Годовой отчет
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Дальчанина Ольга Сергеевна

В 2023 - 2024  учебном году коррекционно -  воспитательная работа строилась на основе рабочей программы учителя – логопеда ДОУ.  Содержание программы   строилосьс учетом   комплексной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

- «Программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;

- «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;

- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой;

 - «Программа коррекционно – развивающей работы для детей с «ОНР».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_otchet_uchitelya_-_logopeda_dalchaninoy_o.s.docx197.82 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Краснозерский детский сад №1 ов

Годовой отчет учителя – логопеда Дальчаниной О.С. по реализации программы за 2023 - 2024 учебный год.

Подготовила: учитель – логопед Дальчанина Ольга Сергеевна

;n=13

Краснозерское 2024г

В 2023 - 2024 учебном году коррекционно - воспитательная работа строилась на основе рабочей программы учителя – логопеда ДОУ. Содержание программы строилось с учетом комплексной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

- «Программы воспитания и обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;

- «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;

- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой;

- «Программа коррекционно – развивающей работы для детей с «ОНР».

Программа учителя – логопеда строилась с учётом принципов:

  • от простого к сложному,
  • систематичности,
  • доступности,
  • повторяемостью материала.

Основной целью стало: обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях логопедической помощи. Оказание помощи в освоение основной образовательной программы ДОУ путём преодоления отклонений в развитии детей с ОНР и ФФНР в ходе коррекционной работы, а так же усвоения индивидуального маршрута для ребенка по рекомендациям.

В соответствии с поставленной целью поставила перед собой следующие задачи:

- Выявление, преодоление недостатков в речевом развитии;

- формирование артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);

- Уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников.

- Формирование функционального базиса устной речи.

- Автоматизация навыков правильной речи при освоении детьми образовательных областей.

- Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ. Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

- Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере

эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.

При реализации поставленных задач, учитывала структуру дефекта, психофизические возможности, индивидуальные особенности ребенка.

Для решения поставленных задач проводилась работа по следующим направлениям:

1. Диагностическое направление.

2. Коррекционно – развивающее направление.

3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами

#1056;абота с ребенком по индивидуальному маршруту.

5. Аналитическая деятельность.

#1044;иагностическое направление.

Диагностическая деятельность позволила мне определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Диагностическая деятельность предполагала:

1) Выявление детей с проблемами в развитии.

Целью данного обследование было - выявление детей нуждающихся в профилактической и коррекционно - речевой помощи. По результатом проведенной диагностической работы была подготовка документов для формированию групп для индивидуальных и подгрупповых занятий.

2) Стартовое логопедическое обследование детей, которое подразумевало изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, анамнезтичекие данные - нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Целью обследования детей являлось установление причин, выявление степени сформированности структурных компонентов речевой системы (связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизносительной стороны речи, фонематические процессы, слоговая структура слова), состояние общей и мелкой моторики. Это позволило мне сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные планы коррекционно-педагогической работы на учебный год и выбрать средства и способы достижения поставленной цели.

Перед началом диагностики перед собой ставила следующие задачи:

1. Выявить особенности и трудности в речевом развитии.

2. Определить структуру речевого дефекта.

3. Поставить логопедическое заключение.

Логопедическая диагностика проведена по следующим направлениям:

  • - Обследование звукопроизношения;
  • - Обследование состояния общей моторики;
  • - Исследование произвольной моторики пальцев рук;
  • - Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата;
  • - Фонетико-фонематических представлений;
  • - Навыки звукового анализа и синтеза;
  • - Грамматический строй речи;
  • - Зрительного восприятия и узнавания;
  • - Общих представлений о предметах, времени;
  • - Сформированности умений работать по словесной инструкции;
  • - Диагностика сформированности речевой деятельности: владение техникой речи, состояния словарного запаса и представлений об окружающем (пересказ, составление рассказов по картине, серии картин…)

Для проведения диагностики применяла следующий инструментарий: «Альбом для логопеда, логопедические тесты». О.Б. Иншакова, «Альбом индивидуального обследования дошкольника» Т.А.Ткаченко. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций.

