Организация оптимальной системы здоровьесберегающей деятельности в ДОУ
статья на тему

Дошкольные образовательные учреждения призваны создавать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для  формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития.  Решающими  критериями качества дошкольного образования являются его здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая ориентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zsd_v_ds_no_31.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 «Колосок»

г. Волжского Волгоградской области

 

«Организация оптимальной системы здоровьесберегающей деятельности  

в   детском саду»


      Исследования последних лет выявили устойчивую тенденцию к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально – экономических  и экологических условий жизни, несбалансированным питанием, снижением оздоровительной и воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Организация оптимальной системы здоровьесберегающей деятельности  в   детском саду требует решения целого комплекса задач:

  • поиска современных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности;

  • выстраивания результативной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в детском саду;

  • определения педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность здоровьесберегающей деятельности.

Для дошкольников существует насущная необходимость в научно обоснованных подходах к организации  здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. В настоящее время  все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. В МБДОУ д/с №31 используются следующие   программы и  технологии:   «Цветной игротренинг» Погосова Н.М., «Организация безопасности детей дошкольного возраста»  Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. 

«Разговор о правильном питании» Безруких М.М., Макеева А.Г, Филиппова Т.А. , «Физическая культура – дошкольникам  Глазырина Л.Д.

    При переходе на ФГОС дошкольные образовательные учреждения призваны создать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для  формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития.  Решающими  критериями качества дошкольного образования являются его здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая ориентация.

         Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания  и обогащения здоровья  субъектов педагогического процесса в детском саду (детей, педагогов, родителей)

      Цель  здоровьесберегающей  технологии в детском саду  применительно к ребенку  –  «обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры, т.е. совокупность  осознанного отношения к здоровью ребенка и жизни человека, знаний о здоровье и умении  оберегать  сохранять и поддерживать его, применительно к взрослым (воспитателям, специалистам)  – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей, и  валеологическому  просвещению родителей.

       По целевому признаку здоровьесберегающие  технологии применяются для поддержания и укрепления физического и психического здоровья дошкольников.

       Управление ЗСД в ДОУ представляет собой систему,  в которую входят следующие компоненты:

  • планирование деятельности всех  субьектов процесса;
  • проектирование и разработка средств ЗСД;
  • создание педагогических условий ЗСД;
  • управление ЗСД и координация деятельности всех участников педагогического процесса;
  • диагностика ЗСД;
  • контроль за  выполнением  управленческих решений;
  • рефлексия выполнения управленческих решений;
  • оценка  эффективности ЗСД;
  • коррекция управленческих решений по результатам промежуточной диагностики;
  • мотивация к повышению ЗСД всех субъектов управления.

               Важный компонент системы управления – планирование деятельности, намечаемое на определенный срок в определенной последовательности. Планирование   в современных условиях – гибкое, опирается  на непрерывный процесс поиска новых путей и методов совершенствования деятельности за счет уточнения набора задач и согласования их друг с другом, выявление дополнительных возможностей, условий и факторов, определяющих успешное выполнение поставленной цели. Такие планы нуждаются в  постоянной коррекции, изменяются с учетом конкретной ситуации. Вместе с тем успешная деятельность  невозможна без  стратегического планирования, которое определяет перспективы будущего развития учреждения. Прогнозы на будущее и стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется вся конкретная работа образовательного учреждения.

Создание педагогических условий – формирование предметной, коммуникативной, учебно – развивающей среды, а также обеспечение её всем необходимым для нормальной работы – персоналом, оборудованием и т.д.

 Координация – достижения согласованности в работе всех звеньев образовательной деятельности учреждения  посредством  налаживания  рациональных связей (коммуникаций) между ними.

Контроль в общей системе управления выступает как элемент обратной связи. На основании результатов контроля проводится корректировка ранее принятых планов. Умело  организованный контроль имеет стратегическую направленность, ориентируется на конечные результаты, осуществляется своевременно с опорой  на средства, позволяющие получать оптимальное  количество информации в сжатые сроки.        

    Результаты контроля заслушиваются на педагогических советах, совещаниях при заведующей.

    Рефлексия выполнения управленческих решений субъективная оценка каждым участником образовательного процесса  степени актуализации собственных задач в решении вопросов здоровьесбережения.

