Самообразование логопеда "Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи"
материал по логопедии на тему
Документация
по самообразованию
учителя-логопеда
Тема: «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие мелкой моторики | 90.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал «Задоно- Кагальницкий 2»
МБДОУ Д/с «Золотой петушок»
Документация
по самообразованию
учителя-логопеда
Смиркиной Елены Александровны
Тема: «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи».
2016/2017
(учебный год)
Тема: «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи»
Работа начата -01.02.2016г.
Предполагается закончить -01.02.2021г.
Предполагаемый результат:.разработка методических рекомендаций, создание авторской программы по данной теме.
Форма самообразования: индивидуальная.
Источники самообразования: интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.
Итог: обобщение опыта работы по данной теме.
Обоснование выбранной темы: Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.
Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.
Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику.
Цель: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.
Задачи:
- Изучить теоретический и практический материал о методах развития мелкой моторики, их функциях, характеристиках.
- Изучить методы диагностики нарушений мелкой моторики.
- Пересмотреть содержание логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения, и включить в работу упражнения и задания по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами и за счет применения этих методов:
-улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
-улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
-улучшить общую двигательную активность;
-содействовать нормализации речевой функции;
-развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
-создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Список литературы для самостоятельного изучения:
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.
- Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
- Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Направление работы | Мероприятия | Сроки |
Научно-исследовательская работа по проблеме | Изучение научно-методической, учебной литературы | В течение учебного год |
Диагностическая работа | 2.Обследование развития мелкой моторики: 1. Координация движений ( «Ладонь-ребро-кулак», «Коза-заяц»); 2. Упражнения для обследования сформированности мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР. | Октябрь-январь-май |
Практическая деятельность | 1.Подобрать теоретический и практический материал для работы над развитием мелкой моторики. 2.Приобрести атрибуты, дидактический материал для игр по развитию мелкой моторики. 3.Пополнить картотеку речевого материала пальчиковыми играми, Су-Джок играми, играми с применением биоэнергопластики и кинезиологии. 4. Участие родителей в изготовлении игрушек для развития мелкой моторики. 5. Игровой тренинг для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи» | В течение учебного года Сентябрь На последнем родительском собрании |
Творческое сотрудничество с коллегами | 1. Беседа с воспитателями и педагогами о необходимости развития мелкой моторики «Мир под рукой.Пальчиковые игры» 2. Разработать картотеки пальчиковых игр для воспитателей средней и второй младшей групп. | В течение учебного года |
Повышение квалификации | Учеба в Южном Федеральном Университете бакалавриат «Специальное дефектологическое образование» Логопедия | 2016г. - 2021г |
Освоение ТСО | Продолжать осваивать офисное приложение MicrosoftOfficePowerPoint 2007 для составления слайдовой презентации и использовать ее в своей дальнейшей работе. | В течение учебного года |
Подведение итогов самообразования | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете | Май |
Приложение 3
Блок занятий по овладению детьми технической стороной письма
«Волшебная линия»
Тематическое планирование
1. Тема «Страна Игралочка».
Цель: Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме: правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Вопросы детям:
-Почему мы должны правильно сидеть?
-Как нужно держать карандаш?
-Как должна лежать тетрадь?
-Зачем нужна тетрадь?
-Что такое обложка, страница, лист, поле, клетка?
-Как считать клетки?
3. Пальчиковая гимнастика «Пальчики знакомятся».
4. Подвижная игра с тряпичными мячами.
5. Самомассаж ладоней и пальцев руки.
6. Графическое упражнение: собери бусы на нитку, раскрась их, поставь в центре каждой бусинки точку.
2. Тема «Умный карандаш».
Цель: Научить начинать движения в определённой точке и вести руку в определённом направлении. Совершенствовать умение детей ориентироваться на листе бумаги и в окружающем пространстве. Закрепить понятия: «верх», «низ», «справа», «слева».
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Отгадывание загадки про карандаш.
3. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».
4. Подвижная игра «Цыплёнок».
5. Игра-упражнение «Тихо-громко».
6. Игра с камешками: правой рукой выложить камешки по одному из тарелки, левой рукой сложить их обратно в тарелку (затем чередование рук).
