Инновационный проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»
методическая разработка по логопедии по теме
Проект предполагает оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средставми логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во включении детей в социально-значимую деятельность, формирование навыков общения и в дальнейшем социализации личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnyy_proekt_2009.docx | 37.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Крепыш» общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»
Автор:
Саванова Юлия Николаевна –
Учитель-логопед первой квалификационной категории
октябрь, 2009 год
Костромская область, г. Волгореченск, 2009 год
Заявка на участие в конкурсе инновационных образовательных программ
1 | Название инновационной образовательной программы | «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики» |
2 | Название организации. Ф.И.О. руководителя организации | муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Крепыш» общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области Заведующий: Приземина Татьяна Алексеевна. |
3 | Фактический адрес, телефон, электронный адрес: | 156901, Костромская область, г. Волгореченск, ул. 50-летия Ленинского Комсомола, д.7; 8(49453) 3-13-30; e-mail: mdou4_krepish@mail.ru |
4 | Автор | Саванова Юлия Николаевна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад №4» |
5 | Руководитель программы, контактный телефон, электронный адрес | Саванова Ю.Н., (49453) 3-30-22, e-mail: yuli_san@mail.ru |
6 | Заказчик | муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Крепыш» общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области |
7 | Номинация | Индивидуальные образовательные траектории |
8 | Срок реализации программы | подготовительный – (2007 г.); основной – (2008г.); развитие проекта – до 2013 г. |
9 | Краткое изложение инновационной идеи | Предполагается оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во включении детей в активную социально-значимую деятельность, формирование навыков общения и в дальнейшем социализация личности. |
9. Краткое изложение идеи проекта:
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 4,5 – 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: слабого здоровья, дефицита общения со взрослыми, нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон коры головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой недостатки речевого развития не исправляются. Но при раннем выявлении и своевременной помощи, недостатки речевого развития корректируются.
С каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем.
Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8-10 слов, то в три года – до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь малышу овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки, укрепить его здоровье.
В муниципальном дошкольном образовательном учреждении, возможно создать условия для своевременного формирования речи детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии.
1. Ранний возраст – выявление контингента детей с недостатками в психофизическом развитии и включение их в работу через организацию кружка «Раз – ладошка, два - ладошка»;
2.Младший и средний дошкольный возраст – динамическое наблюдение за данным контингентом детей через продолжение работы кружка.
3. Старший дошкольный возраст – готовность ребенка к школьному обучению.
Описание инновационного проекта
«Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»
- Цель и эффективность инновации.
- Цель разработки – создание максимальных условий для формирования речи детей раннего возраста.
- Уровневая цель для детей – формирование речи дошкольников путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
- Уровневые цели для педагогов – овладение методикой логоритмики, внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий.
- Уровневая цель для родителей – организация систематической педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с недостатками в психофизическом развитии.
- Уровневая цель для муниципального образовательного пространства – создание условий для взаимодействия образовательных учреждений города путем распространения педагогического опыта.
Эффективность инновации будет проявляться в следующем:
- Повышение статуса муниципального дошкольного образовательного учреждения, предоставляющего услуги дополнительного образования.
- Повышение эффективности и качества предоставляемых воспитательно-образовательных услуг.
- Модернизация воспитательно-образовательного процесса путем внедрения новых технологий и направлений.
- Организация систематической педагогической поддержки семей,
воспитывающих детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии.
- Создание условий для своевременной диагностики детей с тяжелыми нарушениями речи.
2. Характеристика объекта инновации
В последние годы вырос интерес к речи детей раннего возраста и к ранней диагностике речевых нарушений. По статистике, с каждым годом здоровых детей становится меньше. Увеличивается количество детей с нарушениями речи. В 2007 – 2008 учебном году из 20 поступивших в детский сад детей ясельного возраста только 20% детей практически здоровых (имеют I группу здоровья). В 2009 – 2010 году из 20 поступивших - 4 ребенка с заключением – задержка речевого развития. Выявляется закономерность – у детей со слабым здоровьем практически во всех случаях идет отставание в речевом развитии. В социально неблагополучных семьях, в которых имеет место дефицит общения взрослых с ребенком, как правило, всегда у таких детей имеются недостатки в речевом развитии.
Поэтому проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики» является одним из компонентов оздоровительной программы детского сада «Здоровье»
Были разработаны этапы работы над проектом:
- подготовительный – (2007г.) - разработка замысла проекта, поиск образовательных и социальных партнеров, оформление нормативно-правовой базы, организационные пробы (организация предварительной работы с детьми раннего возраста на базе негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №48»); повышение квалификации учителя-логопеда в Костромском областном институте повышения квалификации работников образования по теме «Логопедическая ритмика. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями речи в ДОУ», разработка программы дополнительного образования «Раз – ладошка, два – ладошка», составление перспективного планирования, пополнение материально-технической базы;
- запуск проекта (2008г.) - описание проекта, доработка нормативных материалов проекта, презентация проекта;
- основной – (2008.г.) - разворачивание основных механизмов проекта: организация кружка «Раз – ладошка, два – ладошка» на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №4 № «Крепыш» общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск» для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии; повышение профессионального роста педагогов через консультации, семинары, мастер-классы; оказание педагогической помощи родителям через родительские собрания, индивидуальные консультации, открытые просмотры занятий;
- развитие проекта – до 2013 г. – функционирование проекта: идет процесс воспитания и обучения ребенка в пространстве детского сада – реализация программы дополнительного образования «Раз – ладошка, два - ладошка»; привлечение узких специалистов (инструктора по физической культуре, медсестры) к реализации проекта; определение уровня развития детей при выходе в школу.