Перед началом диагностики была проведена работа с воспитателями, взято заявление со списками детей для выявления нарушений в речи. Так же письменное заявление (согласие) было взято с родителей (законных представителей) о том, что они разрешают провести диагностику. Всего было диагностировано 32 ребенка, с 4 до 7 лет, из них к зачислению рекомендовано 21 человека, 3 поставлены на очередь. Изначально согласно положению о логопедической помощи, преимуществом пользуются дети, посещающие подготовительную к школе группу т.к. они на будущий год идут в школу.

В период с 10 по 24 января 2022 года в МКДОУ Краснозерском детском саду №3 педагогический консилиум провел обследование речи детей, в возрасте с 4,6 до 7 лет. Данные логопедического обследования были зафиксированы в речевых картах, заполняемых на каждого ребёнка. Результаты наблюдений за динамикой речевого развития отмечаются также в речевых картах. По результатам обследования у большинства детей на начало года не сформирована связная речь. В ходе диагностики у детей дошкольного возраста были поставлены следующие заключения:

ОНР (3 уровня) – 6 человек. ФФН – 16 человек.

2 ребенка со статусом ОВЗ(ЗПР) .

У большинства детей наблюдалось стигматизм шипящих, свистящих (расстройство речи в неправильном произношении звуков шипящих и свистящих) Стигматизм - одно из очень распространенных видов неправильного звукопроизношения. Так же есть нарушения, такие как ротацизм, ламбдацизм - это различные дефекты произношения звука [р] и звука [л]. Результаты обследования показали необходимость проведения коррекционной работы.

На основании полученных результатов были составлены: перспективные планы коррекционно-развивающей работы, а так же индивидуальные планы на каждого ребенка.

Результаты обследования

Коррекционно-логопедическая работа с детьми строилась с учетом их образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяла в результате комплексного обследования, проводимого в начале учебного года. Результаты обследования заносила в речевую карту, что позволило мне выстроить индивидуальную логопедическую работу.

В соответствии с речевыми нарушениями и возрастом дети-логопаты были укомплектованы в подгруппы, разработан перспективный план работы, по итогам диагностики проведены консультации для воспитателей и родителей. Во время работы с родителями довела до сведения о необходимости их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у учителя-логопеда, в создании в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей.


2. Коррекционно – развивающее направление.

При реализации коррекционно – развивающего направления я как учитель – логопед являлась координатором коррекционно-речевой работы в условиях логопедической помощи, организовывала интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являлись: дети с образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.

Взаимодействие с детьми носило системный характер и реализовалось через различные организационные формы:

- занятия (индивидуальные, подгрупповые);

- игры (обучающие, обобщающие, познавательные, коммуникативные и т. д.);

-подготовка и участие в конкурсах.

В рамках проводимых занятий использовала различные виды деятельности, методы и приемы, а также старалась решать образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, что в дальнейшем явилось фактором успешности обучения и социализации детей.

Как правило, дети с нарушениями речи, обладают низким уровнем мотивации учебной деятельности. Поэтому на своих занятиях старалась применять новые формы, методы и приемы для поддержания познавательного интереса у детей, применяла информационные технологии.

Учебный год (с января) начинала с логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. Диагностика помогла правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми.

На подгрупповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий велась работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета, обобщающие понятия. Формировались и развивались словообразовательные функции речи и словоизменение. По развитию связной речи дети учились составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учились правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов.

Индивидуальные занятия носили опережающий характер, так как основная их цель была - подготовить воспитанников к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях. На индивидуальных занятиях с детьми проводила следующие мероприятия:

1. Дыхательные гимнастики (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков) такие как: «Футбол», «Ветряная мельница», «Снегопад», «Подуй как ветерок», «Змейка», «Листопад», «Бабочка», «Задуй свечу», «Буря в стакане», «Кораблик» и другие.

2. Артикуляционная гимнастика (упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата) такие как: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Иголочка», «Грибочек», «Гармошка», «Футбол», «Часики», «Чашечка», «Маляр» и другие. Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности.

Выделяю несколько главных принципов, особой важностью в тренировке артикуляции являлось - систематичность занятий и их контроль. Очень важно было регулярно работать перед зеркалом, обязательно делали многочисленные повторения до ощущения состояния полного комфорта при их произношении, если же поза не получается, возвращались на начало, от простого – к сложному.

