ОД в старшей логопедической группе по лексической теме "Насекомые"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
по лексической теме «Насекомые»
для детей старшего дошкольного возраста
подготовила
учитель – логопед Безик Н.С.
Цель: закрепление знаний детей о насекомых.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные.
Уточнение и закрепление знания детей о насекомых. Расширение и активация словаря, совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных существительных, притяжательных прилагательных).
- Коррекционно-развивающие.
Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, общей и мелкой моторики, координации речи с движением, слухового и зрительного внимания и восприятия.
- Коррекционно-воспитательные.
Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
- Демонстрационный материал (картинки с изображением насекомых в среде их обитания)
- Раздаточный материал (картинки с изображением насекомых);
- Магнитная доска, мяч, дидактические игры.
Ход занятия:
- Организационный этап.
Утренний круг:
Логопед:
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю! Всех я вас приветствую!
Посмотрите-ка вокруг! Ты мой друг, и я твой друг!
Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!
- Здравствуйте, ребята! Мы с Вами начали сегодняшний день с улыбок, с хорошего настроения. Поздоровались со всеми вокруг. А нет, не со всеми. У нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними тоже поздороваемся. Молодцы! Давайте мы с Вами пройдем к нашим стульчикам и присядем.
- Слышите, что это за звук?
(звук жука)
- Правильно, это жук. А что делает жук?
(жужжит, летает, ползает)
- А это ещё что такое?
(звук комара)
- Правильно, это комар. А что делает комар?
(пищит, летает, кусает)
- Ребята, мне кажется ещё кто-то пролетел рядом.
(звук пчелиного роя)
- Что могут делать пчелы?
(летают, роятся, жужжат)
- Молодцы ребята! Вы правильно определили и жука, и комара, и пчел. А может Вы знаете как можно их всех назвать одним словом?
(Насекомые)
- Давайте мы с Вами разомнем наши щечки, язычок и губы. Для начала представим, что мы с Вами жуки. Летали-летали и сели на дерево. Нужно сложить крылышки. Поднятые руки начинаем медленно опускать и говорим долго ЖЖЖЖЖ. Вдыхаем носиком, выдыхаем ртом.
А теперь поиграем с нашим голосом, будем звуками изображать большого и маленького комара. Если я показываю большого комара, Вы громко произносите «ЗЗЗЗЗЗ», если показываю маленького, Вы тихо произносите «ЗьЗьЗьЗь».
Сделаем гимнастику:
«Гусеница» (Щечки «надули-сдули» - 5 раз)
Гусеница хоть мала, листья – лучшая еда!
Она много листьев съела и, конечно, потолстела.
«Муха» («Улыбочка-трубочка» - 8 раз)
Муха, муха-цокотуха – позолоченное брюхо.
Муха села на цветок – будет чистить хоботок.
«Бабочка» (Упр. «Качели» - 8 раз)
Бабочка-красавица, над полянкой пляшет-
Крылышками машет.
«Шмель» («Вкусное варенье» - 5 раз)
Если на цветок шмель сел-
Значит, он нектар там ел.
А потом он всем сказал:
«Очень вкусный был нектар!»
«Жук» («Бр-р-р»… губами»)
Он летит во весь опор
И жужжит его мотор….
2. Основной этап.
- И так, сегодня мы поговорим о насекомых. А каких насекомых вы еще знаете? Вспомните и назовите.
Смотрят на экран.
- Скажите, где можно встретить насекомых?
(везде, на улице, на полянке, в лесу, дома и т.д.)
- Да, насекомых на земле очень много. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. Некоторые из них даже приносят пользу. Вы знаете таких насекомых?
Пчела собирает мёд.
Бабочка опыляет цветы.
Божья коровка и муравей уничтожают вредных насекомых.
Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.
- Ребята, есть такие насекомые, которые могут вредить. Назовите их и скажите почему они вредны
Комары кусают.
Тараканы и мухи переносят разные болезни.
Некоторые жуки уничтожают посевы.
- Ребята, у меня к Вам предложение. Хотите отправиться на поляну, посмотреть их поближе?
