Мастер-класс для родителей «Коррекция звукопроизношения речи у детей с использованием метода наглядного моделирования»
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Светлячок»
Мастер-класс для родителей воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
«Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда»
Учитель-логопед
Голованова Татьяна Николаевна
Богородск, 2024
Цель: передача накопленного опыта по использованию приёмов моделирования на логопедических занятиях
Задачи:
Повышение компетентности, активизация исследовательской позиции участников мастер-класса;
Форма проведения мастер-класса: практикоориентированное занятие (15-20 минут).
Содержание деятельности: краткий обзор теоретической информации по теме и практическая часть.
Ожидаемый результат: практика по освоению рефлексивных технологий, актуальные педагогические и методические знания и умения.
Формирование группы
Логопед:
-Какие замечательные сегодня собрались здесь творческие люди, желающие повысить свой интеллектуальный потенциал.
Деление на группы (метод «Составь фразу»)
Участники берут карточку, на которой написано слово (символ) и ищут еще двоих (троих, четверых, чтобы получилась «знакомая фраза»:
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Не гордись званием, а гордись знанием.
У пространства нет размера, а у знаний нет предела.
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Применительно к детскому саду, моделирование – это наглядно-практический метод обучения, позволяющий обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях и скрытых характеристиках предметов, объектов окружающего мира, о связях и отношениях, имеющихся между ними.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Предлагаю варианты использования наглядного моделирования в различных разделах коррекционно-логопедической работе, которые позволяют активизировать детей и помогают решить поставленные задачи.
1. Развитие артикуляционного аппарата. Первое, где я начинаю использовать наглядные модели — это артикуляционная гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений я сначала использую картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать.
2. Использование элементов моделирования при проведении дыхательной гимнастики. Схематические изображения используются для разграничения ротового и носового вдоха и выдоха
3. Работа со звуком.
Начиная работу над звуками, я так же использую модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
Символы фонем логически связаны со звуковым аналогом звуков и отражают положение губ при их артикулировании. При построении модели согласных звуков учитывается участие или неучастие губ, вибрация голосовых связок и пр.
Согласные звуки противопоставляются по следующим признакам:
- По типу резонаторов (ротовой или носовой звук).
- По месту образования преграды, на которую наталкивается выдыхаемый воздух.
- По участию голоса и шума (звонкие и глухие звуки).
- По наличию смягчения (твердые и мягкие звуки).
На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.
При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.
Для этой работы я использую различные дидактические игры и пособия:
1. Пособие “Где звук?”
Цель пособия – упражнять детей в определении места заданного звука в слове и соотнесение данного слова и подходящей схемы.
2. Игры “Дом Звуков”.
Цель пособия: упражнять в дифференциации понятий “гласный” -“согласный твердый/мягкий” звук.
Например, характеристика первого звука в слове: ребенок называет предложенную картинку, называет первый звук в названии изображенного предмета, определяет первый звук гласный или согласный, “заселяет” картинку в домик (гласный звук – красный дом, согласный твердый – синий и т. д.)
3. Пособия «Поезд», «Новоселье» используется для закрепления знаний детей о слоговой структуре слов. В первом вагоне находятся предметные картинки, в названии которых один слог, во втором – два слога и т. д.
4. В подготовительной к школе логопедической группе, с целью профилактики дисграфии использую ребусы, изографы (изографы – слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь, полубукву, изображение предметов с помощью букв.
5. Грамматический строй. Метод наглядного моделирования позволяет уточнить понятие о роде предметов, упражнять в согласовании местоимений (он, она, оно и др.) с существительными.
Особое внимание я хочу обратить на пиктограммы для развития навыков словообразования у детей с ОНР.
“Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”.
Дети учатся употреблять в речи предлоги, правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой.
8. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.
Построение наглядных моделей для всех видов связных высказываний: от построения предложения по опорным маркерам до пересказа, составления рассказов по картине и серии картин, описательного рассказа, творческого рассказа, позволяет более эффективно осуществлять логопедическую коррекцию связной речи детей с ОНР.
Во время занятий по развитию связной речи используются схемы для составления описательных и сравнительных рассказов, придумывания загадок.
При работе над всеми видами связного высказывания: пересказе, составлении описательных рассказов, рассказывании по картине и серии картин широко используются мнемотаблицы, в которых с помощью условных значков кодируется содержание текста. Дети, декодируя информацию по мнемотаблице, вспоминают и рассказывают содержание сказки, рассказа или стихотворения.
Разновидность схематической – мнемодорожки, часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений. Мнемодорожки помогают понимать, запоминать и воспроизводить скороговорки, крылатые выражения, пословицы и поговорки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ.
Задания с использованием схемы слова:
• Отгадай, какое слово «зашифровано» в пиктограмме.
• Выложи фишками количество слогов в слове.
• Помести предметную картинку с этим словом в определенный вагончик (номер вагончика соответствует количеству слогов в слове).
Задания с использованием схемы предложения.
• Составь предложение по опорным пиктограммам
• Сосчитай количество слов в предложении.
• Составь схему предложения.
Задания с использованием мнемотаблицы.
• Разложи в определенной последовательности картинки с условными обозначениями стихотворения.
• Расскажи стихотворение.
Литература
Список литературы:
1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
2. Балаева В.И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи. Хрестоматия по логопедии. – М.: Владос, 1997.
3. Буренко Н. Дома и сказки для букв и звуков. // Обруч, 2000. - №1.
4. Карельская Е. Использование символов в работе над звуками. //Дошкольное воспитание, 2000. - №1.
5. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: Литера, 2001.
6. Степанова О.А. Коррекционная педагогика в начальном образовании, под. ред. Г.Ф. Кумариной. – СПб.: Литера, 2000.
7. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4 – 6 лет. Москва, 2001.
8. Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. «Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника».(Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду.- Москва, 1979.)
9. Жукова Н.С. «Формирование устной речи».- Москва, 1994.
10. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций» - Москва, 1960.
11. Леонтьев А.А. «Теория речевой деятельности».- Москва, 1968.
12.«Логопедия» под ред. Л.С. Волковой – Москва, 1989.
13. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» (М. 1991 – сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)
14. «Коррекция нарушения речи у дошкольников» под ред. Л.С. Сековец, Нижний Новгород, 1999 г.
15. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» (С.-П. «Детство-пресс» 2000 г.)
16. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи дошкольников» (Москва «Просвещение» 1985г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода наглядного моделирования в коррекции развития речи дошкольников
В докладе представлены различные методы наглядного моделирования в практической работе учителя-логопеда....
«Создание условий для познавательного и речевого развития детей через использование метода наглядного моделирования речи в процессе проблемного обучения»
Исследование возможности создания своей письменности, основанной на использовании рисуночного письма древних народов Северной Америки....
Мастер-класс для педагогов по речевому развитию "Развитие связной речи с использованием метода наглядного моделирования". Уровень ДОУ 2019г.
15 октября 2019 года старший воспитатель МДОУ № 56, Шершнева Ангелина Валерьевна, провела мастер-класс для педагогов по речевому развитию "Развитие связной речи с использованием метода наглядного...
Мастер-класс «Использование метода наглядного моделирования в формировании речи у детей с ОВЗ»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Де...
Мастер-класс "Использование метода наглядного моделирования в познавательном развитии детей"
Мастер-класс для педагогов...
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования»
Цель: ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Задачи:-р...
Консультация для педагогов «Значение метода наглядного моделирования в коррекции звукопроизношения речи у детей с ОНР»
Одним из перспективных направлений в совершенствовании коррекционно-образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи является применение метода наглядного моделирования и схематизации....