Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Занятия с логопедом»
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Султанова Наталия Витальевна

Цель и задачи программы

Цель данной программы - формирование у детей с речевым недоразвитием приближенной к норме устной речи.

 

Задачи программы

обучающие:

  •  устранять дефекты звукопроизношения (обучать правильным артикуляционным навыкам).
  •  развивать фонематический слух (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  • развивать  навыки звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
  • уточнять и обогащать лексический запас.
  • формировать грамматический строй речи.
  • развивать связную речь  дошкольников.
  • развивать коммуникативность, успешность в общении.

 

развивающие задачи:

  • создавать необходимые условия для личностного развития, творческой работы обучающихся, реализации и совершенствования их потенциала;
  • развивать личностные качества обучающихся: честность, самостоятельность, ответственность, уважение, сочувствие;
  • развивать умение ставить цель и планировать процесс ее достижения.

воспитательные задачи:

  • формировать общую культуру воспитанников;
  • формировать культуру речевого общения;
  • повышать уровень социальной адаптации детей к изменяющимся условиям жизни;
  • воспитывать умение брать на себя ответственность за принятие решения;

 

Категория обучающихся по программе

Программа разработана для детей дошкольного возраста от 4 до 7лет, имеющих пробелы в развитии речи.  Набор на занятия производится на основе обследования речи (по запросу родителей дошкольников)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.zanyatiya_s_logopedom.docx46.55 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

"Инженерно-техническая школа

имени дважды Героя Советского Союза П.Р. Поповича"

Принята на заседании

педагогического

совета

протокол № 1

от  _________2023 г.

Согласовано

Зам. директора ГБОУ ИТШ_______________

Е.В. Лебедева

Утверждаю

Директор ГБОУ

ИТШ______________

Е.А. Рыбальченко

Пр. №________ от __.__.2023 г.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности

 «Занятия с логопедом»  

(ознакомительный уровень)

 

Возраст обучающихся: от 4 до 7 лет

Срок реализации:  1год

                                                                                                               

                                                                                   

                                                                                                  Составитель:   учитель-логопед  

ГБОУ Инженерно-техническая школа

                                                                               

                                                             Н. В. Султанова

                                                                                                                                                                         

                                                                                                                   

               

                                                                             Москва     2023 г.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

стр.

Пояснительная записка ……………………………………………….…..

Содержание программы

Учебно-тематический план ………………………………………….........

Содержание учебно-тематического плана…….…………………………

Формы контроля ..........................................…………………….………...

Организационно-педагогические условия реализации программы ……

Список литературы ………………………………………………………..

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий........

 

2

5

6

7

8

9

12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занятия с логопедом»  разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ), «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утв. приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533, СанПиН 2.4.3648-20, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28.

Дополнительная общеразвивающая программа «Занятия с логопедом»  является программой социально-гуманитарной  направленности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занятия с логопедом» разработана для воспитанников 4-7 лет и рассчитана на ознакомительный уровень освоения.

               Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Актуальность программы заключается в том, что она основана на интеграции различных образовательных областей, дополняет дошкольное базовое образование, представляя собой органическое единство воспитания и образования, методов обучения и творческой активности детей. Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается   нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались и занимаются такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

В настоящее время в системе дошкольного образования количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом (дисграфия) и чтением (дислалия). Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза.   Процесс овладения звуковым составом слова  тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

 Для детей с   недоразвитием речи различной степени выраженности характерно:

Недифференцированное произношение пар или групп звуков.  Один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков

Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми.

Смешение звуков, т. е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.

Недостаточный для полноценной коммуникации словарный запас.

Большое количество аграмматизмов.

В настоящее время в   дошкольных отделениях  «Инженерно-Технической школы» реализуется Примерная Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,2011г, она рассчитана на дошкольников без речевой патологии. В связи с этим, а также в связи с появлением большого количества детей с   нарушениями речи, стала необходима разработка рабочей программы по их коррекции у   дошкольников.

 Предлагаемая Программа «Занятия с логопедом»  дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников.   В соответствии с ФГОС Программа основана на интеграции образовательных областей, направлена на развитие познавательно-речевой, игровой, оздоровительной деятельности, компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи и культуры поведения, на формирование индивидуального прогресса в развитии коммуникативных навыков. Это все обуславливает актуальность и педагогическую целесообразность данной программы.

