Арт-терапия и особенности её применения в работе с дошкольниками с РАС.
статья
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии,основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности .
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности
через развитие способности самовыражения и самопознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_terapiya.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-терапия и особенности её применения в работе с
дошкольниками с РАС
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии,основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности .
Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей
3. Фрейда и К. Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую
концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности
К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956) .
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности
через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения
классического психоанализа, основным механизмом коррекционного
воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению
К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая
искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации
саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между
бессознательным и сознательным «Я» .
Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия является
техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом
к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой
посредством аффективного взаимодействия.
С точки зрения представителя гуманистического направления,
коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением
клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и
самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего
«Я». Продукты, создаваемые клиентом, помогают рационализировать его
проблемы, обличают реальный объект переживаний, помогают справляться с
конфликтными ситуациями и устанавливать коммуникации «со значимыми
другими». Помимо прочего, позитивная оценка результатов творчества со
стороны окружающих помогают осознать их и свою ценность самому
клиенту.
В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по
мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам
процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде
скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти
отношения.
Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми.
Творчество является важной частью жизни ребёнка, оно проявляется в
фантазиях, символической деятельности, «дополняет» объективную
реальность. Символы, используемые детьми в их деятельности, заключают в
себе глубинные переживания, чувства и эмоции, которые сам ребёнок часто
просто не умеет высказывать. Именно методы арт-терапии, позволяют
ребенку выразить свое состояние через рисунок, аппликацию, сказку,
пластилиновую фигурку, игру . Опираясь на продукты детского
творчества, педагоги могут выбрать необходимое направление деятельности,
подобрать оптимальные методы воздействия.
Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и
в качестве одного из вспомогательных.
Выделяют два основных механизма психологического коррекционного
воздействия, характерных для метода арт-терапии.
Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой
символической форме реконструировать конфликтную травмирующую
ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации
на основе креативных способностей субъекта.
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение»
Цели арт-терапии:
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим
негативным чувствам.
2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние
конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью
зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.
Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.
3. Получить материал для интерпретации и диагностических
заключений. Продукты художественного творчества относительно
долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования.
Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить
информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих
произведений.
4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять.
Иногда невербальные средства являются единственно возможными для
выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное
участие в художественной деятельности может способствовать созданию
отношений эмпатии и взаимного принятия.
6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками,
картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия
изобразительным искусством создают богатые возможности для
экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и
развития способности к их восприятию.
8. Развить художественные способности и повысить самооценку.
Дополнительным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения,
которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
Использование элементов арт-терапии в групповой работе дает
дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать
конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство
приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли
эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания
возможности развлечься .
Приемы арт-терапии используются при исследовании внутрисемейных проблем. Родственникам предлагается вместе поработать над художественными проектами или изображать свои представления
состояния дел в их семействе.
Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям,
помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует,
способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои
ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве
материалов на занятиях по арт-терапии используются краски, глина, клей,
мел. Арт-терапия используется как в индивидуальной, так и в групповой
форме.
Во время творческого самовыражения в ходе проведения арт-терапии
возможно взрывное высвобождение сильных эмоций. Если при этом
отсутствует твердый и опытный руководитель, то некоторые члены группы
или индивиды могут оказаться буквально раздавленными собственными
чувствами. Поэтому предъявляются особые требования к подготовке
психолога, работающего в технике арт-терапии.
Недостатком арт-терапии может являться то, что глубоко личный
характер выполняемой клиентом работы может способствовать развитию у
него нарциссизма и привести к уходу в себя вместо того, чтобы
способствовать самораскрытию и установлению контактов с другими
людьми. У некоторых людей самовыражение средствами искусства вызывает
очень сильный протест, хотя для большинства такие способы самовыражения
представляются наиболее безопасными.
Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.
При пассивной форме клиент «потребляет» художественные
произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает
книги, прослушивает музыкальные произведения.
При активной же форме арт-терапии клиент сам создает продукты
творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
Основные направления в арт-терапии:
1. Динамически ориентированная арт-терапия берет свое начало в
психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и
чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов.
Каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в
визуальных формах. И тогда ему легче вербализовать и объяснить свои
переживания.
В США одним из родоначальников использования искусства в
терапевтических целях была исследовательница М. Наумбург (1966) .
Ее работы были основаны на представлениях 3. Фрейда, согласно которым
первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего
выражаются не вербально, а в форме образов и символов.
Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов,включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения,все те явления, которые анализируются психологами психоаналитической ориентации.
В рамках динамически ориентированной арт-терапии выделяют
творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арт-
терапии.
