Звуковая культура речи
консультация по логопедии
Что такое звуковая культура речи? Направления работы по развитию ЗКР у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovaya_kultura_rechi.docx | 15.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуковая культура речи
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими.
Звуковая культура речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Изучение различных аспектов звуковой культуры речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи. Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве. О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи».
Воспитание звуковой культуры речи в детском саду решает задачи:
• формирования у детей правильного звукопроизношения,
• четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами,
• развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз),
• выработки умеренного темпа речи,
• обучение правильного речевого дыхания,
• выработка навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.).
• развитие слухового внимания и речевого слуха.
Работа по воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
• развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
• развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:
• на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
• различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
• отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
• дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).
Для воспитания звуковой культуры речи используются следующие методы:
• дидактические игры («Чей домик?»),
• подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»),
• дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.),
• метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.),
Применяются разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:
• образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;
• краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
• утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);
• образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, ш-ш-ш – песенка змейки);
• хоровые и индивидуальные повторения;
• обоснование необходимости выполнить задание педагога;
• индивидуальная мотивировка задания;
• совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь(незамедлительное повторение ребенком речи-образца);
• оценка ответа или действия и исправления;
• образная физкультурная пауза;
• показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Учитывая физиологические и психологические детей задачи воспитания звуковой культуры речи в разных возрастных группах усложняются.
Так в младшем дошкольном возрасте работа больше направлена на формирование навыков правильного произношения звуков, развитие речевого слуха; в старшем возрасте больше внимание обращается на выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.
Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.
Воспитание звуковой культуры речи — одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку стать успешным в школе. Нарушение устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Что позволяют утверждать, что речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.
Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...
Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
ТЕМА: «ЗВУКОВОЙ ГОРОДОК» Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе
Развивать у детей звуковую культуру речи...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)
Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...