«Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Развитие речи детей через игровую деятельность

                                                                               

                                                                               «Многие детские игры - 

                                                                                подражание серьезной                    

                                                                                деятельности взрослых».

                                                                                                            Я. Корчак

 

    Чистая, грамматически правильно оформленная речь – важнейшее, значимое условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее развивается его психика. При помощи речи, речевого общения, ребенок легко и свободно входит в окружающий мир, узнает много нового и интересного.

   Коммуникативная функция речи способствует формированию и развитию умений и навыков общения, установлению контактов с другими детьми, взрослыми, дает возможность для совместной деятельности, игры. Это имеет огромное значение для развития адекватного поведения в быту, учебе, для формирования эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом.       

      Изучение и исследования научных трудов отечественных и зарубежных ученых в области педагогики (А.В.Запорожец, Б.М. Гришпун, Е.Ф. Соботович, Л.С. Выготский и другие,  утверждают, что учитывая возрастные  особенности детей дошкольного возраста, и особенно то, что речевое недоразвитие часто сопровождается особенностями психического развития, поскольку у детей с нарушенной речью и дефектным формированием всех ее сторон могут возникнуть нарушения в этой области (мыслительные процессы, эмоционально-волевая сфера и т.д.) и  то, что игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью, активизировать речевую деятельность желательно в игровых и обучающих ситуациях.

      Использование различных игр в системе логопедической работы позволяет наиболее эффективно решать различные речевые проблемы детей. Задачи речевой работы, поставленные в игровой форме, решаются детьми значительно легче.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 367 КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

 

«Формирование и развитие

связной речи

у детей дошкольного возраста

с ТНР»

(сообщение из опыта работы)

Выполнили:

Земцова Наталья Михайловна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Багмет Анна Владимировна,

воспитатель

2024

Развитие речи детей через игровую деятельность

                

                                                                               «Многие детские игры -  

                                                                                подражание серьезной                    

                                                                                деятельности взрослых».

                                                                                                            Я. Корчак

    Чистая, грамматически правильно оформленная речь – важнейшее, значимое условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее развивается его психика. При помощи речи, речевого общения, ребенок легко и свободно входит в окружающий мир, узнает много нового и интересного.

   Коммуникативная функция речи способствует формированию и развитию умений и навыков общения, установлению контактов с другими детьми, взрослыми, дает возможность для совместной деятельности, игры. Это имеет огромное значение для развития адекватного поведения в быту, учебе, для формирования эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом.       

      Изучение и исследования научных трудов отечественных и зарубежных ученых в области педагогики (А.В.Запорожец, Б.М. Гришпун, Е.Ф. Соботович, Л.С. Выготский и другие,  утверждают, что учитывая возрастные  особенности детей дошкольного возраста, и особенно то, что речевое недоразвитие часто сопровождается особенностями психического развития, поскольку у детей с нарушенной речью и дефектным формированием всех ее сторон могут возникнуть нарушения в этой области (мыслительные процессы, эмоционально-волевая сфера и т.д.) и  то, что игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью, активизировать речевую деятельность желательно в игровых и обучающих ситуациях.

      Использование различных игр в системе логопедической работы позволяет наиболее эффективно решать различные речевые проблемы детей. Задачи речевой работы, поставленные в игровой форме, решаются детьми значительно легче.

    Актуальность развития речи детей- дошкольников через игровую деятельность обусловлена также влиянием на мыслительные процессы недостаточностью развития представлений. Недостатки развития восприятия и познавательной сферы у детей с речевыми нарушениями в основном проявляются в слабой дифференциации и снижении зрительных образов, некоторой инертности, неустойчивости зрительных следов, а также отсутствии стойкой, прочной ассоциативной связи слов со зрительным представлением предмета, или действия.

    Вышеперечисленные особенности речевых нарушений и связанные с ними другие проблемы в развитии детей, подвели нас к выводу об использовании различных игровых ситуаций в работе по речевому и общему развитию детей.  

        Основная стратегия коррекционной развивающей работы состоит в том, что на основе развития и использования игровой деятельности у детей формируется в первую очередь потребность в активной коммуникации и вербальном способе общения, формируется и развивается грамматически правильная речь, с богатым словарным запасом, достаточно хорошо сформированными для данного возраста другими важными речевыми направлениями. Обыгрывая ситуации в ходе той или иной игры, решаются многие задачи общего и речевого развития ребенка: дети познают окружающий мир, расширяют, активизируют, уточняют словарь по принципу от простого к сложному, от знакомого к незнакомому, от близкого к далекому. В ходе проведения игры мы невольно развиваем у него произносительные и речевые навыки и умения. Проводя работу на игровом материале, мы решаем параллельно две разные задачи: развитие понимания речи (импрессивной) и развитие активной (экспрессивной) речи, а также развиваем словесную и формируем логическую память. Игра помогает ребенку приобретать навыки и умения в различных видах деятельности, в том числе речевой, развивает способность к общению, коммуникации, способствует усвоению социальных и общественных норм поведения, повышает самооценку и т.д.

