспектива дальнейшего развития проекта: проанализировать работу клуба, скорректировать, и добавить интересующие темы родителей и педагогов. Ведь каждый год к нам приходят всё новые дети и родители, а проблемы у них всё те же. Поэтому данную форму сотрудничества мы будем применять с родителями и надеемся, что родительский клуб «Успешный ребенок» станет традицией МБДОУ д/с № 303.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета по выявлению интересов родителей
Уважаемые родители!
Для выявления Ваших запросов, интересов, при организации родительского клуба «Успешный ребенок» просим Вас ответить на следующие вопросы:
Отметьте темы, которые Вы хотели бы обсудить на встрече с педагогами в будущем учебном году
- Как подготовить ребёнка к школе
- Как помочь ребенку адаптироваться к школьному обучению
- Как приобщить ребенка к художественной литературе
- Воспитываем в ребёнке самостоятельность
- Как развить творческие способности у детей
- Как правильно общаться с детьми
- Развитие речи ребёнка
Предложите свою тему
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши пожелания в работе клуба
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Анализ анкет по выявлению интересов родителей
По итогам анкетирования видно, что родителей интересуют все темы, некоторые мы объединяли. Наиболее актуальные для родителей темы – подготовка к школе и речевое развитие ребенка.
Приложение 3
Анкета для родителей
1.Счиаете ли Вы полезным клуб «Успешный ребенок»?
Да Нет Не знаю
2.Помог ли Вам клуб узнать лучше своего ребенка?
ДаНетНе знаю
3.Вы считаете, что достаточно знаете о том, как воспитывать ребенка?
Да Нет
4.Что бы Вы еще хотели обсудить на заседаниях клуба «Успешный ребенок»?
5.Ваши предложения
Приложение 4
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 303»
Принято на педагогическом совете № ___ Протокол № __ от ____ | Утверждено Заведующим О.А. Носковой приказ №______ от______ |
Положение о
родительском клубе «Успешный ребенок»
1.Общие положения
1.1.Родительский клуб «Успешный ребенок» (далее по тексту Клуб) создается на базе МБДОУ д/с № 303 (далее по тексту ДОУ) с целью создания и внедрения в образовательный процесс ДОУ формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
1.2. Основными принципами Клуба являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность.
1.3. Задачами Клуба являются:
- обеспечение высокого качества образовательной среды для развития детей в условиях совместной деятельности с родителями и педагогами ДОУ;
- повышение степени осознанности родителями значимости своей роли в подготовке ребенка к школьному обучению;
- способствование повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития дошкольников в их родительской ответственности;
- формирование отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами ДОУ;
1.4. Участниками Клуба являются родители детей 4-7 лет, воспитатели, специалисты.
1.5. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением.
2. Права и обязанности участников
2.1. Родители (законные представители) – члены Клуба имеют право:
- на получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам воспитания и развития;
- на получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
- на высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
- давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;
- участвовать в планировании работы Клуба.
2.2. ДОУ имеет право:
- на выявление, изучение и распространение положительного опыта воспитания;
- на внесение корректировки в план работы Клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности.
2.3. ДОУ обязано:
- планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей;
- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
- соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.
2.4. Родители – члены Клуба обязаны:
- уважать мнение друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
- соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
- принимать активное участие в работе Клуба.
3. Организация деятельности
3.1.Работа Клуба осуществляется на базе ДОУ в обоих корпусах.
3.2. Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям специалистов ДОУ.
3.3. Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остроты обсуждаемой проблемы;
3.4. Формы организации работы Клуба:
- консультации;
- практикумы;
- мастер-классы;
- тренинги.
4. Административная поддержка деятельности
4.1. Создание материально-технических условий для деятельности Клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров.
4.2. Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ.
4.3. Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами школы.
4.4. Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.
5. Документация
5.1. Приказ о создании Клуба
5.2. Анкеты родителей-членов Клуба.
5.3. Положение о Клубе.
5.4. План работы Клуба.
5.5. Протоколы заседаний Клуба.
5.6. Конспекты проведенных мероприятий.
