Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки» для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошкольника, познавательных процессов (развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни, любознательности, понимания взаимосвязи простейших явлений и т.д.) будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов является дидактическая игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_umnye_kolechki.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки»
для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи .
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.
Дети с общим недоразвитием речи - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В состав этой категории детей входят: соматически-ослабленные дети, дети с функциональной недостаточностью нервной системы. Контингент детей разнообразен не только по структуре комплексного дефекта, но и по уровню речевого развития: наблюдается тяжелые нарушения речи, требующие специальной коррекционной помощи.
Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошкольника, познавательных процессов (развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни, любознательности, понимания взаимосвязи простейших явлений и т.д.) будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов является дидактическая игра.
Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря, развитию познавательных процессов.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача.
Дидактические задачи разнообразны, постоянно меняются и зависят от того, какую цель ставит педагог. В своей работе определяю цели и задачи, учитывая рекомендации программ: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Гербовой В.В. (М., 2009); Коррекция нарушений речи Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой, С.А.Мироновой, А.В.Лагутиной «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» (М.: «Просвещение», 2010); Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевченко (М., 2004).
Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком успешнее, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Правила игры: определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели, развивают у детей различные способности, воспитывают терпимость, доброжелательность, сдержанность,
Игровое действие: это проявление активности детей в игровых целях: отгадывать предметы по описанию, «дарить» неваляшкам слова, «поселить» слово в домик, сосчитать количество звезд и выиграть соревнование и т.д. Детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.
Наличие игровых действий в дидактической игре, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Формирование у детей психических качеств в игре: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, дети применяют в игре имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируются разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Воспитание в игре: правильных взаимоотношений между детьми. В процессе игры дети проявляют чуткое отношение к друзьям, учатся быть справедливыми, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.
Обучающие игры помогут ребенку подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.
Описание игры
В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» - это что - то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи. Я взяла за основу это изобретение и идеи, изложенные в статье Л.Логиновой «Кольца Луллия» в журнале «Обруч» в №1, 2004 г., и на их основе разработала и изготовила дидактическую игру, специально направленную на формирование фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствование грамматического строя речи у дошкольников.
Принцип изготовления игрового материала игры заключается в следующем. Старые пластинки разного диаметра обклеиваются пленкой – самоклейкой и разбиваются на 6, 8 секторов. В каждый из восьми секторов диска большего диаметра помещают картинку или наклейку. Подходы к подбору изображений могут быть разными. Например, разнообразные картинки с изображением предметов с одним и тем же звуком в начале слова или в конце слова, в разной позиции (в начале, в середине, в конце слова). Другой вариант: картинки с изображением предметов с разным слоговым составом или в соответствии с одной лексической темой.
На каждый из шести секторов диска меньшего диаметра с одной стороны – наклеивается неваляшка – символ, обозначающий звук:
- красная неваляшка с «пустым» карманом обозначает гласные звуки;
- красная неваляшка со звездочкой на кармане обозначает гласные второго ряда;
- синие и зеленые неваляшки обозначают согласные звуки (твердые и мягкие).
На кармашке двух неваляшек нарисован колокольчик, который обозначает звонкость согласных. А две неваляшки без колокольчика – глухие согласные. А с другой стороны диска меньшего диаметра наклеиваются схемы для поиска заданного звука, а так же схемы для определения слогового состава слова. Для работы по совершенствованию грамматического строя речи используется диск с изображением цифр и проводится игра «Посчитай предметы», в процессе которой дети учатся согласовывать числительные с существительными и прилагательными.
Для удобного использования колец можно закрепить их в вертикальном положении на мольберте, накладывая диски меньшего размера на диски большего размера. Поворачивать диски за выступающие края. Используя лишь несколько колец, можно получить разные варианты игры.
Цель игры: коррекция и развитие основных компонентов языковой системы (фонематического восприятия и звукового анализа, грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи) у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Игра «Подари подарки неваляшкам»
Цель. Формировать умение выделять звук в начале слова; способствовать развитию фонематического слуха, закреплять знания о звонких и глухих, мягких и твердых согласных, учить объяснять выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Предварительная работа. Объясняем ребенку, что неваляшки это символы, обозначающие звуки: гласные и звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные звуки. С помощью неваляшек закрепляются знания детей о твердых и мягких, звонких и глухих согласных.
Ход игры. В игре используются кольца с неваляшками и кольца с изображением игрушек.
Педагог показывает предметные картинки и спрашивает, какой звук находится в начале слова. Затем предлагает «подарить» игрушку неваляшке. Ребенок поворачивает кольца, объясняя при этом, почему он «дарит игрушку» именно этой неваляшке.
Варианты игровых заданий и упражнений с использованием дидактической игры «Умные колечки»:
- «Посчитай предметы»;
- «Подбери схему к слову»;
- «Назови первый (последний) звук в слове»;
- «Подари подарки неваляшкам»;
- «В какой домик надо поселить слово?».
«Подари подарки неваляшкам» | «Назови первый звук в слове» |
«В какой домик поселить слово?» «Посчитай предметы»
|
У педагога всегда есть возможность проявить творчество, профессионализм и спланировать задачи, содержание, правила и игровые действия по своему усмотрению, учитывая педагогическую необходимость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В дошкольном учреждении о...
Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...
Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприятия
В статье представлены игры и упражнения развивающие пространственное восприятия, и лексико - грамматическую сторону речи....
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...
Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему: Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприя
В данном материале представлена работа по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Реферат " Использование дидактических игр для формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи."
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игров...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения старшего дошкольника с общим недоразвитием речи (III уровень) в процессе коррекции грамматического строя речи
Аннотация: в статье представлены результаты исследования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). Выявленные особенности грамматической стороны речи у дете...