Игровой тренинг для педагогов "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)
Игровой тренинг учителя-логопеда для педагогов ДОУ "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 67»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения.
Игровой тренинг для педагогов ДОУ
Выполнила:
учитель-логопед
Стаценко Т.П.
г.Энгельс
2015г.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации. Среди расстройств языка и речи у детей нарушения звуковой ее стороны являются наиболее распространенными.
Актуальным становится, то что нарушения звукопроизношения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, которые могут вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Отсюда - необходимость повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формирования звукопроизношения детей.
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны, а значит, мне представляется возможным оптимизировать логопедическое воздействие путём включение в систему работы над звукопроизношением заданий на развитие тонких координированных движений рук. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат.
М.М.Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость - по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
И.И.Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Собственно, она является её частью. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной, другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.
Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения. Он нуждается в постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше. Если этот факт упущен то может развиться вторичное нарушение – общее недоразвитие речи или боязнь речевого общения.
Прежде чем приступить к работе по коррекции звукопроизношения посредством развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, считаю, что, в начале необходимо их обследовать, изучить их личностные качества и учитывать то обстоятельство, что у некоторых из них помимо недостатков развития речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно – психологической сфере (повышенная возбудимость, расторможенность, расстройство внимания, неспособность к волевым усилиям), а так же провести диагностику и определить уровень сформированности мелкой моторики, используя тест Н. Озерецкого, и пробы для определения ведущей руки.
Основными задачами обучения являются:
-развитие мелкой моторики;
-развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук;
-коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
-формирование и развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи; -развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение
-самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями;
-совершенствование движений рук;
-развитие психических процессов;
-консультирование педагогов и родителей по формированию речевого развития.
Успешность логопедической работы будет зависеть так же от принципов работы:
-комплексность взаимодействия при речевых нарушениях;
-дифференцированный подход в устранении речевых нарушений;
-поэтапный подход речевого воздействия;
-учет ведущего вида деятельности при коррекции звукопроизношения.
На каждом этапе логопедической коррекционной работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается сопутствующей группой методов и средств. Так, для этапа постановка звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используется беседа, пересказ, рассказ, т.е. словесные методы работы.
1.Подготовительный этап:
Основная цель его - включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на занятия: педагог должен установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми. Важной является задача формирования производных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям. Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научиться выполнять инструкции педагога, активно включаться в общение. Решению этих задач может способствовать активное включение в практику рисуночных методик. Рисуночные методики можно использовать с разными целями:
-для установления контакта с ребенком;
-пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;
-сплочения группы детей, участвующих в занятиях;
-изучения динамики коррекционного процесса и т.д.
Рисуночные методики могут быть элементом занятия. Одним из главных преимуществ использования рисуночных методик в моей работе становится возможность приблизить развивающую среду к ситуации стихийного формирования речи - когда ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-то, т.е. когда речь ребенка встроена в его общее развитие и жизнь. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют более широкий спектр применения, быстрее автоматизируются, но остаются открытыми для анализа и рефлексии.
Оптимальным путем освоения рисуночных методик в практике представляется изучение базовых рисуночных упражнений. Их можно модифицировать относительно разных целей в своей работе. Например, рисуночное упражнение "Свободный полет" (закорючки).
Это упражнение упоминается в работах многих западных и отечественных психологов (Е.Е. Кравцова, К. Виттакер). Оно позволяет установить контакт с замкнутым ребенком, постепенно разговорить его, включить механизмы использования речи.
Я прошу ребенка нарисовать на чистом листе бумаги любую линию, и затем дорисовывать ее до чего-нибудь осмысленного. Потом я и ребенок предлагаем рисовать друг другу разные закорючки и без слов продолжать их, а затем описывать рисунки друг друга. Важно использовать два карандаша разного цвета, чтобы видеть исходную линию и то, что дорисовывает партнер по игре. Условия можно варьировать.
К специальным логопедическим задачам подготовительного этапа относятся: умение опознавать (узнавать) и различать фонемы и формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. На данном этапе работы я предлагаю проводить сопряжённую гимнастику, объединяющую традиционные артикуляционные упражнения и моторный пальцевый тренинг.