3. Технология (механизм) внедрения новшества
Основанием для разработки проекта «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики» послужили следующие факторы:
- ранняя диагностика речевых нарушений;
- внедрение эксперимента «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики» на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №4 № «Крепыш» общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области;
Основная деятельность по внедрению разработки.
- Всестороннее изучение проблемы роста детей с нарушениями речи.
- Создание системы взаимодействия детей, родителей, педагогов на муниципальном уровне, позволяющей повысить эффективность реализации проекта;
- Поиск и разработка новых форм взаимодействия субъектов образовательного пространства города;
Перспективы дальнейшего развития проекта.
- Привлечение узких специалистов (инструктора по физической культуре, медсестры) к реализации проекта;
- Расширение образовательного пространства, внедрения элементов проекта в начальной ступени обучения родному языку как элемент здоровьесберегающих технологий (музыкально-ритмические движения на уроках музыки, физкультминутки на уроках чтения и русского языка).
Функции участников проекта.
Образовательное учреждение:
- Организационная;
- Ресурсного обеспечения;
- Контрольная;
- Аналитико-результативная.
- Мотивационно-целевая
- Регулятивно-коррекционная
Методическая служба:
- Информационно-аналитическая;
- Методическая;
- Диагностическая.
- Планово-прогностическая;
- Деятельностная.
Продолжительность внедрения разработки.
Этапы:
Проектирование – (2007 г.) - разработка замысла проекта, поиск образовательных и социальных партнеров, оформление нормативно-правовой базы,
Запуск проекта (2008 г.) - описание проекта, доработка нормативных материалов проекта, презентация проекта.
Основной этап проекта – (2008 – 2010 г.г.) - разворачивание основных механизмов проекта.
Заключительный этап (до 2010г) перевод в режим функционирования
Развитие проекта – до 2013 г. Проект сопровождает формирование речи конкретной группы детей, которым на начало 2007-2008 учебного года исполнилось 2-3 года, от дошкольного уровня до поступления в школу. Этапное воплощение проекта связано с муниципальным образованием этих детей на разных возрастных периодах.
4. Ресурсное обеспечение объекта.
- Нормативно-правовое обеспечение:
- Конституция РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Билль о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Семейный кодекс РФ;
- Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»;
- Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй. Письмо Минобразования РФ от 31 января 2001 г. № 90\30-16;
- Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп. Утверждено на заседании актива дефектологов г. Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24 февраля 2000 г.
- Информационно-методическое обеспечение:
- Повышение квалификации педагогов;
- Педагогические просвещения родителей.
- Медико-психологическая поддержка образовательного процесса.
- Организационное обеспечение:
- Анализ ресурсов, необходимых для реализации проекта.
- Кадровые:
- Учитель-логопед;
- Музыкальный руководитель
- Воспитатели;
- Инструктор по физической культуре;
- Медсестра;
- Куратор проекта
- Материально-технические:
- Помещения для занятий;
- Технические средства;
- Музыкальные инструменты;
- Шумовые инструменты;
- Демонстрационный материал по лексическим темам;
- Элементы костюмов;
- Фонотека;
5. Основные риски от внедрения инновации
- Кадровая проблема, вызванная условиями малого города.
- Неосознанность некоторыми родителями важности данной проблемы.
6. Инвестиционная характеристика объекта инновации
Проект будет инвестиционно привлекателен для муниципального образовательного пространства, т.к. воспитание детей раннего возраста – одно из направлений деятельности по реализации обеспечения равного доступа к образованию.
Проект является частью программы оздоровления детей «Здоровье», принятой на педсовете «Безопасность и здоровье наших детей» от «29» ноября 2005 года.
Проект позволит своевременно формировать речь детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Реализация проекта будет способствовать укреплению здоровья детей.
7. Социальная оценка инновации
«Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ».
Карл Маркс
В основу проекта положены идеи создания условий для образования детей раннего возраста с недостатками психофизического развития в муниципальной системе образования, через организацию кружка «Раз – ладошка, два - ладошка» на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №4 «Крепыш» общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области, не имеющего в своей структуре специализированных групп.
Предполагается оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики.
Практическая реализация этой идеи состоит во включении детей в активную социально-значимую деятельность, формирование навыков общения и в дальнейшем социализация личности.
8. Основные приложения к проекту.
- Программа дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Логоритмика для малышей».
- Перспективное планирование занятий;
- Конспекты занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»
Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ логопедической ритмики для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии
Основным принципом построения игр-занятий является тесная связь слова, движения и музыки. Игры-занятия сотавлены с опорой на лексические темы....
Управление созданием условий психофизического развития детей раннего возраста. Презентация.
Презентация....
Управление созданием условий для обеспечения психофизического развития детей раннего возраста. Выступление.
Выступление...
Консультация для родителей: ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Об этапах психофизического развития детей раннего возраста...
Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...
«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....