3. Пальчиковые гимнастики, игровой самомассаж, самомассаж с использованием шариком Су-Джек терапии, резиновые мячи с шипами, шнуровки, геометрические фигуры на липе.

Пальчиковые гимнастики - это упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук, которые мы выполняли со всеми воспитанниками логопедического пункта по тематикам каждой недели такие как: «Грибы», «Труд в садах и огородах», «Поросята», «Дружные пальчики», «Дружба», «Слива», «Семья» и т.д. (на каждую неделю своя пальчиковая гимнастика).

Игровой самомассаж – нетрадиционный вид упражнений, который является закаливанием и оздоровлением детского организма. Все упражнения выполняются в игровой форме, очень важно было постоянно наблюдать за индивидуальной реакцией каждого ребенка. При проведении массажа обучала детей не надавливать на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Все массажные упражнения выполнялись согласно рекомендациям от периферии к центру.

Выполнялись такие упражнения как: «утка и кот», «Чтобы не зевать от скуки», «Гусь» и т. д.

Самомассаж с использованием шариком Су-Джек терапии - это разновидность акупунктурного массажа. Приемы Су - Джек терапии использую с целью общего укрепления организма, в качестве массажа при речевых нарушениях, для улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма. При тактильной стимуляция в определённом ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук. Прокатывали шарик между ладошками, дети массировали мышцы рук. Использовали эластичное кольцо, которое помогло стимулировать работу внутренних органов. Кольцо надевали на палец и проводили массаж до появления ощущения тепла. Этот массаж очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за работу головного мозга ребенка.

Эту работу проводила в игровой форме, с использованием стихов и сказок.

Повторяли слова, выполи действия с шариком в соответствии с текстом. Проводила такие упражнения как: «Сказки ежика на прогулке», чистоговорки на каждый звук, «Ежик», стихотворения с движением и т.д.

Упражнения с резиновыми мячиками с шипами проводила в среднем темпе, акцентируя внимание детей на некоторые нюансы при их выполнении.
Эти комплексы способствовали развитию у детей мелкой моторики рук, которая в свою очередь, напрямую связана с развитием речи.

Для развития речи, внимания и мелкой моторики регулярно делали массаж ладошек и играли с ним. Кроме своих стандартных функций игрового предмета, мячики массировали кончики пальцев ребенка закругленными шипиками, в свою очередь мячи помогали развивать тактильные ощущения и стимулировать точки на ладошках.

4. Коррекция звукопроизношения разными способами.

Для того, чтобы работа по формированию правильного произношения была успешной, обучала детей слышать звук в ряду других звуков. Все упражнения проходили в игровой форме. В зависимости от характера дефекта, работа по развитию восприятия звуков в одних случаях ограничивалась формированием слухового контроля, а в других случаях развитие фонематического слуха, формирование слухового восприятия и навыков звукового анализа. Логопедическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

развитие восприятия речи, формирование фонематического анализа, развитие артикуляторной моторики, работа по непосредственной постановке звука.

Развитие восприятия речи, проводилось с использованием заданий на имитацию слогов. Предлагались слоги со стечением согласных (которые правильно произносятся).

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза формировало умение выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков, прежде всего, от далеких артикуляторно и акустически.

На этапе постановки звука большое внимание уделяла развитию речевой моторики.

Работу выполняла с помощью постановки звука:

- По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание.

- Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (использовала ушные палочки.). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям учителя - логопеда. После длительных тренировок дети без механической помощи принимали необходимую позу, помогая себе палочкой или пальцем.

- Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи.

- Постановка звука от артикуляционного уклада.

- Смешанный способ постановки.

5. Автоматизация звуков в речи;

При автоматизации звука в речи - закрепляется новый правильный звук.

6. Дифференциация звуков в речи. К этому этапу переходила только в том случае, если была убеждена, что ребёнок овладел правильным звукопроизношением, если он умеет различать собственные звуки и звуки, слышимые им в речи других людей. Работа на данном этапе предусматривала формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений. Для этого использовала упражнения: «Угадай, где звенит», «Что звучит», «Громче – тише», «Кто позвал» и др. В процессе этой работы у детей формировались навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствовало развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.

7. Обогащение словарного запаса. Выделяются два вида - активный и пассивный словарь ребенка.

Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятного ребенку. Она зависит от возраста, психического развития, социальной среды. Пассивный словарь – это то, что ребенок понимает, но не использует в своей речи.

Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретного ребенка. Словарный запас детей постоянно обогащался не только в количественном, но и в качественном отношении.

Содержание словаря опиралось на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире. На данном пункте проводились следующие игры: «Опиши предмет», «Волшебный мешочек», «Что таким бывает», игры с использованием мяча «Назови животных», «Я знаю (пять названий деревьев)», «Животные и их детеныши», «Кто как разговаривает», «Подскажи словечко», «Скажи ласково», «Составь предложение», «Кто как передвигается», «Горячий – холодный», «Что из чего сделано» и т. д.

8. Закрепление знаний, полученных детьми на подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса (складывание из палочек по образцу простых и более сложных геометрических фигур: квадрата, ромба, сложной ломаной линии из 10 линейных отрезков). Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка.

3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами.

Конструктивное взаимодействие с родителями – один из важнейших методов всей деятельности учителя-логопеда. В течение года старалась применять самые разнообразные формы для привлечения родителей к совместной работе:

- беседы;

- индивидуальное консультирование родителей;

- буклеты;

Просветительская деятельность в рамках логопедической помощи - это совместное проведение родительских встреч, на которых я рассказывала об особенностях развития их детей, направлениях коррекционно-развивающей работы, а также давала практические рекомендации.

Пропаганда логопедических знаний осуществлялась через индивидуальные консультации, беседы, семинары, логопедический стенд для родителей со сменным материалом.

Консультативная работа – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществлялась в форме индивидуальных, подгрупповых консультаций, бесед, семинаров. Основными направлениями консультативно–просветительской работы с родителями являлось:

  • Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.
  • Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
  • Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи).
  • Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения заданий и т.д.).
  • Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

С родителями проводились индивидуальные консультации по приглашению родителей, так и консультации для родителей по запросу. Индивидуальные мастер – классы по выполнению артикуляционных упражнений у зеркала совместно с ребенком.

Взаимосвязь с родителями осуществлялась через папки с домашним заданием которые, в течение всего учебного года давались на дом каждый четверг, индивидуальные беседы и консультации (по запросу и запланированные).

Подготовлены консультации:

1. Консультация для родителей: «Когда следует обратиться за помощью к учителю - логопеду».

2. Информационный стенд для родителей: «В чем заключается работа учителя - логопеда.

3. Памятка для родителей: «Рекомендации учителя – логопеда родителям детей с речевыми проблемами.

4. Памятка для родителей: «Как выполнять домашние задания от учителя – логопеда дома»

5. Изготовление буклета: «Зачем учитель – логопед задает домашние задания».

6. Артикуляционная гимнастика – значимость, рекомендации.

7. Консультация для родителей: «Речь взрослых – образец для подражания»

8. Изготовление буклета для родителей: «Нормы речевого развития ребенка от 0 до 7 лет»

9. Консультация для родителей: «Почему ребенок говорит не правильно?»

10. Консультация для родителей: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопропроизношения»

#1050;онсультация для родителей: «Если ребенок не говорит?»

12. Буклет для родителей: «Развитие речевого дыхания»

13. Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в семье»

14. Изготовление буклета для родителей: «Играем пальчиками и развиваем речь»

15. Консультация для родителей: «Особенности развития 3 летних детей»

16. Изготовление буклета для родителей: «Игры для развития фонематического слуха»

17. Изготовление буклета для родителей: «Чистоговорка – средство, повышающее эффективность коррекционно – логопедической работы с детьми.

18. Памятка для родителей: «Автоматизация звуков в домашних условиях»

#1048;зготовление буклета: «Самомассаж мышц языка»

20. Консультация для родителей: «Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями».

#1048;зготовление буклета для родителей: «Учимся слышать и правильно произносить звуки».

#1055;амятка для родителей: «Игры с пальчиками с помощью массажного шарика для Су – Джек терапии»

3. Рекомендации для родителей на лето детям посещающих логопедическую помощь в ДОУ.

В течение учебного года выходила на индивидуальную работу с родителями с целью оказания методической и практической помощи по вопросам логопедического воздействия на ребенка, оказание ему посильной родительской помощи и поддержки. Родители имели возможность убедиться в необходимости коррекционно - развивающих занятий, и увидеть не только успехи, но и проблемы своего ребенка.

