Система здоровьесберегающих игр
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребёнка-дошкольника. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Что же такое “здоровьесберегающее пространство” – это система мер, включающая, взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи.
В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, лёгкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий. Поэтому логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю, психологу, физруку и другим педагогам приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной. Грамотная, чёткая, чистая речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов, которые направляют свои усилия на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_samoylenko_s.p.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
“Синявинская средняя общеобразовательная школа”
(дошкольное отделение)
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Учитель-логопед
Самойленко Светлана Павловна
Синявино
2024
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребёнка-дошкольника. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Что же такое “здоровьесберегающее пространство” – это система мер, включающая, взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи.
В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, лёгкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий. Поэтому логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю, психологу, физруку и другим педагогам приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной. Грамотная, чёткая, чистая речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов, которые направляют свои усилия на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребёнка.
ТЕХНОЛОГИИ
СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
- улучшить подвижность артикуляционных органов
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу
- увеличить амплитуду движений
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Комплексы артикуляционных упражнений построены с учётом возможностей детей, с соблюдением определённой последовательности. Ничто так не утомляет ребёнка как однообразие, поэтому одному и тому же упражнению можно дать разные названия в зависимости от лексической темы занятия. Например, положение “иголочка” или “;жало” можно сравнить с морковкой, верхушкой ели, ракетой и др. Каждое упражнение желательно сопровождать весёлыми стихами. Например: “На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх- вниз
Я до крыши поднимаюсь
А потом спускаюсь вниз.”
А ещё интереснее сопровождать разучивание нового упражнения показом весёлой картинки.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно не менее 10-12 минут, сидя перед зеркалом. Наберитесь терпения и выдержки. Знайте, что это трудная работа для ребёнка! Никогда не укоряйте его при неудачах! Похвала и поощрение придадут малышу уверенность!
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребёнка. Она даёт возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
1.Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани.
2. Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны ц.н.с.
3. Улучшает дренажную функцию бронхов.
4. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
5. Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Упражнения дыхательной гимнастики выполняются лёжа, сидя или стоя.
Цели дыхательной гимнастики: дифференциация носового и ротового дыхания.
СТАТИЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1.”Кораблики”. Ёмкость с водой, а в ней бумажные кораблики. Ребёнок медленно, вдыхая, направляет воздушную струю на кораблик, подгоняя его к другому берегу.
2. “Снег и ветер”. Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики и выкладываются на стол. Ребёнку предлагается дуть на “снег”, как холодный ветер.
3. “Кто спрятался?”
На предметную картинку с четверть альбомного листа наклеивается с одного края гофрированная бумага, изрезанная бахромой. Ребёнок дует пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
4.”Деревья”. Аналогично “Кто спрятался?”
5.”Пузырьки”. Опускается трубочка-соломинка в стакан воды. Вдох должен быть сильным, а пузырьки должны быть долго.
6. “Дудочка”, “Свирель”, ”Губная гармошка”.
7. “Фокус”. Кусочек ваты кладётся на кончик носа и сдувается “чашечкой” языка.
8. “Свеча”. Задувание пламени свечи. Ровный медленный выдох.
9. “Непослушная свеча”. Интенсивно сильный выдох.
10. “Погашу свечу”. Интенсивный выдох с произнесением “Фу! Фу!”
11. “Насос”. Сильный выдох “П Ш Ш”
12. “Мячик прокололся”. Выдох “ССС”.
13. Длительное пропевание гласных звуков с “покачиванием”, их сочетаний.
14. “Греем руки”.
15. “Цветочный магазин”.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Их цель: Общее укрепление организма, улучшение функций диафрагмы, развитие дыхания, создание положительного настроения у ребёнка. Эти упражнения состоят из ходьбы, бега, движения рук, ног, туловища в сочетании с произнесением звуков, звукосочетаний, слов пословиц.
Для отработки сильного, плавного и длительного выдохов очень важны игры и упражнения с гласными звуками.
ПРОПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ С ДВИЖЕНИЯМИ
Все гласные звуки пропеваются на выдохе.
- “Цветок распускается” – звук А
- “Рубим дрова” – звук У
- “Пускаем облачко” – звук О
- “Держим большой мяч” – звук Э
- “Маятник” – звук Ы
- “Поймай лучик” – звук И
- Пропевание гласных с различной высотой звучания.
- Отхлопывание ритма.
Для нормализации носового дыхания предлагается комплекс упражнений:
1.Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный)
2. Вдох через нос, выдох через рот.
3.Вдох через рот, выдох через нос.
4. Вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую.
5. Вдох через одну половину носа, выдох через другую.
6. Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.
7. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
8. Вдох через нос, выдох через нос толчками.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж, развивающие логопедические игры в стихах и рисунках представлены в книгах О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьёвой “Исправляем произношение”, “Логопедические упражнения”, в книге З.А.Репиной, В.И.Буйко “Уроки логопедии”, в книге Е.А.Пожиленко “Артикуляционная гимнастика”.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”. Так сказал В.А. Сухомлинский.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и, особенно, в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
По японской методике:
Большой палец – повышает активность мозга.
Указательный – стимулирует желудок и поджелудочную железу.
Средний - улучшает работу кишечника.
Мизинец – улучшает работу сердца, снимает нервное напряжение. МАССАЖ ИЛИ САМОМАССАЖ
- Массаж подушечек пальцев рук. Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая её.
- Массаж фаланг пальцев. Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог разминание одной фаланги.
- Массаж “прижимающий”. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, “катая” его на подушечке влево-вправо. На каждую стихотворную строчку – нажим на один палец.
“ЩЕЛЧКИ”
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука(или взрослый) поднимает пальцы по одному (ребёнок с силой прижимает ладонь, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку один палец.
ПОТЯГИВАНИЕ ЗА КОНЧИКИ ПАЛЬЦЕВ
“Вытягивание” пальцев за ногтевые фаланги.
“ЛАДОНЬ - КУЛАК”
Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол. А теперь правая рука сжимается в кулак, левая прямая, затем смена рук: одновременно правая рука распрямляется, а левая – сжимается в кулак.
ПООЧЕРЁДНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ВСЕХ ПАЛЬЦЕВ С БОЛЬШИМ.
На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим. Затем смена рук.
СОЕДИНЕНИЕ ОДНОИМЁННЫХ ПАЛЬЦЕВ
“ПИАНИСТ”
Пальцы опускаются на стол по порядку – от мизинца к большому на каждый слог стиха. После каждой строчки смена рук.
“ПАЛЬЧИКИ КИВАЮТ”
Руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга.
На каждую строчку - кивание одного пальца 2-4 раза.
“КОЛЕЧКИ”
Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в “колечко” и надеваем по очереди на все пальцы левой руки – от большого до мизинца. Затем “колечко” из пальцев левой руки надеваем на пальцы правой.
УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ – ЁЖИКОМ
“ПОЛЯНКА”
Берём квадратный фрагмент порогового коврика “травка”. Кладём его на колени, и обе руки делают на нём движения соответственно тексту.
УПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ
Берём бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог
УПРАЖНЕНИЯ С ЭСПАНДЕРАМИ
“ГОРОШКИ”
Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошины одну за другой и удерживает их в руке, и так набирает целую горсть. Горох можно заменить пульками
УПРАЖНЕНИЯ С ПРОБКАМИ
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И идём пальцами, ножками, не отрывая от поверхности стола.
“КИТАЙСКИЕ ШАРЫ”
Берём пару каучуковых мячиков, кладём их в одну руку и без помощи второй руки стараемся обвести один мяч вокруг другого.
“УЗЛОВКА”
Берём верёвку диаметром 4-5 мм и затягиваем на ней 4-8 узлов.
Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как лазанье по канату) и так двигается дальше.
УПРАЖНЕНИЯ С БУСАМИ
Нитка бус из 17 бусин. Центральная бусина большого размера или другого цвета. Ребёнок берёт за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигается к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться. Так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны.
УПРАЖНЕНИЯ СО СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
Нужны 4 счетные палочки. Они раскладываются на столе перед ребёнком, который берёт их одноимёнными пальцами, от указательных к мизинцам. Пара пальцев берёт одну палочку.
“ПАЛЬЦЕХОД”
Нашиваем на плотный материал 16 пуговиц – по 8 в два ряда.
Ребёнок ходит по ним указательным и средним пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог стиха.
“КОМКАНЬЕ ПЛАТКА”
“КОЛОДЕЦ”
Складываем спички в форме колодца.
“ГОРОХ И ФАСОЛЬ”
Делаем сухой бассейн с горохом или фасолью. На дне бассейна прячем игрушки из киндерсюрпризов.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С КАРАНДАШАМИ
По методике Н.А. Красильниковой.
Цель: развитие внимания, слухо-моторной координации, двигательной активности и гибкости пальцев и кистей рук.
Оборудование: карандаш простой неотточенный с гранёной поверхностью.
Ход игры:
- Педагог раздаёт детям карандаши и предлагает их зажать между ладонями и потереть.
- Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами левой и тремя пальцами правой руки и покрутить его вперёд и назад.
- Массаж карандашом каждого пальца, ладони в отдельности, то есть левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот.
- Поставить локти на стол, взять карандаш и зажать его между указательными пальцами обеих рук. Вращать руки вместе с карандашом то в одну, то в другую, при этом карандаш вращается в горизонтальной плоскости. Затем опустить руки, встряхнуть кисти. Далее можно продолжать, захватив карандаш другими пальцами. Возможно и вращение карандаша и в вертикальной плоскости.