Сопряженная гимнастика для постановки звуков[ р], [р’] | ||
Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей) | » Движения или статическая поза РУК | Движения или статическая поза ЯЗЫКА |
1. Чтобы четко говорить, Надо язычку с пальцами дружить | Ритмично сжимать и разжимать кулачки | |
2. Наступило утро, выглянуло солнышко | Пальцы разжаты и подняты вверх | Губы в улыбке, зубы видны |
3. И друзья пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ | Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме: указательным и средним | Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз |
4. Увидели большое дерево. Вот его ствол. | Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх | Язык высовывается и напряженно тянется к носу |
5. . Вот его крона | Пальцы чуть согнуты | Язык в позе чашечки |
6. . На дереве сидит птица Тук-тук-тук, Тук-тук-тук, Раздаётся чей-то стук. Это дятел на сосне Долбит клювом по коре | На первую строчку — постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую-наоборот. Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки | Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы. Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д» |
7. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые, у других-тонкие | Щепоть одной руки показывает толстую нож-ку, а лодонь другой руки-шляпку. Положение рук меняется (боровики) | Язык сначала мягко приса-сывается к твердому нёбу, напряжённо (гриб растёт) |
8. Собираем их в корзину | Переплетаем пальцы «корзинкой» | Язык – «чашечкой» |
9. Идём по лесу дальше | Смотри Упр. №3 | |
10. Растёт дикая яблонька. На ней плоды – яблочки | Руки от локтей до запястий сведены вместе, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх | Язык – «чашечкой» с опорой на верхнюю губу |
11. Дома сварим из них варенье — во какое! | Большой палец правой руки поднят кверху — жест одобрения | Улыбнуться и облизать верхнюю губу«вкусное варенье» |
12. Поэтому соберём их в корзины | Пальцы рук переплетены «корзинкой». | Язык «Чашечка» |
13. Тяжело нести корзины. Увидели лошадку. На лошадке ехали. Гоп-гоп! Гоп-гоп! Радостные ехали, Гоп-гоп! Гоп-гоп! | Хлопки: два коротких, один длинный | Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки |
14. Приехали домой. | Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком») | Язык присасывается к нёбу(крыша домика) |
15 Радостные и весёлые мы стали играть на гармошке: Громко хлопаем в ладошки, Головой слегка качаем, Руки кверху поднимаем. | Соединить ладоши вместе. Хлопать в ладоши. Головой кивать вперёд. Руки поднять вверх | Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот |
16. А в это время пошёл дождь: «Весёлый дождик». Дождик капнул на ладошку- Т-д, т-д…. На цветок- т-д, т-д… И на дорожку т-д, т-д… Застучал по крыше он – т-д, т-д…. И раздался частый звон – т-д, т-д, т-д…. | Правой рукой изобразить падающие капельки дождя. Левой рукой изобрази цветок. Из левой руки сделай дорожку. Изобрази левой рукой крышу домика. Дождик пошёл сильнее | Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы |
Спасибо нашим пальчикам. Спасибо язычку. Красиво, чётко, правильно Я говорить хочу | Сжимать и разжимать пальцы в кулак. Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим |
2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать). Постановка звука достигается применением технических приемов, подробно описанных в специальной литературе. Традиционно выделяются три способа: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный.
Для работы на уровне произношения изолированного звука, звукосочетания я предлагаю использовать прием рисования вальдорфских форм.
Рисовать можно ручкой, фломастером на листе бумаги, пальчиком на ладони другой рук, на песке. Например: произносим звук громче - спираль раскручивается, звук тише - закручивается, звук от громкого к тихому, спираль переходит из раскрутившейся в закрутившуюся Кроме того, такое рисование можно использовать и в психорегулирующих целях т.е. рисование вальдорфских форм, непоседливому ребенку лучше рисовать закручивающуюся спираль, а тихоне, нерешительному и замкнутому – раскручивающуюся спираль.
С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи - речевого звука - в более сложные последовательные речевые структуры - в слова и фразы. Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Для оптимизации процесса задания по автоматизации правильно сформированных у детей звуков речи в словах, предложениях, самостоятельной речи сочетались с пальчиковыми играми и упражнениями. Использовались следующие виды заданий (речевой материал подбирался с учётом фонетического дефекта, по устранению которого проводилась работа): игра "Волшебный мешочек" (определить на ощупь и назвать, какие предметы находятся в мешке или найти одинаковые предметы в разных мешочках); пальчиковые игры с палочками; элементы Пальчиковой азбуки и др.
На этапе автоматизации звука используются игры с прищепками, игры с мелкими предметами и песком.
С учётом характера речевого нарушения, в ряде случаев проводилась работа по разграничению поставленного звука с другими звуками, т. е. по дифференциации. В основе этого процесса лежит дифференцировочное торможение. При работе над дифференциацией звуков одновременно подключаются не более пары звуков, если для работы необходимо большое количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Работа по дифференциации заключалась в тренировочных упражнениях с использованием заданий и игр, развивающих мелкую моторику: контуров и вкладышей, шнуровок и др.
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Цель его - сформировать у ребенка умение и навык безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. Для достижения цели на занятиях широко применялись тексты, а не отдельные слова, использовались различные формы и виды речи, творческие упражнения (например, "Теневой театр" или "Пальчиковый театр": с помощью разнообразных пальчиковых поз и серий движений обыгрывается сюжет рассказа, сказки.
Как показала практика, реализация данной методики коррекционной работы с дошкольниками, а именно, одновременная работа над исправлением звукопроизношения и развитием мелкой моторики, повышает результативность и сокращает сроки коррекции звукопроизношения.
Но картина не будет полной если в коррекционном процессе нет взаимодействия с семьёй, в концепции дошкольного воспитания семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи
Консультации для воспитателейСредства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук для детей с нарушениями речи"
Развитие пальцев рук: подготавливает почву для последующего формирования речи; способствует улучшению артикуляционной моторики; повышают работоспособность коры головного мозга. ...
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
В консультации для воспитателей младшего и старшего дошкольного возраста освещен теоритический аспект зависимости уровня развития речи детей от степени развития мелкой моторики рук, сформированности о...
Мастер - класс "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи".
Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.Задачи:1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетр...
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
Данный материал будет полезен для педагогов работающих с детьми, имеющими общее моторное отставание. В материале включены высказываня ученых, исследователей по тесной взаимосвязи развития головного мо...
Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"
Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"...
Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"
Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"...