Перечисленные формы работы с родителями считаю необходимыми, так как они дают возможность родителям принимать в них непосредственное участие, в то же время являются разными по способу подачи информации.

Однако, приходится признавать существование фактов, когда родители не серьезно относятся как к наличию речевого нарушения, так и к результатам работы по его преодолению. Проблема – не все родители заинтересованы в помощи учителя - логопеда, не пользуются методическими рекомендациями и не всегда в полной мере оказывали помощь и поддержку своим детям. Запланированные мероприятия с участием родителей это большой плюс к коррекционной работе, но участвуют всего 30% родителей, к сожалению одни и те же родители.

Работа с педагогами

В течение всего года, я могу отметить наши отношения с коллегами ДОУ как партнерские, конструктивные и доверительные. Многие коллеги обращаются за консультативной помощью, в которой я им никогда не отказываю. Так же при обращении мною за помощью к педагогическому коллективу МКДОУ всегда встречаю поддержку у коллег.

Успех работы учителя - логопеда во многом зависит от тесного контакта с педагогами и специалистами, от того какие выработаны единые требования, приемы работы с каждым из детей, имеющих нарушения речи и посещающих логопедический пункт.

Совместная работа с педагогами осуществляется на всех этапах работы с ребенком, начиная с первичного обследования, о результатах которого педагоги ставятся в известность. Систематически информируются педагоги о специфике и содержании коррекционно - развивающей работы с детьми, и одновременно получаю информацию об успехах и неудачах детей.

Консультативная деятельность с педагогами ДОУ была направлена на

решение поставленной цели коррекционной работы.

Анализ результатов педагогического и логопедического обследования, планирование коррекционной работы совместно со специалистами ДОУ.

Совместно с воспитателям группы младшего возраста был составлен индивидуальный образовательный маршрут на ребенка по рекомендациям.

5. Аналитическая деятельность.

Аналитическая работа позволила мне отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка.

По результатам мониторинга речевого развития воспитанников подготовительной и старшей групп за 2023 учебный год были выявлены следующие показатели:

В таблице №1 отмечается итоговая диагностика учебного 2023 года по шкале сформированности (таблица прилагается).

В конце учебного 2023 года были выявлены следующие результаты.

#1060;онематический слух: (воспроизведение слоговых рядов (па – та – на), воспроизведение слов - паронимов (кости – гости)) - отмечалось, что у 72 % находится в стадии формирования, 24% сформировано, не сформировано 4%.

#1060;онематический анализ: (выделение звука в начале слова, выделение последнего звука в слове) – 44 % не сформировано, 20 % в стадии формирования, 36 % сформировано.

#1060;онематическое представление: (подобрать слово на заданный звук, отобрать картинки с заданным звуком) – 48 % не формировано, 36% находилось в стадии формирования, 16% сформировано.

#1057;логовая структура слова: (произношения слов сложного слогового состава – водопроводчик, произношение предложений – водопроводчик чинит водопровод) - 8% не сформировано, 60% в стадии формирования, 32% сформировано.

5. Грамматический строй речи: словоизменение (преобразование существительных ед.ч. во мн.ч. ухо – уши), изменение по падежам (род. п., мн.ч.), словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (ухо – ушко), образование глаголов движения с помощью приставок (ходить, плыть) – 4% не сформировано, 88% в стадии формирования, сформировано – 8%.

#1057;ловарный запас: назвать по восприятию (брови, локоть), назвать детенышей животных, обобщающие понятия (обувь, овощи) –4% не сформировано, 84% в стадии формирования, сформировано – 12%.

#1057;вязная речь: разговорно – описательная беседа (как тебя зовут, сколько тебе лет), рассказ по сюжетной картинке, рассказ по серии сюжетных картинок, пересказ – 8% не сформировано, 92% находилось в стадии, 0 % сформировано.