- “Ножницы”. Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш, не уронить его.
ИГРА ”СОКРОВИЩА ГНОМОВ”
Цель: развитие мелкой моторики, точности движений пальцев, умения поочерёдно действовать правой и левой рукой.
Оборудование: контейнер с песком (лучше пластмассовый тазик с широким дном), бусины, нить капроновая, салфетка, тарелка или поднос.
Ход игры:
Взрослый напоминает детям сказку Братьев Гримм “Белоснежка и семь гномов”.
Чем занимались гномы?
Где они работали?
А вы хотите помочь гномам? Тогда давайте отправимся в пещеру, где работают гномы. Закрывайте, дети, глаза, во время счёта педагог ставит на стол контейнер с песком, в котором закопаны бусины. Попытайтесь найти их и нанизать на нитку.
По окончании игры подводится итог: выясняется, кто больше всех нашёл бусин, чьи бусы самые длинные, кто старался помочь гномам и т.п.
Варианты игры:
- Можно усложнить задание: закопать в песок бусины разного вида ,цвета, размера, фактуры и надевать бусины на нитку по определённой схеме.
- Искать сокровища можно не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстяной пряжи или ниток.
ИГРА ”ВЫГЛАДИМ ПЛАТОЧЕК”
Цель: развитие мышц руки и пальцев, их гибкости, научить прикладывать силу в движениях, формирование навыков зрительного контроля и слаженности движений обеих рук.
Ход игры: Педагог предлагает детям помочь Золушке постирать и погладить платочки. Ребёнок берёт со стола лист фольги, мнёт его двумя руками, превращает его в комок (как будто стирает бельё). Скомканный платочек он разглаживает, пользуясь всеми пальцами обеих рук. Необходимо обратить внимание на поочерёдное действие каждой руки в процессе разглаживания. В результате платочек должен стать гладким, без складочек, ни один край не должен быть загнутым.
ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ
В книге В. Цвынтарного подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Когда ребёнок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить разыгрыванием небольших сценок, пересказом с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.
ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛОЧЕК
Фигурки сопровождаются стихами для того, чтобы у ребёнка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Огромное количество литературы помогает нам подбирать пальчиковые игры и задания по всем лексическим темам. Г.А. Османова , Л.А. Позднякова “Игры и упражнения для развития общих речевых навыков”, О.И. Крупенчук “Научите меня правильно говорить”, И.А. Михеева “Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя- логопеда” и др.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
- “Колечко”. Поочерёдно, как можно быстрее, перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный и т.д. (сначала на левой руке, потом на правой, потом одновременно)
- “Кулак-ребро-ладонь”. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. (сначала одна рука, потом другая, потом вместе)
- “Лезгинка”. Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. Повторить 7-8 раз.
- “Зеркальное рисование”. Положить чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру и начать рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы и т.д.
- “Ухо - нос”. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение с точностью наоборот.
- “Змейка”. Скрестить руки ладонями к друг другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий.
- “Горизонтальная восьмёрка”. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Следить немигающими глазами, устремлёнными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы.
ЛОГОРИТМИКА
Это метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Она направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации “речь-движение”.
Логоритмические игры и упражнения могут быть как с музыкальным сопровождением, так и без него.
Дети дошкольного возраста эмоционально отзывчивы на музыку. Она повышает их эмоциональный тонус, создаёт у них бодрое и радостное настроение. Под музыку у ребёнка возникает желание двигаться, он переступает с ноги на ногу, топает, кружится, приседает. Это естественное стремление к движению под музыку следует поддерживать и использовать в процессе коррекционно-воспитательной работы.
Независимо от содержания логоритмического занятия оно включает ряд постоянных элементов:
- игры и упражнения, направленные на закрепление знаний об окружающем
- пальчиковая гимнастика
- упражнения на дыхание
- упражнения на зрительно-двигательную координацию
- упражнения, направленные на обучение эмоциям
- развитие чувства ритма
- пение с движением, драматизация с пением, хоровод
Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей, не владеющих музыкальными инструментами. Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, в бытовой деятельности, в качестве физминутки.
В методическом пособии Е.А. Алябьевой подобраны логоритмические упражнения без музыкального сопровождения, учитывающие возраст детей, физиологические, физические и психические особенности детей с ОНР.
