ABA-терапия и особенности её применения в работе с детьми с РАС
консультация по логопедии

Турунтаева Екатерина Михайловна
ABA-терапия (AppliedBehavioralAnalysis) – прикладной анализ поведения или метод Ловааса – система лечения расстройств аутистического спектра, впервые примененная доктором Иваром Ловаасом на факультете психологии Калифорнийского университета в 1987 году.
Идея метода заключается в том, что социальные поведенческие навыки могут быть привиты даже детям с тяжёлой формой аутизма с помощью системы поощрений и наказаний. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовил: учитль-логопед

Турунтаева Е.М

ABA-терапия и особенности её применения в работе с детьми с РАС

«Если ребенок не может учиться так, как мы его учим, то мы

должны учить его так, как он может учиться»

 Оле Ивар Ловаас

ABA-терапия (AppliedBehavioralAnalysis) – прикладной анализ поведения или метод Ловааса – система лечения расстройств аутистического спектра, впервые примененная доктором Иваром Ловаасом на факультете психологии Калифорнийского университета в 1987 году.

Идея метода заключается в том, что социальные поведенческие навыки могут быть привиты даже детям с тяжёлой формой аутизма с помощью системы поощрений и наказаний.

Принципы методики АВА

Главным принципом ABA считается принцип подкрепления. Он основывается на убеждении, что если поведение вознаграждается, то оно повторится вновь.

АВА-терапия основана на некоторых общих представлениях о том, как дети с РАС учатся поведению.

На самом базовом уровне, который включает в себя:

1. стимул (запрос) для ребёнка;

2. следствие – реакция ребёнка;

3. «подкрепление» или «наказание» основано на реакции ребёнка.

Обучение по данной методике состоит из нескольких этапов.

Первоначально для ребёнка строится таблица для сбора данных АВС. Она является важной частью поведенческого анализа, обучения, проведения оценки и вмешательства.

Сбор данных АВС по сути своей является описательной оценкой. Это не раскрывает причин поведения, однако предоставляет гипотезу, которая позволяет предположить, когда, где и в каких условиях поведение возникнет с большей или меньшей вероятностью. Это представляет собой существенно важную информацию в разработке программ терапии и вмешательства. Часто данные АВС собирают в случае, когда появляется новое поведение. Это первоначальная попытка понять, когда, где и, возможно, почему такое поведение происходит.

А – Antecedent – Предшествующий фактор

B – Behavior – Поведение

C – Consequence – Последствие

Конечная цель ABA - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно

Методика ABA подходит для …

  •  тяжёлых форм аутизма
  •  синдрома Дауна
  •  тяжёлых форм интеллектуальной недостаточности

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди нихневербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, «покажи, как ты...», местоимения, ответы на вопросы «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Как?», употребление «да» и «нет», и других. Среди программ более высокого уровня – «Скажи, что будет, если...» (предугадывает исход действия), «Расскажи историю», «Делай как (имя сверстника)», «Позови (имя сверстника) играть

АВА программа - это составленный квалифицированным АВА терапистом план обучения ... 

Во время занятий могут применяться такие методы:

1. Методика дискретных попыток заключается в разбивании сложных задач на более простые. Для того, чтобы их выполнить даются небольшие по протяженности промежутки времени, во время которых даются подсказки. Из-за этого эффективность обучения значительно увеличивается.

2. Вербальное поведение

3. Обучение в естественной среде

4. Главные реакции – эта методика нужна для усиления мотивации.

5. Обучение самоуправлению

6. Видео моделирование.

Преимущества методики АВА:

Согласно исследованиям основателя данной методики Ивара Ловааса, около половины детей, которые получили коррекцию по программе АВА, могут проходить обучение в обычной школе. Состояние и поведение улучшились у более 90% детей из общего числа тех, кто получил коррекцию по данной методике. АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество.  

Как и у любой методики, существуют недостатки методики, о которых вы можете прочитать информацию в буклетах.

Возможные трудности

Для особенных детей обычная похвала будет малоэффективна.

Поведенческая терапия на данный момент более известна в качестве методики для людей с аутизмом. Однако это не единственный круг лиц, для которого ABA может быть эффективен. ABA-терапию можно назвать универсальным лекарством, т. к. она опирается на базовые механизмы реагирования любого живого организма. Она доступна для человека любого уровня развития, и может использоваться в воспитании детей, изучении иностранных языков, обучении физической культуре и спорту, лечении различных зависимостей и многого другого.

Данная методика в настоящее время вызывает много споров и разногласий. Сторонники данной методики ссылаются на её результативность и широкую вариативность применений. Противники – на отсутствие учёта интересов ребёнка, действие педагогов в рамках стереотипного поведения. Многих пугает сама система «поощрениенаказание». Различные недовольства порождает в том числе и устаревшая информация, а также неквалифицированные АВА-специалисты, которых сегодня достаточно много, так как данная программа становится все более популярной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Арт- терапия как здоровьесберегающий элемент в образовательной работе с детьми дошкольного возраста"

Арт- терапия лечение искусством. Арт- педагогика относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт- терапию и обучение. Арт- педагогика имеет мощный потенциал...

«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Практический материал для педагога по работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи....

Мастер-класс для воспитателей с фрагментом открытого просмотра на тему: «Су-Джок терапия – как эффективная здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста»

В моем мастер-классе я познакомлю с элементами здоровьесберегающих технологий и помогу раскрыть их значение в работе по сохранению здоровья дошкольников....

Выступление на семинаре «Су-джок терапия. Нетрадиционные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми»

    Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его...

Мастер-класс "Су-Джок-терапия как один из методов оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс знакомит со здоровьесберегающей технологией, основанной на использовании шариков и пружинок Су-Джок в работе с дошкольниками....

Использование песочной терапии учителем логопедом и дефектологом в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью

Дети с умеренной умственной отсталостью (УУО) представляют особую категорию, у них нарушена познавательная деятельность, не сформированы сенсомоторные навыки, а также проявляется несформированность вс...

Арт-терапия и особенности её применения в работе с дошкольниками с РАС.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии,основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности .Основная цель арт-терапии состоит в гармонизац...