В таблице №3 представлены показатели сформированности на начало и конец учебного 2022:

показатели

сформировано

В стадии формирования

Не сформировано

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

Фонематический слух: (воспроизведение слоговых рядов (па – та – на), воспроизведение слов - паронимов (кости – гости))

0%

24%

92%

72%

8%

4%

2

Фонематический анализ: (выделение звука в начале слова, выделение последнего звука в слове)

0%

36%

36%

20%

64%

44%

3

Фонематическое представление: (подобрать слово на заданный звук, отобрать картинки с заданным звуком)

0%

16%

36%

75%

64%

48%

4

Слоговая структура слова: (произношения слов сложного слогового состава – водопроводчик, произношение предложений – водопроводчик чинит водопровод)

0%

32%

88%

60%

8%

5%

5

Грамматический строй речи: словоизменение (преобразование существительных ед.ч. во мн.ч. ухо – уши), изменение по падежам (род. п., мн.ч.), словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (ухо – ушко), образование глаголов движения с помощью приставок (ходить, плыть)

0%

8%

83%

88%

28%

4%

6

Словарный запас: назвать по восприятию (брови, локоть), назвать детенышей животных, обобщающие понятия (обувь, овощи)

0%

12%

96%

84%

4%

4%

7

Связная речь: разговорно – описательная беседа (как тебя зовут, сколько тебе лет), рассказ по сюжетной картинке. Рассказ по серии сюжетных картинок, пересказ

0%

0%

84%

92%

16%

8%

По данным таблицы №3 вытекают следующие результаты сравнения на начало и конец учебного года по показателям.

График №1 фонематический слух:

По показателям графика №1 были выявлены следующие результаты: на начало года фонематический слух сформирован на 0%, не сформирован 8%, в стадии формирования 92%, в конце года показатель сформированности остался прежним 0 %, показатель не сформировано – 0%, в стадии формирования 100%.

График №2 фонематический анализ:

По показателям графика №2 были выявлены следующие результаты: на начало года фонематический анализ сформирован на 0%, не сформирован 64%, в стадии формирования 36%, в конце года показатель сформированности вырос до 36 %, показатель не сформировано стало – 44%, в стадии формирования 20%.

График №3 фонематическое представление:

По показателям графика №3 были выявлены следующие результаты: на начало года фонематические представления сформированы на 0%, не сформирован 64%, в стадии формирования 36%, в конце года показатель сформированности о 16%, показатель не сформировано стало – 48%, в стадии формирования 36%.

График №4 слоговая структура слова:

По показателям графика №4 были выявлены следующие результаты: на начало года слоговая структура слова:сформированы на 0%, не сформирован 12%, в стадии формирования 88%, в конце года показатель сформированности вырос до 32 %, показатель не сформировано стало – 8%, в стадии формирования 60%.

График №5 грамматический строй речи:

По показателям графика №5 были выявлены следующие результаты: на начало года грамматический строй речи сформирован на 0%, не сформирован 15%, в стадии формирования 85%, в конце года показатель сформированности 0 %, показатель не сформировано стало – 10%, в стадии формирования 90%.

График №6 словарный запас:

По показателям графика №6 были выявлены следующие результаты: на начало года словарный запас сформирован на 0%, не сформирован 4%, в стадии формирования 96%, в конце года показатель сформированности 12 %, показатель не сформировано –4%, в стадии формирования 84%.

График №7 связная речь:

По показателям графика №7 были выявлены следующие результаты: на начало года связная речь сформирована на 0%, не сформирован 16%, в стадии формирования 86%, в конце года показатель сформированности 0 %, показатель не сформировано стало – 8%, в стадии формирования 92%.

На сегодняшний день по результатам диагностики можно сказать следующее:

В разновозрастной группе 11 выпускников: (из них 1 не посещает логопедическую помощь) из них 6 детей выпускаются с чистой речью, 3 ребенка выпускаются со значительными изменениями в речи, (но требуется помощь педагогов и родителей, т.к. у некоторых детей звуки находятся на стадии дифференциации, и требуют контроля). 1 ребенок имеет не значительные результаты (педагогическая запущенность, редкое посещение детского сада, или не посещения детского сада вообще, высокая заболеваемость, безразличие родителей).

У остальных детей, в возрасте с 5 - 6 лет, отмечаются следующие результаты:

2 ребенка выпускаются с чистой речью.

У 10 детей отмечается значительные улучшения в речи, остается один звук (звук р – остается на стадии автоматизации и требует особого контроля и постоянного внимания).

