Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста
презентация по развитию речи на тему
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: во-первых, он обозначает грамматический строй языка, во - вторых - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении, а в детском саду усвоение с детьми грамматического строя языка.
Усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путем подражания. При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над её морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис - словосочетания и предложения. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей.
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми . Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия. Формирование грамматического строя языка протекает в общем русле речевого (языкового) развития, и формы и методы педагогического руководства должны учитывать поэтапный характер общего речевого развития, прежде всего этапы формирования форм речи.
Усвоение детьми грамматического строя речи по возрастам. 1младшаягруппа. На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос: «Что это?». Ребенок способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, называть действия («Собака бегает»), но развернутые фразы, как правило, еще далеко не всегда правильны. Хотя ребенок верно связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, но нередко при этом допускает ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако в них все чаще появляются дополнения («Мальчик сидит на стуле»).
Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчиненными, хотя последние употребляют еще очень редко. К концу года ребенок овладевает в такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь пока носит ситуативный характер. Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру («Принеси красный кубик»), различать их местоположение («Поставь рядом»). Пользоваться существительными, обозначающими названия транспорта, растений, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей; глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия; прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов; наречиями (близко - далеко; низко - высоко; быстро - медленно; темно — светло; хорошо - плохо). Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами прошедшего времени, составлять фразы из 3-4 слов. Отвечать на вопросы воспитателя.
2 младшая группа Это возраст «почемучек», бесконечных вопросов. Совершенствуется речь ребенка. Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие «суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, хороший, твердый). Ребенок начинает шире пользоваться предлогами и союзами. К концу года они нередко используют в своей речи притяжательные прилагательные (папин стул, мамина кофта).
Одновременно с обогащением словаря дети интенсивнее овладевают грамматическим строем речи. На вопросы взрослых они все чаще отвечают развернутыми фразами, состоящими из 4-х и более слов, в его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложносочиненные и сложноподчиненные. В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе. В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия. Дети этого возраста допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания («Мама окны моет»); при образовании родительного падежа существительных мн.ч. отмечается влияние окончаний — ов , -ев на другие склонения (ручка - «ручное»); наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных («А у меня на « пальте » пуговица оторвалась); неправильное изменение по лицам даже часто употребляемых глаголов. Отмечаются некоторые несовершенства фразовой речи: не всегда правилен порядок слов в предложениях, нарушается оформление связей слов («один колесо»).
Задачи: 1. Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже; 2. Употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за. 3. Учить детей употреблять в речи и различать имена существительные в форме единственного и множественного числа. Форму множественного числа существительных в родительном падеже. 4.Учить согласовывать глаголы во времени с существительными; 5.Учить понимать назначение предлогов (в , на, под, за, около) 6.Учить пользоваться разной интонацией; 7. Составлять предложения с однородными членами. 8.Отвечать полным предложением на вопросы, грамматически правильно оформляя свои высказывания.
Средняя группа. К 4 - 5 годам малыш овладевает падежами, сначала родительным, затем дательным, творительным, предложным. Начинается второй период вопросов: «Почему?» В речи детей появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражение временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные - голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка), наречия, личные местоимения , сложные предлоги (из-под, около и др.); собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты. Свои высказывания дети строят из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные. В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах; пользуются более усложненной и распространенной фразой.
Задачи: 1. Продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении . 2.Совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в речи . 3. О бразовывать форму множественного числа существительных, употреблять их в именительном и родительном падежах . 4.Упражнять, правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных. 5. Употреблять формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, лежать, ехать, бежать . 6. Учить детей использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Старшая группа. На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Фраза становится, более развернутой, точнее высказывания. На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных; возрастает объем высказываний. Все реже ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных; часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе. Он легко образует существительные, и другие части речи при помощи суффиксов, прилагательные из существительных (ключ из железа -железный). В своей речи ребенок пользуется сложными предложениями, хотя некоторые типы предложений еще вызывают у него затруднения. Предлоги и союзы употребляются в самых разнообразных значениях. Способны устанавливать и отражать в речи причинно - следственные связи; обобщать, анализировать и систематизировать. Однако, в речи детей все чаще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных (« грушев », « деревов »), изменение по падежам несклоняемых существительных «На « пианине » стоят часы»). У детей появляется критическое отношение к своей речи.
