Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в младшей группе.
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Морозова Ольга Борисовна

Материал представлен в виде  технологической карты логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в младшей группею. Тема: Домашние животные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx35.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия

в младшей группе

 по развитию лексико-грамматических средств языка

Тема: Домашние животные.

Паспорт занятия 

Автор, ведущий

 Учитель-логопед  Морозова Ольга Борисовна

Категория участников, возрастная группа

 Младшая группа, дети 3-х лет

Тема занятия

 Домашние животные

Актуальность выбранной темы

  Расширение представлений об окружающем мире.

Тип занятия

 Групповое

Вид занятия

 Тематическое

Продолжительность занятия

 15 минут

Ресурсы (оборудование)

 Игрушки домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, свинья), разрезные картинки домашних животных и целые образцы картинок, мультимедийное оборудование, кукла Алёна, иллюстрированная книга о домашних животных.

Педагогические технологии

 Здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, мультимедийные технологии.

Цель занятия

 Формирование представлений о домашних животных.

Задачи занятия

 Коррекционно-образовательные:

- формировать представления детей о домашних животных;

- расширять словарь существительных, глаголов по теме.

 Коррекционно-развивающие:

-  совершенствовать грамматический строя речи;

- развивать связную речи (составлять фразы при ответах на вопросы);

- развивать слуховое внимание и память

- развивать мышление;

- развивать артикуляционную, обшую и мелкую моторику.

 Воспитательные:

- воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.

Форма организации занятия

 Игровое

Ожидаемые результаты

 Дети знают названия домашних животных,

принимают активное участвуют в диалоге,

взаимодействуют со сверстниками в процессе выполнения работы,

внимательно слушают и обсуждают тему в пределах своей осведомленности и опыта,

пытаются самостоятельно делать выводы, владеют в соответствии с возрастом координированными движениями, выполняют по подражанию упражнения для развития артикуляционного аппарата. Умеют выражать положительные эмоции. У детей есть желание заботиться о домашних животных.

Технологическая карта

№ п/п

Цель этапа

Методы и формы работы

Содержание

деятельности

Формируемые знания, умения, навыки, компетенции

Время /

методы контроля

    педагог

участник(и)

  1. Подготовительный

1.

 

Организовать детей, создать мотивацию к предстоящей деятельности

 

Игровой момент

- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга

«Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты-мой друг,

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся».

-Дети, кто-то к нам стучится в дверь, давайте посмотрим, кто же к нам пришёл. (Младший воспитатель незаметно для детей подаёт педагогу куклу Алёну).

Кто к нам в гости пришёл?

-Ребята, кукла Алёна приглашает вас отправиться в путешествие в деревню. Вы готовы?

- Отлично!

 

Дети здороваются,

Принимают участие в приветствии.

Ответы детей: Кукла Алёна.

Формируется 

эмоционально положительный настрой на познавательную деятельность.

 

1 минута

Текущий (наблюде

ние)

  1. Вводный

Мотивационный

2.1.

Заинтересо-вать детей в дальнейшей деятельности

 

 

Игровой, наглядный

 

- Давайте встанем «паровозиком»  и в путь!

А вот и Алёнкины друзья!

Смотрите, кто это встретился нам на пути?

-Кошка, верно!

(Далее на пути встречаются следующие игрушки животных: собака, корова, лошадь, свинья).

 

Дети идут «паровозиком за педагогом», называют встретившихся им игрушек домашних животных

Развитие общей моторики, произвольного внимания, формирование эмоционально положительного настроя,  уточнение названий домашних животных

 

2 минуты

Текущий (наблюдение)

Целеполагание

2.2.

 

Формулирование цели занятия

 

Словесный

- Ребята, ехали мы, ехали и в деревню приехали.

-Кого вы здесь увидели?

-Все эти животные – домашние, потому что люди  за ними ухаживают, а животные приносят нам пользу.

 

 Ответы детей.

Дети   внимательно слушают педагога, договаривают фразы.

 

Знакомство с обобщающим понятием «домашние животные», развитие интереса к этой теме

 

0,5 минуты
Текущий (наблюдение)

  1. Основной

Теоретический

3.1.

 

Знакомство со звуками, издаваемыми домашними животными

Развитие логического мышления

Развитие общей моторики

 

Использова-ние мульти-медийного оборудова-ния.

Слуховой и словесный методы.

Словесный

Показ, сопряжён-ное выполнение

Двигательный

- Дети, кукла Алёна сказала мне, что животные хотят с вами поздороваться.

Давайте с вами их послушаем! (Включаются записи голосов домашних животных) 

– Что корова делает? (мычит). Как она мычит? Муу.

Как лошадь голос подаёт? И-го-го!

Повторите: и-гого. Дети, лошадь ржёт.
– Свинья  хрюкает. Хрю – хрю.
– Собака –лает – гав-гав! Кошка мяукает:  мяу-мяу,

- Отлично! Ребята, послушайте загадки.

