Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
статья по конструированию, ручному труду на тему

Банщикова Светлана Васильевна

Данный материал будет полезен для педагогов работающих с детьми, имеющими общее моторное отставание. В материале включены высказываня ученых, исследователей по тесной взаимосвязи развития головного мозга рук и мелкой моторики рук. В практической части доклада даны рекомендации по устранению у детей данных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева, А.Н. Соколова и других показали исключительную роль движений двигательно – кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.

И.М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

Еще В.П. Бехтеров пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи.

По мнению И.П. Павлова: «Речь – это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».

В. И. Сухомлинский писал:

        «Истоки способностей и дарований детей находятся                       на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее ».

Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Также доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигается с той же скоростью, что и рука.

Р.Е. Левина занималась изучением недостатков письма у детей с речевыми нарушениями. Она указывала, что грамотное написание, очевидно, определяется не только знанием правила. Оно подготавливается еще задолго до его прохождения опытом устного общения и обобщений, возникающим в речевом опыте. У детей с недоразвитием речи опыт речевого общения слишком беден. Нарушение письма у этой категории детей следует рассматривать как вторичное явление, зависящее от недоразвития устной речи, а не как самостоятельное изолированное нарушение.

Отдельные приемы работы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития описаны Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, при моторной алалии – Н.И. Кузьминой, Т.Б. Рождественской.

М.М. Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Проведя ряд наблюдений и исследований она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показала эту закономерность. Автор также пишет: «говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук.» Она также делает вывод о том, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. В своей книге М.М. Кольцова подводит итог своих исследований: «связь функции кисти рук и речи оказалось настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей».

Многие современные исследования также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие моторики рук – М.Я. Аксенова, О.С. Бот, Л.С. Рузина, В. Кудрявцева, И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, А.К. Толбанова и др.

Детские психологи пишут о том, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев в совокупности со стимуляцией речевой активности, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большими и указательными) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. И.П. Павлов говорил: «Развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».

Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание « Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.

Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса. Отмечается также, что к сфере мелкой моторики относится огромное разнообразие всяческих движений. Это и примитивные жесты, такие как захват различных объектов, это и очень мелкие движения, от качества которых зависит почерк человека.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Школьное детство – начальный этап формирования личности, но последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность.

Сегодня многие учителя отмечают, что у первоклассников часто возникают серьезные трудности в формировании навыков письма, причина чего – слабо развитая моторика. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Уровень развития мелкой моторики руки является одним из показателей школьной зрелости ребенка. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развиты внимание, память и связная речь.

В свою очередь недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, снижению мотивации к обучению, нарушению общения, повышения уровня школьной и общей тревожности, что в последствии может привести к школьной дезадаптации. Этот момент в дальнейшем оказывает негативное воздействие и в подростковом возрасте…. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • Быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • Быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности ручной труд занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят свое отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В ручном труде проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко творческое воображение и мышление.

У всех обучающихся моего класса (дети с диагнозом ОНР 1 уровня, ОНР 2 уровня, ОНР 3 уровня) отмечается общее моторное отставание. Они неловко держали карандаш, ручку, не могли самостоятельно застегивать и расстёгивать пуговицы, молнию на куртках, шнуровать обувь. Им бывало трудно работать с мелкими пазлами, счетными палочками, мозаикой. Игры с мелкими деталями конструкторов также вызывает у ребят трудности при сборке определенного предмета. Слабое развитие моторики сказывалось на других видах деятельности. Так, например, рисунки у детей получались скудными, мелкими, выполнены нетвердыми и кривыми линиями, очень слабо развиты композиционные умения (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений). С большим трудом обучающимся давалась аппликация, так как слабо развиты навыки работы с ножницами, детям тяжело вырезать «ровный кружок», «узкую полоску», даже работая по трафарету воспитанники выходили за линию контура. Намазать клеем всю готовую деталь аппликации у ребят также не получалось, движения рук при этом неточны и хаотичны. Работая с акварелью и гуашью, дети делали то слишком густые мазки краской, то чуть-чуть смоченные, поэтому приходилось по нескольку раз корректировать свою работу. Трудно давалось в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или ее концом. Соответственно письмо у воспитанников очень «страдало» - буквы неровные, разные по размеру, написанное выходит за пределы строк.  

Исходя из перечисленных проблем, мы поставили перед собой цель и задачи коррекционной работы.

Цель: осуществление непрерывного педагогического процесса с целью развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи через занятия по ручному труду.

Задачи.

  1. Развивать мелкую моторику и речевые способности детей через занятия по ручному труду.
  2. Формировать эстетический вкус, умение согласовывать слово и жест, совершенствовать пространственные представления и технические навыки.
  3. Реализовывать комплексный подход в коррекции нарушений речи и сенсомоторной сферы.

                                         

Содержание данного проекта представлено различными видами трудовой деятельности (работа с пластилином, с тканью, природным и бросовым материалом, соленым тестом, бисером, бусинами, пайетками, пуговицами, ватными дисками, потолочными плитами) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление поделок, панно, игрушек и сувениров.