       Музыкальные игры и упражнения способствуют формированию и коррекции психических процессов, стимулируют игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка, развивают эмоциональную сферу личности воспитанников, помогают самовыражению, воспитывают культурные привычки и хорошие манеры.

      Очень важно взаимодействие педагогов, которое осуществляется по следующим направлениям:

- целеполагающему;

- диагностическому;            

- коррекционно-развивающему;

- консультативно-просветительскому.

При работе по формированию речи с использованием игры, для наиболее эффективного проведения такого вида работы, используются определенные методы и приемы, а также определенные требования, вот некоторые из них:

- наглядные методы, путем показа реальных предметов, картинок, муляжей, действий с целью закрепления прочных связей и ассоциаций между восприятием слова и предмета или действия.

- эмоционально-смысловой комментарий, который вносит определенный смысл, расставляет положительные «эмоциональные акценты» и связан с опытом ребенка.

- очень эффективный, универсальный и удобный в работе практический материал – предметные и сюжетные картинки.   Помимо постоянного проговаривания, говорения, рассматривая картинки разного содержания, с изображением известных и неизвестных детям предметов и действий мы обогащаем опыт ребенка, знакомим с окружающей действительностью.

    В работе по развитию языковой способности нужно придерживаться правил дидактики:

- демонстрировать образцы предметных, коммуникативных, игровых действий;

- комментировать события, предметы, картинки, действия;

- четко, без искажений, правильно ставя ударение произносить слова. Все свои действия педагог сопровождает четкой грамматически правильно оформленной и понятной ребенку речью. Непонятные, незнакомые слова нужно обязательно прокомментировать, объяснить их смысловое значение. Речевую нагрузку нужно строго дозировать, не завышая требований.

   Коррекционно-развивающее обучение детей основано на создании оптимальных условий для всестороннего развития и коррекции речевых нарушений детей.

   Важно, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в речевой среде. С этой целью создаются условия для мотивации детской речи и потребности в ней (ребенок должен понимать, что он говорит, почему так говорит и зачем). Обеспечивается важное условие общения – адресность детской речи и ее направленность. Стимулируется и поддерживается речевая инициатива, что очень проявляется и развивается, формируется в различной игровой деятельности.

       При проведении игровых занятий нужно обязательно учитывать интересы и желания ребенка, уровень его общего и речевого развития. Если ребенок стесняется или отказывается в процессе занятия или игры, не нужно настаивать, нужно проявить осторожность и гибкость, и постепенно вовлекать его в ту или иную деятельность. Если в ходе занятия, игры, или другой деятельности у ребенка что-то не получается, или он не справляется с предложенным заданием, ему нужно тактично, ненавязчиво помочь, подсказать. При любом негативном отношении детей к речевому, игровому или другому учебному материалу или действию необходимо на какое-то время его приостановить, пока у ребенка снова не появится интерес к данной деятельности. Постепенно у ребенка будет исчезать скованность, робость, стеснение. Ребенок будет более активнее проявлять свои действия в игре с использованием речевого сопровождения. С целью развития словарного запаса связной грамматически оформленной речи используются в работе адаптированные сказки. Сказки имеют особо выраженную коммуникативную функцию. Их использование развивает не только социальные качества личности ребенка, но и вырабатывают способность к общению, пониманию, диалогу, развитию воображения, творческих, игровых навыков и умений у детей. При помощи сказки ребенок получает многообразные представления о жизни. Применяя в речевой работе сказку, мы показываем картинки, иллюстрации, на которых изображены предметы, признаки, различные действия, эпизоды, ситуации, события.

    Сказка в работе с детьми с нормально развитым речевым развитием, а особенно с   детьми с различными речевыми нарушениями используется как универсальное средство в обучающих, развивающих и коррекционных целях.

    В процессе работы мы используем различные речевые игры и упражнения, достаточно интересные, занимательные, доступные для детей:

- дидактические;

- подвижные;

- настольно печатные;

- сюжетные;

- сюжетно-ролевые;

- музыкальные игры

- хороводные;

- музыкально-дидактические;

- музыкально-ритмические;

- физкультминутки

- игры на развитие подражания речевым и предметным действиям;  

- моделирование микроситуаций;

- разыгрывание проблемных ситуаций;

       Каждая из игр по- своему значима и несет определенный вклад помимо других функций, так же и в речевое развитие детей.