ПСИХОГИМНАСТИКА
Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Вам могут пригодиться в трудную минуту упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения, коррекция настроения и отдельных черт характера. Обучение ауторелаксации. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, вспыльчивым, замкнутым характером. Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и приобретение навыков в саморасслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, даёт возможность самовыражения. Изучая любую лексическую тему, можно использовать элементы психогимнастики, пластические этюды, образные перевоплащения, действия с воображаемыми предметами. Например, при изучении темы “Осень” можно показать, как животные готовятся к зиме: ёжик забирается в норку, медведь ищет себе место для берлоги, а затем укладывается спать, белочка складывает шишки и грибочки в свою кладовую. Можно изобразить осинку, дрожащую на ветру, могучий дуб, который не боится дождя и ветра, плакучую иву, которой жалко расставать со своей листвой. Вы можете вспомнить и показать действия, которые наблюдали в осеннюю пору: вы собираете клюкву на болоте, срываете фрукты с деревьев, сгребаете граблями опавшую листву, убираете картофель. Можете изобразить капусту на грядке, кабачок, подставивший солнышку бочок, солёные огурцы в банке. Дети учатся понимать и проявлять эмоции: радость, грусть, удивление. У них формируется выразительность движений, мимики и речи.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Проводится ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Гимнастика для глаз снимает напряжение и нагрузки.
“ВЕСЁЛАЯ НЕДЕЛЬКА”
Всю неделю по порядку
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх, опустить их книзу, голова неподвижна (снимает глазное напряжение)
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна (снимает глазное напряжение)
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем,
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки (упражнение для снятия глазного напряжения)
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстоянии 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
В пятницу мы не зевали,
Глаза по кругу побежали.
Остановка и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вправо, вниз, влево, вниз, вправо и снова вверх
(совершенствует сложные движения глаз)
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем в нижний левый, перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись,
Нужно воздухом дышать.
Закрыть, веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев : верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
ОБЩИЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
- Закройте глаза, зажмурьтесь и подождите несколько секунд, прежде чем открыть глаза и расслабить мышцы глаз. Сфокусируйте зрение на дальнем предмете: например, выгляните в окно и сконцентрируйте внимание на доме, который расположен вдали.
- Держите голову прямо. Поморгайте 10-15 раз. Глазные мышцы при этом не должны быть напряжены.
- Поиграйте взглядом в шашки, посмотрите направо вверх, налево вниз, прямо вдаль. Упражнение занимает около 6 секунд. Затем посмотрите налево вверх, направо вниз и снова вдаль.
Упражнения для глаз, приведённые выше, просты и не отнимут у вас много времени. Вы можете выполнять их как дома, так и на работе, а главное – это поможет сохранить здоровье ваших глаз.
ПРИ РАБОТЕ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ…
Если вы много работаете за компьютером, обязательно делайте перерыв каждые 2 часа, чтобы ваши глаза могли отдохнуть. Кроме того, вам могут помочь следующие упражнения:
- Сильно зажмурьтесь, затем широко откройте глаза.
- Помассируйте закрытые веки круговыми движениями пальцев. Упражнение занимает около минуты.
- Держите голову прямо. Глазами совершайте круговые движения по часовой стрелке, затем повторите движения в обратную сторону.
- Для того, чтобы снизить негативное воздействие на зрение, не работайте за компьютером напротив незакрытого занавесками или шторами окна – разница в яркости экрана и области за ним может вызвать перенапряжение глаз и чувство дискомфорта.
- Каждые 20 минут устраивайте 20-секундный перерыв. Сфокусируйте глаза на предмете, который находится на расстоянии как минимум 6-ти метров от вашего монитора. Затем перемещайте взгляд, рассматривая объекты на разных расстояниях.
АРТТЕРАПИЯ
Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять напряжение и подключить внутренние резервы организма ребёнка таких как: красочная живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манке, овсянке), горохе, отпечатки рук на прохладном песке.
ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях. Положительно влияет на развитие творческих способностей, на оздоровление музыка с ритмическим размером 60-64 такта в минуту.
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание “любовь, добро, счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку надежды и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ
Во время образовательно-игровой деятельности проводятся 2-5 минут по мере утомляемости детей. Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создаёт необходимую атмосферу, снижающую напряжение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АРТ- терапия как метод раскрытия творческих способностей детей в системе здоровьесберегающих технологий
Арт-терапия –один из самых мягких и глубоких методов в арсенале психологов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, мы как будто получаем закодиро...
Презентация по теме «Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий»
Слайды к методической разработке «Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий» (развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных ИЗО техник)...
Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры.
Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры. Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровьесберегающих техноло...
Сценарий педагогического совета "Система здоровьесберегающих технологий"
Педагогический совет на тему:«Система здоровье сберегательных технологий » Цель педсовета: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физическог...
Организация оптимальной системы здоровьесберегающей деятельности в ДОУ
Дошкольные образовательные учреждения призваны создавать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физиче...
«Организация оптимальной системы здоровьесберегающей деятельности в ДОУ"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения,...
Статья "Русские народные игры в системе здоровьесберегающих технологий"
Статья для публикации...