Программа дополнительного образования для детей 6 - 7 лет «РАЗВИВАЙ-ка» (подготовка к обучению в школе)
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)

Жевнерова Нина Федоровна

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

I.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «РАЗВИВАЙ-ка» для детей старшего дошкольного возраста  представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Подготовка к обучению грамоте»,  составленное и разработанное на основе программ и пособий: Колесниковой Е.В. «От звука к букве», Журовой Е.Н., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте», Филичевой Л.Н. «Развитие графических навыков» и второе направление - «Формирование элементарных  математических представлений», составленное на основе программ и пособий: Л.Г.Петерсон, Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для дошкольников».

Нередко дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако, исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков, показывает, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.

В связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:

  • Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
  • Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
  • Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
  • При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
  • У детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности).
  • Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).

 Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности.

 Ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности.

 

 I.2. ЦЕЛЬ: формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; подготовка к умению читать иписать, развитие речи и произвольности психических процессов; развитие интереса детей к математике в процессе ознакомления с количеством и счетом, изменением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

 

I.3. ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

 

I.3.1. Обучающие задачи:

  • Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех, четырех слов.\
  •  Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.
  •  Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
  • Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
  • Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.
  •  Развитие мотивации учения.
  •  Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.

 

I.3.2. Развивающие задачи:

  • Развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.
  • Развитие мелкой моторики  и зрительно-двигательной координации.
  • Развитие  произвольности психических процессов.
  • Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.
  • Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.
  • Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.

 

 I.3.3.Воспитательные задачи:

  • Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Набор детей в группу по программе подготовки детей к школе «РАЗВИВАЙ-ка» свободный, единственным условием является соответствующий возраст воспитанников (дети 6 - 7 лет).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 74 «Семицветик» города Смоленска

  

СОГЛАСОВАНОисходник 4.jpg

с Советом родителей

Протокол № _1_ от 29.08.2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МБДОУ «Детский сад № 74«Семицветик» _________О.В.Авдеева 

Приказ № 25-пед от 31.08.2017 г.                                               

ПРИНЯТО

на педагогическом совете                                                      

МБДОУ «Детский сад № 74 «Семицветик»                                                                          

Протокол № 1 от 31.08.2017 г.

Программа дополнительного образования

для детей 6 - 7 лет «РАЗВИВАЙ-ка»

 (подготовка к обучению в школе)

Срок реализации: 1 годbig_3e948b89bdcae4c0e0f800b53b8e3e35

 

 

 

Составитель

воспитатель высшей категории

Жевнерова Н.Ф.

                                                   http://108.detirkutsk.ru/upload/108/17735_html_5e417a3c.png

            2017 год  


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «РАЗВИВАЙ-ка» для детей старшего дошкольного возраста  представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Подготовка к обучению грамоте»,  составленное и разработанное на основе программ и пособий: Колесниковой Е.В. «От звука к букве», Журовой Е.Н., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте», Филичевой Л.Н. «Развитие графических навыков» и второе направление - «Формирование элементарных  математических представлений», составленное на основе программ и пособий: Л.Г.Петерсон, Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для дошкольников».

Нередко дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако, исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков, показывает, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.

В связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:

  • Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
  • Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
  • Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
  • При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
  • У детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности).
  • Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).

 Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности.

 Ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности.

 I.2. ЦЕЛЬ: формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; подготовка к умению читать иписать, развитие речи и произвольности психических процессов; развитие интереса детей к математике в процессе ознакомления с количеством и счетом, изменением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

 

I.3. ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

 

I.3.1. Обучающие задачи:

  • Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех, четырех слов.\
  •  Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.
  •  Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
  • Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
  • Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.
  •  Развитие мотивации учения.
  •  Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.

I.3.2. Развивающие задачи:

  • Развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.
  • Развитие мелкой моторики  и зрительно-двигательной координации.
  • Развитие  произвольности психических процессов.
  • Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.
  • Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.
  • Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.

 I.3.3.Воспитательные задачи:

  • Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Набор детей в группу по программе подготовки детей к школе «РАЗВИВАЙ-ка» свободный, единственным условием является соответствующий возраст воспитанников (дети 6 - 7 лет).

Продолжительность НОД 

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Подготовка к обучению грамоте

25-30 мин.

1 раз

1 час

32

Математическое развитие

25-30 мин.

1 раз

1 час

32

Итого часов в год: 64

 


I.4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 Модифицированная рабочая программа по подготовке детей к школе «РАЗВИВАЙ-ка» для детей старшего дошкольного возраста реализуется в четыре этапа:

1 этап: диагностический.