В сентябре 2013 года мы с ребятами готовили поделки к выставке под названием «Щедрой осени дары»: делали аппликацию из засушенных листьев, цветов, веточек травы и кустарников; в октябре оформляли старые виниловые диски (на пластилиновой основе) с помощью семян овощей, фруктов, крупы, орех и макаронных изделий. Получились забавные панно под названием: «Урожайная машина», «Тыквенное дерево», «Семечковое солнышко», «Плывущий кораблик», «Бабочка – чудесница», «Золотая рыбка», «Фундуковое поле», «Медовая пчелка», «Забавный клоун», «Кедровая забава», «Кладовая зернышек». В ноябре месяце мы с ребятами сделали две поделки на пластилиновой основе «Сказочные бабочки» и «Матрешка – символ России». На контурах силуэтов дети растирали разноцветный пластилин, затем украшали поделки узорами из пайеток, бисера и бусинок. Готовую работу оформляли пайеточной нитью. Ребята уже самостоятельно придумывали узор, цвет и сочетание разных материалов оформления. На изготовление одной такой поделки уходило примерно две недели (ведь основной вид деятельности во второй половине дня – это выполнение домашнего задания, логопедические и психологические часы, и времени на другие занятия остается немного, а основная причина такого длительного процесса – это конечно же слабо и плохо развитая моторика рук. Ребятам требуется много усилий для растирания пластилина, для работы с мелкими бусинами, пайетками, семенами… В декабре месяце мы с ребятами делали поделку «Совушка». Также на пластилиновой основе, оформляли туловище птицы арбузными семечками, крылья – кедровыми чешуйками от шишек, голову и лапки – гречневой крупой. В январе 2014 года была сделана аппликация из потолочных плит – «Домик в лесу», в которой ребята использовали пайетки и рисовали снег белой гуашью. В феврале, ко Дню святого Валентина была сделана работа на пластилиновой основе «Любящее сердце».  Еще мы раскрашивали фигурки деревянных дергунков, используя все цвета гуаши и самостоятельно фантазируя свой орнамент и узор. По прошествии шести месяцев работы с моими первоклассниками, я вижу, как у детей развивается сложная координация движений кисти рук, формируется способность комбинировать и чувствовать форму, создавать объемные поделки и умения пространственно мыслить. Хоть это и сложный вид деятельности, дети с удовольствием этим занимаются. И постоянно спрашивают: «А что мы будем делать в следующий раз?».

Заключение

Итогом системной работы за первый год работы являются следующие результаты: у детей возрос интерес к собственной творческой деятельности, совершенствовались оформительские навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения. Индивидуальный темп работы обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повысился уровень развития речи детей. Работа активизировала познавательно – речевые и художественные способности детей.

«…От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни  - к абсолютной Красоте». Платон

Второй параллельный проект, над которым мы работаем имеет название «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей».

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед  необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это  - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, – как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов,  - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки. Просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселится чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б.М. Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.                                              

Известный композитор Д.Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал а значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей.»

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованная деятельность способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности взрослые лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

В начале 2013 – 2014 учебного года работу по данному проекту мы начали с проигрывания этюдов. Этюды – это эмоционально – игровые ситуации, в которых дети по предложенной взрослым теме создает определенные образы: «Расцветает цветок», «Котята просыпаются», «Птицы почуяли опасность», «Оживление игрушки», «Добрые эльфы», «Дрессированные звери», «Муравьи»…

Игры на координацию речи и движений эффективно развивают речь, движения и эмоциональную сферу детей. Такие как «Мы охотимся на льва», «Ипподром», «Мы большой построим дом...» были проиграны на открытых показах перед театральными инсценировками.

Игры с бусами у ребят пользовались особым успехом: дети выкладывали на полу цветы, грибы, тучки, птиц, волны, буквы, геометрические фигуры.

В октябре 2013 года мы с ребятами провели открытый показ инсценировки произведения С.Я. Маршака «Глупый мышонок».

В январе 2014 года мы поставили сказку С.Я. Маршака «Кто колечко найдет?»

В мае 2014 года была поставлена драматизация русской народной сказки «Теремок» (в новой интерпретации).

Дети с удовольствием изображали характерные особенности своего героя с помощью мимики, жестов и костюмов.

Работа по данному проекту предстоит большая, емкая, накопительная. И как сказал Л.Выготский «…Мир театра есть тропинка к внутренним чувствам ребенка, к его душе, к его развитию…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

Консультации для воспитателейСредства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук для детей с нарушениями речи"

Развитие пальцев рук: подготавливает почву для последующего формирования речи; способствует улучшению артикуляционной моторики; повышают работоспособность коры головного мозга. ...

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

В консультации для воспитателей младшего и старшего дошкольного возраста освещен теоритический аспект зависимости уровня развития речи детей от степени развития мелкой моторики рук, сформированности о...

Мастер - класс "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи".

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.Задачи:1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетр...

Игровой тренинг для педагогов "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"

Игровой тренинг учителя-логопеда для педагогов ДОУ "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения"...

Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"

Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"...

Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"

Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"...