1.Быстрее ветра я скачу,
''Цок-цок,'' – копытами стучу,
Я громко ''и-го-го'' кричу,

Садись на спину – прокачу! (Лошадь).

-Дети, лошадка цокает копытами вот так (логопед имитирует цоканье). Поцокайте языками, как я

Артикуля-ционое упражнение «Лошадка».  

2.Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. 

(Кошка).

Посмотрите, как кошечка облизыватся своим язычком.

Повторите за мной это движение.

(Артикуляционное упражнение «Вкусная сметанка»).

С хозяином дружит, 
Дом сторожит, 
3.Живёт под крылечком, 
А хвост колечком. 

(Собака)

4.Спереди пятачок, сзади крючок, 
Посередине спинка, 
А на ней щетинка.

(Свинья)

5.В поле я мычу: "Му-му!

Молочка налить кому?"

(Корова)

- Молодцы, ребята, вы очень старались отвечать и выполнять упражнения.

Кукла Алёна приглашает вас поиграть.

Подойдите ко мне, сейчас мы с вами превратимся в кошечек.

 «Кошка»

Вы со мной знакомы близко (дети идут по кругу на носочках, крадучись)
Я – приветливая киска. (останавливаются, лицом в круг)
Кверху – кисточки на ушках, (делают «ушки» из ладошек)
Когти спрятаны в подушках. («коготочки» из пальчиков)
В темноте я зорко вижу, (вновь и дут по кругу, крадучись)
Понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно- (останавливаются, встают лицом в круг)
Я царапаюсь ужасно. (показывают «коготочки»)
(В.Стоянов)

 

Дети слушают и имитируют звуки домашних животных, отвечают на вопросы

Дети отгадывают загадки

Дети по показу логопеда выполняют упражнение.

Дети по показу логопеда выполняют упражнение.

Дети встают со стульчиков; повторяют движения за педагогом

 

Развитие слухового внимания

Развивать

любознатель-ность, внимание.

Развитие артикуляцион-ной моторики.

Развитие общей моторики, подражательности; формирование эмоционально положительного настроя

 

2 минуты

Текущий (наблюдение)

1,5 минуты

Текущий

1,5 минуты

Текущий

Практический

3.2.

Развитие наглядно-образного мышления

Практический

-Ребята, кукла Алёна просит вас помочь ей собрать разрезанные картинки.

Поможем Алёне?

(Детям предлагаются разрезные картинки домашних животных, состоящие из трёх частей. Кроме того, к каждой разрезной картинке предлагается картинка-образец).

Дети, вы отличные помощники, Алёна вас благодарит.

Ответы детей.

Дети собирают разрезные картинки, сверяются с образцом.

Развитие наглядно-образного мышления

2 минуты

Текущий

  1. Закрепление

4.

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала

Словесный, наглядный

Слуховой

- Ребята, вы молодцы! А вот я забыла всех домашних животных, с которыми мы с вами сегодня познакомились! Помогите мне, пожалуйста,  их вспомнить!

- Это кто? Верно корова. Как она голос подаёт?

Далее предлагаются следующие картинки: собака, кошка, лошадь, свинья.

- Спасибо, дети, за помощь,

теперь я вспомнила всех животных!

Дети, домашние животные прощаются с вами, послушайте ещё раз их голоса.

(Включаются голоса животных.)

Дети называют домашних животных

Закрепление названий домашних животных

Развитие слухового внимания

1 минута

Текущий

0.5 минуты

Текущий

  1. Заключительный

5.

Подведение итогов занятия

Словесный

- Отлично! Ребята, наше путешествие закончилось.

 О чём мы с вами сегодня говорили? Каких домашних животных вы запомнили?

Дети отвечают на вопросы педагога

Формирование умения делать не сложный вывод.

1 минута

Текущий

  1. Рефлексия и обратная связь

6.

 Оценивание детьми своих знаний

Словесный,

игровой. 

 Дети, вы сегодня все были внимательными и очень

старались! У вас всё получилось, вы молодцы! давайте похлопаем все вместе в лодошки и скажем: «Мы – молодцы!»

А кукла Алёна на прощанье дарит вам книгу о домашних животных. Скажем ей «спасибо» и «до свидания»!

 Дети отвечают на вопросы педагога.

 Дети благодарят куклу и прощаются.

Формирование навыка рефлексии

1 минута

Текущий

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР по теме "Домашние животные"

занятие для детей старшей группы с ОНР, по лексической  теме "Домашние животные"...

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Конспект открытого занятия в средней группе. Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами».

Конспект открытого занятия в средней группе.Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами».Остро...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: Лето красное.

Конспект логопедического занятия по развитию  лексико-грамматических  категорий для детей подготовительной группы..Тема: Лето красное....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей младшей логопедической группы с ТНР по теме "Насекомые"

Данный методический материал представляет интерес для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей.  Конспект позволяет построить полноценное занятие по развитию лексико-грамматическо...