Опыт работы: Дидактическая игра как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра,
как средство речевого развития
детей младшего дошкольного возраста
Правильная речь, с одной стороны-важнейшее условие для развития детей, с другой стороны- показатель развития.
Чем богаче у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Количество детей, имеющих различные речевые нарушения в нашей стране неуклонно растет. Это обусловлено целым рядом причин, где наряду с врожденными присутствуют такие, как: недостаток эмоционального общения, отсутствие естественного тактильного контакта, недостаточная слуховая дифференциация звуков, низкий уровень подражательной способности.
Руководство дидактическими играми
Наиболее часто я использую в практике дидактические игры, главная задача которых обучающая. «Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка». Дидактические игры содержат в себе два начала- учебное и игровое. Их можно использовать как занятия, так и в свободной деятельности- в группе, на участке. Дидактические игры я делю на два вида: игры- занятия и непосредственно дидактические.
В играх- занятиях ведущая роль принадлежит мне. В них я наряду с передачей определенных знаний, учу детей играть. Все внимание ребенка обращаю на выполнение игрового действия, а основная задача обучения им не осознается. Дидактические игры применяю при обучении математике, родному языку, ознакомлении с окружающим миром, при развитии сенсорики.
Непосредственно дидактические игры, как игровая деятельность имеет место в том случае, если детьми усвоены правила игры, если эти игры им интересны.
В дидактических играх я решаю задачи умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания.
Методы и приемы в дидактических играх я использую, как прямые- показ, объяснение, рассказ, так и косвенные- когда я являюсь равноправным участником. Если радость ребенка в игре достаточно автономна, то радость от учебных и трудовых действий непосредственно зависит от благоприятной оценки и поощрения со стороны взрослого.
По мере угасания интереса к игре, я вношу усложнение в игру.
Окружающий мир в дидактических играх младших дошкольников
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремиться к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. Поможем же малышу проникнуть в суть доступных ему явлений.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.
Учиться, играя! Эта идея увлекла многих педагогов и воспитателей. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность- задания предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий и организованных отношений.
Познавательное и воспитательное содержание сформировано как цель, т.е. то, чего воспитатель хочет достичь, ради чего организует игру. Эта цель конкретизируется в доступной для ребенка форме- в игровом задании, которое, как правило, заинтересовывает детей, порождает у них вопрос: а как это сделать? О способах выполнения игрового задания и сказано в правилах игры, интересных и понятных детям. В правилах игры заложен и более глубокий смысл- познания мира и воспитания определенных нравственных качеств. Детям же правила важны, как способы решения игровой задачи, достижения успеха.
Каждый из названных структурных компонентов имеет свое определенное назначение, но все они в совокупности, а главное- во взаимосвязи, вовлекают детей в познавательную и практическую деятельность.
Дидактические игры способствуют созданию условий для самоорганизации детей. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты игры, наилучшим образом использовать ее потенциальные возможности. Ведь младшие дошкольники еще не в состоянии самостоятельно вести игру, а старшие и могли бы со многим справиться сами, но не всегда хотят выполнять все требования.
Как же сочетать усилия воспитателя и самостоятельность детей при проведении дидактических игр? Прежде всего, необходимо приготовить нужный материал. Не старайтесь все делать сами, привлекайте детей. Они могут заранее подобрать нужные картинки, может быть, даже нарисовать их, смастерить необходимые эмблемы, символы. Во время подготовки материала обсуждайте с детьми игровые задания, правила, ход игры. Важно, чтобы дети четко уяснили себе, что надо сделать, какого результата надо достичь игровыми действиями. Но помните- это не самоцель.
Успешно выполненным игровое задание считается лишь при условии соблюдения правил игры, в которые включены нормы поведения при совместной деятельности.
Главная задача воспитателя- развивать у детей потребность друг к другу, внимательное, но и критическое отношение к сверстникам.
В построении игры можно выделить несколько типичных ситуаций.
Первая. Дети индивидуально, независимо друг от друга, выполняют игровое задания («Оденем куклу на прогулку», «Куда едут машины?» и т.д.).
Вторая. Дети, выполняя игровое задание, вступают в контакт друг с другом: правильное решение задачи одним играющим влияет на успехи других («Знатоки», «Подбери груз к машине» и т.д.). Такие игры создают условия для практического освоения норм взаимоотношений между людьми.
Третья. Наиболее сложные игры с двумя формами взаимодействия- внутри группы и между группами; они воспитывают чувство ответственности, взаимовыручку («Подбери пару», «Дом, в котором ты живешь»).
Тип отношений в игре обуславливает особенности ее организации, большую или маленькую самостоятельность и активность детей.
Дети лучше выполняют задание, если игра основана на знакомом им содержании. Тогда они углубляют свой жизненный опыт, совершенствуют познание окружающего мира. Но в каждой игре предусматривается не только повторение уже известного, но и познание нового.
Дидактическую игру следует использовать, как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Вместе с тем в дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности- игровыми действиями, игровыми отношениями, ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире, деятельности и отношениях людей. Игровые ситуации, которые имеются в каждой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуаций самими детьми.
Постоянно находясь в игровой среде, созданной взрослыми, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные сюжетно-ролевые игры.
И последнее. Успех проведения игры зависит во многом от настроения воспитателя. Успех обеспечен, если игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослому человеку.
Дидактические игры способствуют более глубокому познанию детьми младшего дошкольного возраста окружающей действительности- предметов, действий, отношений между людьми и т.д. они имеют огромное значение для самостоятельного использования ими полученных знаний, в том числе в сюжетно-ролевых играх.
Именно с этой целью во многих дидактических играх применяется прием «перевоплощения в игровую роль», что стимулирует естественный переход младших дошкольников от подражательной к сюжетно-ролевой игре.
Игры для малышей построены таким образом, чтобы в течение 15-20 минут все дети активно действовали. Это обеспечивается также и раздаточным материалом, которого должно хватить на всех. Подготовка к игре обычно отнимает много времени, но это необходимо для вовлечения в игру всех детей.
Дидактические игры предполагают необходимость сотрудничества детей с воспитателем (во время подготовки к игре, проверки исполнения задания) и друг с другом (во время исполнения игровых действий). Очень важно при объяснении и проведении игры обращать внимание детей на это: ведь дидактическая игра- средство не только обучения, но и воспитания.
Итак, игра является необходимым и важным моментом жизнедеятельности детей. Она влияет на развитие всех психических и социальных функций ребенка. «Необходимо максимально использовать игру для развития личности дошкольника, поскольку именно игровая форма стимулирует выполнение достаточно сложных заданий и операций, позволяет наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ребенка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период станов...
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он...
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...
Опыт работы "Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"
Описание опыта работы о роли Лего - конструирования в дошкольном образовательном учреждении....
Дидактические игры как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста
Создание и организация деятельности детей в сенсомоторном центре в младшей группе способствует сенсорному воспитанию детей, расширению и закреплению представления об окружающем мире, разви...
«Дидактические игры как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».
В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, ...
Обобщение опыта по теме "Игра как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. В наше время все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Речевое развитие ребенка включает в себя фор...