Работа по проектированию и развитию здоровьесберегающей среды находит отражение в следующих документах дошкольного учреждения:

 -    годовой план работы дошкольного учреждения;

  • планы воспитательно-образовательной работы;
  • проведение мониторинга;

       В    МДОУ д/с общеразвивающего вида № 31  создана основа для сохранения и дальнейшего развития ребенка, обеспечены максимально благоприятные условия для  формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития.  Решающим  критерием качества дошкольного образования является его здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая ориентация.

Осуществляются меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья воспитанников, а именно:

  • проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости;
  • диспансеризация здоровых и больных детей;
  • динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребёнка;
  • медицинское обслуживание воспитанников;
  • проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • осуществление санитарно - гигиенического образования, в том числе по формированию здорового образа жизни;
  • медико – педагогический контроль  за организацией физического воспитания;
  • организация и кадровое обеспечение проведения ежегодных скринг-обследований и профилактических медицинских осмотров детей;
  • организация здоровьесберегающего пространства детского сада;
  • внедрение в воспитательно – образовательный процесс передовых технологий;  
  • компетентность и профессионализм коллектива;
  • активизация родительского потенциала совремнной семьи к воспитанию  у ребёнка привычки к здоровому образу жизни.
  • реальную нагрузку содержания  образования мы отслеживаем с помощью расписания непосредственно – образовательной деятельности, где указывается количество занятий.

                                            Нагрузка НОД

Возраст группы

Всего занятий

Из них:

занятия

кружки

С 1,5 года до 3 лет

10

10

-

С 3 лет до 4 лет

10

10

-

С 4 лет до 5 лет

11

11

-

С 5 лет до 6 лет

13

11

2

С 6 лет до 7 лет

18

15

3

 

- использование эффективных методов обучения прослеживается посредством активных методов: «Неделя Здоровья», «Месячник по оздоровлению детей», «День физкультурника», теневой театр «Хворь и болезнь» и др.                        

- повышение удельного веса и качества занятий физической культурой происходит за счет:

- взаимодействия  воспитателей со специалистами: в том числе с инструктором по физ.культуре, педагогом – психологом, руководителем изостудии, музыкальным руководителем, со старшей мед.сестрой, врачом.

- использования нетрадиционного оборудования,

- методической работа с коллективом  д/с и с социальными институтами      (медицинский колледж, детская поликлиника, спортивная школа, ДТДМ), а также родителями;

- организация  мониторинга состояния здоровья детей  прослеживается  в папке «Здоровья»;

- улучшения организации питания воспитанников -  реализация  программы «Разговор о правильном питании» Безруких М.М., Макеева А.Г, Филиппова Т.А

-  рационализация досуговой деятельности и летнего отдыха детей  

Неблагополучное состояние здоровья детей вызывает необходимость повышения требований к качеству  организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении.

        Здоровье ребенка обеспечивается комплексом социально – экономических, экологических, педагогических и других условий.

        Качество здоровьесберегающей деятельности в детском должна  рассматриваться   с позиции системного и деятельностного подходов.

         

Литература:

1.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка.М,Линка –Пресс, 1993

2. Богина «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях» М, Центр дошкольного детства им.Запорожца, 2005

3. Галанов А. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. Санкт – Петербург, 2007

4. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации.  Материалы Всероссийского совещания.-М,  Издательство ГНОМ и Д, 2002

 5. Каштанова «Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении» М, «Аркти»,2004

  6 «Концепция модернизации российского  образования на период до 2010 года». Вестник образования, 2002, №6,  стр 11-42

7.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления.

М, Линка – Пресс, 2000

   

8.Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М, Аркти, 2002

9. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М, Аркти, 2000

10. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждения. Изд – во «Каро», Санкт – Петербург, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация оптимальной системы здоровьесберегающей деятельности в ДОУ"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения,...

«Организация оптимальной двигательной активности детей в течение дня»

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.При разработке рационального двигательного режима важно не только обе...

«Создание условий для организации оптимальной двигательной активности детей».

Жизнь — это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Человек — высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться его сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одно...

«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»

«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»...

«Модернизация системы методической работы в рамках реализации здоровьесберегающей деятельности ДОУ в условиях ФГОС». (из опыта работы)

Одной из базовых задач нашего сада на протяжении нескольких лет является здоровьесбережение. Реализация приоритетного направления в развитии ДОУ во многом зависит от качественного методического сопров...

«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»

laquo;Организация здоровьесберегающей деятельностив системе дошкольного образования»...

Презентация опыта работы «Система здоровьесберегающей деятельности с учётом индивидуальных особенностей дошкольника»

Система здоровьесберегающей деятельности с учётом индивидуальных особенностей дошкольника...