        Использование дидактических игр в развитии речи дошкольников с ее нарушениями – один из ведущих методов коррекционной работы. В качестве примера мы представляем ряд игр, которые в свою очередь подразделяются на игры, делящиеся на функции, которые они выполняют. Например:

- игры на развитие фонематического слуха и восприятия

«Телеграфисты» - цель: развивать фонематический слух, повторять, воспроизводить заданный ритмический рисунок;

«Какой звук?», «Что за звук, мне дай ответ», «Мяч бросай, звук не теряй» «Какой звук слышишь?»; - цель: звуковой анализ;

Описание: https://cloud.prezentacii.org/18/11/102615/images/screen9.jpg

- игры на автоматизацию звука в словах, фразах

«Назови картинки», «Ты мячик катай, фразу (звук) четко повторяй; «Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук». «Кто как голос подает?»

 - игры на звуковой и слоговой анализ слов

«Раз, раз, раз, слово выложим сейчас», «Назови первый (последний) звук в слове», «Подбери похожие слова», «Где спрятался звук?», «По слогам словечко называй и на шарик нажимай»; «Слоговая ромашка»

- игры на словообразование, словоизменение

«Много – один», «Назови ласково», «Чей, чья, чьи», « Скажи по- другому», «Подбери похожие слова»; 

Описание: https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/8cf909a20e0cda864871ccf82dc90160.jpg/s/s1200x/a/27502/sc/194

- игры на определение связи звука с буквой

  «Буквы знаю и пишу, мячик верно прокачу», «Мячик по ладони прокати, букву верно назови» (покажи)», «Оживи букву»;

- игры на совершенствование навыков употребления предлогов

«Ловко с мячиком играем и предлоги называем»; «По предлогам мы шагаем, слоги в слово собираем»;

- дидактические словесно-речевые игры:

«Что лишнее?», «Что изменилось?», «Чего не стало», «Веселые матрешки», «Кому что нужно для работы?», «Кто что ест?», «Помоги маме найти своих деток», «В гости кукла к нам пришла и картинки (игрушки) принесла», «Я начну, а ты закончи», «Волшебный сундучок», «Волшебный коврик»,  

 «Кто в нашем домике живет», «Куда что положить?», «С чьей ветки эти детки?», «Скажи наоборот», «Раздели на слоги», «Закончи предложение», «Найди картинку на заданный звук», «Четвертый лишний», «Подбери признак» «Подбери рифму»», «Что из чего сделано», «Что забыл нарисовать художник»,

«Лото», «Веселый колобок», «Загадки зайца», «Лисьи прятки», «Незнайкины задачки», «Почтовый ящик»;

Игра «Что изменилось?»                       Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Описание: https://dou24.ru/249/images/18-19/str-ped/psiholog/2018-09-17/14.09.18-1_11.jpgОписание: https://dopoln.ru/pars_docs/refs/200/199370/199370_html_561ba77a.jpg

       Подвижные и музыкальные игры помогают детям расслабиться, снять тревогу, уменьшить скованность, стеснение, зарядить детей оптимизмом и жизнерадостностью, развить координацию движений, а также улучшить физическое и речевое состояние.

 «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Пятнашки», «Добрые и злые кошки», «Прятки», «Карусели», «Поймай – не лови», «Зимние забавы» «Обезьянки», «Где мы были мы не скажем, а что видели, покажем»;

     Подводя итог всему сказанному, можно отметить: развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности – это один из эффективных методов в широком спектре коррекционно-развивающей работы.

Работа по речевому развитию детей никогда не бывает самодостаточной и широко варьируется в зависимости от той цели, которую ставит перед собой специалист. Никакой схемой нельзя предусмотреть всех вопросов, которые могут возникнуть при речевой работе с ребенком. Можно лишь выделить основные направления работы и ее основные этапы, без которых полноценное речевое развитие будет недостаточным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей ДОУ. Описаны задачи формирования грамматически правильной речи детей. Приведены примеры грамматических ошибок в речи детей и их причины.  Обозначены пути формировани...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

В консультации раскрывается основное значение  звуковой культуры речи  как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы  усвоения ребёнком ...

Формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР

Формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР...

Игры для формирования компонентов устной речи детей дошкольного возраста

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей...

Семинар " Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста".

Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста....

Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в р...