Использование игровых технологий при обучении грамоте. Звук [а] и буква А
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тонкоглас Татьяна Георгиевна

Звук  [а] и буква А

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий при обучении грамоте. Звук  [а] и буква

      Проблема подготовки детей подготовительной группы  к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в  педагогике. Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия.

И тогда на помощь педагогу приходят игровые технологии.

  • Использование наглядного моделирования;
  • Игровые приемы с использованием наглядного моделирования;
  • Проектный метод;
  • Технология ТРИЗ;
  • Компьютерные технологии;
  • Использование видеоматериала.
  • Элементы игрового стретчинга (новая здоровьесберегающая технология)

     Использование  игровой технологии  позволяет формировать  такие  важные качества личности, как  наблюдательность, сообразительность, смекалка; учит выдержке, настойчивости, развивает у детей умение быстро находить правильное решение и – что очень важно! – воспитывает чувство коллективизма. Выбранная воспитателем  ориентация на реализацию игровых технологий  как одного из способов обучения грамоте делает работу эффективной и плодотворной.

Звук  [а] и буква А а

Цель:

Образовательная: - Познакомить детей со звуком [а], буквами А а, и их употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласный звук [а], узнавать графический образ этих букв.

Развивающая: - развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.

Воспитательная: - воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.

Характеристика звука [а]

Вспомните, что вы говорите, когда нечаянно обожглись или поранились? (Ааа)

А если не расслышали? (А?)

Произнесите звук [а] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Рот приоткрылся, звук легко и свободно прошёл, не встретив на своём пути никаких преград. Вы не услышали никаких шумов. Этот звук можно легко тянуть и даже петь. Такие звуки нашего языка называются гласными.

Слово глас в старину означало голос. Чем звонче мы произносим звук, тем шире открывается рот, поэтому иногда гласные звуки называют ртораскрывателями. Вспомните, что просит сделать врач, когда хочет посмотреть ваше горло? Он говорит: «Произнесите ааа». Всё дело в том, что, когда мы произносим этот звук, рот широко открывается и горло можно посмотреть.

Задание 1. На смайлике показать артикуляцию звука [а]

Задание 2.  По беззвучной артикуляции определить какой звук показал ребёнок, учитель

Звук [а] может встречаться в любой части слова. Слово может начинаться с этого звука и заканчиваться на него. Звук может находиться в середине. И даже звуков [а] в слове может быть несколько.

Задание 3.  Формирование звукового анализа. Раскрасить только те картинки, которые начинаются со звука [а]

Задание 4.  Определение место звука в слове. Определи, где находится звук [а] и раскрась данный квадратик.

Задание 5. Формирование представлений на основе звукового анализа.  Проведение   физ. минутки.  Учитель называет слова. Если звук [а] стоит в начале слова, то поднять руки вверх, если звук [а] стоит в середине слова, то стоим прямо, руки  вперед. Если звук [а] стоит в конце слова, то присесть. Слова: аист, сад, туча, ландыш, белка, лиса, автобус, апельсин.

Знакомство с буквой А а

Буква – это значок звука, который мы слышим и произносим. Люди договорились каждому звуку дать своё обозначение, свой значок. Свой значок у буквы А тоже есть. Рассмотрите печатную букву Аа

Печатных А две буквы – большая (заглавная) и маленькая (строчная). Внешне они отличаются друг от друга.

Буква А обозначает звук [а]. У большинства букв в русском алфавите есть заглавные буквы. Дело в том, что очень многие слова требуют, чтоб их писали с заглавной буквы. Но чаще всего на работу выходит маленькая буква а.

Подумайте, на что она похожа буква А?

  • На Эйфелеву башню 

Эйфелева башня

Букву А можно отыскать и в нашей повседневной жизни. Например, она поможет вам в пути, подскажет, где находится остановка автобуса. И в городе, и в селе вы можете увидеть букву А на остановке транспорта. Буква А на знаке рассказывает, что здесь останавливаются не троллейбусы, не трамваи, а автобус. И рядом будут указаны номера автобусов.

Задание  6.  Формирование образа буквы А и пространственных представлений.

Найти в классе маленькую или большую букву А и сказать где она находится по отношению к окну, к двери, к доске и т.д.

Задание 7.  Допиши недостающий элемент (раздать карточки)

Задание 8. Найди среди других букв букву А а

  1. Рефлексия

Какую тему мы обсуждали сегодня? К какому выводу пришли?

Какую букву начали изучать? Какой гласный звук она обозначает? На что указывает буква А в слоге-слиянии?

Может ли буква А одна составлять целое слово? Приведите примеры.

Может ли одна буква (звук) А составлять целое предложение? Приведите примеры.

–– Буква А довольна вашей работой. А вы? Что получилось? Над чем надо еще поработать? Понравилось вам в гостях у буквы А?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по обучению грамоте: "Звуки В, ВЬ. Буква В"

В презентации дан материал по обучению грамоте "Звуки В, ВЬ. Буква В", который можно использовать на часть занятия....

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте. Звуки В, ВЬ. Буква В.

Предоставляется конспект по обучению грамоте: "Звуки В, ВЬ. Буква В" в форме игрового занятия. ...

Использование игровых технологий в обучении детей 6-7 лет грамоте в условиях детского дома.

Воспитываемые в детских домах дети с речевыми нарушениями и разным уровнем умственного разви­тия (с нормальным интеллектом, ЗПР, олигофрени­ей) нуждаются в коррекционном обучении, способ­ном подготови...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога «Использование игровых технологий при обучении грамоте детей подготовительной группы»

Цель: обучение грамоте детей подготовительной группы через различные игровые технологииЗадачи:Изучить актуальность использования игровых технологий при обучении грамоте детей подготовительной группы;В...

Опыт работы "Использование игровых технологий по обучению грамоте детей дошкольного возраста"

В данном материале представлено описание ипользуемых мной методов по обучению детей грамоте, дидактические игры, консультации для родителей и педагогов....

Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста".

Грамота-довольно сложный предмет для дошкольников.На помощь приходят игровые технологии....

Презентация "Использование игровых технологий при обучении грамоте детей с ОНР." (из опыта работы)

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоте  является одной из наиболее  актуальных в коррекционной  педагогике. Детям с ...