Отличительные особенности программы

Отличительная особенность программы состоит в том, что в ней объединены наиболее эффективные приемы коррекционной работы, направленные на преодоление  фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников. В качестве методического обеспечения используются современные разработки по диагностике устной речи (Безруковой О.А.), а так же, компьютерные игровые программы по преодолению речевых нарушений (игры «Мерсибо», «Обучающие игры с озорной Бабой –Ягой» и т .д.), комплексы мероприятий для улучшения мелкой моторики и развития графо-моторных навыков (пальчиковая гимнастика, массаж пальцев рук, акупунктурный массаж с помощью аппликатора Кузнецова и т.д.).

Цель и задачи программы

Цель данной программы - формирование у детей с речевым недоразвитием приближенной к норме устной речи.

Задачи программы

обучающие:

  •  устранять дефекты звукопроизношения (обучать правильным артикуляционным навыкам).
  •  развивать фонематический слух (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  • развивать  навыки звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
  • уточнять и обогащать лексический запас.
  • формировать грамматический строй речи.
  • развивать связную речь  дошкольников.
  • развивать коммуникативность, успешность в общении.

развивающие задачи:

  • создавать необходимые условия для личностного развития, творческой работы обучающихся, реализации и совершенствования их потенциала;
  • развивать личностные качества обучающихся: честность, самостоятельность, ответственность, уважение, сочувствие;
  • развивать умение ставить цель и планировать процесс ее достижения.

воспитательные задачи:

  • формировать общую культуру воспитанников;
  • формировать культуру речевого общения;
  • повышать уровень социальной адаптации детей к изменяющимся условиям жизни;
  • воспитывать умение брать на себя ответственность за принятие решения;

Категория обучающихся по программе

Программа разработана для детей дошкольного возраста от 4 до 7лет, имеющих пробелы в развитии речи.  Набор на занятия производится на основе обследования речи (по запросу родителей дошкольников)

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 1 учебный год. На реализацию курса отводится 2 часа в неделю. Общее количество часов 74, может меняться по запросу родителей обучающихся. Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Форма организации образовательной деятельности – очная с применением по мере необходимости электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Форма работы- индивидуальные и подгрупповые занятия (не более 3 человек в группе).

Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.  

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия - 30 минут, с установленными перерывами в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, введены в действие: 01.01.21г.

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты реализации программы:

 Планируемым результатом обучения является овладение воспитанником правильной грамотной речью, соответствующей возрастной норме.

Ребёнок в ходе реализации данной программы научится:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно предавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • использовать в спонтанном общении слова различных грамматических категорий.

Количество занятий нужное для  конкретного дошкольника по каждой теме определяется индивидуально (согласно особенностям  развития ребенка).

У обучающихся будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками,  
  • стремление прислушиваться к мнению других;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • слушать собеседника;
  • выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, восхищение)

 

У обучающихся будут сформированы действия:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха;

 Так как дети с недоразвитием речи имеют различную структуру и выраженность дефекта, то результат может варьироваться от частичного до полного усвоения ими данной программы.

Содержание программы

Учебно-тематический) план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.  Инструктаж по ТБ на занятиях.

1

1

0

Входной контроль. Собеседование.

2

Диагностика речевых и неречевых функций ребенка

2

1

1

 Текущий контроль

3

Формирование артикуляторной базы для каждой группы звуков

от 5 и более

1

от 4 и более

Текущий контроль

4

Постановка звуков

от 7 и более

1

от 6 и более

Видео или аудио

фиксация

5

Автоматизация поставленных звуков в слогах

от 6 и более

1

от 5 и более

Видео или аудио

фиксация

6

Автоматизация поставленных звуков в словах

от 6 и более

1

от 5 и более

Видео или аудио

фиксация

7

 Автоматизация поставленных звуков в предложениях

от 6 и более

1

от 5 и более

Видео или аудио

фиксация

 8

Автоматизация поставленных звуков в связной речи

от 5 и более

1

от 4 и более

Текущий контроль

9

Дифференциация изолированных звуков

5

1

4

 Текущий контроль

10

Дифференциация поставленных звуков в слогах

5

1

4

Текущий контроль

11

Дифференциация поставленных звуков в словах

6

1

5

Текущий контроль

12

Дифференциация поставленных звуков в предложениях

6

1

5

 Текущий контроль

13

Дифференциация поставленных звуков в связной речи

6

1

5

Итоговый контроль

66-74  

13

53  - 61

Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться.

В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего ведется профилактика специфических отклонений в письме, связанных с недостатками фонетической стороны речи. В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.

Содержание учебно-тематического плана

Первый этап: диагностика

Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.

• Исследование неречевых психических функций;

•Сбор анамнестических данных;

•Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.

Второй этап: подготовительный

Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности,  готовности к обучению.

