Программа дополнительного образования для детей 5 - 6 лет: "Скоро в школу".
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач. Поэтому своевременная работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skoro_v_shkolu_ahryapova_ermilova.odt | 48.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25» г. Северска
ПРИНЯТА на Педагогическом совете Протокол № 4 от 30.08.2020 г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад №25» _________________ Е.В. Деева |
Программа
(дополнительного образования)
«Скоро в школу»
для детей 5-6 лет
(срок реализации 2 года, 1 занятие в неделю)
Авторы: Марина Владимировна Ахряпова,
учитель –логопед
Екатерина Александровна Ермилова,
учитель-логопед
Северск — 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач. Поэтому своевременная работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом.
Среди дошкольников, поступающих в первый класс, встречаются дети, не посещавшие детский сад, дети с нарушением фонематического слуха, с общим недоразвитием речи, с нарушениями в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, развития графомоторных навыков, мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, и поэтому такие дети нуждаются в дополнительной подготовке к школьному обучению.
Данная программа дает возможность через систему педагогических мероприятий приблизить ребенка к уровню развития, которому соответствуют дети, поступающие в школу.
Работа по данной программе обеспечивает общее психическое развитие детей, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, при которых происходит формирование у детей предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению, а также успешному обучению в дальнейшем.
Нормативно-правовая база
Подготовка детей к школе по программе дополнительного образования разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации». Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003г., письмом Министерства образования РФ от 22.06.1997г. № 990-14-15 «О подготовке детей к школе», методическим письмом Министерства образования РФ от 17.02.2004 года № 14-51-36/13 «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе», письмом Министерства образования и науки РФ от 25.12.2006г. № 03 –2998 «О методических рекомендациях по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста».
Программа разработана на основе методик Каше Г.А., «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи», Агранович З. Е. «Преодоление недоразвития фонетической стороны речи у старших дошкольников». Предназначена программа для логопедов и педагогов дошкольного образования. Она направлена на повышение уровня готовности старших дошкольников к начальному школьному обучению, рассчитана на 2 года обучения.
В неё входит:
- перспективный план работы для детей старшей и подготовительной группы;
- рекомендации, необходимые для проведения занятий;
- добровольное участие детей.
В пособии представлен практический наглядно обучающий материал с разнообразными увлекательными упражнениям и заданиями. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления и памяти.
Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией.
Создание и поддержание в ходе занятия эмоционально-позитивного фона.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещенность, проветривание, время проведения).
Цель программы: организация воспитательно-образовательной деятельности, как системы, включающей диагностический, профилактический и развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка, а так же развитие мелкой моторики рук и графомоторных навыков у будущего школьника для обеспечения формирования готовности к обучению в начальной школе.
Задачи программы:
Развивать двигательные и познавательные способности. Эти задачи реализуются через развитие:
- Двигательной области коры головного мозга:
- формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твёрдыми и мягкими, гладкими и шероховатыми, крупы, макаронные изделия, шнуровки, вертушки, массажёры и др.);
- умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, пальчиковые игры, графические задания и упражнения;
- формирование зрительно – моторных координаций.
2. Речевой области коры головного мозга:
- знакомство с фонемами русского языка; развитие фонематического слуха; формирование активной речи ребёнка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
4. Координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.
5. Пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве.
6. Формирование навыков учебной деятельности:
- умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
- умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также ознакомление с написанием цифр.
Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию.
Объем образовательной нагрузки
Возрастная группа | Количество занятий в неделю | Продолжительность одного занятия |
5-6 лет | 1 | 25-30 |
6-7 лет | 1 | 30-35 |
Данная программа направлена на предупреждение нарушений устной письменной речи и на развитие графомоторных навыков. Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность – 30-35 минут. Программа содержит планирование по разделу обучение грамоте и системный цикл по развитию графических, графомоторных навыков для детей 5-7 лет. Работа проводится подгруппами, во вторую половину дня. Количество детей в подгруппе 6 - 8.
Основные направления программы:
-развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, моделирование артикуляции звуков;
-развитие навыков звукобуквенного анализа слов;
-формирование буквенного гнозиса;
-развитие ручной умелости и графомоторных навыков;
-развитие мыслительных операций и психических процессов;
-формирование интереса к чтению.
-развитие психических процессов.
-взаимодействие с семьёй и со школой.
В основе программы лежат следующие принципы:
- Принцип научного подхода: подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
- Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику;
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
- Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному).
- Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
- Принцип демократизации предусматривающий сотрудничества ребенка с взрослым.
- Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
- Принцип сочетание игровых и учебных видов деятельности.
- Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности.
Методическое обеспечение программы
1. Игровой метод. Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
2. Наглядные методы и приемы.
Метод демонстрации:
- показ предметов;
- показ образца;
- показ способа действий;
- демонстрация иллюстраций
4. Использование ТСО. На занятиях используется компьютер, интерактивная доска, аудиозаписи. Всё это делает учебный процесс более привлекательным.
5. Словесные методы и приемы.
- Объяснение
- Рассказ.
- Чтение.
6. Практические методы обучения применяются для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков.
Практические методы:
- метод упражнений;
- метод практических работ.
Система мониторинга
фонематического восприятия, мелкой моторики и графомоторных
навыков.
Обследование фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений на основе методики Иншаковой О. Б.