Задачи: 1.Совершенствовать умения детей согласовывать в предложении существительные с числительными (На столе лежат пять груш), существительные с прилагательными. 2.Образовывать множественное число существительных. 3.Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными (кофе, пальто, пианино, кино, какао). Познакомить детей с разными способами образования слов (сахарница, солонка, строитель, снегоход, листопад). 4. Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова (снег - снеговик - снежинка - снегирь ). 5. Продолжать учить детей составлять (по образцу) простые и сложные предложения. 6.Учить, при инсценировках, пользоваться прямой и косвенной речью.
Подготовительная группа. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (машина грузовая и легковая, а не просто машина; одежда, обувь летняя и зимняя). Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось). У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые наиболее точны: качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подбирая в них сходства и различия (белый как снег), все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Правильно изменяют и согласовывают слова в предложении; может образовывать трудные грамматические формы сущест-х , прилаг-х , глаголов. В процессе речевого общения дети употребляют, как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова, употребляют падежные окончания. Однако нередко вместо точного названия предметов дают его описание («дерево» вместо дуб, ель), иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи.
Задачи: 1 . Продолжать учить детей использовать в речи синонимы, существительные с обобщающим значением (строитель, листопад). Вводить в речь антонимы. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу. 4.Закреплять умение согласовывать существительные с числами, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными. 5.Образовывать по образцу существительные с суффиксами; глаголы с приставками; сравнительную и превосходную степень имен прилаг-ых. 6. Использовать в речи сложные предложения разных видов. 7. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.
«Что у нас получится?» ЦЕЛЬ: Упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных. ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: Цветные прямоугольники из картона и карточки такого же размера с прорезями силуэтов предметов быта: посуды, одежды, игрушек. ХОД ИГРЫ: Воспитатель кладет на середину стола прямоугольники цветной стороной вниз. Для детей младшей группы — красного, синего, желтого и зеленого цветов, а для детей средней группы — оранжевого, розового, голубого, серого. Показывает игровые действия. На цветной прямоугольник накладывает карточку с прорезью предмета: «Что же у меня получилось? — «У меня получился зеленый чайник» . «Один и много». ЦЕЛЬ: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ : Две коробки разной величины (младшая и средняя группы). Картинки с изображениями детенышей диких и домашних животных (старшая группа).
Один ребенок отвечает: «У меня — облако», а другой: «У меня — облака». Когда все парные картинки будут рассмотрены, воспитатель ставит перед детьми две коробки разной величины и предлагает положить туда свои карточки: в маленькую коробку— карточки с одной игрушкой, а в большую — с несколькими игрушками. И каждого ребенка при этом спрашивает: «Чего у тебя теперь нет?» (пирамидки, пирамидок. Гуся. гусей и т. д.). ХОД ИГРЫ : Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, показывает парные карточки и спрашивает, что нарисовано на одной и что — на другой (на одной — один ёжик, а на другой — много ежей). Затем раздает каждому ребенку по одной карточке и спрашивает: «У кого арбуз? А у кого арбузы?» и т. д.