• развитие органов артикуляции;

•развитие слухового внимания и слухового контроля;

•развитие звукового восприятия

Третий этап: постановка звука

Цель: постановка звука (изолировано).

•коррекция дефектов произношения;

• формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;

•развитие психических функций;
•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Четвертый этап: автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи.

•коррекция дефектов произношения;

•развитие психических функций;

•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Пятый этап: дифференциация звуков

Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.
•коррекция дефектов произношения;

•развитие психических функций;

•активизация и расширение словарного запаса;

•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

 

Формы контроля образовательных результатов

 Значительную роль в реализации программы играет диагностика результатов реализации программы. Результативность освоения программного материала отслеживается систематически в течение года с учетом уровня знаний и умений учащихся на начальном этапе обучения. С этой целью используются разнообразные виды контроля:

  • Предварительный контроль. Проводится в начале изучения программы в виде фронтального, индивидуального выполнения задания для выявления у учащихся имеющихся знаний, умений и навыков.
  • Текущий контроль. Проводится на каждом занятии в виде проверки выполнения упражнений и заданий всеми учащимися.
  • Промежуточный контроль. Проверка знаний, умений, навыков в середине изучения программы. По его результатам, при необходимости, происходит коррекция учебно-тематического плана.  
  • Итоговый контроль. Заключительная проверка знаний, умений, навыков в конце учебного года, позволяет оценить результативность работы.

Для фиксации и отслеживания результатов работы ведутся видеозаписи и рассылаются родителям каждого ребенка, журнал посещаемости.

Формы и методы отслеживания эффективности обучения по программе:  

-беседа;

-опрос;

- аудиоотчет;

-видеоотчет;

Критерии оценки достижения планируемых результатов программы

 

Система контроля основана на следующих принципах:

1. Объективности (научно обоснованное содержание тестов, заданий, вопросов и т.д.; адекватно установленные критерии оценивания; одинаково справедливое отношение педагога ко всем обучающимся).

2. Систематичности (проведение контроля на всех этапах обучения при реализации комплексного подхода к диагностированию).

3. Наглядности, гласности (проведение контроля всех обучаемых по одним критериям; оглашение и мотивация оценок; составление перспективных планов ликвидации пробелов).

Работа учащихся, оценивается по результатам освоения программы (высокий, средний и низкий уровни). По предъявлению знаний, умений, навыков. Возможности практического применения в различных ситуациях – творческого использования.

Высокий уровень

освоения программы

Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; показывает широкие возможности практического применения в собственной творческой деятельности приобретенных знаний умений и навыков.

Средний уровень

освоения программы

Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; может применять на практике в собственной творческой деятельности приобретенные знания умения и навыки.

Низкий уровень

освоения программы

Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; не стремится самостоятельно применять на практике в своей деятельности приобретенные знания умения и навыки.

Организационно-педагогические условия реализации программы

При реализации программы в учебном процессе используются методические пособия, дидактические материалы, журналы и книги, материалы на электронных носителях.

Занятия построены на принципах обучения:

• развивающего и воспитывающего характера,

• доступности,

• наглядности,

• целенаправленности,

• индивидуальности,

• результативности.

В работе используются методы обучения:

• словесный (беседа, рассказ, лекция, сообщение);

• наглядный (использование мультимедийных устройств, личный показ педагога,  книги, и т.д.);

• практический (практические занятия в объединении);

• самостоятельной работы (выполнение домашних заданий с видеофиксацией родителями и т.д.).

Усвоение материала контролируется при помощи опроса,  выполнения практических и творческих заданий.  

Материально-технические условия реализации Программы

  • логопедический кабинет для занятий;
  • настенное зеркало, ручные зеркала;
  • логопедические зонды или зондозаменители;
  • настольные дидактические игры;
  • компьютер;
  • диски, флешки с речевым материалом;
  • картинки на изучаемые звуки;
  • аппликатор Кузнецова, массажные мячики;
  • пальчиковый театр;
  • тетради для закрепления поставленных звуков;
  • пособия для развития речевого дыхания (шарики, трубочки и т.д.) 

Кадровое обеспечение Программы

Программу реализуют учителя-логопеды.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Для реализации программы в учебном процессе необходимы:

  • методические, дидактические и раздаточные материалы для работы;
  • электронные учебно-методические пособия и материалы;
  • видеоматериалы;
  • наглядные пособия для педагогов и учащихся;
  • раздаточные материалы, картинки и др.

Календарный учебный график

Начало учебного года  с 18.09.2023 г., окончание учебного года – 30 июня 2024 года.

