Итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему "Книга знаний".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_zanyatiya.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР

Тема: «Книга знаний»

Цель: Обобщение и закрепление полученных знаний по основным единицам речи: звук, слог, слово, предложение в занимательной игровой форме.

Задачи:

Образовательные:

проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте;

учить применять их в практической деятельности – игре.

Коррекционно-развивающие:

- развивать сенсорные и кинестетические ощущения;

- развивать фонематические процессы;

- совершенствовать навык звукового анализа;

закреплять умение составлять  слова из слогов;

закреплять  навыки чтения;

- развивать грамматический строй речи;

развивать внимание, память.

Воспитательные:

воспитывать интерес и любовь к русскому языку,

- воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.

Оборудование: емкости с крупой, буквы (КНИГА); страницы книги, сигналы – семафоры, предметные картинки, звуковые схемы; элементы букв; слоговые карточки, циферблат со слогами; слово «первоклассница», картинки сложных слов; школьные принадлежности, карточки со словами, схема предложения; видеообращение; звездочки и шарики.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Приветствие. – У нас сегодня гости. Поздоровайтесь. Представьтесь гостям, то есть назовите свое имя, но не обычно, а по слогам.

II. Введение в тему. – Дети, скоро вы станете настоящими школьниками, и наши гости хотят увидеть, чему вы научились, хотят убедиться, что вы готовы пойти в школу.

Мимическое упражнение. Покажите мимикой, как вы удивились, как задумались (Чем же мы порадуем гостей), как хитро прищурились (Мы знаем, чем удивим наших гостей).

- Я думаю, что за помощью  надо обратиться к царице Знаний. Как вы думаете, кто (что) это может быть?

III. Объявление темы. – Мы узнаем царицу Знаний в игре «Найди, определи букву и собери слово». Слушайте задание: Нужно на ощупь определить букву, не доставая  из крупы, назвать. Потом командой составить, собрать слово.

- Какое слово у вас получилось? КНИГА.

- Как вы думаете, почему книга – царица знаний?

- Книга – важный помощник в получении знаний. И я предлагаю вам составить нашу книгу знаний. Демонстрирую обложку книги.

- Какие книги бывают? (новая, библиотечная, старинная, детская, красочная, интересная, увлекательная, сказочная, научная)

IV. Закрепление.

1. - Составим 1-ю страницу. – Как вы думаете, о чем мы расскажем? (О звуке) – Как вы догадались? (Звуки мы слышим и произносим)

2. - Послушайте предложения и определите, какой звук чаще слышится.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Шорох, шуршанье, шумок в тишине. Это шесть мышат в тишине шуршат.

Жужжит над жимолостью жук. Тяжелый у жука кожух.

Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

Фамилия фотографа Феофана Фифтифуфайкин.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

3. - Определите первый звук в слове и поднимите соответствующий сигнал: линейка, точилка, закладка, ластик, глобус, учебник, портфель, тетрадь, карандаш, кисточка, альбом, резинка, букварь, краски, мелки.

4. – Назовите лишний предмет и объясните. - Игра «4-ый лишний».

5. - Подберите к звуковой схеме картинку. Приклейте схему под соответствующей картинкой.

6. Физкультурная пауза. Пальчиковая игра «Переменка».

Перемена! Переменка! (Ритмично сжимают и разжимают кулачки попеременно на правой, левой руке).

Отдохните хорошенько. (Движения расслабленными кистями рук вверх-вниз).

Можно бегать и шуметь, (Попеременно стучат кулачок о кулачок).

Танцевать и песни петь. (Хлопают в ладоши).

Можно сесть и помолчать («Замок»).

Только – чур! Нельзя скучать! (Показывают ладошки  с расставленными пальцами).

7. Предлагаю составить вторую страницу нашей книги.

- О чем мы расскажем? (О букве)

- Почему вы так решили? (Буквы мы видим и пишем)

8. Профилактика миопии. - Выполним гимнастику для глаз.

Вдаль смотри и вниз на ножки.

Влево-вправо побыстрей!

Удивись – здесь  что такое?

И закрой их поскорей.

А теперь вращай по кругу,

Словно стрелочки часов.

Открывай глаза и  снова

На занятие  готов.

9. Игра «Элементы букв».

- Перед каждым из вас элемент буквы. Добавьте к нему еще один элемент так, чтобы получилась буква. Из этих букв составьте слова и  вы узнаете, что в ранце ученика. РУЧКА, ПЕНАЛ, ТЕТРАДЬ, КАРАНДАШ.

10. Игра «Вставь букву».  – Вставьте  в слово м_шка  а, о, у, ы, и, прочитайте  получившиеся слова и объясните их значение: Машка, мошка,  мушка, мышка, мишка. Сделаем вывод: изменилась буква – изменилось значение слова.

11. Физкультурная пауза. – Изобразите букву Т, Л, Ф, Г, К, Ж, В, М.