Чьи эти вещи? ЦЕЛЬ :Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Научить различать принадлежность вещей для взрослых и для детей. ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ : Картинки с изображениями членов семьи: мамы, папы, детей (девочки и мальчика ), бабушки и дедушки. Картинки с предметами быта: одежды, посуды, игрушек, учебных принадлежностей и др. (часть картинок может быть в 2-х экземплярах — очки, зонтик и др.). ХОД ИГРЫ: Воспитатель показывает детям 6 карточек с изображениями членов семьи и спрашивает, кто нарисован на картинках. Каким словом можно назвать всех этих людей? Предлагает детям дать имя девочке и мальчику (например, Маша и Коля обращает внимание на их возраст (девочка — школьница, а мальчик — еще малыш или наоборот). Далее воспитатель рассказывает, что эта семья переехала к новую квартиру и перевезла туда свои вещи, и показывает коробку с множеством картинок с предметами быта. Воспитатель: «Нам нужно узнать, чьи эти вещи: бабушкины, дедушкины, мамины, папины, Машины или Колины, и разложить их рядом с ними». Воспитатель может каждому и грающему по его желанию дать изображение того или иного члена семьи или перевернуть картинки лицевой стороной вниз, перемешать их и предложить взять любую. Затем показывает картинку с какой-либо вещью и спрашивает у детей средней группы: «Чьи это очки?» ит. д. Ответы детей могут быть такими: «мамино платье», «бабушкин зон-1 тик », « дедушкины очки »... А у детей старшей группы воспитатель спрашивает так: «Чья это вещь?» — а ответы детей могут быть такими: «Этот портфель — Машин» или «Эта погремушка — Колина», «Эти туфли — мамины»
«Хвастунишка» Закончи предложения, используя картинки. У МЕНЯ МНОГО... « Всегда много» Обведи предметы, названия которых бывают только во множественном числе.
Чего не стало? ЦЕЛЬ: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже. ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: Карточки с изображениями предметов, картонные прямоугольники для закрывания карточек. ХОД ИГРЫ: Воспитатель раздает детям по 3-4 карточки, которые они раскладывают перед собой в ряд, и объясняет: «Чтобы играть в эту игру, надо хорошо запомнить, что и сколько у вас нарисовано на всех карточках, для этого надо тихо или про себя назвать предметы. Я буду закрывать одну из ваших карточек, а вы должны ответить, каких и сколько предметов у вас не стало (не стало пяти конфет, не стало двух яблок, не стало одного мячика и т. д.)- Потом откроете свою карточку и, если правильно ответили, получите фишку». Игра продолжается еще несколько конов, воспитатель может добавить 1-2 карточки или поменять 1-2 карточки у ребенка, И опять воспитатель отмечает, что слова, обозначающие число и названия предметов, снова изменили свои окончания. В игре «Сколько их?» мы говорим «два яблока», а в этой игре — «двух яблок», или говорили «пять конфет», а теперь — «пяти конфет».
«Весёлый счёт» Сосчитай предметы . Назови их количество по образцу .
Антонимы Идти Отдыхать Отдыхать работать Подниматься спускаться Подъезжать Отъезжать
Подбери определения к картинкам. Произнеси эти словосочетания. Соедини стрелками Красное Красная Красный красные Плавало, плавал, плавали, плавала длинный, длинная, длинные, длинная
Образуй новые слова. Например: сапоги из резины - резиновые сапоги.
Цель: Учить образовывать однокоренные слова по образцу Лес - лесной , лесник , лесок , лесочек . Снег, снежок, снежный, снеговик, снежинка Лес, лесник, лесок, лесной, лесочек Дом, домишко, домик, домовой, домище
«Иностранец» Иностранец показывает фотографии своей машины и рассказывает о ней . Найди речевые ошибки в его рассказе и скажи правильно . У меня красивый машина Я ехать в машина Моя багаж лежит на машина
«Хвастунишки» Закончи предложения подходящими словами. У меня яблоко большое . А у меня ещё больше! Я бегаю быстро! А я ещё ... ! Я очень сильный! А я ещё ... ! Я очень скромный! А я ещё ... !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей ДОУ. Описаны задачи формирования грамматически правильной речи детей. Приведены примеры грамматических ошибок в речи детей и их причины. Обозначены пути формировани...
Методика формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста
В презентации представлены особенности развития связной речи дошкольников. А также примеры морфологических ошибок в речи детей....
Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста
Презентация разработана к семинару для воспитателей по теме " Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста" и является дополнением к выступлению...
Лэпбук как средство формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы педагога, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка [2].Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития...
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей дошкольного возраста
Несмотря на преимущества дидактических игр в развитии речи детей, они не в должной мере применяются в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Во многом это связано с небогатым арсеналом у воспи...
Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
В презентации для ознакомления воспитателям дается информация о том, из каких компонентов состоит грамматический строй речи, периоды его формирования у дошкольников, примеры самых распространенных гра...
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей дошкольного возраста
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает. Куртка (какая?) – красная, тепл...