Организация оптимальной системы здоровьесберегающей деятельности в ДОУ
статья на тему
Дошкольные образовательные учреждения призваны создавать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития. Решающими критериями качества дошкольного образования являются его здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая ориентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zsd_v_ds_no_31.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 «Колосок»
г. Волжского Волгоградской области
«Организация оптимальной системы здоровьесберегающей деятельности
в детском саду»
Исследования последних лет выявили устойчивую тенденцию к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально – экономических и экологических условий жизни, несбалансированным питанием, снижением оздоровительной и воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Организация оптимальной системы здоровьесберегающей деятельности в детском саду требует решения целого комплекса задач:
- поиска современных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности;
- выстраивания результативной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в детском саду;
- определения педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность здоровьесберегающей деятельности.
Для дошкольников существует насущная необходимость в научно обоснованных подходах к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. В настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. В МБДОУ д/с №31 используются следующие программы и технологии: «Цветной игротренинг» Погосова Н.М., «Организация безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л.
«Разговор о правильном питании» Безруких М.М., Макеева А.Г, Филиппова Т.А. , «Физическая культура – дошкольникам Глазырина Л.Д.
При переходе на ФГОС дошкольные образовательные учреждения призваны создать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития. Решающими критериями качества дошкольного образования являются его здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая ориентация.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду (детей, педагогов, родителей)
Цель здоровьесберегающей технологии в детском саду применительно к ребенку – «обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры, т.е. совокупность осознанного отношения к здоровью ребенка и жизни человека, знаний о здоровье и умении оберегать сохранять и поддерживать его, применительно к взрослым (воспитателям, специалистам) – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей, и валеологическому просвещению родителей.
По целевому признаку здоровьесберегающие технологии применяются для поддержания и укрепления физического и психического здоровья дошкольников.
Управление ЗСД в ДОУ представляет собой систему, в которую входят следующие компоненты:
- планирование деятельности всех субьектов процесса;
- проектирование и разработка средств ЗСД;
- создание педагогических условий ЗСД;
- управление ЗСД и координация деятельности всех участников педагогического процесса;
- диагностика ЗСД;
- контроль за выполнением управленческих решений;
- рефлексия выполнения управленческих решений;
- оценка эффективности ЗСД;
- коррекция управленческих решений по результатам промежуточной диагностики;
- мотивация к повышению ЗСД всех субъектов управления.
Важный компонент системы управления – планирование деятельности, намечаемое на определенный срок в определенной последовательности. Планирование в современных условиях – гибкое, опирается на непрерывный процесс поиска новых путей и методов совершенствования деятельности за счет уточнения набора задач и согласования их друг с другом, выявление дополнительных возможностей, условий и факторов, определяющих успешное выполнение поставленной цели. Такие планы нуждаются в постоянной коррекции, изменяются с учетом конкретной ситуации. Вместе с тем успешная деятельность невозможна без стратегического планирования, которое определяет перспективы будущего развития учреждения. Прогнозы на будущее и стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется вся конкретная работа образовательного учреждения.
Создание педагогических условий – формирование предметной, коммуникативной, учебно – развивающей среды, а также обеспечение её всем необходимым для нормальной работы – персоналом, оборудованием и т.д.
Координация – достижения согласованности в работе всех звеньев образовательной деятельности учреждения посредством налаживания рациональных связей (коммуникаций) между ними.
Контроль в общей системе управления выступает как элемент обратной связи. На основании результатов контроля проводится корректировка ранее принятых планов. Умело организованный контроль имеет стратегическую направленность, ориентируется на конечные результаты, осуществляется своевременно с опорой на средства, позволяющие получать оптимальное количество информации в сжатые сроки.
Результаты контроля заслушиваются на педагогических советах, совещаниях при заведующей.
Рефлексия выполнения управленческих решений субъективная оценка каждым участником образовательного процесса степени актуализации собственных задач в решении вопросов здоровьесбережения.
Работа по проектированию и развитию здоровьесберегающей среды находит отражение в следующих документах дошкольного учреждения:
- годовой план работы дошкольного учреждения;
- планы воспитательно-образовательной работы;
- проведение мониторинга;
В МДОУ д/с общеразвивающего вида № 31 создана основа для сохранения и дальнейшего развития ребенка, обеспечены максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития. Решающим критерием качества дошкольного образования является его здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая ориентация.