12. Составим третью страницу нашей книги. Прочитайте название страницы: Слог.  - Что такое СЛОГ?

- Добавим слог – получим слово: КАР + ТОН   МАН   ТИНА.

- Читаем по стрелке, добавляя нужный слог (игра «Часы). БАШМА+ЧОК,  ПЕЧ+НИК, ПЛАВ+НИК, СУНДУ+ЧОК, ДВОР+НИК, ВОЛ+ЧОК, ПЕРЕД+НИК, МАЯТ+НИК, КАБА+ЧОК, ОЗОР+НИК, СТРУ+ЧОК, ПАУ+ЧОК.

13. Отгадайте загадку:

Оно может быть тихим,

Оно может быть громким,

Оно может быть ласковым,

Может быть грубым.

Оно может обидеть,

Оно может рассмешить.

Его можно сказать,

А можно взять и написать. (Это СЛОВО). – Как мы назовем четвертую страницу книги?

14. Составьте из одного слова новые слова: ПЕРВОКЛАССНИЦА (ПОНИ, КАССА, СЛОН, САЛОН, ЦИРК, ЛИЦА, КОЛЕСНИЦА, АРЕНА, КЛАСС, САЛКИ, САНКИ, КОСА, КОНИ, КИНО).

15. Игра «Сложные слова». А теперь из двух слов составим одно сложное слово.

- Как называется явление, когда листья падают? (листопад)

- Вода падает – водопад.

Звезды падают – звездопад.

Лед ходит (по реке) – ледоход.

Пыль сосет – пылесос.

Мясо рубит – мясорубка.

Ловит рыбу – рыболов.

Лед колет (судно) – ледокол.

Пчел разводит – пчеловод.

Сад разводит – садовод.

По снегу ходит – снегоход.

Пешком ходит – пешеход.

Сам летает – самолет.

16. Лицевой массаж. Представьте, что наступило 1-ое сентября, и мы собираемся в школу.

Рано утром мы встаем (потянуться).

Мыло в руки мы берем (намыливают руки).

Лицо мылом растираем (растирают)

И водичкой все смываем (поглаживают).

17. Предложение. Согласование числительного и  прилагательного с  существительным. Собираемся в школу, складываем школьные принадлежности.

У меня одна новая ручка. – У меня две новые ручки.

У меня одна чистая тетрадь. – У меня пять чистых тетрадей.

У меня один большой альбом. - У меня два больших альбома.

У меня один белый ластик. - У меня два белых ластика.

У меня один нужный учебник. - У меня пять нужных учебников.

У меня один острый карандаш. - У меня пять острых карандашей.

У меня один удобный пенал. - У меня два удобных пенала.

У меня один белый мелок. – У меня пять белых мелков.

У меня одна пластмассовая линейка. - У меня одна две пластмассовые линейки.

У меня один легкий ранец. - У меня два легких ранца.

Физкультурная пауза «Скоро в школу мы пойдем»

Скоро в школу мы пойдем (шагают на месте)

И портфель с собой возьмем (имитируют).

Ручку, книжку, какрандаш

Мы в портфель положим наш.

Будем мы читать, писать

И учиться все на «5»!

18. – Прочитайте слова и составьте из них предложение.

КТО  МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ.

Не говори не умею, а говори научусь.

- Как назовем следующую страницу книги? Составьте графическую схему предложения.

19. Составление книги. Вот мы и собрали страницы нашей книги. Чего не хватает у нашей книги? Кто автор? Какое название подходит? Какая получилась книга?

20. Видеообращение малышей: Здравствуйте, ребята. Вы уходите в школу. Вы очень умные, много знаете и умеете. Мы тоже хотим все знать.

- Поможем малышам? Как? Подарим УМНУЮ КНИГУ.

V. Итог. Молодцы! Вы показали сегодня, какие вы дружные, находчивые, сообразительные, веселые. Именно такими должны быть ученики. Какие пословицы вам помогут в учебе? Какое задание было самым сложным? Если вы полностью справились со всеми заданиями, возьмите по звездочке. Если вам было трудно и не все успели сделать, возьмите шарик.

Попрощайтесь с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе "Покорители вершин"

Конспект итогового логопедического занятия, обучение грамоте, развитие речи....

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Осень"

Конспект комплексного группового занятия, в котором использовались лексико-грамматические упражнения, элементы фонематического анализа и обучения граммоте....

Итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе на тему "Путешествие на Луну"

В рамках мероприятия "День открытых дверей" для родителей, чьи дети занимаются с учителем-логопедом,и педагогических работников детского сада было представлено открытое занятие "Путешес...

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи «Приключения Школьного Звонка».

Аннотация: целью занятия является закрепление и обобщение ранее изученного материала по  обучению грамоте детей с ОНР в подготовительной к школе группе по лексической теме «Школьные принадл...

Итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР на материале русского народного творчества.

Формировать у детей интерес к фольклору. Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству...