Вызывание и развитие речи с использованием метода "глобального чтения"
материал по логопедии
Представлен опыт работы учителя-логопеда по использованию метода "глобального чтения" как обходного пути для детей с особенностями развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования
«Таштагольский муниципальный район»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 «Теремок»
(МКДОУ детский сад № 6 «Теремок»)
Выступление на тему:
«Вызывание и развитие речи с использованием метода «глобального чтения»
(из опыта работы)
Учитель-логопед:
Анферова Наталья Николаевна
Таштагол
2024
Содержание
Аннотация ………………………………………………………………….…….3
Актуальность …………………………………………………………………….3
Вызывание и развитие речи с использованием метода «глобального чтения»….……..……………………………………………………….. ……..…3
Список литературы ……………………………………………………………....5
Аннотация
В выступлении представлен опыт работы учителя-логопеда по использованию метода «глобального чтения» как обходного пути для детей с особенностями развития. Представлены этапы работы по методу «глобального чтения» и рекомендуемые игры на каждом этапе работы.
Актуальность использования метода «глобального чтения» обусловлена требованием современного обучения, социализации, развитием альтернативных навыков общения и коммуникации, а также необходимостью создания условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вызывание и развитие речи методом глобального чтения
Метод глобального чтения (чтение слов целиком) является обходным путем для детей с особенностями развития. Т.е. если у детей по каким-то причинам поражены височные отделы коры головного мозга, отвечающие за восприятие речи, то задействуя затылочные отделы, которые отвечают за зрительное восприятие, можно вызвать речь.
Сильной стороной детей с особенностями развития является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию глобально (т.е. целиком). Это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления как на фотоснимке.
Несмотря на неустойчивость внимания, дети с синдромом Дауна и аутизмом с легкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.
Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения им произношением.
Т.е. таким методом можно научить неговорящего ребенка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере.
1 Этап. Начать обучение методом глобального чтения лучше всего, используя маленькие игрушки и таблички слов первого типа слоговой структуры. Первоначально кладем игрушку и к ней табличку. Затем, когда ребенок запомнит слова, на таблички слов ребенок раскладывает игрушки. Чтобы разнообразить задания можно использовать игры с песком, с водой, сухой бассейн, прятать игрушки в фольгу, прикреплять изолентой к подносу и т.д.
2 Этап. Далее игрушки заменить картинками. Подбирать материал можно в соответствии с лексическими темами, начиная с наиболее знакомых детям (напр., «Игрушки»). Постепенно расширять словарь ребенка. Параллельно с чтением существительных рекомендуется вводить и глаголы. Использую игры: «Автобус», «Пазл», «Блины», «Домино», «Перевертыши» и т.д.
3 Этап. Затем можно переходить на чтение коротких предложений, которые постепенно увеличиваются и усложняются.
4 Этап. Завершающий этап – переход от глобального чтения к аналитико-синтетическому. На этом этапе обучаем ребенка раскладывать слово на слоги и буквы.
Предлагаю вашему вниманию видео.
1. Ребенок с РАС читает слова (подбирает соответствующие картинки к табличкам слов) – 2 этап работы.
2. Ребенок с РАС читает предложения. 3 этап работы – подбирает картинки к табличкам с предложениями.
Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Гленн Доман. Как научить ребенка читать. Ласковая революция. - М.: АСТ, Апрель, 2004
2. Жевлакова Е.А. применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3 – 4 лет с ОВЗ/Е.А. Желвакова. – Текст:/Вопросы дошкольной педагогики. – 2022. - № 10 (58). – С. 33-35.
3. Магутина А.А. Использование методики глобального чтения в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития и не владеющими устной речью/ А.А. Магутина/ Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль,2016г.). – Краснодар: Новация, 2016. – С. 209-211.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». (Программа «Развитие речи детей 3-7 лет
Новизна: предложенные в ходе занятия формы работы уже использовались педагогами и раньше. Новизна заключается в сочетании данных форм и при...
Использование игровых приемов и методов в развитии речи, с использованием методик в познавательно- речевом развитии дошкольников.
Целенаправленное развитие речи дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей....
Сценарий НОД по развитию речи с использованием технологии продуктивного чтения для детей 2 младшей группы «Заюшкина избушка»
Сценарий НОД по развитию речи с использованием технологии продуктивного чтения для детей 2 младшей группы «Заюшкина избушка» Цель педагогическая: чтение детям русской народной сказки ...
«Использование элементов методики М. Монтессори в развитии речи и подготовке к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста»
В работе представлены некоторые аспекты использования методики М. Монтессори в развитии речи и подготовке к чтению и письму детей дошкольного возраста...
ООД по развитию речи с использованием кейс-технологии в средней группе Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр»
ООД по развитию речи с использованием кейс-технологии в средней группеЧтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр»...
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе. Чтение сказки «Маша и медведь» с использованием Су-джок терапии
Су-Джок терапия для развития речи малышей Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия ("Су" - кисть, "Джок" - стопа). Су-Джок терапия является о...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Чтение карельской сказки «Горшок киселя» с использованием технологии продуктивного чтения.
Развитие у дошкольников умений полноценного восприятия художественного произведения, что помогает решать познавательные и коммуникативные задачи, учиться интерпретировать и комментировать ...