К средствам арт-терапии относят: резьбу по дереву, чеканку,
мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение,
шитье, выжигание.
2. Гештальт-ориентированная арт-терапия.
Целями коррекции в этом виде арт-терапии выступают:
излечивание или восстановление адекватного «Я-восприятия»;
помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных
переживаний с помощью образов-символов;
пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности,
способности раскрываться, душевной гибкости.
Методами арт-терапии в гештальт-ориентированном подходе являются:
рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем,
образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное
движение тела.
Арт-терапевтические занятия проводятся двумя способами :
структурированно и неструктурированно. При структурированных занятиях
тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по
окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т. д.
Второй вариант – неструктурированное занятие. Клиенты сами
выбирают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится
обсуждение темы, манеры выполнения и т. д.
Активная роль в арт-терапии отводится самому психологу, его
взаимоотношениям с клиентом в процессе обучения его творчеству.
Основная задача арт-терапевта на первых этапах – преодоление смущения
клиента, его нерешительности или страха перед непривычными занятиями.
Нередко сопротивление приходится преодолевать постепенно. Функции арт-
терапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от конкретной
ситуации.
Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению,
снятию напряженности у клиентов. Раскрывающийся потенциал и
полученные новые навыки помогают преодолеть негативное или
стеснительное отношение клиентов к занятиям арт-терапии. Для изменения и
повышения самооценки большую роль играют постоянный интерес и
положительная оценка со стороны арт-терапевта, других клиентов. Вновь
приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции,
возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность, повышают
самооценку («Я не хуже других»). Эмоциональная заинтересованность
активирует клиента и открывает путь для более эффективного
коррекционного воздействия.
Существуют возрастные ограничения использования арт-терапии в
форме рисунка и живописи.
Арт-терапия рекомендуется детям с 5-6 лет, так как до этого возраста
символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь
осваивают материал и способы изображения. На этом возрастном этапе
изобразительная деятельность остается в рамках игрового
экспериментирования и не становится эффективной формой коррекции.
Подростковый возраст, в связи с возрастанием в этом возрасте
самовыражения и в связи с овладением техникой изобразительной
деятельности, представляет особо благоприятную среду для применения арт-
терапии.
Арт-терапия является незаменимым средством при коррекции тяжёлых
эмоциональных нарушений, серьёзных нарушениях коммуникативной сферы,
а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. При
повышенной стеснительности, низкой мотивации к общению со
сверстниками, методы арт-терапии помогают организовать группу,
объединив и заинтересовав участников общей целью при сохранении
индивидуального характера их деятельности.
Создание продукта в процессе арт-терапии обусловлено целой
системой побуждений, центральными из которых являются:
стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во
внешней действенной форме;
потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;
потребность вступить в коммуникацию с другими людьми,
используя продукты своей деятельности;
стремление к исследованию окружающего мира через
символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков,
сказок, историй.
Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких
психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное
воображение, фантазия и символизация.
Методы арт-терапии в коррекционной работе позволяют получить
следующие позитивные результаты:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование,
придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально
приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных
или слабоориентированных на общение клиентов.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного
продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных
барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и
способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что
изобразительная деятельность требует планирования и регуляции
деятельности на пути достижения целей.
5. Оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих
чувств, переживаний и эмоциональных состояний,
создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6. Существенно повышает личностную ценность, содействует
формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе
за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом .
Как показано выше, арт-терапия может применяться как эффективное
средство психокоррекции с различными категориями людей. Отдельно
выделим особенности арт-терапии в коррекции аутизма, так как данное
нарушение имеет особенный спектр проявлений, требует специального
подхода.
Приемы арт-терапии оказались особо эффективными с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста, у которых отмечаются
относительно легкие варианты детского аутизма, сохранено понимание речи,
нет глубокой задержки интеллектуального развития.
Задачи арт-терапии в коррекции аутизма:
развитие потребности ребенка в общении;
обогащение форм контакта, включая развитие навыков
совместной деятельности;
развитие стереотипов взаимодействия со взрослыми и
сверстниками, придание этим стереотипам большей гибкости, социальной
адекватности за счет постепенного насыщения их эмоциональным опытом;
развитие воображения и способности к децентрации, т.е.
возможности взглянуть на мир глазами другого, способность учитывать
точки зрения других людей на те или иные явления и предметы.
Этапы работы :
1. установление контакта с ребенком (выработка первоначальной
мотивации к рисованию, преодоление негативизмов, развитие интереса к
изобразительной деятельности);
2. развитие навыков рисования:
овладение основными графическими схемами;
расширение репертуара техник рисования.