Регламентирование образовательного процесса на учебный год производится согласно графику:

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

 июнь

Итого

Количество учебных недель

1 год обучения

2

4

4

4

3

4

4

4

4

4

 37

Количество учебных недель – 37. 

Занятия в объединении проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором ГБОУ Инженерно-техническая школа. Занятия проводятся во второй половине дня. Между основной занятостью обучающихся и занятиями в объединении соблюдается перерыв не менее часа. Занятия в объединении проводятся в каникулярное время и не проводятся в праздничные дни.

Промежуточная аттестация учащихся проводится в декабре, итоговая в мае-июне.

Родительские собрания по дополнительному образованию детей проводятся в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года ( май-июнь ).

Список литературы

Нормативные документы в сфере дополнительного образования детей

  1.  Конституция Российской Федерации;
  2. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
  3. Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 26.09.2022 № 70226)
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  6. Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г.  «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018г. № 482);
  7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Принята распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р;
  8. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  9. Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  11. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года».
  12. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
  13. Письмо Министерства просвещения России от 07.05.2020 г. № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»;
  14. Приказ Департамента образования и науки г. Москвы от 18.08.2021 г. № 387 «Об утверждении Правил подачи заявления в государственные образовательные организации, подведомственные Департаменту образования и науки города Москвы, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, в электронной форме с использованием Официального портала Мэра и Правительства Москвы;

 

Нормативные документы по коррекционной педагогике

  1. Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-    логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
  2. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,
  3. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2
  4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.
  5.   Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям, М., 1994;
  6.  Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.
  7. Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».

8. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2

Методическая литература

1.Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.

2.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., 1985.

3.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М., 1999.

4.Логопедия : Учеб.пособие /Под ред. Л.С.Волковой.- 3-е изд. - М., 1998.

5.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1998. 6.Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., 1978.

7.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., 1993.

8.Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.

Интернет-ресурсы

http://logoportal.ru/kursyi-povyisheniya-kvalifikatsii-dlya-logopedov/.html

https://www.menobr.ru/article/62011-qqe-16-m9-trebovaniya-k-rabochey-programme-po-fgos-izmeneniya-i-novye-aspekty?ustp=W#tit4

Приложение №1

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

  Предмет: курс логопедических занятий.

Возраст от 4 до 7 лет

Название раздела

Кол-во часов

Форма занятия

Темы коррекци

онно- развивающей

работы

Виды коррекционно- развивающей

работы

Содержание коррекционно-развивающей работы

Диагнос

тика речевых и нерече

вых функций ребенка

Обследование

1 этап (диагностический)

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение.

2

беседа,

практическое занятие

II этап (подготовительный)

Формирование артикуляторной базы для каждой группы звуков

6

 

беседа,

практическое занятие

Развитие внимания.

Игровые упражнения: «Найди отличия», «Корректор», «Чего не хватает», «Найди спрятанные предметы»

Развивать внимательность, воображение. Формировать у детей усидчивость, стремление доводить начатое до конца. Вызвать интерес к занятиям.

беседа,

практическое занятие

Развитие операций сравнения и вывода.

Игровые упражнения: «Сравни геометрические фигуры», «Логические пары»

Учить сравнивать предметы и делать выводы на основе  сравнения. Развивать наблюдательность. Учить делать умозаключения. Расширять словарный запас детей. Активизировать речь детей.

Формиро

вание общераз

вивающей артикуля

ционной базы  

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке».

Дыхательная гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Формировать навыки правильного дыхания. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

беседа,

практическое занятие

 Формиро

вание   артикуля

ционной базы   для конкретного (искажаемого или отсутствующего звука)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика: «Сказка о ветерке».

Мимическая гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Развитие мимики. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

беседа,

практическое занятие

 

Формиро

вание   артикуля

ционной базы   для конкретного (искажаемого или отсутствующего звука)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Мимическая гимнастика.

Пантомимическая игра: «Приветствие»

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук и общую моторику. Развитие мимики.  Развивать невербальные средства общения. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

беседа,

практическое занятие

 Формиро

вание   артикуля

ционной базы   для конкретного (искажаемого или отсутствующего звука)

Пальчиковая гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Выработать навыки правильного дыхания. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

III этап (постановка звука)

Постановка звука

от 6

практическое занятие

Постанов

ка звука (по подража

нию)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

практическое занятие

Постанов

ка звука (по подража

нию)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.

Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

практическое занятие

Постанов

ка звука (по подража

нию)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.

Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память.  Развивать фонематические процессы.

беседа,

практическое занятие

Постанов

ка звука (механическим или смешан

ным способом)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Понятие- гласный звук.

