Доклад "Влияние логоритмики на речевое развитие детей с ОВЗ"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Абдурагимова Зарина Ибрагимовна

      В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи. Нарушения в фонематическом, лексико-грамматическом строе речи и моторной функции детей служат серьезным препятствием для овладения ими программой дошкольного учреждения. Развитие речи старших дошкольников является важнейшим показателем общего развития, критерием готовности к школе.Для детей с недоразвитием речи характерны нарушения внимания, памяти, быстрая утомляемость, отмечается замедленное развитие локомоторных функций (двигательных), которое выражается в неловкости, плохой координации движений, чрезмерной замедленности или импульсивности движений, в снижении скорости и ловкости их выполнения.

Наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Указанные особенности в развитии детей спонтанно не преодолеваются и требуют целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Эффективным и действенным средством в коррекционно-педагогической работе является логоритмика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  «ЮГОРКА»

Доклад на тему:

«Влияние логоритмики

на речевое развитие ребёнка с ОВЗ»

https://doshk.ru/wp-content/uploads/2019/03/logoritmika-min.jpg

Выполнила воспитатель группы комбинированной направленности

Абдурагимова З.И.

(СЛАЙД 2)             «Первое понимание логоритмики основано на использовании     связи слова,        музыки и движении. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними».                                                                                                                               Г.А. Волкова

      В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи. Нарушения в фонематическом, лексико-грамматическом строе речи и моторной функции детей служат серьезным препятствием для овладения ими программой дошкольного учреждения. Развитие речи старших дошкольников является важнейшим показателем общего развития, критерием готовности к школе.

Для детей с недоразвитием речи характерны нарушения внимания, памяти, быстрая утомляемость, отмечается замедленное развитие локомоторных функций (двигательных), которое выражается в неловкости, плохой координации движений, чрезмерной замедленности или импульсивности движений, в снижении скорости и ловкости их выполнения.

Наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Указанные особенности в развитии детей спонтанно не преодолеваются и требуют целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Эффективным и действенным средством в коррекционно-педагогической работе является логоритмика.

(СЛАЙД 3)   Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основа логоритмики — это движение, музыка и речь.

Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, и даже  улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь».

Не случайно понятие ритм вошло в название логопедической ритмики. Логоритмика является наиболее эмоциональны звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

(СЛАЙД 4)  В работе с детьми в логоритмике выделяют два основных направления:

  1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
  2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением;

(СЛАЙД 5) На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

  • Уточнение артикуляции – положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука.
  • Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.
  • Развитие слухового внимания и зрительной памяти.
  • Формирование правильного дыхания.
  • Развитие способности ориентироваться в пространстве.
  • Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  • Формирование навыка релаксации.
  • Развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагают детям в сочетании с какой — либо ритмической основой: под музыку, под счет, либо под стихотворное сопровождение.

(СЛАЙД 6)  Занятия логоритмикой проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 30 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребёнка к моторной и речевой нагрузкам. Используются такие упражнения как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения.. Для улучшения координации движений, для тренировки устойчивости, широко используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки, кубики, обручи. Они направлены на тренировку внимания, памяти и ориентировки.

Основная часть занимает от 10 до 15 минут и включает в себя следующие виды деятельности:

- Ходьба и маршировка в различных направлениях.

- Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции.

- Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

- Упражнения, активизирующие внимание.

- Упражнения на развитие координации движения.

- Упражнения на развитие мелкой моторики.

- Ритмические упражнения.

- Чистоговорки.

- Слушание музыки для снятия эмоционального напряжения.

- Игры (статические, малоподвижные, подвижные).

- Хороводы. ( СЛАЙД 7)

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  1. Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  2. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса, которые развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  3. Артикуляционные упражнения. Они полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. (СЛАЙД 8)

Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

( СЛАЙД 9)  4.Дыхательная гимнастика. Она корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

5. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний.

(СЛАЙД 10) 6. Игровые упражнения, помогающие активизировать, расширять и переключать внимание, тренирующие память и слуховое внимание. Например, берем барабан и ставим перед ребенком. Говорим: «Будем играть на барабане громко Бам-Бам, а по коленкам стучать тихо Бом-Бом. Повторим вместе с ребенком, как будем громко играть на барабане и стучать по коленкам. Затем медленно произносим вслух стихотворение и выполняем действие в соответствии с текстом

Бам-бам, БАМ-бам,

Громко бьем мы барабан.

(стучим по барабану ладошками)

Бом-бом-бом-бом,

По коленкам тихо бьем.

(Тихо бьем по коленкам).

7. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть- ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения определенных движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику и улучшать координацию движений. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память.

( СЛАЙД 11)  8. Пальчиковые игры. Не стоит забывать, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка.

Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, спокойная ходьба, релаксационные упражнения.

Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют устранению нарушенных функций, что приводит к нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, развивает функциональные системы ребенка (дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала), формируют положительный эмоциональный настрой, способствует преодолению трудностей в общении со сверстниками. Благодаря логоритмики, дети становятся более активными и общительными. У них наблюдается стойкий интерес к определённому музыкальному произведению, им нравятся выполнять те или иные танцевальные движения. Они начинают повторять, а затем уже и непроизвольно петь песни, подражать голосам животным, исходя из сюжета песни.

( СЛАЙД 12)   Логоритмика – это не просто игра, это целый сюжет в котором переплетаются, упражнения на подражания, развитие речевого дыхания и мимики, пальчиковая и мимическая гимнастика, а самое главное – получение удовольствия и массы впечатлений.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/21/s_5920c0bf35ee0/s629949_2_2.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»

Проект предполагает оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средставми логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во ...

Конспект мероприятия по интеграции речевого развития детей и музыки (логоритмика) для детей старшей группы

Музыкальный руководитель совместно с логопедом проводит логоритмическое занятие, в котором используется речевой и музыкальный материал по теме "Осень". В ходе совместной деятельности с детьми в ...

Самообразование Тема: «Логоритмика как средство речевого развития детей с задержкой психического расстройства в непосредственно образовательной деятельности».

     Во время практической деятельности  большое внимание уделяется использованию логоритмики с целью коррекции речевых дефектов  детей. Это выражалось в выполнении лог...

Педагогический проект «Логоритмика как метод психомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста»

Насоящий проект напоавлен на психомоторное  и речевое развитие детей методами логоритмики...

Педагогический проект «Логоритмика как метод психомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста»

Данный проект направлен на психомоторное и речевое развитие детей дошкольного возраста методами логоритмики....

Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития детей. Логоритмика – речь - движение – игра.

На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач  перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей.    ...

Влияние логоритмики на речевое развитие детей

В статье описывается, какую роль логоритмические упражнения играют в коррекции речевого развития дошкольника....