- Повторение слогов с оппозиционными звуками
- 5 лет:
ба-па-ба________________________ па-ба-па_________________________
да-та-да_______________________ та-да-та___________________________
га-ка-га_______________________ ка-га-ка___________________________
за-са-за_________________________ са-за-са___________________________
жа-ша-жа_______________________ ша-жа-ша________________________
та-тя-та________________________ тя-та-тя________________________
- 6 лет:
са-ша-са________________________ ша-са-ша__________________________
са-ца-са________________________ ца-са-ца___________________________
ча-тя-ча_______________________ тя-ча-тя___________________________
ща-ча-ща______________________ ча-ща-ча__________________________
ща-ся-ща_______________________ ся-ща-ся__________________________
ла-ля=ла_______________________ ля-ла-ля___________________________
- Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки)
- 5 лет:
почка-бочка_________________ корка-горка_________________________
трава-дрова_________________ сова-софа___________________________
- 6 лет:
пашня-башня________________ катушка-кадушка____________________
крот-грот____________________ мышка-мошка______________________
- Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (показать картинки)
- 5 лет:
зуб-суп______________________ челка-щелка________________________
сайка-чайка_________________ галка-галька_______________________
- 6 лет:
собор-забор _________________ касса-каша_________________________
сук-жук____________________ лук-люк____________________________
Состояние фонематического анализа и синтеза
- 5 лет (выделение начального ударного гласного из слов):
астра____________ арка_____________ осень___________ озеро__________
улей_____________уши____________ иглы________ искра_________
- 6 лет
Выделение конечного согласного из слов:
Кот_________ сук_________ сом__________ малыш__________
Лимон___________ грач__________сироп________ лещ______________
Выделение начального согласного из слов:
Мост__________банка____________пол___________ тапки___________
Вода__________ чайник__________дом___________ щетка___________
Определение последовательности звуков в слове:
Кот________ вата__________дом____________лапа_______________
Нос________рыба_________суп_____________шина______________
Определение количества звуков в словах:
Нос______________ваза____________бык_______________
Батон____________кит___________банка_______________
Методика исследования ручной моторики у дошкольников
Выявление синкинезий.
Используются пробы Заззо.
Обе кисти ребёнка помещают, на чистый лист бумаги и обводят карандашом. Затем экспериментатор поочерёдно прикасается к каждому пальцу ребёнка, кроме четвёртого (движения четвёртого пальца и у здоровых детей сопровождается синкинезиями), и говорит: «Подними только этот палец». На контурном изображении отмечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрёстные и двусторонние.
Оценка результатов
4 балла – односторонние синкинезии в части заданий
3 балла – односторонние стойкие синкинезии
2 балла – перекрёстные синкенезии
1 балл – двусторонние синкинезии
Оптико-кинестетическая организация движения – пробы «на праксис позы». Ребёнку предлагается сложить по подражанию 1 и 2 палец в кольцо, вытянуть 2 и 3, 2 и 5, 1 и 2 и т.п. Игровая форма данного задании: поза 2–5 – «сделай козу рогатую», 2–3 «сделай зайчика»
Оценка результатов
4 балла – выполнение правильное, но замедленное, с предварительным поиском
3 балла – выполнение правильное при наличии синкинезий
2 балла – формирование позы с загибанием и удержанием пальцев при помощи второй руки
1 балл – заданная поза не формируется.
Зрительно-пространственная организация движений.
1). Определение ведущей руки, правых и левых частей тела.
Для выявления ведущей руки используются следующие пробы:
– проба на переплетение пальцев. При леворукости большой палец левой руки оказывается сверху;
– проба на аплодирование. При леворукости активное участие принимает левая рука;
– проба «поза Наполеона» (скрещивание рук на груди). У леворуких кисть левой руки оказывается сверху.
Используется также сравнение ширины ногтей пальцев (мизинцев)
Для определения ведущего глаза предлагается посмотреть в дырочку, в калейдоскоп, в отверстие трубки, используется проба с карандашом.
Для определения ведущего уха ребёнку предлагается прислушаться, приложив ухо, например, к двери, чтобы послушать звуки за дверью, прислушаться к тиканью часов, к шороху внутри ракушки и т.д.
2). Выполнение пробы Хэда.
Предварительно выясняется, различает ли ребёнок левую и правую руку. Затем исследователь, находясь напротив ребёнка, предлагает воспроизвести положение его руки: «Когда я подниму правую руку, ты тоже подними правую руку. Понял? Повтори».
При отсутствии дифференциации «правая – левая рука» даётся другая инструкция: «Когда я подниму руку, которой я пишу, ты тоже подними руку, которой пишешь. А когда я подниму другую руку, ты тоже подними другую руку».
При эхопраксиях для исключения влияния зрительного образа то же самое задание предлагается выполнить по словесной инструкции:
«Подними правую руку! Возьми правую рукой левое ухо!» и т.д.
Оценка результатов
4 балла – правильное выполнение в замедленном темпе.
3 балла – эхопраксии на истощении либо в начале выполнения с последующей «врабатываемостью», ошибки замечаются самостоятельно.
2 балла – стойкие эхопраксии, но ошибки замечаются.
1 балл – стойкие эхопраксии, ошибки не замечаются.
Динамическая организация двигательного акта.
1) Перебор пальцев
Предлагается поочередное прикосновение большим пальцем ко 2,3,4,5 пальцам, которые должны производиться одновременно обеими руками сначала в медленном темпе, 2\3 серии за 5 секунд, а потом в быстром темпе, 5–7 серий движений за 5 секунд. При затруднения вводится игровой компонент и речевые команды: «пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем, раз, два, три, четыре…»
Оценка результатов
4 балла – выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе
3 балла – дезавтоматизация движений на истощении.
2 балла – явление персеверативности на истощении.
1 балл – выраженная персеверативность движений.
2) Реципрокная координация движений (пробы Озерецкого)
Предлагается поочерёдное и одновременное сжимание кистей.
Вначале исследователь показывает, как следует производить движения руками. Если ребёнок не может повторить движения, то повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол – вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть лежит спокойно. А теперь сделай наоборот. Продолжай движения вместе со мной».
Оценка результатов
4 балла – движения координированные, плавные, но замедленные.
3 балла – дезавтоматизация и нарушение координации на истощении.
2 балла – стойкое нарушение координации, изолированность движений.
1 балл – выраженная персеверативность движений.
Ассиметричное постукивание
1-я часть задания – воспроизвести по подражанию 5–9 серий движений из переменного постукивания: два раза одной рукой и один раз – другой (2–1). Во второй части задания порядок ударов противоположный (1–2). Задание предлагается дважды: в быстром темпе (8–9 серий за 5 сек) и в более медленном (6–6 серий за 5 сек. При затруднениях вводится речевой просчет ударов, игровая ситуация.)
Оценка результатов
4 балла – умеренный темп в 1-й части задания, но замедляющийся во 2-й.
3 балла – замедленность движений с тенденцией к дезавтоматизации в 1-й части, во 2-й – выраженная истощаемость, пропульсивные удары, ребёнок замечает ошибки, принимает помощь.
2 балла – выраженная истощаемость, много пропульсивных ударов в 1-й части, во 2-й – персеверации, одинаковость движений обеих рук, малая эффективность помощи.
1 балл – беспорядочное отстукивание, помощь неэффективна.
Графические пробы
Ребёнок должен, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев.
«цепочка»
«заборчики»
«башня-крыша»
Для анализа регулирующей функции речи задания предлагаются в двух вариантах: вначале – по наглядному образцу, а затем – по речевой инструкции: башня – крыша – башня – крыша
Оценка результатов
4 балла – в конце ряда – замедление, отрыв карандаша от бумаги.
3 балла – при сохранности топологической схемы выраженная истощаемость, нарушение плавности, микро- и макрогравии.
2 балла – утрата топологической схемы в конце графического ряда
1 балл – отсутствие топологической схемы.
Ожидаемый результат:
В результате занятий по программе дети научатся:
- понимать обращенную речь;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- овладеют фонематическим восприятием;
- овладеют правильным звуко-слоговым оформлением речи;
- первоначальным навыкам звукового и слогового анализа и синтеза;
- первичным навыкам послогового чтения;
- элементам грамоты: «навыкам чтения и печатания букв, слогов, слов в пределах программы;
- имеют достаточно развитые графо-моторные навыки;
- эмоционально и психологически подготовлены к школьному обучению.
Форма оценки знаний, умений и навыков детей:
– Диагностика на начало и конец года.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Содержание программы представляет собой систему проведения специально организованных занятий с акцентом на развитие фонематического анализа. Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах. Определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук. Дети знакомятся с материализованными моделями слов – схемами. В процессе учебной деятельности у детей формируется логическое мышление, зрительное внимание и память. Формируется ручная умелость и графомоторные навыки.
Каждое занятие, включает задачи направленные на развитие:
- фонематического восприятия;
- навыков звукового анализа;
- произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, моторной).
- произвольного и непроизвольного внимания.
- повышения культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать).
- творческого воображения.
- формирование позитивной мотивации.
- мелкой моторики рук.
Перспективный план работы для детей 5 – 6 лет.
Ме сяц | Неде ля | Тема | Цели |
Сен тябрь | 1 4 | Комплексное обследование | |
2 | Комплексное обследование | ||
3 | Тема: Понятие «звук», развитие слухового восприятия на неречевых звуках. «Здравствуй карандаш». | Познакомить с понятием «звук», учить выделять неречевые звуки (музыкальные), по силе, высоте, тембру. Различение по тембру голосов людей. Развивать фонематические процессы, а также психические: внимание, память, мышление. Познакомить детей с тетрадью в крупную клетку. Закреплять пространственные представления: справа, слева, в центре, вверху, внизу, впереди. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
4 | Тема: Понятие «звук», развитие слухового восприятия на речевых звуках.
«Дождик тише, дождик громче». | Различение близких по звуковому составу слов, состоящих из бездефектных звуков. Развитие чувства ритма и рифмы в стихотворной речи. Развитие фонематических процессов. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. Формировать и закреплять понятия: справа, слева, в центре, вверху, внизу, впереди. Развивать мелкую моторику рук; учить работать с карандашом. Формировать психические процессы. | |
Октябрь | 1 | Тема: «Гласный звук А». «Строим забор». | Познакомить детей с понятием гласные звуки и с гласным звуком А; уточнить артикуляцию звука. Учить находить заданный звук в потоке других звуков и определять направление звука в пространстве. Научить выделять звук А в ударной позиции в начале и в конце слова. Развитие внимания и памяти. Формировать и закреплять понятия слева направо, сверху вниз, понятие вертикальная линия, справа, слева. Развивать графические навыки, через пальчиковые игры и графические упражнения. |
2 | Тема: «Гласный звук У». «Рисуем забор». | Познакомить детей с гласным звуком У. Учить находить данный звук в словах и выделять этот звук в начале слова в ударной позиции. Развивать мелкую моторику пальцев рук (научить выкладывать букву из крупы). Формировать и закреплять понятия высокий – низкий, слева направо, сверху вниз, вертикальный. Развитие зрительного анализатора (нахождение одинаковых предметов). | |
3 | Тема: «Гласный звук О». «Чудесный платочек». | Продолжать работу над гласными звуками. Познакомить с гласным звуком О. Учить детей самостоятельно давать характеристику гласным звукам. Выделять звук О в потоке звуков; находить звук в слове. Придумывать слова с этим звуком. Формировать и закреплять понятия: волнистая и пунктирная линии, центр, середина, право, лево, пара. Развивать логическое мышление и произвольное внимание. | |
4 | Тема: «Гласный звук И». «Магазин игрушек». | Познакомить детей с гласным звуком И. Уточнить артикуляцию звука «И», дать правильную характеристику гласному звуку. Определение позиции звука «И» в слове (начало, конец). Развивать артикуляционную моторику. Учить соотносить звук и букву. Формировать и закреплять понятия: слева направо, сверху вниз, над, середина, вертикальные и горизонтальные линии. Развитие графических навыков. | |
Ноябрь | 1 | Тема: «Гласный звук Э». «Дорожки». | Познакомить детей с гласным звуком Э. Уточнить артикуляцию этого звука. Научить чётко, произносить звук, отличать его от других гласных, упражнять в определении звуков по беззвучной артикуляции. Находить звук в словах и слоговых рядах. Формировать и закреплять понятия названия пальцев руки, горизонтальные линии, право, лево, слева направо. Развивать мыслительные процессы. Продолжать совершенствовать графические навыки. |
2 | Тема: «Гласный звук «Подарок жеребёнку». | Уточнить произношение звука Ы. Учить выделять звук Ы из состава слова. Обучать анализу звукового ряда гласных. Учить интонировать звук Ы; развивать голос, артикуляционную и мелкую моторику. Упражнять в образовании существительных множественного числа, в согласовании числительных и существительных. Формировать и закреплять понятие пространственная ориентация, определяя на листе бумаги: правую, левую, верхнюю, нижнюю стороны, направления слева направо, сверху вниз, рисуя вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Развивать психические процессы. Закреплять навыки «копирования». | |
3 | Тема: «Гласные звуки». «Узор на салфетке». | Обобщить и закрепить знания детей о гласных звуках; продолжать учить выделять гласные звуки в словах. Развивать фонематические процессы и артикуляционную моторику, дыхание, голос (фоноритмика). Развитие тонких произвольных движений руки. Формировать и закреплять понятия: пространственная ориентация на листе бумаги и знакомство с понятием мелкая «клетка», слева направо, сверху вниз, горизонтальные и вертикальные линии. Развитие внимания, логического мышления. | |
4 | Тема: «Слог». «Весёлый карандаш». | Дать понятие о слоговом составе слова; формировать умение выполнять слоговой анализ (деление слов на слоги). Развивать фонематические процессы. Продолжать учить детей правильно работать простым карандашом. Развивать с помощью игр мелкие мышцы кисти руки. Формирование речедвигательных навыков и обобщающих понятий. Развитие памяти, внимания, мышления. | |
Декабрь | 1 | Тема: «Согласные звуки. Звук М». «Везём подарки». | Познакомить детей с понятием согласный звук. Уточнить произношение звука М. Учить детей правильно давать характеристику звуку М; обучать выделению звука М из состава слова. Познакомить с анализом и синтезом обратного слога; развивать логическое мышление, внимание, память. Формировать и закреплять графомоторные навыки, двигательную координацию. Развитие силы пальцев рук и кисти; развитие психических процессов. |
2 | Тема: «Звук МЬ». «Подарок Карлсону». | Уточнить произношение звука МЬ; дать понятие о твёрдых и мягких согласных звуках; учить выделять звуки М, МЬ из состава слова. Учить дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. Познакомить с анализом и синтезом прямого слога. Развитие графических навыков. Продолжать работу по развитию тонких произвольных движений рук. Упражнять в написании наклонных линий без отрыва руки. Формировать и закреплять понятия: слева направо, сверху вниз. Развитие речевого выдоха. | |
3 | Тема: «Звуки В, ВЬ». «Цветы на лугу». | Уточнить артикуляцию звуков В, ВЬ. Учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по признаку твёрдости – мягкости. Обучать анализу и синтезу прямого слога. Развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос, логическое мышление. Формировать и закреплять понятия: круг, полукруг, верх, низ, пунктирная и горизонтальная линия. Упражнять в шнуровке. Развитие психических процессов: внимание, память, логическое мышление. | |
4 | Тема: «Звуки Н, НЬ». «Волшебный клубочек». | Уточнить произношение звуков Н, НЬ. Учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по признаку твёрдости – мягкости. Обучать анализу и синтезу прямого и обратного слога. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, дыхание, голос. Учить детей выкладыванию узоров из верёвочек. Развивать графические навыки и психические процессы. Формировать и закреплять понятия: правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх, низ. | |
Январь | 3 | Тема: «Звуки П, ПЬ». «Весёлые кружочки». | Повторить гласные звуки первого ряда. Познакомить детей с согласными звуками П, ПЬ. Уточнить произношение звуков П, ПЬ. Учить выделять звуки из состава слова. Дифференцировать звуки по признаку твёрдости – мягкости. Упражнять в анализе и синтезе обратного слога; познакомить с многозначностью слова плита, пила. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, высоту и силу голоса. Учить выкладывать предметы округлой формы из различного материала (крупа, шнурки, верёвочки и т. д.). Продолжать развитие графических навыков, математических способностей. Формировать и закреплять понятия: право, лево, верх, низ, слева направо, круг, вертикально. |
4 | Тема: «Звуки Т, ТЬ». «Улитки». | Уточнить произношение звуков Т, ТЬ. Учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. Упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога. Развивать мелкую моторику рук и графические навыки. Продолжать развитие мелкой моторики рук, развитие тонких произвольных движений. Формировать и закреплять понятия: право, лево, верх, низ, пунктирная линия, левый верхний и правый нижний углы, большой, маленький. | |
Февраль | 1 | Тема: «Звуки К, КЬ». | Продолжать знакомить детей с согласными звуками. Уточнить произношение звуков К, КЬ. Учить выделять звуки из состава слова. Дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. Упражнять в анализе и синтезе односложного слова. Учить передавать голосом восклицательную интонацию. Развивать зрительное восприятие. |
«Путешествие котёнка». | Продолжать формировать и закреплять понятия пространственных ориентаций: справа налево, правый верхний и левый нижний углы, сверху вниз, слева направо, наклонные и пунктирные линии. | ||
2 | Тема: «Звуки С, СЬ». Тема: «Цифра 1». | Уточнить произношение звуков С, СЬ. Учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. Познакомить со звуковым анализом двусложных слов. Упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде и числе. Отрабатывать дикцию, развивать мышление. Научить писать цифру «1» и закреплять понятия пространственных ориентаций. Развивать графические навыки, психические процессы. | |
Февраль | |||
3 | Тема: «Звуки Х, ХЬ». «Цифры 2, 3». | Продолжать знакомить детей с согласными звуками. Уточнить произношение звуков Х, ХЬ. Учить выделять их из состава слова. Дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. Продолжать учить выполнять звуковой анализ прямых и обратных слогов. Упражнять в передаче интонационной выразительности. Учить употреблять существительные в форме предложного падежа множественного числа; развивать мышление. Научить детей писать цифры «2», «3» и закреплять понятия: слева, справа, сверху вниз. Развивать графические навыки и психические процессы. | |