Приложение 5
Консультация для родителей и элементами игрового тренинга в рамках родительского клуба «Успешный ребенок»
Развитие речи через коммуникативные игры
Подготовил: педагог-психолог
Речь ребёнка порождается потребностями жизни – труда, познавательной деятельности, игры. При нарушении связной речи отмечаются коммуникативные трудности, отклонения в познавательном развитии. Раньше ребенку для игры достаточно было мяча, куска мела и асфальта во дворе. Сегодня все дети в планшетах, телефонах, где представлено огромное разнообразие более интересных игр. Взрослым трудно понять, как вернуть ребёнка в реальность.
Общение с детьми у родителей очень часто сводится к минимуму, что полностью исключает полноценное воспитание. Почему так происходит? Городская суета, груда дел, работа отнимают у родителей много времени и сил, так что детям остаётся совсем немного внимания. А то время, что родители посвящают детям, тратится зачастую не на построение доверительных отношений, а на мораль, постулаты. Зачастую, родители не умеют разговаривать со своими детьми. Отсутствие общения с детьми в семье может выступить разрушительным моментом в развитии нормальных отношений. Дети могут ощутить себя в изоляции, что спровоцирует их замкнуться стать раздражительными, они перестанут справляться с проблемами. Важно понять, что разговаривая с детьми на различные темы, вы развиваете отношения между вами, делая их чуточку счастливее, а также снимая излишнюю напряженность.
Типичными психологическими проблемами детей из-за отсутствия умения общаться являются такие, как низкий уровень адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, телесные зажимы, низкий уровень развития воображения, внимания, низкая самооценка, вследствие этого дети не всегда могут правильно построить речевое развёрнутое высказывание. Связность мысли – это связность речи. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи.
Использование игры способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки школьников, установлению дружеских отношений в микрогруппе и коллективе, развитию воображения.
В своей работе я использую коммуникативные игры, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения. Под коммуникативной игрой понимается совместная деятельность детей, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Коммуникативные игры способствуют развитию произвольности поведения для гиперактивных детей, снятию напряжения, дискомфорта перед началом взаимодействия. С помощью данных игр дети учатся вступать в контакт и вести разговор со сверстниками, внимательно слушать и понимать окружающих. Расскажу кратко о нескольких видах коммуникативных игр.
Игровой тренинг с родителями
Подвижные игры.
Застенчивым детям обычно не хватает живости и подвижности, участие в таких играх помогают детям активно включиться в детский коллектив, в общую атмосферу жизнерадостности. Это способствует выплеску детских эмоций, в том числе негативных, раскрепощению и умению выражать свои чувства и переживания.
- «Море волнуется раз...»;
- «Гуси и серый волк»;
- «Где твой домик?»;
- «Сосны, елочки, пенечки»;
- «Веселые старты»;
- «День и ночь»;
- «Веселые кузнечики»;
- «Живые бусы»;
- «Кто вперед».
Игры пантомимы.
Благодаря данным играм ребенок учится выражать свои эмоции и распознавать эмоции, которые другие дети пытаются передать при помощи мимики и жестов. Такие игры способствуют сближению детей и устанавливают благоприятный эмоциональный контакт игроков.
- Где мы были, не скажем – а что делали, покажем»
- «Что изменилось?»
- «Кто пришел»
- «Что это такое?»
- «Какая оценка?»
- «Изобрази эмоции»
Игры для повышения детской самооценки.
Побуждают детей говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать предназначенные для них комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости.
- «Хорошие слова»;
- «Комплименты»;
- «Самый лучший».
Игры на развитие внимательного отношения друг к другу
Помогут развить у детей такие чувства, как уважительность, сопереживание, сочувствие. Эти игры помогут детям научиться выражать свои эмоции, жизнерадостно и легко общаться со сверстниками, воспринимать себя равными другим людям. Такие игры лучше всего проводить с детьми старшего дошкольного возраста.
- «Самый лучший спорщик»;
- «Дорога хорошего настроения»;
- «Коробка добрых поступков»;
- «Смешилки»;
- «Потому, что ты хороший»;
- «Добрый зверь»;
- «Пожелания».
Игры на развитие доверительных отношений
Такие игры помогут детям в раскрепощении эмоционально-волевой сферы, научат их доверительным отношениям, помогут научиться сопереживать и сочувствовать другим людям.
«Скульпторы»;
«На ощупь»;
«Поймай меня»;
«Шторм на море»;
На занятиях используются следующие игры, моделирующие речевое поведение в различных ситуациях общения: «Разговор по телефону», «В магазине», «День рождения». Поздравление, приглашение по телефону», «Прием гостей, поведение в гостях», «Знакомство», «Интервью».