7. «Где спрятался цыплёнок» (пространственная ориентировка).
8. Массаж ладоней карандашом.
9. Графическое упражнение : нарисуем зёрнышки и червячков цыплёнку.
3. Тема «На даче».
Цель: Научить рисовать прямую вертикальную линию. Закрепить сведения, что все вертикальные штрихи пишутся сверху вниз. Следить за позой ребёнка, положением бумаги и карандаша.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Массаж пальцев рук колечками.
3. Подвижная игра «Шофёры» (дети двумя руками накручивают на палочку верёвку, к концу которой привязана машина).
4. Графическое упражнение: почини забор и дострой будку для Шарика.
5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
6. Пальчиковая гимнастика «У Лариски - две редиски».
7. Графическое упражнение: обведи и раскрась овощи. Что лишнее? Почему?
4. Тема «Город».
Цель: Научить рисовать прямую горизонтальную линию. Закрепить, что все горизонтальные штрихи пишутся слева на право.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Массаж ладоней и пальцев руки щёткой-ёжиком.
3. Графическое упражнение: нарисуй пешеходный переход по образцу.
4. Подвижная игра «На шоссе».
5. Проведи машинку по улицам города (пространственная ориентировка).
6. Сложи из счетных палочек (по образцу).
7. Графическое упражнение: обведи по пунктиру машину и закрасить её.
5. Тема «Весёлый художник».
Цель: Научить рисовать прямую наклонную линию. Закрепить полученные сведения, что все наклонные штрихи пишутся сверху вниз.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Массаж ладоней и пальцев «каштаном» (шарик с шипами).
3. Подвижная игра «Дождик».
4. Графическое упражнение: «Дождь идёт».
5. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять».
6. Графическое упражнение: обведи по пунктиру листик и аккуратно закрась.
6. Тема «Подарки лесного гномика».
Цель: дать понятие о параллельных и непараллельных линиях. Научить рисовать прямые параллельные линии.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами (дети катают орехи между ладонями).
3. Подвижная игра «Ёжик и барабан».
4. Графическое упражнение: «Распили» полено.
5. Пальчиковая гимнастика «За ягодами».
6. Графическое упражнение: обведи только ягоды; заштрихуй ягоду земляники прямыми параллельными линиями.
7. Тема «Дом».
Цель: Научить рисовать наклонные параллельные линии.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Массаж ладоней и пальцев рук карандашом.
3. Подвижная игра «Как живёшь?»
4. Графическое упражнение: дорисуй доски на крыше.
5. Пальчиковая гимнастика: «Дом, ворота», «Наша квартира».
6. Графический диктант «Домик» (количество клеток и направление указывает воспитатель).
7. Графическое упражнение: обведи шторы и заштрихуй их наклонными параллельными линиями.
8. Тема «Дикие птицы».
Цель: Научить рисовать верхние полуовалы с разными направлениями движений.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Самомассаж ладоней и пальцев руки.
3. Подвижная игра «Воробей».
4. Графическое упражнение: научи птенчика прыгать.
5. Пальчиковая гимнастика: «Кормушка».
6. Графический диктант «Гусь» (количество клеток и направление указывает воспитатель).
9. Тема «Золотая рыбка».
Цель: Научить рисовать нижние полуовалы с разными направлениями движений.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Массаж пальцев рук колечками.
3. Подвижная игра «Аквариум».
4. Графическое упражнение: нарисуй морские волны.
5. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
6. Графическое упражнение: дорисуй чешую у золотой рыбки.
7. Сложи из счетных палочек рыбку (по образцу).
10. Тема «Зимушка-зима».
Цель: Научить рисовать круги и овалы.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами (дети катают орехи между ладонями).
3. Подвижная игра «Снежная баба».
4. Графическое упражнение: раскрути спираль, закрути спираль.
5. Пальчиковая гимнастика: «Снежок», «Ёлочка».
6. Графическое упражнение: помоги бабушке смотать нитки в клубки.
7. Сложи из счетных палочек ёлочку, снежинку.
11. Тема «Путешествие».
Цель: Научить рисовать зигзаги. Закрепить свободное передвижение руки по строке слева направо.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Массаж ладоней и пальцев «каштаном» (шарик с шипами).
