Логопедический проект по развитию фонематического восприятия для детей старшей группы.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Логопедический проект по развитию фонематического восприятия - это совместная работа педагогов,родителей и детей.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков,
правильной слоговой структуры слов,основой легкости овладения грамматическим строем языка,успешного освоения письма и чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по формированию фонематического восприятия для детей старшей группы | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонематические процессы включают в себя: фонематический слух; фонематическое восприятие; фонематические представления;
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и распознавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова Он включает в себя следующие речевые операции: • способность слышать есть данный звук в слове или нет; • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Ф онематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. • умение определять линейную последовательность звуков в слове; • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; • осознание или подсчет количества звуков в слове.
Позже Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонематический анализ и синтез. Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификацию. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ: - р азвитие неречевого слуха; - развитие речевого слуха; - развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов.
Для формирования у детей старшей группы « Фиалочка » фонематических процессов и успешной подготовке к обучению грамоте и подготовке к школе в целом ,педагогами нашей группы был реализован Л огопедический проект « Рифмушки » Цель проекта: Формирование фонематических процессов у детей старшей группы . Задачи: • Привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову • Развитие фонематического слуха и восприятия у детей. • Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком. •Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей. •Упражнять детей в правильном произношении звуков, используя стихотворения насыщенные закрепляемым звуком. •Совершенствовать общее звучание речи (темп, ритм, дикция, интонационную выразительность).
Вид проекта : Практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный Срок реализации: 2 недели Содержание работы: Работа с детьми • Развитие фонематического слуха и восприятия детей на логопедических занятиях, занятиях воспитателя (игры и пособия направленные на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия). • Приобретение детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук. • Оформление обложки собственной книжки-малышки « Рифмушки », придумывание пар слов-паронимов и рисование соответствующих иллюстраций
I этап работы с детьми Цель: Развитие неречевого слуха Задачи: • Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; • Развивать слуховое внимание и слуховую память. Предлагаемые игры: «Что звучало?» «Где звучало?» (индивидуально) «Колокольчик» « Хлопни, как я!» (индивидуально) «Ритмы» (индивидуально)
II этап: Цель: Развитие речевого слуха Задачи: • Развивать способность различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса; • Развивать способность различать слова, близкие по звуковому составу; • Дифференциация слогов и фонем. Игры на развитие способности различать одинаковые слова, звуко -комплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса: «Далеко – близко» « Большой – средний – маленький» «Взрослый или детёныш?» «Телефон»
Игры с детьми: «Кто позвал?» (по имени) Педагог предлагает ребенку повернуться спиной и угадать, кто назвал его по имени . « Кто позвал?» (звукоподражания детенышей и мам ) Один и тот же звук произносится громко, тихо, высоким голосом, низким голосом . «Угадай – ка!» Педагог предлагает ребенку вспомнить сказки «Три медведя», «Колобок», «Теремок», . Меняя высоту голоса, отгадать, кто говорит (Мишутка - высокий голос, Михайло Иванович - низкий голос и т.д ). Игра «Эхо» Педагог предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки , слова а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо». Взрослый четко произносит за ширмой: а, у, и, о, у, дом, кот, соки т.д. Ребенок повторяет.