(Да)
- Тогда в путь! Чтобы добраться до поляны, нам нужно пройти по узкой тропинке (приставляем стопы пятка к носку), затем по высокой траве (поднимаем высоко колени), теперь нужно пригнуться пониже, ветки деревьев низко растут (идем в полуприседе), и наконец мы с Вами пришли на нашу поляну.
Подходим к доске, на ней плакат с поляной. Видим, что насекомых на поляне нет. Только трава, цветы, небольшая речка.
- Ребята, смотрите какая поляна! Яркая, красивая. Нравится Вам? Здорово! Давайте присмотримся к насекомым. Кого мы можем увидеть здесь?
Никого.
- А куда все подевались? Как Вы думаете? Смотрите, тут какая-то записка.
«Здравствуйте, ребята! Это мы – насекомые. Мы хотим с Вами поиграть в прятки. Только эта игра не простая. Чтобы нас найти, нужно выполнить задания. Если Вы всё правильно сделаете, то мы прилетим обратно на поляну.»
Логопед: Ну, что ребята начнем?
Задание №1.
Нужно отгадать загадку, тогда узнаем кто с нами будет сейчас играть.
Над цветком цветок летает, и порхает, и порхает. (Бабочка)
С нами будет играть Бабочка.
«Собери насекомое» (составить насекомое из частей)
Вам нужно собрать насекомое из этих частей.
Собирают.
Кто получился?
Бабочка.
А теперь расскажите из чего состоит тело бабочки.
Тело бабочки состоит из головы, груди и брюшка.
На голове пара глаз и пара усиков.
На груди три пары ног (всего их 6) и крылья.
Логопед. Ребята, вы отлично справились с заданием.
Давайте мы с Вами скажем какая может быть наша бабочка. Подберем для неё слова-признаки.
Красивая, пестрая, яркая.
Логопед. Смотрите, Бабочка больше не прячется. Давайте вернем её на поляну.
Подходим и приклеиваем.
Логопед: И так, ребята, Задание № 2.
Рано утром просыпаюсь,
На работу собираюсь.
Мне весь тёплый летний день.
Мёд носить домой не лень! (Пчела)
С нами будет играть пела. И сейчас мы с Вами будем работать нашими ручками, пальчиками. Давайте их разомнем.
Прилетела к нам вчера
(машем кистями рук как воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела,
(Кисти в кулаке, двигаем большими пальцами)
А за нею - шмель-шмелек
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожжужали, полетали,
(машем кистями рук как воображаемыми крылышками)
От усталости упали.
(опускаем руки)
Игра «Пчелки летят домой»
Вам нужно щипчиками взять пчелку и перенести её в улей. Когда Вы это сделаете, Вы должны сказать какая пчелка прилетела и в какой улей.
Играют.
Логопед. Ребята, вы отлично справились с заданием.
Пчелка больше не прячется. Посмотрите на неё и скажите, пожалуйста, чьи лапки? Чья голова? Чьё брюшко?
Пчелиные лапки. Пчелиная голова. Пчелиное брюшко.
Логопед. Давайте вернем её на поляну.
Подходим и приклеиваем.
Логопед: И так, ребята, Задание № 3.
В лесу у пня суета, беготня:
Народ рабочий целый день хлопочет. (Муравьи)
С нами будет играть Муравей и вот его задание.
«Где чей дом?» (в презентации)
- Пчёлы в ульях (деревянный домик, который строит для них человек).
- Муравьи в муравейнике (самостоятельно строят дом).
- Осы в осиных гнёздах (гнездо похоже на шар).
- Шмели живут в земле, в норках.
- Кузнечики живут в траве.
- Стрекозы живут на пруду.
Логопед. Ребята, вы отлично справились с заданием.
Смотрите, у меня есть ещё муравьи. Давайте мы с Вами посчитаем сколько муравьев живет в муравейнике.
Подкладываю по одному муравью, дети проговаривают.
Один муравей
Два муравья
Три муравья
Четыре муравья
Пять муравьёв живут в муравейнике.
Логопед. Давайте мы с Вами скажем что может делать наш муравей. Подберем для него слова-действия.
Ползает, носит, строит.
Логопед. Смотрите, Муравей больше не прячется. Давайте вернем его на поляну.
Подходим и приклеиваем.
