План самообразования
рабочие листы по логопедии
«Развитие речедвигательной координации дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска
детский сад №40 "Золотая рыбка"
План самообразования
учителя- логопеда Мелашич Е.В.
на2023-2024 учебный год.
«Развитие речедвигательной координации дошкольников»
1. Ф.И.О. педагога — Мелашич Елена Владимировна
2. Образование — высшее
3. Тема самообразования: «Развитие речедвигательной координации детей»
4. Работа начата -01.09.2023г.
5. Предполагается закончить -31.05.2024г.
6. Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу путём развития речедвигательной координации
7. Задачи:
- изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению речедвигательных трудностей
- разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной координации детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики
- планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса
- апробировать данную модель на практике
8. Предполагаемый результат: разработка методических рекомендаций, создание авторской программы по данной теме.
9. Форма самообразования: индивидуальная.
10. Источники самообразования: интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.
11.Итог: обобщение опыта работы по данной теме.
Актуальность.
Дети с речевой патологией ,особенно если она имеет органическую природу ,как правило ,очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. У таких дошкольников отмечаются существенные отклонения в развитии моторной ,двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость ,недостаточные статическая и динамическая координация движений ,двигательная память ,слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.
Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учётом основных линий речевого развития ( лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи.) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.
Применение нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние.
Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в онтогенезе. Речедвигательная сфера формируется в направлениях:
- от общей моторики к мелкой, позже артикуляционной;
- от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;
- от диффузных движений к дифференцированным ( изолированным ,чистым, тонким целенаправленным движениям) ;
- от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся дифференциации.
Коррекционные задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей с речевыми нарушениями:
- учить соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
- формировать умение поддерживать статическое и динамическое равновесие;
- учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.
Проявление координационных способностей зависит от таких факторов, как:
- способность к точному анализу движений;
- деятельность анализаторов;
- сложность двигательного анализатора;
- уровень развития гибкости, динамической силы, смелости и решительности;
- возраст;
- общий уровень подготовленности ребёнка.
В коррекционно-логопедической работе следует опираться на ряд методических приёмов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:
- применение и быстрая смена различных исходных положений;
- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов;
- смена способов выполнения упражнений;
- использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объёма;
- выполнение согласованных действий несколькими участниками;
- использование более сложных сочетаний основных движений( ходьба, бег, прыжки) ;
- упражнение или упрощение правил в подвижных играх.
Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:
- выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико- артикуляторных мышц, общей моторики, ритма, темпа движений;
- самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;
- выполнение кинезиологических упражнений;
- су-джок терапия;
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- игры с прищепками;
- упражнения с различными предметами;
- проведение малоподвижных и подвижных игр.
Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе логопеда с детьми.
Раздел плана | Сроки | Формы работы |
Работа с детьми | 2023-2024г.г | пальчиковая гимнастика |
ежедневно | артикуляционная гимнастика | |
дыхательная гимнастика | ||
кинезиологические упражнения | ||
логоритмика, фоноритмика | ||
упражнения на координацию | ||
элементы су-джок терапии | ||
игры с прищепками, камнями, фигурками | ||
самомассаж лица, шеи, ладоней, поду- шечек и фаланг пальцев | ||
дидактические и настольные игры | ||
Работа с родителями | Сентябрь 2023г. | Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики-залог правильной и красивой речи». |
Октябрь 2023г. | Практикум для детей и родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» | |
Ноябрь 2023г. | Практикум для детей и родителей «Развитие речевого дыхания с исполь- зованием игровых упражнений» | |
Декабрь 2023г. | Практикум для детей и родителей «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи детей» | |
Январь 2024г. | Консультация на тему: «Комплекс мер, способствующих развитию тонких движений рук». | |
Март 2024г. | Совместное занятие детей и родителей «Мяч и речь» | |
Апрель 2024г. | Консультация на тему: «Леворукость у детей» | |
Май 2024 | Итоговое выпускное занятие « Скоро в школу!» | |
Работа с педагогическими работниками ДОУ | Январь 2024г. | Презентация игровой технологии для развития речи и мелкой моторики у детей: «Кинезиодорожки». |
Февраль 2024г. | Консультация на тему «Леворукость у детей» (стендовая) | |
Апрель 2024г. | Практикум: «Игры с мячом в логопедической коррекции» | |
Май 2024г. | Консультация на тему «Влияние движений пальцев на развитие речи» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...