Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Обобщение понятий чайная, столовая и кухонная посуда. Активизация словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspenkt_sp.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме: «Посуда. Федорино горе.»

(Составила: учитель-логопед Коломыцева Н.Б.)

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Обобщение понятий чайная, столовая и кухонная посуда. Активизация словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).

Коррекционно-развивающие:

Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, мелкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии, самостоятельности, инициативности и доброжелательности.

воспитание навыков активности, сотрудничества в игре и на занятии, умения слушать и выполнять инструкцию логопеда.

Оборудование: проектор, картинки с изображением посуды, предметы посуды, мяч, маркер, плакат к игре «Проведи дорожку», мольберт.

Речевой материал: посуда, поднос, чайник, чашка, блюдце, тарелка, нож, вилка, ложка, кофейник, сахарница, бокал, кружка, сковорода, сервиз, чайная, столовая, кухонная, одноразовая, кофейная, мелкая, глубокая, металлическая, стеклянная, фарфоровая, чугунная, эмалированная, деревянная, железная, пластмассовая, хрустальная, хрупкая, готовить, пить, мыть, сушить, чистить, расставлять, сервировать, варить, жарить, тушить, кипятить, вытирать.

Предварительная работа:

• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Посуда».• Рассматривание альбомов, иллюстраций и образцов с различными видами посуды. • Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».

• Дидактические игры: «Что лишнее?», «Ласковые слова», «Скажи наоборот», «Из чего сделана посуда?», «Что где?» и т. д.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед встречает детей, приветствует, говорит, что очень рад всех видеть, предлагает подарить друг другу улыбку и чувствовать себя спокойно и уверенно.

Дети хором повторяют правило поведения на занятии: Внимательно слушай! Другим не мешай! Когда тебя спросят, тогда отвечай!

Логопед.

- Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Сядет тот, кто определит, с какого звука начинается название его картинки (Должны подойти к доске и повесить картинку).

- Одним словом как можно назвать эти предметы. (Посуда).

Логопед.

- Для чего нужна посуда?

Дети.

Посуда нужна для приготовления и употребления пищи.

Логопед.

- Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда.

2. Сообщение темы. Вводная беседа.

Логопед.
- Ребята, кто-то прислал мне сообщение давайте посмотрим на экран, кто это? (дети смотрят на экран, на экране картинка с изображением Федоры) – слайд3
Дети.
- Это бабушка.
Логопед.
- Да, это бабушка Федора. Слайд4

Она прислала нам письмо, давайте прочитаем его.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Ой, горе мне, горе! Убежала от меня вся посуда! Мне очень нужна ваша помощь, ребята, помогите её вернуть обратно домой.»
Логопед.
- Попытаемся помочь Федоре?
Дети.
- Да.

Логопед.

- Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла? (потому что она не мыла посуду, посуда была грязная).

- А какая она должна быть? (чистая).

- Я предлагаю вам помочь Федоре вернуть посуду. Для этого мы будем выполнять разные задания.

Логопед.

-Ребята, каждая посуда имеет свое назначение. Если мы гостей позовем на чай, какая посуда нам нужна? (чайная). Слайд5

-Назовите чайную посуду. (блюдца, чашки, ложки).

- Если гости придут на обед, то какую посуду мы поставим на стол? (столовую).слайд6

- Какую именно? (тарелку глубокую, мелкую, столовую ложку).

- Когда мама на кухне готовит обед, какой посудой она пользуется? Слайд7 (кастрюля, сковорода, дуршлаг, половник, ковш, шумовка, чайник, кружка).

Логопед.

- Молодцы ребята!

3. Игра «Определение количества слогов в словах»

Логопед.
- Ребята, а теперь прошагайте слова-названия посуды по слогам, делая шаги вперёд.
(Слова предлагают сами дети)
Чай – ник. (2 шага)
Ответ. В слове чайник два слога.
(По – ло – вник, чаш – ка, лож-ка …)


4. Игра « Из чего сделано?»