Цель: изучение спроса на услугу,набор детей в группы.

2 этап: адаптационный.

Цель: окончательное формирование состава группы.

3 этап: развивающий.

Цель: проведение развивающей НОД с детьми.

4 этап: итоговый

Цель: мониторинг проведения НОД на конец учебного года.

I.5. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ (ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)

  • Владеет навыками написания букв русского алфавита в клетке
  • Понимает и использует в речи термины «звук», «буква»
  • Определяет место звука в слове в начале, в середине и в конце
  • Различает гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки
  • Пользуется графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат)
  • Соотносит звук и букву
  • Определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком
  • Проводит звуковой анализ слов
  • Читает слова, слоги, предложения
  • Правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»
  • Выделяет и выражает в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
  • Объединяет группы предметов, выделяет часть, устанавливает взаимосвязь между частью и целым.
  • Находит части целого и целое по известным частям.
  • Сравнивает группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивает  их двумя способами.
  • Считает в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользуется порядковыми и количественными числительными.
  • Сравнивает, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
  • Называет для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
  • Определяет состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
  • Соотносит цифру с количеством предметов.
  • Измеряет длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагает предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
  • Узнает и называет квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, пирамиду и находит в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
  • В простейших случаях разбивает фигуры на несколько частей и составляет целые фигуры из этих частей.
  • Выражает словами местонахождение предмета, ориентируется на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
  • Называет части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

I.6. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Цель диагностики: оценить степень продвижения каждого ребенка в образовательной программе «Развивай-ка»

Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; с использованием метода наблюдения.

Параметры оценки:

По направлению «Подготовка к обучению грамоте»:

  1. Звуковая сторона и выразительность речи
  2. Фонематический слух
  3. Уровень развития моторики, графических навыков
  4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)
  5. Чтение

По направлению «Формирование элементарных  математических представлений»:

  1. Числа и операции над ними
  1. Пространственно-временные представления
  2. Геометрические фигуры и величины

 

II.  ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Месяц

НОД

Тема НОД

Кол-во часов

Сентябрь

1

Знакомство с терминами «звук», «буква»

1

2

Звук и буква А. Обозначение гласного звука.

1

3

Звук и буква О

1

Октябрь

4

Звук и буква У

1

5

Звук и буква Ы

1

6

Звук и буква Э

1

7

Звук и буква Л. Обозначение согласного звука

1

Ноябрь

8

Звук и буква М, понятие «слог»

1

9

Звук и буква Н, чтение слогов

1

10

Звук и буква Р, чтение слогов

1

Декабрь

11

Буква Я, чтение слов

1

12

Буква Ю

1

13

Буква Е, чтение слов

1

14

Буква Ё

1

Январь

15

Звук и буква И, чтение слогов, слов

1

16

Звуки Г-Гь, буква Г. Графические навыки

1

17

Звуки К-Кь, буква К

1

Февраль

18

Звуки Д-Дь, буква Д. Понятие «предложение».

1

19

Звуки Т-Ть, буква Т

1

20

Звуки В-Вь, буква В. Графические навыки

1

21

Звуки Ф-Фь, буква Ф.

1

Март

22

Звуки З-Зь, буква З

1

23

Звуки С-Сь, буква С. Чтение предложений

1

24

Звуки Б-Бь, буква Б

1

25

Звуки П-Пь, буква П

1

Апрель

26

Звук и буква Ж. Звук и буква Ш

1

27

Звук и буква Х

1

28

Звук и буква Ч

1

29

Звук и буква Щ

1

30

Звук и буква Ц

1

Май

31

Звук и буква Й

1

32

Буква Ь и буква Ъ

1

-

Мониторинг

-

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

В рамках реализации первого направления программы «Подготовка к обучению грамоте» используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно-поисковый.

Данная программа предусматривает использование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, разработанного Д.Б.Элькониным и доработанного Л.Е.Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста.

Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, изучения. С этой целью дети знакомятся с простейшим моделированием – слово можно обозначить в виде прямоугольника.

Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).

Каждая НОД начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется ребенку во всем многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Детям демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить букву. Буква представлена разными изображениями предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находятся не только в начале слова, но и в середине и в конце. Это необходимо для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) могут встречаться только в одном слове и в одном месте. Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия «звук» (его слышим и произносим) и «буква» (ее видим и пишем).

Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на следующем этапе – ознакомления с сонорными согласными – позволяет детям читать слоги, слова, предложения из пройденных букв.

Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат.

На первых занятиях по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено множество заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к занятию будет уменьшаться.

Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). При изолированном произношении согласных надо научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук, который они обозначают в слове (лампа – не Ль, а Л, лев –Ль), что будет способствовать хорошему различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок.

По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат.

На последующихзанятиях  дети уже начинают читать слова из знакомых букв (мама, мыло), что делает процесс обучения чтению более осмысленным.

Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть послоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами.

Считаем необходимым в данной программе использование методики ознакомления детей с ударением Журовой Е.Н., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н., которая предлагает начинать обучение вычленению ударного слога с двухсложных слов с ударением на первом слоге (мама, мыло), потом переходить к словам с ударением на втором слоге. Причем при выделении ударного слога необходимо произносить слово целиком, т.к, произнося слово по слогам, получится столько ударений, сколько слогов в слове. Педагог дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог. Затем дети учатся самостоятельно выделять ударный гласный звук в слове.

Также дети знакомятся со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного слога, ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов.

Знакомство со следующей группой гласных (Я, Е, Ё, Ю – йотированные гласные) вызывает у детей определенные трудности, если вводить существующее правило, которое говорит о том, что эти буквы обозначают два звука – ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО. Поэтому детям (Колесникова Е.В.) представляют йотированные буквы как буквы, придающие мягкость согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки А, Э, О, У, но если согласный перед ним звучит мягко, то пишутся буквы Я, Е, Ё, Ю.

На последующих занятиях  дети уже читают предложение из трех слов и тут же знакомятся с графическим изображением предложения. Слова обозначаются прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что символизирует начало предложения.

Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо усвоить понятие парности по звонкости /глухости.

После этого дети познакомятся с одиночными согласными Х и Ц, с мягким согласным Й, с разделительной смягчающей функцией Ь, с разделительной функцией Ъ.

На заключительных занятиях  закрепляются полученные знания.

Для лучшего запоминания зрительного образа буквы используются следующие упражнения: вырезать букву; обвести ее пальчиком по контуру; написать букву по точкам; закрасить контур буквы; дорисовать элементы так, чтобы получилась буква; написать букву в клетке; выучить стихотворение про букву.

В программе используются игры и упражнения для совершенствования фонематического слуха: «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись местами»; игровые упражнения на закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква, отзовись», «Назови правильно», «Назови букву, которая спряталась»; заучивание стихотворений с опорой на сюжетный рисунок. Деформированные тексты и путаницы в картинках, поговорки, загадки представляют собой слияние заданий на развитие внимания, памяти, мышления.  Разнообразный по формам материал физкультмитуток продолжает словарную и звуковую тематику, не только развивает общую моторику и снимает напряжение, но и учит правильно дышать и интонировать, помогает выработке чувства ритма. Для этой цели используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту (в то же время дети упражняются в произношении изучаемого звука).

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ  МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

Месяц

№ НОД

Тема НОД

Кол-во часов

Сентябрь

-

Мониторинг, изучение спроса на услугу

-

Октябрь

1

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству

1

2

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству

1

3

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

1

4

Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)

1

Ноябрь

5

Пространственные отношения: на, над, под.

1

6

Пространственные отношения: справа, слева.

1

7

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале)

1

8

Пространственные отношения: между, посередине.

1

Декабрь

9

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

1

10

Число 1 и цифра 1.

1

11

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

1

12

Число 2 и цифра 2. Пара

1

Январь

13

Представления о точке и линии.

1

14

Представления об отрезке и луче.

1

15

Число 3 и цифра 3.

1

Февраль

16

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

1

17

Представления о ломаной линии и многоугольнике.

1

18

Число 4 и цифра 4.

1

19

Представление об углах и видах углов.

1

Март

20

Представление о числовом отрезке

1

21

Число 5 и цифра 5.

1

22

Пространственные отношения: впереди, сзади

1

23

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше.

1

Апрель

24

Временные отношения: раньше, позже.

1

25

Число 6 и цифра 6.

1

26

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

1

27

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

1

28

Число 7 и цифра 7.

1

Май

29

Число 8 и цифра 8.

1

30

Число 9 и цифра 9.

1

31

Число 0 и цифра 0.

1

32

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ  МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.)

Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.

Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции над ними.

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав числа первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

 

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Примеры отношений: на-над-под, слева-справа-посередине, спереди-сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толше-тоньше, раньше-позже, позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана. 