4 | Тема: «Звуки К, КЬ – Х, ХЬ». | Учить детей дифференцировать звуки К, КЬ – Х, ХЬ в слогах и словах. Упражнять в употреблении существительных в форме родительного падежа единственного с предлогом без, в образовании притяжательных прилагательных, в согласовании прилагательного и существительного. Развивать мышление и зрительное восприятие. | |
«Цифра 4». | Научить писать цифру «4» и закрепить написание цифр 1, 2, 3. Учить координации речи с движением. Развитие психических процессов и творческих способностей. | ||
Март Март | 1 | Тема: «Звуки З, ЗЬ». «Цифра 5». | Познакомить с согласными звуками З, ЗЬ. Уточнить произношение звуков З, ЗЬ. Учить детей выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. Упражнять в звуковом анализе слогов, коротких слов. Упражнять в подборе родственных слов. Развивать дикцию, интонацию, логическое мышление. Научить писать цифру «5» и закреплять пространственные представления. Развивать мелкую моторику рук и графические навыки. |
2 | Тема: «Звуки З,ЗЬ, С, СЬ». «Весёлый карандаш». | Учить дифференцировать звуки С, СЬ, З, ЗЬ по звонкости – глухости на слух; выделять звуки из состава слова. Выполнять звуковой анализ двусложных слов. Придумывать слова с заданными звуками. Развивать внимание, логическое мышление, память. Учить выполнять разные виды штриховки. Формирование графических навыков и художественного творчества. | |
3 | Тема: «Звуки Б, БЬ». | Уточнить произношение звуков Б, БЬ. Учить выделять звуки Б, БЬ из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. Упражнять в звуковом анализе односложных четырёхзвучных слов. Упражнять в употреблении предлога без, в образовании относительных прилагательных, в согласовании прилагательного и существительного. Отрабатывать дикцию; развивать мышление, слуховую память. | |
«Верёвочки, шнурочки». | Учить детей шнуровать обувь и делать узел. Развивать графические навыки и мыслительные процессы. Закрепить пространственные представления слева направо, сверху вниз. | ||
4 | Тема: «Звуки П, ПЬ, - Б, БЬ». «Шнуровка». | Учить дифференцировать звуки П, ПЬ – Б,БЬ по звонкости – глухости на слух. Закрепить умение выделять звук из состава слова, придумывать слова с заданными звуками. Формировать психические процессы, развивать зрительную и слуховую память. Продолжать учить детей правильно выполнять шнуровку ботинка и делать узелок. Выкладывать на столе из разноцветных шнурков различные узоры. Развивать мелкую и общую моторику через речедвигательные и пальчиковые игры. | |
Апрель | 1 | Тема: «Звуки Д, ДЬ». «Непослушные шнурочки». | Познакомить с согласными звуками Д, ДЬ. Учить дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости. Учить придумывать слова с заданными звуками и находить звуки в словах. Обучать звуковому анализу двусложных четырёхзвучных слов. Отрабатывать дикцию, речь, мышление. Продолжать совершенствовать навыки шнуровки и завязывание узла. Развивать графомоторные навыки и речедвигательные. Формирование и совершенствование психических процессов. |
2 | Тема: «Т, ТЬ, Д, ДЬ». | Продолжать учить дифференцировать согласные звуки на слух Т, ТЬ, Д, ДЬ по звонкости – глухости. Составлять с заданными звуками слова и словосочетания. Выделять звуки из состава слова. Развивать внимание, память, мышление. | |
«Бантик». | Научить детей завязывать бант из шнурков и лент. Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки. | ||
3 | Тема: «Звуки Г, ГЬ». «Клетка». | Познакомить со звуками Г, ГЬ. Учить выделять их из состава слова и дифференцировать по твёрдости – мягкости. Упражнять в придумывании слов и звуковом анализе коротких слов. Упражнять в подборе слов – антонимов. Развивать память и мышление. Продолжать развивать мелкую моторику рук и ориентировку на листе бумаги, чётко выполнять графические задания в клетку. Развивать математические способности детей в знании геометрических фигур. | |
4 | Тема:«Звуки К, КЬ, Г, ГЬ». «Ловкие пальчики». | Закреплять знания согласных звуков. Учить дифференцировать звуки К, КЬ, Г, ГЬ по звонкости – глухости в слогах, словах. Развивать логическое мышление, слуховую память и интонационную выразительность речи. Закрепить навык шнуровки. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук; умение правильно держать карандаш и выполнять различные виды штриховки. Формировать умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога. | |
Май | 1 | Тема: «Звук Ш». | Уточнить произношение звука Ш, научить правильно давать характеристику звуку. Развивать фонематический слух. Упражнять в придумывании и составлении слов со звуком Ш. Выполнять звуковой анализ коротких слов. Отрабатывать дикцию, выразительность речи. Развивать логическое мышление. |
«Помощники». | Продолжать учить детей выполнять графические задания на листе бумаги в мелкую клетку. Закрепить понятия: слева направо, сверху вниз, горизонтальные и вертикальные линии. Развивать мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие. | ||
2 | Тема: «Звук Ж». Занятие 2 «Вся ладошка на виду». | Уточнить и закрепить правильное произношение звука Ж. Учить правильно давать характеристику звука Ж и звука Ш. Совершенствовать звуковой анализ слов. Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Продолжать учить детей отвечать полными ответами используя предлоги. Развивать слуховую и зрительную память. Учить детей выполнять пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом. Продолжать развивать графические навыки; пространственные и временные представления (ориентация на листе бумаги), действовать по образцу. | |
3 | Тема: «Звуки Л, ЛЬ». «Острый карандашик». | Уточнить артикуляцию звуков и их произношение. Учить дифференцировать звуки Л, ЛЬ по твёрдости – мягкости в слогах, словах на слух; придумывать слова и словосочетания с заданными звуками. Совершенствовать звуковой анализ слов. Развитие мелкой моторики пальцев рук, через пальчиковые игры и графические задания. Развитие навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу). | |
4 | Тема: «Звуки Р, РЬ». | Уточнить артикуляцию звуков и их произношение. Учить дифференцировать звуки Р, РЬ по твёрдости – мягкости в слогах, словах на слух. Упражнять в изменении существительных и прилагательных по падежам. Развивать внимание, память. | |
«Закрепление». | Уточнить и систематизировать полученные знания и графические навыки, пространственные и временные представления. Развивать мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие. |
Перспективный план работы для детей 6 – 7 лет.