3. Подвижная игра «Мчится поезд».
4. Графические упражнения:
- помоги водителю проехать по дороге с горками;
- проведи кораблик по ручейку;
- пройди по следу лыжника.
5. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня…».
6. Графическое упражнение: заштрихуй машины.
Что лишнее? Почему?
7. Сложи из счетных палочек машину, кораблик, самолёт.
12. Тема «Лето».
Цель: научить рисовать линии определённой величины в строке и свободно передвигать руку по строке, объяснить, что такое строка, верхняя и нижняя линии, ограничивающие строку, где середина строки и как должны располагаться элементы на строке.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Графические упражнения:
· назови эти фигуры;
· нарисуй внутри больших фигур меньшие.
3. Подвижная игра «Гусеница».
4. Пальчиковая гимнастика « Помощники».
5. Графические упражнения:
- нарисуй низкую травку;
· нарисуй высокую травку;
· нарисуй высокую и низкую травку.
13. Тема «Посуда».
Цель: Научить рисовать полуовалы определённой величины в строке.
План-схема занятия
1. Беседа, объяснение, показ.
2. Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами (дети катают орехи между ладонями).
3. Подвижная игра «Посуда».
4. Графическое упражнение: обведи узоры на подносах (узоры состоят из полуовалов);
5. Пальчиковая гимнастика «Помощники ».
6. Графическое упражнение: обведи и раскрась только посуду.
7. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики ».
8. Графическое упражнение: нарисуй пиалы на строке (рисование полуовалов определённой величины в строке).
Приложение 1
ЛЕВША ИЛИ ПРАВША?
(тест для родителей)
Чтобы Вашему ребёнку было легче овладевать навыками письма, целесообразно будет определить, кто он - «левша» или «правша». Тогда Ваш малыш не пострадает от насильственного переобучения.
1.Узнайте, имеются ли у ребёнка близкие родственники с ведущей левой рукой.
2.Вспомнте, в возрасте до одного года какой рукой чаще пользовался ребёнок (брал погремушку, ложку и т. Д.).
3.Предложите ребёнку расчесаться. В какую руку он возьмёт расчёску?
4.Обратите внимание, в какой руке ребёнок держит карандаш или ручку во время рисования.
5.Предложите ребёнку послушать часики. К какому уху он их поднесёт?
6.Предложите ребёнку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была
сверху. Обратите внимание, что эта за рука.
7.Предложите ребёнку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?
8.Предложите скрестить руки на груди, предплечье какой руки будет наверху?
9.Предложите ребёнку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?
10.Сидя, положите одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?
11.Предложите ребёнку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
Если большинство заданий ребёнок выполнил левой рукой, ногой, ухом, глазом, то ведущим является правое полушарие головного мозга – ребёнок «правополушарный » - левша.
ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК К ПИСЬМУ?
(тест для родителей)
Научить ребёнка красиво и правильно писать непростая задача. Задолго до школы родители должны заняться развитием и тренировкой детской руки, сделать её ловкой и уверенной. Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности ребёнка овладевать навыками письма.
1.Ваш ребёнок хорошо ориентируется, где лево, где право?
А) всегда;
б) от случая к случаю;
в) никак не может запомнить.
2.Как ваш малыш относится к предложению порисовать?
А) с неохотой, но приступив, увлечётся;
б) с огромным удовольствием;
в) с заявлением: «у меня не получится» и категорично отказывается.
3.Рисунки Вашего ребёнка отличаются:
а) наличием дрожащих, прерывистых линий, небрежностью;
б) оригинальностью, некоторой размашистостью;
в) аккуратностью и чёткостью линий.
4.При рисовании шариковой ручкой Вы замечаете, что ребёнок:
а) держит её, как взрослый;
б) его кисть напряжена либо дрожит, ручка постоянно выскальзывает;
в) держит её непривычным образом, но рисует уверенно.
5.Ваш ребёнок, играя в школу, копирует:
а) буквы и предметы соответственно предложенному образцу, соблюдая размеры и форму;
б) изображая с небольшими неточностями;
в) со множеством ошибок либо совершенно неразборчиво.
6.При написании букв Ваш малыш переворачивает их в обратную сторону?