Логопед.
- Мы подошли к столу. На столе стоит в ряд посуда. Продолжите за мной:
Первый в ряду стоит стеклянный стакан…
Дети.
Вторая - фарфоровая чашка, третий - металлический нож, четвёртая – деревянная ложка, пятая – металлическая кастрюля.

5. Пальчиковая гимнастика: Игра «Помощники» слайд 8

Логопед.

- Скажите, ребята, что необходимо сделать с посудой после того, как мы поели?

Дети: - Посуду необходимо помыть и высушить.

Логопед.

- Правильно! Сейчас мы будем мыть посуду. Я буду читать вам стихотворение, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Раз, два, три, четыре,

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.

Мы посуду перемыли:

Одна ладонь скользит по другой.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

Загибают пальчики по одному на каждое название посуды.

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,

Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,

Загибают пальчики по одному на каждое название посуды.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть – чуть сломали.

Так мы маме помогали.

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.


6. Игра: «Проведи дорожку». Слайд9

Логопед.

- Люди изготавливают различные предметы посуды для различных продуктов и блюд. Для каждого продукта есть своя посуда (своё вместилище). Давайте расскажем бабушке Федоре, какая посуда для чего используется. А в этом нам поможет игра «Проведи дорожку».

- Положите продукт в соответствующую посуду:

Хлеб положу в (хлебницу)

Перец насыплю в (перечницу)

Конфеты положу в (конфетницу)

Сахар положу в (сахарницу)

Селедку положу в (селедочницу)

Суп налью в (супницу)

Масло положу в (масленку).

7. Игра "Что лишнее?" слайд10.

Логопед.

-Игра, в которую мы будем играть, называется "Что лишнее?" Что вы видите? Перечислите картинки.

- Тарелка, кастрюля, мяч, стакан.

- Что здесь лишнее и почему?

Дети.

- Лишний мяч. Он - игрушка.

Логопед.

- А все остальное?

Дети.

- Посуда.

Логопед. Слайд 11

- Правильно. Назовите следующие картинки.

- Что лишнее и почему?

Дети.

- Лишняя тарелка. Из нее нельзя пить.

Логопед.

- А из остальной посуды?

Дети.

- Можно пить.

Логопед.

- Верно. Молодцы!

Отрабатываются исключения по принципу назначения посуды (чайная, кухонная, столовая) слайд12

10. Игра «Назови ласково» (мяч)

Логопед.

- Ребята, а знаете, что я думаю, если мы научим Федору называть посуду ласково, то она никогда не сбежит от нее. (Логопед бросает мяч каждому по очереди и называет слово, а дети отвечают ласково, бросая его назад) слайд13

Чашка- (Дети: чашечка)

Тарелка- (Дети: тарелочка)

Ложка- (Дети: ложечка)

Вилка- (Дети: вилочка)

Кувшин- (Дети: кувшинчик)

Миска- (Дети: мисочка)

Логопед.

- Молодцы, ребята, отлично справились с заданием.

11. Итог занятия: слайд14

Логопед.
- Ребята, наше занятие подходит к концу.
- Что мы сегодня делали на занятии?
Дети.
- Мы помогали Федоре вернуть посуду.
- Мы давали Федоре советы и играли в различные игры про посуду.

Логопед. Слайд15

- Ребята, Федора нам снова прислала письмо, давайте прочитаем его?

«Спасибо ребята! Вы так мне сегодня помогли! Нашли посуду, расставили ее по местам, научили меня бережно обращаться с посудой: - Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!- Буду, буду я посуду и любить и уважать».

Логопед.

- Ребята, вы так усердно старались, выполняли все задания и тем самым помогли Федоре справиться с ее горем, а теперь мы с вами можем пройти в группу и спокойно поиграть .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей ОНР

Обогащение словарного запаса по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о профессии строителя, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»...

Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»

Конспект НОД  по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»...

КОНСПЕКТ занятия по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Цель: совершенствование двигательной сферы детей через закрепление знаний и активизации словаря по теме «Транспорт»Задачи:коррекционно-образовательные:   - совершенствовать лекси...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда»....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе по теме «Посуда»

Цель:Расширение и активизация словаря по теме. Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материа...

Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»

Занятие являлось  обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...