Нестандартное оборудование на занятиях у логопеда для развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи (из опыта работы)
методическая разработка по логопедии

Галина Сергеевна Корягина

     В разработке  представлены игры и упражнения  с нестандартным оборудованием, а именно с резиночками для волос или канцелярскими резинками. Эти игры направлены на развитие  тонких движений пальцев рук. Данный  материал не требует больших финансовых затрат и может использоваться не только логопедом, но и психологом, и родителями в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нестандартное оборудование на занятиях у логопеда для развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи  (из опыта работы)

                       

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук. Мыслительные операции, движения рук и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, а следовательно у него возникают проблемы с речью.

Благоприятное воздействие на развитие движений пальцев руки оказывает пальчиковая гимнастика, самомассаж, игры с предметами домашнего обихода,  конструирование, мозаика, плетение, нанизывание бус на ниточку, шнуровки, застегивание   пуговиц, перелистывание страниц книги, вышивание,  а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией, изготовлением поделок из бумаги, картона  и  т.д.)

     В своей методической разработке я хочу представить игры и упражнения  с нестандартным оборудованием, а именно с резиночками для волос или канцелярскими резинками. Эти игры направлены на развитие  тонких движений пальцев рук. Представленный  материал не требует больших финансовых затрат и может использоваться не только логопедом, но и психологом, и родителями в домашних условиях.

   Игра с резиночками  помимо  мелкой моторики кистей и пальцев рук,  тренирует  скорсть реакций и внимательность, память и зрительное восприятие, стимулирует развитие речи.  Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде действия.

 Кисти рук детей становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Так же одним из важных моментов данного пособия является развитие сенсорных особенностей у детей - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

Во время игры дети изучают счёт, закрепляют названия пальцев, учатся читать и следовать инструкции.

Для игр и упражнений необходимо иметь:

  • набор из цветных резиночек для волос;

  • карточки с заданиями.

                       

Задача: согласно заданию на карточке надеть на пальцы рук цветные резиночки.

Сначала даётся задание на правую руку, потом на левую. Если ребёнок уверенно и без ошибок собирает на пальцах резинки, можно усложнить игру, предложив одновременно собирать узор на обеих руках.

                               

Игра «Что изменилось?»

Цель упражнения: развитие зрительного внимания, памяти.

     Детям предлагается ряд цветных резиночек. За несколько секунд ребенок должен зрительно запомнить порядок расположения резинок, затем ребенок отворачивается, в это время меняется расположение резинок, либо меняется их количество. Ребенок поворачивается и по памяти говорит, какие изменения он видит. Количество резинок зависит от возраста и индивидуальных способностей ребенка.

Игра «Запомни и повтори»

Цель упражнения: Развивать тонкие движения пальцев рук, скорость зрительной памяти.

      В игре участвует 3-6 человек. Выбирают водящего, который переворачивает картинку – схему, с изображением руки на 4-5 секунд, а потом прячет. Детям по памяти нужно надеть резиночки на правую или левую руку. Первый, справившийся с заданием, становится водящим. 

Игра «Выполни по  инструкции»

Цель упражнения: Развивать тонкие движения пальцев рук, пространственное ориентирование, закреплять названия пальцев.

Двое детей садятся спинами друг к другу, один надевает резиночки, как на картинке, а потом устно объясняет второму, как они должны быть «надеты». К примеру, надень на безымянный палец - голубую резинку, потом оранжевую, на средний и указательный пальцы  зеленую, а потом на средний и безымянный - розовую.

  • карточки со схемами и деревянное поле для конструирования

                     

Игра «Сконструируй»

Цель упражнения: Развивать тонкие движения пальцев рук, творческие способности, усидчивость.

    Детям предлагается по образцу из резиночек  ( канцелярских резинок) выкладывать заданные фигуры или придумать самому различные фигуры.

                     

  

Данное дидактическое пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности (счетный, раздаточный материал) и на логопедических занятиях при составлении схемы слов, развития мелкой моторики, психических процессов и развития речи. 

Использованные игровые приемы с нестандартным оборудованием, в интересной и непринуждённой форме помогают качественно развивать не только мелкую моторику, речь, память, внимание, творческие способности, а также формируют дружеские взаимоотношения, доставляют детям радость и удовольствие.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

Консультации для воспитателейСредства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук для детей с нарушениями речи"

Развитие пальцев рук: подготавливает почву для последующего формирования речи; способствует улучшению артикуляционной моторики; повышают работоспособность коры головного мозга. ...

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

В консультации для воспитателей младшего и старшего дошкольного возраста освещен теоритический аспект зависимости уровня развития речи детей от степени развития мелкой моторики рук, сформированности о...

Мастер - класс "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи".

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.Задачи:1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетр...

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

Данный материал будет полезен для педагогов работающих с детьми, имеющими общее моторное отставание. В материале включены высказываня ученых, исследователей по тесной взаимосвязи развития головного мо...

Игровой тренинг для педагогов "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"

Игровой тренинг учителя-логопеда для педагогов ДОУ "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения"...

Самообразование логопеда "Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи"

Документацияпо самообразованиюучителя-логопедаТема:  «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи»....