Употребление наречий
консультация по логопедии
Учить образовывать и употреблять слова, отвечающие на вопрос «Как?», понимать значения вопроса «Как?», образовывать наречия от прилагательных, составление предложений по картинкам; составление рассказа; развитие зрительного восприятия, внимания, памяти и мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upotreblenie_narechiy_konspekt.docx | 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект учителя-логопеда Кузнецовой Ю.А. логопедического занятия в подготовительной к школе группе с тяжелым недоразвитием речи по теме «Употребление наречий"
Цель: Учить образовывать и употреблять слова, отвечающие на вопрос «Как?», понимать значения вопроса «Как?», образовывать наречия от прилагательных, составление предложений по картинкам; составление рассказа; развитие зрительного восприятия, внимания, памяти и мышления.
I. Организационный момент:
«Сядет тот, кто повторит 3 слова:
1) быстро, чисто, аккуратно;
2) дружно, весело, интересно;
3) звонко, громко, медленно;
4) уютно, красиво, чисто;
5) осторожно, внимательно, аккуратно;
6) высоко, низко, близко;
7) холодно, ярко, тепло;
8) грустно, весело, быстро;
9) быстро, медленно, осторожно;
10) вкусно, питательно, разнообразно;
11) красиво, четко, правильно.
II. Постановка цели: Будем выполнять разные действия и отвечать но вопрос: «Как?».
1) Вова, подмети пол чисто. Как Вова подметает пол? (дети: «Вова подметает пол чисто»)
2) Леша, построй красиво дом. Как Леша строит дом?
(ребенок: «Леша строит дом красиво»)
3) Дима, убери быстро кубики. Как Дима убирает кубики?
(вызванный ребенок: «Дима убирает кубики быстро»)
4) Полина, подбрось мяч высоко. Как Полина подбросила мяч?
(ребенок: «Полина подбросила мяч высоко»)
III. Образование наречий от прилагательных: «А сейчас будем отвечать на вопрос «Как?» одним словом. Запомните, ваше слово должно заканчиваться звуком «О»».
— Послушайте, как я скажу: «Девочка нарисовала красивый зонт. Как девочка нарисовала зонт?»
— Красиво.
— «Аккуратный мальчик. Как он выполняет работу?»
(ребенок: «Аккуратно»)
— Что нужно делать аккуратно? (аккуратно убирать, рисовать, мыть, стирать и т.д.)
— Громкий разговор. Как дети разговаривают?
(ребенок: «Громко»)
— Что можно делать громко? (громко стучать, играть, петь)
— Осторожная лиса. Как она крадется?
(ребенок: «Осторожно»)
— Что нужно делать осторожно? (переходить, ехать, ходить, нести)
— Веселая песня. Как она поется?
(ребенок: «Весело»)
— Что можно делать весело? (чирикать, играть, петь, лаять)
— Яркое солнце. Как светит?
(ребенок: «Ярко»)
— Холодный день. Как на улице?
(ребенок: «Холодно»)
IV. Составление предложений по картинкам: «А сейчас мы составим предложения по картинкам. Кто правильно ответит, получит кружок. Я разделю вас на 2 команды.
— Как дети играют?
(ребенок: «Дети играют дружно»)
— Как еще играют? («интересно»)
— Как дети делают упражнения? («четко»)
— Как дети делают упражнения? («красиво»)
(«быстро»)
(«правильно»)
— Как дети поют песню?
(ребенок: «Дети поют песню звонко»)
— Как еще поют?
(«громко»)
(«весело»)
(«протяжно»)
(«грустно»)
(«медленно»)
— Как повар готовит обед?
(ребенок: «Повар готовит обед вкусно»)
— Как еще готовит?
(«питательно»)
(«разнообразно»)
V.Игровое упражнение «Дополни предложение».
— А сейчас мы поиграем в игру «Дополни предложение». Я придумаю предложения из двух слов, например: «Самолет летит».
Вы повторите мое предложение и добавьте свое, третье слово: «Самолет летит высоко»
— Лиса крадется. (Лиса крадется осторожно)
— Дети играют. (Дети играют дружно)
— Машина едет. (Машина едет быстро)
— Собака лает. (Собака лает громко)
— Солнце греет. (Солнце греет жарко)
— Соловей поет. (Соловей поет звонко)
VI. Самостоятельное составление предложений по картинкам.
— Послушайте следующее задание. Надо достать картинки из конверта, составить предложения и сказать, как дети и взрослые выполняют свои действия.
Дети составляют:
Дворник подметает чисто улицу.
Школьник аккуратно пишет буквы.
Бабушка обильно поливает цветы.
VII. Физминутка.
Рано утром на полянке
Веселятся две мартышки
Правой ножкой: топ, топ!
Левой ножкой: топ, топ!
Руки вниз, руки вверх!
Кто поднимет выше всех?
