Итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР на материале русского народного творчества.
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)
Формировать у детей интерес к фольклору. Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству
Скачать:
Предварительный просмотр:
Итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР на материале русского народного творчества.
Цель: Систематизировать и активизировать словарь, совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навыки звукового и слогового анализа, совершенствовать фонематические представления, совершенствовать навык анализа предложений, совершенствовать навык чтения на материале русского фольклора. Развивать речевой слух, память, внимание, мышление, общие речевые навыки, диалогическую речь, зрительное внимание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, мимику, координацию речи с движениями, просодию. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Формировать у детей интерес к фольклору. Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.
Звучит русская народная музыка. Входит логопед с куклой — скоморохом на руке.
Скоморох: Эй, народ честной да удачливый, ты на нашу ярмарку поворачивай. Все ряды с утра позахвачены, уйма всякого добра, всякой всячины.
Логопед: Когда-то на Руси каждую весну проводились ярмарки, на которые съезжалось много гостей со всех волостей. Люди приезжали, чтобы продать свой товар, себе купить что-нибудь для хозяйства. На ярмарки приезжали, как на веселый праздник, посмотреть разные представления: там выступали артисты, приводили настоящего живого медведя, устанавливали карусели.
1-ый ребенок:
Расступись честной народ, не пыли дорожка.
Сюда ярмарка идет погулять немножко.
2-ой ребенок:
Ярмарка – праздник,
Ярмарка – смех,
Ярмарка – счастье и радость для всех.
3-ий ребенок:
Каждый, кто хочет, поет и хохочет,
Веселится, как в старь.
Не ради денег, не ради славы,
А для потехи и для забавы.
Логопед: Сегодня мы попали на старинную русскую ярмарку. Пойдем, посмотрим на людей, да и себя покажем.
Дети проходят парами под вывеской «Ярмарка». Звучит песня «Ярмарки-краски».
Скоморох:
Почтенные господа! Пожалуйте все сюда!
Собрались тут игры разные, разнообразные,
Из русской старины, из Российской страны!
Подходи, выбирай, в любую играй!
Скоморох предлагает детям поиграть в интересные игры, объясняет правила игры.
- игра «Кто быстрее?» - дети делятся на пары. Состязание: кто вперед прокатит массажный мячик от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой руки, через плечи, по «воротниковой зоне».
Логопед: А у нас есть еще игра для язычка.
Под высокой сосной вырос домик расписной (рот широко открыт, верхние и нижние зубы обнажены, язык лежит спокойно)
В нем жила не белочка, не Белочка – Умелочка,
А веселый Язычок , без устали трудиться мог («Лопатка» - «Иголочка»).
Построил он заборчик («Заборчик»), на дудочке играл («Дудочка»),
Широко в своем домике окна открывал (открывать и закрывать рот).
Язычок однажды погулять собрался («Иголочка»),
Увидел качели, сел и покачался («Качели к зубам).
В домике волшебном часы тик-так стучат («Часики»),
Как только рот закрыли, часики стоят.
Из песка однажды он сделал бугорок («Горка»),
Ведерко за ведерком сыпал он песок .
Посмотрел он в небо, тучка появилась.
Улыбнулся, растянулся - чашка получилась («Чашечка»).
Язычок до ниточки под дождем промок,
Под кустом он спрятался и увидел грибок («Грибок»),
А у грибка ножка играет на гармошке («Гармошка»).
Логопед: А сейчас Скоморох предлагает поиграть нам с вами в игру «Камень, ножницы, бумага» (логопед называет предмет, дети показывают: «Бумага» - ладонь прямая, «Ножницы» - указательный и средний пальцы разведены, большой палец удерживает безымянный палец и мизинец; «Камень» - кулак).
Логопед: Молодцы ребята, вы показали какие вы внимательные! А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Ледышка, горячая картошка». Если вы услышите слово «Ледышка», согрейте свои ручки теплым дыханием. Если услышите фразу «Горячая картошка», остудите «картошку» в своих руках холодной струей воздуха. Поиграем?
А сейчас мы поиграем с пальчиками. Игра называется «Машины гости»:
Стала Маша гостей звать, на блиночки созывать (хлопать в ладоши ритмично):
- И, Иван, приди, и Степан, приди, да Андрей приди, да Матвей приди.
А, Митрошечка, ну пожалуйста (поочередно загибать пальцы рук, начиная с больших на обеих руках ).
Гости посидели, блиночков поели. Стала Маша гостей провожать в путь-дорогу собирать ( ритмично постучать кулачками друг об друга):
- Прощевай, Иван! Прощевай, Степан! Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей! (поочередно разгибать пальцы на обеих руках).
- А ты, Митрошечка моя крошечка, побудь со мной еще немножечко (рагибать и сгибать мизинцы на обеих руках).
Логопед: А сейчас, Добры Молодцы, предлагаю вам помериться силой! Для соревнования нужны два молодых человека. Нужно будет встать на колени перед столиком, поставить локти правой руки на стол, сцепиться кистями рук. По команде «Начали», стараться побороть соперника, завалить его руку на стол.
Логопед: Ну и сильны наши Молодцы.
А сейчас Красны Девицы покажут, на что они способны. Две девочки берутся двумя руками за обруч с противоположных сторон и по команде «Начали» стараются перетянуть друг друга за намеченные границы.
Логопед: Померились мы силой. А сейчас померимся знаниями. Поиграем в игру «Доскажи словечко» Согласны? (См. презентацию):
Вот у нас уже весна, всюду уж проталинки.
Без галош сегодня я промочила …… (валенки).
Лужи, грязь нам не враги,
На ногах коль ……. (сапоги).
В дом войдя, наденьте тапки,
А с голов снимите ……(шапки).