3. использование рисования как средства для развития
символического (образного, эмоционально насыщенного) мышления;
4. использование рисования как способа выражения и переработки
эмоционального опыта ребенка с опорой на сформированные ранее
стереотипы.
Исходя из гиперчувствительности аутичных детей, для начинаний в
рисовании подойдут: толстые фломастеры с различными фруктовыми
запахами; толстые восковые карандаши (предпочтительно оранжевого,
красного цветов); большие плотные листы бумаги с легкой зернистой
фактурой, постепенно можно переходить на акварель и более тонкие
восковые мелки, их сочетание.
Одним из вариантов арт-терапии для детей с РАС является
музыкотерапия. В основе подхода лежат представления о том, что у
аутичных людей отмечается «зависание» на первичном языке — языке
чувств, света, запаха, вкуса и, ранее всего — звука.
В онтогенезе слуховой анализатор включается в работу на 20 - 22
неделе беременности (раньше, чем зрительный): он помогает
дифференцировать звуки по высоте, силе, темпу, тембру, т. е. во
внутриутробном периоде формируется частотно-тональный слух.
Дальнейшее созревания определенных структур головного мозга и развитие
частотно-тонального слуха создают предпосылки для развития речевого
слуха.
При обычном развитии ребенка это многозвучное пространство
неречевых (доречевых) звуков постепенно заменяется смыслом речевых
высказываний. Однако у аутичного ребенка в большей степени сохраняется
ориентация на акустическую сторону речи, чем на семантическую. Этим
объясняются бесконечные речевые стереотипии, игры фонетикой,
жонглирование словами, тогда как вторичный язык — язык смыслов уходит
у детей с аутизмом на второй план.
Музыкотерапия — это терапия контакта при помощи музыкальных
средств, который ведется на первичном языке, языке доступном аутичному
ребенку. Это совместное исследование звукового пространства, основными
задачами которого являются: установить контакт с аутичным ребенком;
помочь ему структурировать информацию, поступающую извне; развить
способность к коммуникации .
Цели музыкотерапии в работе с аутичными детьми:
1. Создание и развитие контакта.
2. Создание возможности перехода от замкнутости на своих
переживаниях (доминирования внутренней психической жизни личности) к
восприятию внешней реальности, осознанию себя в этой реальности.
3. Создание возможности творческой самореализации аутичного
человека.
4. Помощь в выработке оптимальных (адекватных для окружающих
и комфортных для самого аутичного человека) способов реагирования на
внешние события.
Дети перенимают способы поведения от ближайшего окружения, а потому
невероятно важно вовремя замечать проявления агрессивности у ребёнка,
знать причины. Это поможет научить ребёнка сублимировать негативные
эмоции, управлять собственным поведением. У детей с РАС агрессия имеет
сильную выраженность вследствие гиперсензитивности их психики.
Учитывая слабую заинтересованность таких детей в окружающей
действительности, необходимо не просто научить таких детей адекватно
выражать недовольство и агрессию, но и заинтересовать их в этом. Одним из
действенных методов коррекции агрессивного поведения при РАС является
арт-терапия – одна из наиболее мягких методик, направленных на
установление контакта с ребёнком, раскрытия его внутреннего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкотерапия и ее применение в работе с дошкольниками
Парадоксом нашего времени является то, что функциональные возможности человеческого организма остаются неизменными с древних времен, а знать и уметь надо несоизмеримо больше, чем раньше. А значит, неи...
Конспект семинар-практикум для воспитателей на тему: «Природный материал и его применение в работе с дошкольниками»(Флорариум)
Конспект семинар-практикум для воспитателей на тему: «Природный материал и его применение в работе с дошкольниками»(Флорариум)Воспитатель: Илясова Вера Алексеевна. Содержани...
"Музыкотерапия и её применение в работе с дошкольниками"
"Музыкотерапия и её применение в работе с дошкольниками"...
Изготовление и применение в работе с дошкольниками детских шумовых инструментов
Музыкальные инструменты для детей всегда остаются необыкновенно привлекательными предметами. Но вдвойне интереснее детям, когда они создают эти инструменты своими руками, а затем используют их в созда...
Мастер – класс по теме: «Су-Джок терапия как эффективная здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками с ОНР»
На мастер-классе я познакомлю вас с элементами здоровьесберегающей технологии, помогу раскрыть ее значение в работе по сохранению здоровья дошкольников с ОНР....
Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии, как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в работе с дошкольниками»
В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого и речевого развития. В связи с этим представляю вашему вниманию н...
ABA-терапия и особенности её применения в работе с детьми с РАС
ABA-терапия (AppliedBehavioralAnalysis) – прикладной анализ поведения или метод Ловааса – система лечения расстройств аутистического спектра, впервые примененная доктором Иваром Ловаасом н...