« Красный – зелёный» Взрослый показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания: «БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ». Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный . « Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: КОМ – КОМ – КОТ – КОМ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА
«Подскажи Петруше звук» Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в них он будет специально недоговаривать последний звук. Его подскажут дети. Щено .., ко.., зая .., ено .. и т.д . «Доскажи звук » Логопед произносит предложение, не договаривая последний звук. Лежебока рыжий кот отлежал себе живо.. Ходит по лесу хорек, хищный маленький звере.. Голосок твой так хорош, очень сладко ты пое .. «Назови то, что можно есть» - картошка, ложка, окрошка. - апельсин, блин, мандарин. - конфета, котлета, ракета. - миска , ириска, сосиска. - банан , диван, барабан. - мёд, компот, плот. - огурец, удалец, холодец. (игра может продолжаться долго)
«Самое короткое слово» Педагог произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое. СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА «Самое длинное слово» Педагог произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое длинное слово. ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА
Игра «Играем в рифмы» Цель: д ифференциация слов, близких по звучанию Игра « Добрый слон». Жил на свете добрый слон, Сочинял рассказы он. Книжки добрые писал, И друзьям их раздавал. В рифмы он любил играть, Чтоб с друзьями не скучать. Вот картина, вот…( корзина, машина и т.д.), Вот ромашка, вот …( букашка, бумажка), Вот мой домик, вот твой …( томик, сомик ), Вот и пушка, вот и …( мушка, сушка, кружка), Вот вам пышка, а вот …( книжка, мышка, крышка), Вот сосед, а вот …( обед, кларнет, винегрет). Чтоб и нам не скучать, будем рифмы подбирать .
« Доскажи словечко» Цель: учить подбирать рифму, учить дифференцировать звуки, развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. Верите - не верите, Мы родом из Америки В сказке мы – синьоры, на грядке … Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… В подполье, в каморке Живет она в норке, Серая малышка, зовут ее…
Дифференциация фонем и слогов «Поймай звук» 1.Педагог называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, присесть, поднять карточку и др.). Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно. 2.Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Не путайте звуки с буквами! Четко проговаривать звуки в конце, середине слов. Игра « А ну-ка, догадайся!» Какой одинаковый звук есть во всех словах? Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь ; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь ; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь . Игра «Какой слог лишний?» Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными. Описание игры: Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется ( ва – фа – ва – ва ) Игра «Флажки» Взрослый называет звук. Ребёнок, определяя, какой этот звук: гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, поднимает флажок соответствующего цвета.
Игра «Назови по порядку слоги» Педагог произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС). Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши. Игра «Цветные ёжики » (коробочки, корзинки) Цель: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков. Перед ребенком картинки, в названии которых есть звуки С и СЬ (или другие). Взрослый просит отдать синему ежику все картинки со звуком С, а зеленому - со звуком СЬ. Игра «Повтори за мной» Цель: дифференциация слогов с оппозиционными согласными. Оборудование: игрушечный медведь.Педагог показывает игрушку и говорит, что этот медвежонок приехал из сказочной страны и не умеет разговаривать на нашем языке. Предлагает научиться говорить на его языке (повторить слоги): па - ба, по - бо , пу - бу , па - па - па, ба - ба - ба.
III этап: Развитие навыка языкового анализа и синтеза Современный метод обучения детей грамоте является аналитико - синтетическим . Д ети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. Б ез представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, ребенок не овладеет чтением. По данным Н.А. Хохловой основную трудность испытывают дети в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. В практической деятельности целесообразнее использовать вспомогательные средства - зрительные символы звуков. Формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков их проще выделить , различить в словах, чем согласные. Для этого взрослому достаточно обратить внимание ребёнка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулему с символом. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются сложнее , поэтому для их обозначения можно используют не только зрительный образ( змея, жук, комарик и т.д ), но и определённый, дополнительный жестовый символ.
Определение количества слогов в словах разной сложности «Телеграф», «Телеграмма», «Топорик» Прохлопать слова по слогам. «Прошагаем слово », «Мячик» ( аналогичные) «Отбей слоги мячом» Взрослый говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок , отбивая мячом об пол, делит слово на части . «Паровоз и вагончики» Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов. «Кто в каком вагоне поедет?» Взрослый показывает изображение поезда с пронумерованными вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: количество слогов в слове соответствует цифре на вагоне поезда. «Гусеница », «Пирамидка» «Машинка» Взрослый оказывает гусеницу или пирамидку, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т.д.
«Рассели жильцов» Ребенку предлагается определить кто на каком этаже будет жить в зависимости от количества слогов в слове. « Кто в каком вагоне поедет?» Ребенку предлагается разместить пассажиров в вагоне в зависимости от количества слогов в слове.