Осуществляются меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья воспитанников, а именно:
- проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости;
- диспансеризация здоровых и больных детей;
- динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребёнка;
- медицинское обслуживание воспитанников;
- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- осуществление санитарно - гигиенического образования, в том числе по формированию здорового образа жизни;
- медико – педагогический контроль за организацией физического воспитания;
- организация и кадровое обеспечение проведения ежегодных скринг-обследований и профилактических медицинских осмотров детей;
- организация здоровьесберегающего пространства детского сада;
- внедрение в воспитательно – образовательный процесс передовых технологий;
- компетентность и профессионализм коллектива;
- активизация родительского потенциала совремнной семьи к воспитанию у ребёнка привычки к здоровому образу жизни.
- реальную нагрузку содержания образования мы отслеживаем с помощью расписания непосредственно – образовательной деятельности, где указывается количество занятий.
Нагрузка НОД
Возраст группы | Всего занятий | Из них: | |
занятия | кружки | ||
С 1,5 года до 3 лет | 10 | 10 | - |
С 3 лет до 4 лет | 10 | 10 | - |
С 4 лет до 5 лет | 11 | 11 | - |
С 5 лет до 6 лет | 13 | 11 | 2 |
С 6 лет до 7 лет | 18 | 15 | 3 |
- использование эффективных методов обучения прослеживается посредством активных методов: «Неделя Здоровья», «Месячник по оздоровлению детей», «День физкультурника», теневой театр «Хворь и болезнь» и др.
- повышение удельного веса и качества занятий физической культурой происходит за счет:
- взаимодействия воспитателей со специалистами: в том числе с инструктором по физ.культуре, педагогом – психологом, руководителем изостудии, музыкальным руководителем, со старшей мед.сестрой, врачом.
- использования нетрадиционного оборудования,
- методической работа с коллективом д/с и с социальными институтами (медицинский колледж, детская поликлиника, спортивная школа, ДТДМ), а также родителями;
- организация мониторинга состояния здоровья детей прослеживается в папке «Здоровья»;
- улучшения организации питания воспитанников - реализация программы «Разговор о правильном питании» Безруких М.М., Макеева А.Г, Филиппова Т.А
- рационализация досуговой деятельности и летнего отдыха детей
Неблагополучное состояние здоровья детей вызывает необходимость повышения требований к качеству организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении.
Здоровье ребенка обеспечивается комплексом социально – экономических, экологических, педагогических и других условий.
Качество здоровьесберегающей деятельности в детском должна рассматриваться с позиции системного и деятельностного подходов.
Литература:
1.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка.М,Линка –Пресс, 1993
2. Богина «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях» М, Центр дошкольного детства им.Запорожца, 2005
3. Галанов А. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. Санкт – Петербург, 2007
4. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания.-М, Издательство ГНОМ и Д, 2002
5. Каштанова «Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении» М, «Аркти»,2004
6 «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». Вестник образования, 2002, №6, стр 11-42
7.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления.
М, Линка – Пресс, 2000
8.Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М, Аркти, 2002
9. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М, Аркти, 2000
10. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждения. Изд – во «Каро», Санкт – Петербург, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация оптимальной системы здоровьесберегающей деятельности в ДОУ"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения,...
«Организация оптимальной двигательной активности детей в течение дня»
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.При разработке рационального двигательного режима важно не только обе...
«Создание условий для организации оптимальной двигательной активности детей».
Жизнь — это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Человек — высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться его сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одно...
«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»
«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»...
«Модернизация системы методической работы в рамках реализации здоровьесберегающей деятельности ДОУ в условиях ФГОС». (из опыта работы)
Одной из базовых задач нашего сада на протяжении нескольких лет является здоровьесбережение. Реализация приоритетного направления в развитии ДОУ во многом зависит от качественного методического сопров...
«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»
laquo;Организация здоровьесберегающей деятельностив системе дошкольного образования»...
Презентация опыта работы «Система здоровьесберегающей деятельности с учётом индивидуальных особенностей дошкольника»
Система здоровьесберегающей деятельности с учётом индивидуальных особенностей дошкольника...