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ВЕЛИЧИНЫ

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами изменения различных величин.

III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «РАЗВИВАЙ-ка»

 

№ п/п

Название разделов

Формы работы

Дидактические материалы

1

Подготовка к обучению грамоте

Групповая теоретическая и практическая  НОД

Полоски-схемы звукового состава слов

Фишки-карточки

Касса букв

Демонстрационный и раздаточный материал к занятиям

Наглядно-методический материал

Индивидуальные рабочие тетради для детей

Индивидуальные тетради в клетку

Индивидуальные тетради в линейку

Цветные карандаши

Простой карандаш 

2

Математическое развитие

Групповая теоретическая и практическая  НОД

Письменные принадлежности по количеству детей: простой карандаш, цветные карандаши, линейка, ластик

Счетные палочки

Геометрическое лото

Демонстрационный и раздаточный материал к занятиям

Наглядно-методический материал

Индивидуальные рабочие тетради для детей

Тетради в клетку 

Методы и приемы

Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности, в связи с чем в программе уделено внимание большому количеству игровых упражнений.

Использование тетрадей на печатной основе помогает организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий. Также формированию навыков самооценки способствует подведение итогов НОД. В течение 2 – 3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях НОД. Здесь же дети могут высказать свое отношение к НОД, к тому, что им понравилось, что было трудным. Эта обратная связь помогает педагогу скорректировать свою работу.

Характеристика средств:

  1. Кадры

 Педагог МБДОУ "Детский сад № 74 "Семицветик" : воспитатель высшей квалификационной категории  Жевнерова Нина федоровна

Образование: высшее («Смоленский государственный педагогический институт им. К.Маркса»; квалификация – учитель географии и биологии).

 Стаж педагогической работы –  37 лет.

  1. Материально-технические условия
  •  Групповое помещение площадью 48 м2
  • Доска школьного типа с магнитной поверхностью (1 шт.)
  • Столы на двоих по количеству детей (14 шт.)
  • Стулья, соответствующие ростовой группе (по количеству детей).

 


IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Литература для организации педагогического процесса:

 

  1. Азбука-читалочка. Рабочая тетрадь. – М., 2009
  2. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждений. – М., 1993
  4. Волина В.В. Занимательноеазбуковедение. – М., 1991
  5. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 1993.
  6. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2003
  7. Ерофеева Т.И., Новикова В.П., Павлова Л.Н. Дети у истоков математики. Спецкурс: методика обучения математике. – М., 1994.
  8. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. – М., 1978.
  9. Журова Е.Н., Варенцова Н.С., Дурова Н.В. Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа-Пресс, 1998
  10. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. – М,А 1997.
  11. Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2001
  12. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. – М.: Акалис, 1996.
  13. Колесникова Е.В.  Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. М.: Ювента, 2001
  14. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – М.: Ювента, 2005. – 48 с.
  15. Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый счет. – М., 1959.
  16. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1984.
  17. Морозова Т.Н. Обучение детей грамоте. – Тула, 1993
  18. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. – М., 1993
  19. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1981.
  20. От А до Я. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2002
  21. От звука к букве. Демонстрационный материал. М.: Гном и Д, 2001
  22. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька... Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2006
  23. Потапова Е.Н. Радость познания. – М., 1990
  24. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996.
  25. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 5 – 6 лет. Часть 1. – М.: Ювента, 2009
  26. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 5 – 7 лет. Часть 2. – М.: Ювента, 2009
  27. Рихтерман Т.Д. Формирование представление о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1982.
  28. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 1986.
  29. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. – М., 1992
  30. Ушинский К.Д. Родное слово. – М., 1991
  31. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб.: Детство-Пресс, 2001


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей по художественной направленности « Разноцветные ладошки» для детей от 2 до 4 лет 1 год обучения

Программа дополнительного образования детейпо художественной направленности« Разноцветные ладошки»для детей от 2 до 4 лет1 год обучения...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Обучение детей игре в шашки»

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.Мирная шашечная борьб...

Программа дополнительного образования детей по нетрадиционному рисованию « Волшебные краски» для детей от 3 до 4 лет 1 год обучения

Способствовать развитию творческих способностей, фантазии, воображения по средствам нетрадиционного  рисования у младшего дошкольного возраста....

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

ПРОГРАММА дополнительной платной услуги «Белая ладья» "Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы" для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Рабочая программа «Белая ладья» составлена для детей старших групп на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы» рекомендованную Министерством образования Российской Феде...