Определение наличия звука в слове.

Распределение предметных картинок, названия которых включают:

 определенный заданный звук.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.  Развивать фонематические процессы.

беседа,

практическое занятие

Постанов

ка звука (механическим или смешан

ным способом)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Определение наличия звука в слове.

Распределение предметных картинок, названия которых включают:

 определенный заданный звук, определение места звука в слове

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память.    Развивать фонематические процессы.

беседа,

практическое занятие

Постанов

ка звука (механическим или смешан

ным способом)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Определение наличия звука в слове. Выделение гласного звука в начале слова.

Распределение предметных картинок, названия которых включают:

 определенный заданный звук, определение места звука в слове.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память.    Развивать фонематические процессы.

IVэтап (автоматизация звука)

Автоматизация поставленных звуков

от 4

беседа,

практическое занятие

Закрепле

ние звука (изолиро

ванно)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Звукоподражатель

ные игры и упражнения

Закрепление звука

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук.  Развивать внимание, память.    Развивать фонематические процессы.

Автоматизация поставленных звуков в слогах

от 4

беседа,

практическое занятие

Закрепле

ние звука в слогах

Пальчиковая гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Закрепление звука в слогах. Речевые компьютерные игры «Мерсибо»

Учить детей контролировать артикуляцию. Развивать слуховую и зрительную память.  Развивать мелкую моторику рук. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

Автоматизация поставленных звуков в словах

от 4

беседа,

практическое занятие

Закрепле

ние звука в словах

Пальчиковая гимнастика. Звукоподражатель

ные игры.  

Закрепление звука в слогах, словах. Речевые компьютерные игры «Мерсибо»

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитывать умение слушать другого человека

Автоматизация постав

ленных звуков в  словосо

четаниях

от 4

беседа,

практическое занятие

Закрепле

ние звука в словосочетаниях

Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.  

Закрепление звука в словах, словосочетаниях. Речевые компьютерные игры «Мерсибо»

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать  бережное отношение к книгам

Автоматизация постав

ленных звуков в предложениях

от 4

беседа,

практическое занятие 

Закрепле

ние звука в предложе

ниях

Игры на развитие слухового внимания.

Закрепление звука в предложениях. Закрепление звука в чистоговорках. Составление предложений.

Проговаривание составленных предложений

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание.   . Развитие связной речи. Формирование умения строить предложения.

Автоматизация постав

ленных звуков в связной речи

от 4

беседа,

практическое занятие 

Закрепле

ние звука во фразовой речи. Закрепле

ние звука в стихах и загадках, текстах.

Игры на развитие слухового внимания, памяти. Составление предложений.

Закрепление звука в чистоговорках, текстах.

Закрепить правильное произношение звука в предложениях.  Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи.  Воспитание умения внимательно слушать

V этап (дифференциация)

Диффе

ренци

ация изолиро

ванных звуков

от 4

беседа,

практическое занятие 

Игры на развитие речеслухо

вого анализатора

Пальчиковая гимнастика

Игровые упражнения: «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Угадай звук»,  «Послушай и скажи правильный ответ», «Какая буква пропала», «Услышь меня»

Совершенствовать развитие мелкой моторики рук.Учить различать звуки сходные по звучанию. Развивать фонематический слух. Учить дифференцировать звуки.

Дифференциация поставленных звуков в словах

от 4

беседа,

практическое занятие 

Дифференциация звуков […., ….´]   в словах.

Мимическая гимнастика.

Игровые упражнения: «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово»

Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки.

Дифференциация поставленных звуков в предложениях

от 4

беседа,

практическое занятие 

Дифференциация звуков […., ….´]   в предложениях.

Пальчиковая гимнастика.

Проговаривание предложений.

Составление предложений.

Игровое упражнение : «Потерянный звук»

Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение, мелкую моторику рук

Дифференциация поставленных звуков в связной речи

от 4

беседа,

практическое занятие 

Дифференциация звуков […., ….´]  в связной речи

Проговаривание текстов.

Составление рассказов по картинке и на заданные темы. Заучивание стихов, песен, загадок.

Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение. Продолжать учить детей контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе.

Автоматизация постав

ленных звуков в свобод

ной речи

от 4

Закрепле

ние изученного в свободной речи

Игры и упражнения на развитие речеслухового анализатора. Речевые игры. Пальчиковый театр. Составление рассказов по картинкам. Пересказ услышанного текста.

Формировать уверенность в себе.   Формировать навыки правильной и грамотной речи. Продолжать учить детей контролировать свою речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".

Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"

Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...