Ме сяц | Неде ля | Тема | Цели |
Сен тябрь | 1 | Комплексное обследование | |
2 | Комплексное обследование | ||
3 | Тема: Понятие «звук», «буква». Звук и буква «А». | Понятие «звук». Понятие «буква». Познакомить с понятием «звук» - «буква», дать знания о том, чем они отличаются. Учить различать речевые звуки от не речевых. Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [А]. Учить определять место данного звука в словах. Учить давать характеристику звуку с опорой на модель артикуляции. Знакомство с буквой А, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Выкладывание буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. | |
4 | Тема: Звук и буква «У». Рисование точек. | Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [У]. Учить определять место данного звука в словах. Учить давать характеристику звуку с опорой на модель артикуляции. Обучать звуковому анализу. Анализ ряда типа АУ, УА. Знакомство с буквой У, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Выкладывание буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. Формировать и закреплять понятия: справа, слева, в центре, вверху, внизу, впереди. Познакомить детей с тетрадью в клетку; научить ориентироваться в клетке с одновременным рисованием точек. Развивать мелкую моторику рук; учить работать с карандашом. Формировать психические процессы. | |
Октябрь | 1 |
Тема: Звук и буква «И». Рисование точек и крестиков. | Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [И]. Учить определять место данного звука в словах. Учить давать характеристику звуку с опорой на модель артикуляции. Обучать звукобуквенному анализу слогов типа: АИ, ИУ, АУИ. Знакомство с буквой И, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению. Выкладывание буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Продолжать знакомство детей с тетрадью в клетку; учить ориентироваться в клетке; развивать зрительную память проводить коррекцию зрительного гнозиса. Развивать графические навыки, через пальчиковые игры и графические упражнения. |
2 | Тема: Гласный звук и буква «О». Рисование коротких вертикальных линий. | Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [О]. Учить определять место данного звука в словах. Учить давать характеристику звуку с опорой на модель артикуляции. Обучать звукобуквенному анализу слогов типа: АО, ИО, АУО. Знакомство с буквой О, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из пальцев рук. Печатание буквы в тетради. Научить проводить короткие вертикальные линии по точкам; формировать навык ритмичности, двигательной функции кисти руки; развивать зрительное восприятие, зрительную память. | |
3 | Тема: Гласный звук и буква «Э». Рисование коротких горизонтальных линий. | Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [Э]. Учить определять место данного звука в словах. Учить давать характеристику звуку с опорой на модель артикуляции. | |
Обучать звукобуквенному анализу слогов типа: ЭО, ИЭ, АЭО. Знакомство с буквой Э, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из пальцев рук. Учить проводить короткие горизонтальные линии по точкам и самостоятельно; развивать общую и тонкую моторику; развивать зрительное восприятие. | |||
4 | Тема: Звук и буква «Ы». Рисование длинных вертикальных линий. | Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [Ы]. Учить определять место данного звука в словах. Учить давать характеристику звуку с опорой на модель артикуляции. Обучать звукобуквенному анализу слогов типа: ЫО, УЫ, АЫО. Знакомство с буквой Ы, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из пальцев рук. Печатание буквы в тетради. Учить детей длинные вертикальные линии по точкам и самостоятельно; развивать тонкую моторику руки; зрительную память; проводить коррекцию нарушений пространственного восприятия. | |
Ноябрь | 1 | Тема: Согласный звук. Звуки [т] и [т'] буква «Т». Рисование длинных горизонтальных линий. | Уточнить произношение звуков [т] и [т']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога. Знакомство с буквой Т, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Закрепить навык проведения горизонтальных линий по точкам и самостоятельно; чередовать горизонтальные и вертикальные линии; учить проводить линии в заданном направлении. |
Ноябрь | 2 | Тема: Звуки [п] и [п'] буква «П». рисование наклонных линий. | Уточнить произношение звуков [п] и [п']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога. Знакомство с буквой П, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Учить рисовать наклонные линии по точкам и по образцу. Учить ориентироваться на плоскости листа; закрепить знания о геометрических фигурах. Закреплять навыки «копирования». |
3 | Тема: Звуки [н] и [н'] буква «Н». Рисование уголков. | Уточнить произношение звуков [н] и [н']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога. Знакомство с буквой Н, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Закреплять у детей умение рисовать короткие наклонные линии; развивать конструктивные навыки; координацию движений. | |
4 | Тема: Звуки [м] и [м'] буква «М». Рисование бордюра. | Уточнить произношение звуков [м] и [м']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога. Сформировать умение читать прямой и обратный слог. Знакомство с буквой М, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Закреплять умение рисовать короткие наклонные линии; формировать нажим карандаша; развивать память и внимание. | |
Декабрь | 1 | Тема: Звуки [к] и [к'] буква «К». Рисование уголков. | Уточнить произношение звуков [к] и [к']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога; слов: кап, мак. Сформировать умение читать прямой и обратный слог; двусложные слова. Знакомство с буквой К, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Учить рисовать уголки по опорным точкам и по образцу; развивать зрительное восприятие и зрительную память; закреплять навык проведения горизонтальных и вертикальных линий; закрепить знание геометрических фигур. |
2 | Тема: Звуки [б] и [б'] буква «Б». Рисование квадратов. | Уточнить произношение звуков [б] и [б']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога; слов: бык, бусы. Сформировать умение читать прямой и обратный слог; двусложные слова. Знакомство с буквой Б, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий; развивать конструктивные навыки. Развивать творческое воображение. | |
3 | Тема: Звуки [д] и [д'] буква «Д». Рисование квадратов. | Уточнить произношение звуков [д] и [д']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога; слов: дым, диван. Сформировать умение читать прямой и обратный слог; односложные и двусложные слова. Знакомство с буквой Д, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Учить рисовать квадраты в 2 клетки и ориентироваться в клетке; развивать конструктивные навык; формировать пространственно-временные представления. | |
Декабрь | |||
4 | Тема: Звуки [г] и [г'] буква «Г». Рисование прямоугольника. | Уточнить произношение звуков [г] и [г']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога; слов: гуси, гном. Сформировать умение читать прямой и обратный слог; двусложные, трехсложные слова. Знакомство с буквой Г, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Учить детей рисовать прямоугольники со штриховкой; закрепить понятие о геометрической фигуре «прямоугольник»; развивать творческое воображение; развивать зрительное восприятие и память. | |
Январь | 3 | Тема: Звуки [ф] и [ф'] буква «Ф». Рисование узора из горизонтальных и вертикальных линий. | Уточнить произношение звуков [ф] и [ф']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и слов: филин, фартук. |
Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Ф, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Закреплять у детей умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии и объединять их в узор; учить штриховать в заданном направлении; развивать внимание и память. | |||
Январь | 4 |