У 3 детей имеются хорошие результаты улучшения в речи.

1 ребенок нет результатов (не посещает детский сад, высокая заболеваемость не занимаются дома, не выполняются домашние задания и рекомендации).

В ходе проведенной коррекционно - развивающей работы многие дети овладели правильным звукопроизношением, научились более полно и четко высказывать свои мысли, пересказывать предложенные тексты, улучшилось понимание лексико-грамматических конструкций. Дети показали неплохие результаты по словоизменению и словообразованию. По результатам проведенной диагностики можно говорить о том, что уровень развития речи детей значительно повысил качественную результативность. Без улучшений детей нет.

В ходе обследования уровня развития речи старших дошкольников (подготовительные группы) выявлен достаточный уровень развития фонематических процессов, а также лексической стороны речи и грамматических категорий. Однако дети испытывают трудности при согласовании слов различных частей речи, при составлении рассказа используют преимущественно простые нераспространенные предложения.

При обследовании детей старшей группы выявлено, что большинство детей испытывают трудности при определении места звука в слове, воспроизведении слоговых рядов, подборе слов на заданный звук, употреблении предложно-падежных конструкций, а также у большинства детей имеются трудности при произнесении согласных звуков родной речи. Большие трудности выявлены при обследовании состояния лексико-грамматического строя речи (с трудом подбирают антонимы, затрудняются в образовании новых слов и словоизменении, сложности в согласовании слов различных частей речи). Многие дети затрудняются при пересказе, составлении рассказа по серии сюжетных картинок.

Анализ работы за учебный год показал, что планируемые результаты, по достижению динамики достигнут, но не в полном объёме. Это объясняется тяжестью, стойкостью речевого дефекта у воспитанников, что требует более длительного периода коррекционной работы; а так же недостаточной включённостью родителей в коррекционную работу со своими детьми. Также хочу отметить, что в ДОУ необходимо продолжение построения системы регулярного и качественного взаимодействия учителя - логопеда, родителей и педагогов в целях боде эффективного речевого развития детей. Существует потребность внедрять разнообразные формы партнёрской деятельности детей и взрослых, совместно планировать педагогический процесс по коррекции речевых недостатков всеми специалистами, сотрудниками ДОУ и родителями. Также, существует проблема «информационного голода», т.е. недостаточной освещенности вопроса о формировании жизненных компетенций дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие направления работы на следующий учебный год:

-продолжать работу над включением родителей в активный коррекционный процесс;

-развивать активное сотрудничество со всеми сотрудниками ДОУ по их вовлечению в коррекционный процесс;

- повышать собственную профессиональную квалификацию (обучение на курсах повышения квалификации для учителей - логопедов; активное участие в работе методического объединения учителей - логопедов; и т.п.);

- продолжить работу над развитием артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста как эффективным средством коррекции звукопроизношения и профилактики речевых нарушений у детей старшего, среднего и младшего дошкольного возраста;

- пополнять и обновлять материально - техническую базу логопедического кабинета;

-продолжать проводить мониторинговые исследования по результатам работы.

Проанализировав проделанную работу за учебный год можно наметить пути реализации поставленных целей:

• продолжить привлечение педагогов и родителей к коррекционно - развивающей работе через разнообразные формы;

• использование новых технологий в логопедической работе, что поможет разнообразить коррекционную работу и улучшит результаты работы;

• продолжить работу по теме самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой отчет за 2011-2012г.г.В старшей логопедической группе № 3 на начало учебного года: 11 человек(по протоколу №29 от24 марта 2011года):ОНР (2 уровень)+ ст. форма Дизартрии – 3 человекаОНР (3...

Годовой отчет воспитателя

Отчет воспитателя о проделанной работе...

Годовой отчет педагога-психолога

Отчет работы педагога-психолога ДОУ за учебный год...

Годовой отчет по музыкальному воспитанию

Годовой отчет по музыкальному воспитанию...

Годовой отчет учителя- логопеда

Анализ эффективности коррекционной работы учителя-логопеда....

Годовой отчет за 2010-2011 учебный год

Какую радость испытывает ребёнок, видя, как обыкновенные краски преображают ткань или белый лист бумаги. Красками и карандашами ребёнок начинает пользоваться очень рано. ...

Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...