У сестренки-лапочки
На двух ножках……… (тапочки)
Логопед: Ребята, давайте вспомним, про что были загадки.
Дети: Про валенки, сапоги, шапки, тапочки.
Логопед: У нас перед глазами четыре картинки с этими предметами. Какая картинка здесь лишняя и почему? (игра «4-ый лишний»)
Ответы детей.
Логопед: слушаем загадки дальше (см. презентацию):
Супа, каши вам немножко
Прямо в рот доставит …….(ложка).
Котлеты с корочкой всегда
Поджарит нам ……..(сковорода).
Словно пчелы возле улья,
Все к столу слетелись ……. (стулья).
Открывай скорее кран,
Набирай воды в …….. (стакан).
Логопед: про что говорилось в загадках.
Дети: про ложку, сковороду, стулья, стакан.
Логопед : перед нами четыре картинки, какая картинка лишняя и почему (игра «4-ый лишний»).
Ответы детей.
Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие предметы оказались лишними (шапка, стул).
Ребята, я предлагаю придумать с каждым словом предложение и составить к этому предложению схему.
Дети выкладывают на полу схему предложения из березовых палок (проговаривают все правила).
Логопед: Хватит нам сидеть скучать, пора нам с вами поиграть: Игра «Отгадай, чей голосок» (дети заводят хоровод).
Ребенок :
1, 2, 3, 4, 5-ть будем в игры мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы
Выходи из круга Ты! (с помощью считалки выбирается водящий)
Водящий встает в круг с завязанными глазами. Участники водят хоровод под музыкальное сопровождение и поют :
«Отгадай, чей голосок, становись скорей в кружок».
Дети останавливаются. Логопед жестами предлагает желающему ребенку подойти к водящему. Водящий ощупывает подошедшего. Ребенок называет имя водящего. Водящий должен угадать по голосу и назвать имя подошедшего ребенка. Если угадывает, водящий становится в круг ко всем детям. Игра продолжается.
После игры дети рассаживаются на свои места.
Логопед:
Ребята, а вы знаете кто такие ремесленники? (ответы детей. Дети заранее собирают информацию по теме)
1-ый ребенок : Ремесленники – это люди, занимающиеся мелким ручным производством различных изделий.
2-ой ребенок : Ремесленники – это люди, которые делали посуду, орудия труда, оружие.
3-ий ребенок: Ремесленники – это простой народ, который трудится в мастерских.
Логопед: Молодцы ребята. А если ремесленник из глины смастерил кувшин, кувшин какой? А свистульки из глины. Какие свистульки? Игрушки из дерева. Какие игрушки? Совок из металла. Какой совок? Матрешка из дерева. Какая матрешка? …. (см. презентацию).
Звучит музыка. Выходит матрешка (ребенок). Проходит по всему залу, демонстрирует свой наряд. Подходит к столу и выставляет из деревянной матрешки всех матрешек.
Матрешка:
Здравствуйте! Не одна я к вам пришла,
Своих сестренок привела –
Кукол деревянных, красивых да румяных.
Логопед: Что умеют наши матрешки ? Поиграем с ними немножко, посчитаем. Какая матрешка? Деревянная. Одна деревянная матрешка, две……. (дети считают). Назовите матрешку ласково (матрешечка). Какая еще матрешечка (расписная). Считаем: одна расписная матрешечка, две …….
Логопед: Матрешка, мы очень рады что ты к нам пришла в гости, оставайся с нами, будет очень интересно.
Логопед выставляет трех больших матрешек, одна из них – силуэт с печальной мимикой лица.
Логопед: Ребята, почему одна из матрешек грустит?
Дети: Матрешка грустит, потому что она не раскрашена.
Логопед: Ребята, я предлагаю вам сложить пазлы и прикрепить их к силуэту матрешки.
Логопед: Ребята, посмотрите, наша матрешка повеселела. Мы с Вами большие молодцы. Посмотрите, она приготовила для нас игру. Игра называется «Подари матрешке картинку». У меня в конверте картинки, в названиях которых есть звук Л. Нужно взять картинку, определить позицию звука в слове (начало слова, середина слова, конец слова). Картинку необходимо подарить одной из матрешек. Если звук Л находится в начале слова, то картинку дарим первой матрешке. Если звук в середине слова, то картинку дарим средней матрешке. Если звук Л находится в конце слова, то картинку дарим последней матрешке.
Логопед:
Логопед: Ребята, посмотрите у меня есть в руках картинка. На ней изображено много предметов, они нарисованы друг на друге. Но вы должны по контуру найти тот предмет, название которого начинается со звука С (самовар).
Логопед: О чем же нам говорит самовар. А он говорит о том, что наша ярмарка закрывается! Просим внимания! Заканчиваем представление и приглашаем всех на чаепитие с настоящим самоваром!
Итог: Ребята, а вам понравилось наше путешествие в старину. Что больше всего понравилось? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе по теме: "Дикие животные и их детёныши".
Занятие по развитию речи для детей с ОНР...
Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе "Покорители вершин"
Конспект итогового логопедического занятия, обучение грамоте, развитие речи....
Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ «Форд Баярд»
Конспект итогового занятия в подготовительной группе...
Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Осень"
Конспект комплексного группового занятия, в котором использовались лексико-грамматические упражнения, элементы фонематического анализа и обучения граммоте....
Итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе на тему "Путешествие на Луну"
В рамках мероприятия "День открытых дверей" для родителей, чьи дети занимаются с учителем-логопедом,и педагогических работников детского сада было представлено открытое занятие "Путешес...
Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи «Приключения Школьного Звонка».
Аннотация: целью занятия является закрепление и обобщение ранее изученного материала по обучению грамоте детей с ОНР в подготовительной к школе группе по лексической теме «Школьные принадл...
Итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР
Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему "Книга знаний"....