Тема: Звуки [в] и [в'] буква «В». Рисование бордюра. | Уточнить произношение звуков [в] и [в']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и слов: вода, вилка. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой В, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Учить рисовать бордюр, состоящий из вертикальных (2 клетки) и горизонтальных (1 клетка) линий; формировать умение строить деятельность по словесной инструкции; развивать воображение. |
Февраль | 1 | Тема: Звуки [х] и [х'] буква «Х». Рисование кружков. | Уточнить произношение звуков [х] и [х']; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и слов: халат, духи. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Х, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению слов и предложений. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно; развивать внимание, зрительную память; закрепить навык проведения наклонных линий. |
2 |
Тема: Звуки [с] и [с'] буква «С». Рисование предметов из кругов. | Уточнить произношение звуков [с] и [с']; учить выделять звуки из состава слова, определять позицию звука в слове; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и слов: санки, сено. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой С, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Закрепить у детей умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать координацию речи и движения. | |
Февраль | |||
3 | Тема: Звуки [з] и [з'] буква «З». Рисование фигур из кружков. | Уточнить произношение звуков [з] и [з']; учить выделять звуки из состава слова, определять позицию звука в слове; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и слов: коза, зима. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой З, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Закрепить у детей умение рисовать круги; развивать зрительное внимание и память; воспитывать усидчивость и аккуратность в работе; развивать творческое воображение. | |
4 | Тема: Звук [ш] и буква «Ш». Рисование узоров из квадратов и кругов. | Уточнить произношение звука [ш]; учить выделять звук из состава слова, определять позицию звука в слове; упражнять в анализе и слов: шуба, мышка, камыш. | |
Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Ш, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Закрепить у детей умение рисовать квадрат и круг, со штриховкой и без неё; развивать конструктивные навыки; проводить коррекцию нарушений пространственного восприятия. | |||
Март | 1 | Тема: Звук [ж] и буква «Ж». Рисование узора из кругов и квадратов. | Уточнить произношение звука [ж]; учить выделять звук из состава слова, определять позицию звука в слове; упражнять в анализе и слов: жук, жираф. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Ж, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Закрепить умение рисовать квадрат, круг и объединять фигуры в узор; рисовать предметы из прямых и наклонных линий; проводить коррекцию нарушений пространственного восприятия. |
2 | Тема: Звук [й] и буква «Й». Рисование кругов. | Уточнить произношение звука [й]; учить выделять звук из состава слова, определять позицию звука в слове; упражнять в анализе и слов: зайка, гайка. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Й, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Закрепить навык рисования кругов; развивать пространственную ориентацию, воображение. | |
Март | 3 | Тема: Буква «Е». Рисование овалов. | Познакомить с буквами Е, е. Совершенствовать звукобуквенный анализ. Познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Е. Обучить чтению слогов и слов с буквой Е. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Учить детей рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без неё; закрепить понятие о геометрических фигурах. |
4 | Тема: Буква «Ё». Рисование овалов. | Познакомить с буквами Ё, ё. Совершенствовать звукобуквенный анализ. Познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Ё. Обучить чтению слогов и слов с буквой Ё. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Учить детей рисовать овалы по точкам и самостоятельно. Развивать слуховую память. | |
Апрель | 1 | Тема: Буква «Ю». Рисование кругов и овалов. | Познакомить с буквами Ю, ю. Совершенствовать звукобуквенный анализ. Познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Ю. Обучить чтению слогов и слов с буквой Ю. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Закреплять у детей умение рисовать круги и овалы, объединять эти фигуры в предмет; учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; развивать пространственные отношения, слуховое внимание. |
2 | Тема: Буква «Я». Рисование узоров из кругов и овалов. | Познакомить с буквами Я, я. Совершенствовать звукобуквенный анализ. Познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Я. Обучить чтению слогов и слов с буквой Я. Обучать интонационному чтению. | |
Апрель | Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Формировать у детей умение рисовать круги и овалы; учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения. | ||
3 | Тема: Звук [ц] и буква «Ц». Рисование треугольников. | Уточнить произношение звука [ц]; учить выделять звук из состава слова, определять позицию звука в слове; упражнять в анализе и слов: цапля, цирк. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Ц, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Учить детей рисовать треугольники по точкам и самостоятельно; развивать конструктивные навыки; закрепить умение штриховать в заданном направлении; воспитывать аккуратность в работе. | |
4 | Тема: Звук [ч] и буква «Ч». Рисование вертушек. | Уточнить произношение звука [ч]; учить выделять звук из состава слова, определять позицию звука в слове; упражнять в анализе и слов: часы, тачка. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Ч, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки. | |
Май | 1 | Тема: Звук [щ] и буква «Щ». Рисование елочек. | Уточнить произношение звука [щ]; учить выделять звук из состава слова, определять позицию звука в слове; упражнять в анализе и слов: щука, овощи. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Щ, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звук и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Закреплять у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; развивать зрительное восприятие и память. |
2 | Тема: Звуки [л] и [л'] буква «Л». Рисование палочек с присоединением уголков. | Уточнить произношение звуков [л] и [л']; учить выделять звуки из состава слова, определять позицию звука в слове; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и слов: лодка, лейка. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Л, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки. | |
3 | Тема: Звуки [р] и [р'] буква «Р». Рисование дуг. | Уточнить произношение звуков [р] и [р']; учить выделять звуки из состава слова, определять позицию звука в слове; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и слов: ракета, речка. | |
Май | Формировать навык чтения прямых и обратных слогов; слогов со стечение согласных; двусложных и трехсложных слов. Знакомство с буквой Р, учить находить данную букву среди других. Учить соотносить звуки и букву. Обучать интонационному чтению. Построение буквы из палочек. Печатание буквы в тетради. Учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность. | ||
4 | Тема: Буквы Ъ и Ь. Рисование узоров с использованием овалов. | Познакомить детей с буквами Ъ И Ь. Научить читать слова с Ъ и Ь знаками. Научить обозначать на письме мягкость согласных при помощи Ь. Познакомить с ролью Ъ и Ь знаков как разделительных. Научить читать слова с разделительными Ъ и Ь знаками. Построение букв из палочек. Печатание букв в тетради. Закрепить у детей умение рисовать овалы и включать их в различные узоры; учить графически воспроизводить направления; развивать мелкую моторику. |
Средства обучения и воспитания, материально-техническая база
Печатные пособия, игры
- Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).