А) часто, почти всегда;
б) иногда;
в) никогда, очень редко.
7.Работая с ножницами и бумагой, Ваш ребёнок делает:
а) замечательные поделки;
б) примитивные и очень неаккуратные поделки;
в) самые элементарные вещи с помощью взрослых.
8. Вы считаете, что Ваш ребёнок:
а) рассеян, но старается быть аккуратным;
б) невнимательный и нетерпеливый, постоянно сбивается, нарушает правила;
в) расторопный и внимательный, умеющий работать по правилам.
9.В подвижных играх о Вашем ребёнке можно сказать так:
а) его ловкости можно позавидовать;
б) у него неплохо получается;
в) постоянно путается, совершенно неуклюж.
10.Придя в магазин, Ваш ребёнок предпочёл бы, чтобы Вы купили:
а) мозаику или конструктор;
б) книгу для раскрашивания;
в) куклу, машинку.
КЛЮЧ
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
а | 3 2 1 3 3 1 3 2 3 2 |
б | 2 3 2 1 2 2 2 1 2 3 |
в | 1 1 3 2 1 3 1 3 1 1 |
Подсчитайте общее количество баллов, согласно ключу:
10-15 баллов. Вашему ребёнку, к сожалению, будет трудно овладеть письмом. Поскольку мышцы его руки (кисти) не натренированы. Возможно, поэтому он избегает письменных работ либо рисования. Пока не поздно займитесь развитием ловкости мелких движений руки у ребёнка.
16-25баллов. Уровень развития графических навыков и пространственной ориентировки Вашего ребёнка достаточно неплохо. Однако не лишним будет развивающие графические занятия.
26-30 баллов. Ваш малыш отлично подготовлен к овладению письмом. У него хорошая координация графических движений, уверенное владение шариковой ручкой, это обеспечит ему успех при письме.
Приложение 2
Обследование развития мелкой моторики:
1.Кинестетический практикум («Кольцо», «Коза», «Три богатыря», «Заяц», «Солдатики»);
2.Работа с бумагой (вырезание ножницами, обрывание листа бумаги, узнавание качества предмета, узнавание формы предмета, узнавание предмета);
3.Сила тонуса (сжатие рук взрослого двумя руками, одной рукой);
4. Координация движений (вдевание нитки в иголку, «Ладонь-ребро-кулак», «Коза-заяц»);
5.Обследование щепоти руки (катание шарика).
Уровни развития мелкой моторики: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень:
Мелкая моторика развита достаточно. Пальцы сгибаются и разгибаются легко, свободно, производятся произвольные и вращательные движения. Дети правильно держат карандаш, хорошо владеют им, регулируют силу нажима. Предложенные графические задания выполняют самостоятельно, технически точно и правильно.
Средний уровень:
Мелкая моторика развита недостаточно. При выполнении графических упражнений отмечается слишком сильный (чаще ) или слабый (реже ) нажим, прерывистость линий, нестабильность графических форм. Допускают ошибки, видят свои неточности, стараются их поправить, нуждаются в дополнительных указаниях взрослого.
Низкий уровень:
Мелкая моторика развита плохо, отстаёт от возрастной нормы. Движения пальцев неловкие, слабо дифференцированные, при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Заметен не соответствующий работе мышечный тонус (вялый или повышенный). Дети не могут правильно держать карандаш тремя пальцами и управлять им. Задания не получаются, рука идёт «не туда», отказываются от их выполнения, пассивно ожидают помощи. Цели не достигают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация к творческому отчету по теме самообразования "Использование здоровьесберегающих методик в развитии мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи".
Презентация с фотографиями 20 слайдов...
«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи» Игровой тренинг для родителей и детей
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой мотор...
Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи
Совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивают не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессо...
План работы педагога по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР, через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм)».
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М...
Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи
Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи Куликова Елена Михайловнаучитель-логопед МАДОУ №57г. НижнекамскУ детей с проблемами в...
Игровой тренинг для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи»
Цель: Повышение родительской компетенции в вопросах развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с последующим применением опыта по использованию игр и упражнен...
Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи
Мелкая моторика — это комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук. В этом процессе принимают участие такие системы как...