Таким образом, благодаря коммуникативным играм дети учатся открыто общаться. В коммуникативные игры можно поиграть на прогулке во дворе, в свободную минутку дома, на детском празднике либо на семейном отдыхе на природе. Всё, что необходимо для этого – позитивно настроенные дети. На столе для вас, уважаемые родители, лежат памятки с описанием игр. На обратной стороне есть мои контакты и часы приёма, приходите.
Приложение 6
Беседа «Фонематический слух – основа правильной речи ребенка»
Приложение 7
Развитие речевого дыхания
Подготовили: учителя-логопеды МБДОУ д/с № 303
Добрый день, уважаемые родители.
Сегодня хотим рассказать вам о развитии речевого дыхания.
Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать органы артикуляции. Так как при нарушенном произношении звуков у детей часто нарушается речевое дыхание, и если не уделять дыхательной гимнастике должного внимания, то правильного произношения можно так и не добиться.
Речевое дыхание – это основа звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, помогает верно соблюдать паузы и сохранять плавность речи.
Понаблюдайте за ребенком, если обнаружите один или более ниже перечисленных признаков, значит, речевое дыхание нарушено
Когда ребенок говорит, речь становится тише к концу фразы;
Когда ребенок говорит, наблюдаются быстрые, короткие «задыхивания» посреди фразы или слова;
Ребенок дышит слишком часто, речь прерывают частые выдохи;
Ребенок говорит «в нос»;
Ребенок произносит шипящие или свистящие звуки с горловым признаком, при этом слышится звук, напоминающий Х или Г.
Работу над дыханием рекомендуют проводить в три этапа:
•Постановка брюшного типа дыхания;
•Дифференциация ротового и носового выдоха;
•Формирование речевого дыхания.
Постановка брюшного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха:
Если у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, часто при таком типе дыхания у ребенка приподнимаются плечи во время вдоха, дыхание поверхностное, ребенок часто говорит на вдохе, то следует попытаться вызвать брюшное дыхание по подражанию.
Упражнения:
Ребенка учат вдыхать « полный живот» воздуха, а затем плавно и медленно выдыхать (3 – 15 раз подряд 3 раза в день)
Бегемотик, кораблик. Сначала упражнения проводим лежа, затем сидя и стоя.
- Дифференциация ротового и носового выдохов:
Ребенок должен уметь ощущать разницу в направлении воздушной струи.
Работа разделена на три этапа:
1. Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований.
- широко открыть рот и спокойно подышать носом.
- закрыть одну ноздрю среднем пальцем – вдох. Плавный выдох через ноздрю. (Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю).
- вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт)
- вдох носом, плавный выдох через сомкнутые губы
- вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
2. Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований
- вдох носом, выдох через нос толчками
- вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки
- вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос ( рот не закрывать) !!!!!!!!!!!
- вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
3. Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.
3.Формирование речевого дыхания.
Работа над речевым дыханием заключается в следующем:
• в выработке длительного ротового выдоха;
• в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи;
• воздух набирать через нос;
• выдох должен быть длительным и плавным;
• необходимо следить, чтобы не надувались щеки.
• в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
- Не заниматься в пыльном, непроветренном помещении;
- Одежда не должна стеснять движений;
- Не заниматься сразу после приема пищи;
- Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии; нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Эффективные формы общения воспитателя с родителями воспитанников"
Цель данной презентации: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать сов...
Создание информационного сайта ДОУ - эффективная форма сетевого взаимодействия с родителями воспитанников.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки, и оптим...
Развитие читательной активности детей: основные формы работы, сотрудничество с родителями воспитанников.
Развитие читательной активности детей: основные формы работы, сотрудничество с родителями воспитанников....
Развитие читательной активности детей: основные формы работы, сотрудничество с родителями воспитанников.
Развитие читательной активности детей: основные формы работы, сотрудничество с родителями воспитанников....
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Организация сотрудничества с родителями воспитанников ДОУ
Использование в педагогической практике педагогами традиционных форм взаимодействия позволяет организовать содержательную и целенаправленную работу с родителями. Однако их использование не всегда спос...
консультация для педагогов "«Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия педагогов с родителями воспитанников»
консультация составлена с элементами мастер-класса...