Определение места, количества и последовательности звуков в слове «Поймай слово за хвостик» Взрослый называет слово выделяя последний звук – носссс . « Улиткины дорожки» Ребенок определяет нахождение звука в слове, если звук в начале слова, то улитка ползет в начале тропинки, если звук в конце , то в конце тропинки. «Носики-животики-хвостики» по аналогии
Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Цель: выделение первого и последнего звука в слове. « Свяжем мы из слов цепочку , Мяч не даст поставить точку». Педагог называет первое слово и передает мяч. Далее мяч передается от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук. Например: весна – автобус – слон - нос - сова … «Фишки» - помощью фишек белого цвета ребёнок показывает количество и последовательность звуков в слове. «Схема слова» - с помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова. «Телевизор» - на экране телевизора появляется картинка. С помощью цветных фишек ребёнок составляет звуковую схему слова. «Подбери схему к слову» - ребенок подбирает нарисованную схему к слову. «В каком домике слово живет?» аналогично. Игра «Сосчитай звуки.» Цель: определение количества звуков в слове. Оборудование : карточки с цифрами, предметные картинки. Педагог называет слова, а дети показывают карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названном слове.
Коррекционный час с Незнайкой «Играем , учимся слушать и слышать » (Воспитатели, учитель-логопед ) Цель: Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Развитие фонематического слуха и восприятия у детей Привлечение внимания и интереса ребенка к звучащему слову Совершенствовать общее звучание речи (темп, ритм, дикция, интонационная выразительность).
Фонематические игры с Незнайкой. Коррекционный час в старшей группе(фрагмент) -Здравствуйте ребята! Я к вам так торопился, очень хочу с вами сегодня поиграть и многое узнать у вас. - А вы меня узнали? (дети отвечают : «Да! Незнайка!») -Я пришел к вам за помощью. Но прежде скажите мне, вы уже все загадали желание деду Морозу? -А я вот пытаюсь написать письмо, а дедушка Мороз отправляет мне его обратно и говорит, что не понимает ,что там написано. Вы поможете мне исправить ошибки, чтобы дедушка понял меня? А то я останусь без подарка… (Читает письмо с ошибками)- Здравствуй де В ушка Мороз! На новый К от подари мне, пожалуйста, настольную иг Л у и плюшевого м Ы шку косолапого! (Дети исправляют ошибки…)
Игры с Незнайкой
Работа с семьей Консультация – практикум для родителей «Первые шаги к грамоте. Формирование фонематических процессов у детей» • Анкетирование родителей по теме «Фонематические процессы у детей» с целью выявления представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, в целях привлечения внимания родителей к данной проблеме. • Памятка для родителей «Волшебный мир звуков» (игры на развитие фонематических представлений) • Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки « Рифмушки » Работа с педагогами • Консультация для педагогов «Рекомендации для педагогов по развитию фонематических процессов у детей»
Выставка литературы, игр и пособий (по теме проекта) для родителей в групповом помещении. (Воспитатели, учитель-логопед )
Практический результат проекта Использование книжек – самоделок. пособий, игр по фонематическому восприятию в практической деятельности (в коррекционном часе и в режимных моментах, на занятиях воспитателя в группе). • Презентация и выставка книжек-малышек « Рифмушки », изготовленных руками детей, книжки с чистоговорками на автоматизацию отрабатываемого звука, игры на развитие фонематического слуха и восприятия оформленные в виде книжки. • Создание мини-библиотеки из книжек-самоделок * Создание картотеки игр на развитие фонематического слуха и восприятия.
Таким образом, проведение специальных игр и упражнений с детьми старшего возраста по развитию фонематических представлений во взаимодействии педагогов и родителей, будет способствовать успешному развитию фонематических процессов у детей , что является необходимым условием для успешного обучения в школе. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Презентация...
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Презентация на тему "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
презентация по теме "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
презентация по теме "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
презентация по теме "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
презентация по теме "Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"...