VIII. Игровое упражнение «Кто как передвигается».
— Запомните, какие движения вы будете выполнять (имитация движения зверей).
Волк (дети бегут)
Лиса (дети крадутся)
Заяц (дети прыгают)
Медведь (дети идут)
IX. Логопед обращается к детям:
— Вы правильно выполняли движения. Один мальчик на прогулке показал как прыгает белочка. Он прыгал по-беличьи.
— Как волк бежал? (по-волчьи)
— Как лиса кралась? (по-лисьи)
— Как заяц прыгал? (по-заячьи)
— Как медведь шел? (по-медвежьи)
X. Составление рассказа по заданному плану.
— Мне сегодня позвонил Незнайка. Он хочет узнать как вы живете, трудитесь в детском саду. Давайте ему напишем письмо. Я уже приготовила конверт с фотографиями.
— С каких слов начинается письмо?
(дети: «Здравствуй, Незнайка!»)
— Расскажите, как вы живете в детском саду? (ставится фотография)
(дети: «Мы живем, дружно, весело, интересно»)
— Давайте подумаем, что можно рассказать про нашу группу? Как в нашей группе? (ставится фотография)
(дети: «В нашей группе красиво, светло, уютно»)
— Когда приходят дежурные, что они делают?
(дети: «Дежурные приходят рано. Они аккуратно и красиво накрывают столы»)
— Как они помогают няне? (фотографии)
(дети: «Дежурные быстро собирают посуду, аккуратно подметают крошки, чисто вытирают столы»)
— Как вы слушаете воспитателя, логопеда на занятиях?
(дети: «На занятиях мы слушаем внимательно»)
— Почему?
(дети: «Потому что скоро мы пойдем в школу»)
— Послушайте, какое письмо мы можем написать (зачитывается письмо)
— Какими словами мы должны закончить письмо? Кто хочет сам составить письмо Незнайке? (вызванные дети составляют рассказ)
— Незнайка любит трудиться, но у него не все получается. Расскажите еще как вы дежурите?
XI. Итог: На какой вопрос мы учились отвечать?
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по подготовке к обучению грамоте на тему: «Мы на станцию придём – много нового найдём».
Подготовила: Учитель- логопед Кузнецова Ю.А.
Цель: Закрепление знаний изученных гласных букв А, О, У, И, Ы, Э.
Задачи:- Уточнить и закрепить знание гласных букв.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие.
- Упражнять в употреблении существительных во множественном числе родительного падежа.
- Развивать словесно-логическое мышление.
- Развивать тактильные ощущения.
-Развивать общую и мелкую моторику.
- Воспитывать чувство коллективизма, желание помогать друг другу.
- Формировать доброжелательные отношения между детьми.
Материалы и оборудование:
Гласные буквы А, О, У,И, Ы,Э, индивидуальные карточки с заданиями, песок, коктейльные трубочки, зёрна фасоли, кофейные зёрна, пробки, пуговицы, карандаши, счётные палочки.
Содержание этапов занятия.
- Организационный момент.
Дети, шагая, повторяют за логопедом , одновременно загибая по одному пальчику на каждой руке в кулачок.
1, 2, 3, 4, 5 – гласные сегодня будем повторять.
Логопед:: (звучит музыка «паровозик из Ромашкова»)
«Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по станциям, на которых нас ждёт много нового и интересного. И так мы отправляемся…..»
- 1 - станция «Музыкальная»
Логопед вместе с детьми подходит к магнитной доске и просит повторить правило:
Звуки мы слышим и произносим,
А буквы мы видим и пишем!
На магнитной доске расположены гласные буквы. Логопед просит каждого ребёнка назвать гласные и пропеть их, длительно протягивая голосом.
-Какой звук первый? Второй? Третий? т.д.
Проводится звуко-буквенный анализ и синтез прочитанных сочетаний.
-Молодцы, отправляемся дальше. Следующая станция «Лесная».
2 – я станция «Лесная»
- Ребята, чего много в лесу? (деревьев, грибов, цветов, желудей, листьев и т.д).Дефектолог побивается полных развернутых ответов от детей.
- В лесу много деревьев. В лесу много грибов. В лесу много желудей.
- А в нашем лесу есть много гласных букв. но подул ветер, они разлетелись по всему лесу и спрятались под листочки. Давайте с вами найдем и назовём все гласные буквы.
Дети называют отгаданные буквы, складывая их на пенёк под деревом.
Далее логопед предлагает назвать слова с первым гласным звуком .
После выполнения задания дети отправляются на следующую станцию.
3-я станция «Хлопотушкино- топотушкино»
На магнитной доске вывешиваются схемы : кулак, нога, ладонь.
- Ребята, будьте внимательны. На этой станции нужно правильно выполнять движения. На звук А показать кулак. На звук У – топнуть. Когда услышите звук И – хлопнуть в ладоши. Далее логопед произносит слова: Автобус, утка, индюк, аптека, игрушки, улей, ива, астра, укроп, изюм и тд. Дети определяют первый гласный звук в словах и выполняют соответствующее движение.
- Молодцы, ребята! Наше путешествие продолжается. Занимаем свои места.
4-я станция «Дружная»
Детям предлагается соотнести картинку с первым звуком в названии с нужной буквой. Картинки и буквы разложены на разных столах. Каждый ребёнок берёт в руки картинку, называет слово, определяет первый гласный звук в нём и относит её к соответствующей букве.(А, У, О, И)
5 – станция «Попрагайкино»
Дети подходят к схеме из 3-х квадратов, наклеенной на полу.
- Ребята, скажите, где могут стоять звуки в словах? (в начале, в середине, в конце слова).
- Верно! Сначала нужно определить , где гласный звук стоит в слове, а затем стать на нужное место. Логопед называет слова: АЛЬБОМ (место звука А в слове), ДЫМ (место звука Ы) ,ПАЛЬТО (место звука О), УЛЕЙ, КИТ, ЭКРАН.
6 - станция «Изобретательная»
-Ребята, на этой станции нам нужно с вами выложить гласные буквы из разного материала. На столе находятся коктейльные палочки, пробки, фасоль, контейнер с песком и т.д. Дети выкладывают по образцу буквы.
7 – станция «Внимательная»
Логопед:
«Отдохнули мы немного,
Дальше двигаемся в путь.
Ждут нас буквы, нам знакомые
И задания нас ждут»
- Ребята, назовите, какие гласные звуки и буквы мы сегодня с вами повторяем? (А, У, И, О, Ы, Э)
- Ребята, перед вами карточка с буквами. И вам необходимо найти и закрыть магнитиком только те гласные, которые мы сегодня повторяли. Это А, У, О, И, Ы,Э.
- Но, сначала выполним с вами гимнастику для глаз. Логопед показывает и выполняет вместе с детьми.
«Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, вверх и вниз
Выполняй не торопись».
Дети повторяют за логопедом движения глазами вверх, вниз , вправо, влево, быстро моргая глазами.
8 – станция «Сладкоежкино»
-Ребята, вы сегодня хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы , выполняли все задания. Поэтому вас сегодня ждёт вкусное угощение.
Логопед угощает детей конфетами.
- Наше путешествие подошло к концу. Во время увлекательного путешествия мы с вами повторили выученные на занятиях гласные буквы. Вы большие молодцы!
« ХЛОПОТУШКИНО- ТОПОТУШКИНО»
А У И У А У А И У И
АИСТ УХО ИВА АПЕЛЬСИН
УТКА АВТОМАТ УЛЕЙ УКРОП
ИНДЮК АВТОБУС АННА ИРИСКА
«ПОПРЫГЫЙКИНО»
Определите, где стоит гласный в слове?
В начале слова? В середине слова? Или в конце слова? Встаньте или прыгните в нужный квадрат на схеме на полу.
АЛЬБОМ ЭКРАН КИТ КОЛЬЦО
ДЫМ КОНЬКИ КУКЛЫ МАК
ПАЛЬТО СОК АВТОБУС КНИГИ
ЛУК БАНАНЫ ЭСКИМО КЕНГУРУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цепные и радиальные тесты для пересказа, с опорой на словарь по лесическим темам. Ативизация словаря признаков, наречий, антонимов. Алгоритм работы над текстом в группах компенсирующей направленности (подготовительной)
Материал содержит примеры текстов для пересказа, созданных с опорой на лексические темы. Приведены радиальные и цепные тексты, а также алгоритм работы по подготовке к пересказу. Тексты можно испо...
Знакомство детей с наречиями
Познакомить детей с наречиями. Учить вслушиваться в звучание слов, закрепить умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении. Продолжать учить детей произносить слова, выделяя голосом н...
Предлоги и наречия в речи дошкольников
Предлоги и наречия в речи дошкольников...
Актуализация наречий вчера, сегодня, завтра
Данная презентация является частью занятия по ФЭМП для детей старшего гр возраста 5-6 лет по Лексической теме: "Рыбы", позволяет актуализировать наречия вчера, сегодня, завтра...
разговорный колорит казачьего наречия
Духовно – нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента. разговорный колорит казачьего наречия. речевые игры КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ И ПОДВОРЬЕ....
Разговорный колорит казачьего наречия.
Пояснительная записка Современная социально-образовательная ситуация требует воспитания интеллектуально, физически, морально и духовно подготовленной к жизни молодёжи, усвоившей уроки патриотизма...
Конспект "Употребление наречий"
Учить образовывать и употреблять слова, отвечающие на вопрос «Как?», понимать значения вопроса «Как?», образовывать наречия от прилагательных, составление предложений по картин...