Логопед: Ребята, Задание № 4.
Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет. (Кузнечик)
С нами будет играть Кузнечик.
Игра с мячом «Насекомые маленькие и большие».
Логопед бросает мяч ребенку, называя насекомое, ребёнок возвращает мяч обратно, называя насекомое великаном.
Например, оса – осище.
Пчела – пчелище.
Муравей – муравьище.
Жук – жучище.
Таракан – тараканище.
Шмель – шмелище.
Комар – комарище.
А теперь я Вам буду называть насекомое и его часть тела, а Вы назовете эту часть тела ласково.
У стрекозы не глаза, а глазки.
У муравья не лапы, а лапки.
У таракана не усы, а усики.
У бабочки не крылья, а крылышки.
У жука не брюхо, а брюшко.
У комара не голова, а головка.
Логопед. Здорово, вы отлично справились с заданием.
Давайте мы с Вами скажем что может делать наш кузнечик. Подберем для него слова-действия
Прыгает, стрекочет, трещит.
Логопед. Смотрите, Кузнечик больше не прячется. Давайте вернем его на поляну.
Подходим и приклеиваем.
Логопед: И так, ребята, Задание №5.
На ромашку у ворот опустился вертолет.
Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза)
Стрекоза хочет с нами размяться и провести физкультурную минутку:
Утром стрекоза проснулась,
(потерли кулачками глаза)
Потянулась, улыбнулась, раз - росой она умылась,
(потерли ладонями щеки)
Два - изящно покружилась, три - нагнулась и присела,
На четыре - полетела,
(помахали руками вверх-вниз)
У реки остановилась,
(легкий бег на месте)
Над водою закружилась.
Логопед. Здорово, Стрекозе понравилось, как Вы справились, больше она не прячется. Давайте вернем её на поляну.
Подходим и приклеиваем.
Логопед: И так, ребята, Задание №6.
Теплым днем, весною в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я ребята, майский …. (Жук)
Жук поиграет с Вами в игру «4ый лишний».
Я буду показывать 4 картинки, а вы должны определить лишний предмет и объяснить свой выбор.
- Жук, пчела, муравей, кошка;
- слон, бабочка, шмель, гусеница;
- ёлка, таракан, муха, кузнечик;
- паук, бабочка, комар, кровать;
- птица, комар, сороконожка, оса. (2 варианта исключений).
Логопед: Жук тоже больше не прячется. Давайте вернем его на поляну.
Подходим и приклеиваем.
3. Заключительный этап занятия.
Логопед: Смотрите, ребята, какая чудесная поляна стала. Все на месте. А здесь ещё какая-то записка.
«Ребята, нам очень понравилось с Вами играть. Вы большие молодцы, справились со всеми нашими заданиями. И за это мы хотим оставить Вам на память маленькие книжки про нас, про насекомых. Приходите к нам на поляну ещё. До встречи».
Логопед: Понравилось вам наше путешествие на лесную полянку? О ком мы говорили сегодня, с кем встретились? Что вам понравилось? Что было трудным для вас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы по лексической теме" Посуда".
конспект может быть использован как открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда....
Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: "Библиотека". Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.
Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: «Библиотека».Составление творческого рассказа по предложенным обстоятельствам.Цели: ·...
Фронтальное занятие для детей старшей логопедической группы на лексическую тему "Зима".
При составлении конспекта этого занятия использова ФГОС. Занятие получилось очень необычное и интересное. Надеюсь моя разработка вам понравиться....
Конспект НОД по развитию речи детей старшей логопедической группы по лексической теме «Мебель»
Коррекционно-образовательные цели:- Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении.- Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление некоторых простых предлогов, ...
Фронтальное занятие с детьми старшей логопедической группы по лексической теме "Продукты питания"
Конспект занятия разработан в виде презентации, состоящей из 30 слайдов. Занятие рекомендовано проводить с детьми старшей логопедической группы с заключением ОНР. PS: Разделила презентацию на дв...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме "Овощи"
Лексико-грамматические задания для изучения овощей...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Осень»
В данном занятии, помимо основных образовательных и воспитательных, решаются такие коррекционно - развивающие задачи, как: Разитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания,...