- Предметные картинки на все группы звуков.
- Лото (предметные картинки).
- Лото «Буквы-цифры».
- Делим слова на слоги.
- Звуки, буквы в слове.
- Символы моделей артикуляции звуков.
- Собери слово (из разрезных картинок).
- «Подскажи Петрушке звук» (слова-паронимы).
- Подбери пару (рифмующие названия).
- Предметные картинки, схемы звукобуквенного анализа слов.
- Раздаточный материал на определение места звука в слове.
- Раздаточный материал на звукобуквенный анализ слов.
- Раздаточный материал на составление схем предложений.
- Кубики на выполнение звукобуквенного анализа слов.
- Игра «Красный, синий, зелёный»
- Игра «Собери слово» (из слогов).
- Игра «Узнай букву, назови слово».
- Настольная игра «Учимся читать».
- Настольная игра «Составь слово».
- Настольная игра «Мои первые буквы»
- Интерактивная игра «Азбука».
- Магнитная доска «Читаем слоги».
- Кубики с буквами.
- Касса букв и слогов (5 шт.).
- Мозаика букв.
- Чудесный мешочек.
- Магнитная азбука.
- Развивающее лото «Азбука игрушек».
- Настенное панно «Касса букв».
- Читаем сами. Тексты (10 шт.)
- Карточки «Учим печатные буквы».
- Разрезные буквы алфавита
- Карандаши: простые, красные, синие, зелёные.
- Прописи, книги по ознакомлению с буквами.
- Картотека пальчиковых игр.
- Пособия для проведения массажа и самомассажа рук (ёжики, вертушки, шарики, шишки, зубные щетки, иппликатор Кузнецова).
- Шнуровки, пазлы вкладыши, разрезные картинки.
- Сухой бассейн.
- Цветные палочки для выкладывания графических заданий, букв.
Технические средства обучения
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Настенная интерактивная доска.
- Видеомагнитофон / видеоплейер (по возможности).
- Аудиоцентр / магнитофон.
- Мультимедийный проектор (по возможности).
- Экспозиционный экран (по возможности).
- Компьютер (по возможности).
- Сканер (по возможности).
- Принтер лазерный (по возможности).
Экранно-звуковые пособия
- Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
- Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы (по возможности).
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы.
Оборудование класса
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбою.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
- Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.
Список литературы для педагогов:
- Агранович З.Е., «Сборник заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников», СПб.: «Детство – пресс», 2004г.
- Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н., «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму», М., «ГНОМ и Д» 2003г.
- Диченскова А.М., «Страна пальчиковых игр», Ростов-на-дону. «Феникс» 2008г.
- Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Под редакцией Вераксы Н.Е. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2010г.
- Подрезова И.А., «Школа умелого карандаша», М., «Гном» 2013г
- Поваляева М.А., «Профилактика и коррекция нарушений письменной
речи». Качество образования. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2006г.
- Рузина М.С., Афонькина С.Ю., «Страна пальчиковых игр». СПб.: «Кристалл» 1998г.
- Синицина Е., «Умные пальчики», М., «Лист» 1998г.
- Смирнова Е.А., «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста», СПб.: «Детство – Пресс» 2013г.
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л., «Учим ребёнка говорить и читать». М., «ГНОМ и Д», 2008г. (1. 2, 3 части).
Список литературы для детей:
- Астапова Ю., Пропись «Учимся писать цифры», М., 2010г.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., «Рисуем по клеточкам», (1, 2 часть).
- Нищева Н.В. «Мой букварь», СПб.: «Детство – Пресс». 2004г.
- Новикова Е.В. «Логопедическа азбука» (1, 2 часть). М., «ГНОМ и Д», 2007г.
- Подрезова И.А., «Школа умелого карандаша», Рабочая тетрадь. М., «Гном» 2013г.
6. Чистякова Н.А., «Я готовлюсь к письму». Тетрадь для детей 5 – 6 лет. «ТЦ сфера», 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ КРУЖОК "ШКОЛА ДИЗАЙНА"
I. Пояснительная записка Актуальность. В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной де...
Программа дополнительного образования для детей подготовительной к школе группы "Читайка"
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. ...
Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Скоро в школу»
Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения. Программа дополнительного образования "Скоро в школу" составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От...
Программа дополнительного образования по предшкольной подготовке «Скоро в школу»
Программа дополнительного образования по предшкольной подготовке...
Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет "Школа песка"
Программа дополнительного образования предназначена для занятий с детьми 3-4 лет и расчитана на один год обучения....
Программа дополнительного образования по предшкольной подготовке «Скоро в школу»
Программа дополнительного образования по предшкольной подготовке «Скоро в школу»...
Программа дополнительного образования для детей 5-6 лет «Школа чистой речи»
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учитьс...