Проект: Такие разные слова
проект по логопедии (подготовительная группа)

Марук Мария Ивановна

Проект «Такие разные слова»-совершенствует устную речь будущих школьников, дает возможность думать, творить, фантазировать, познавать, развивать коммуникативные возможности, обогащать словарь, формировать грамматические структуры речи. Он организует наблюдение детей за языковой действительностью, делает этот процесс увлекательным и интересным занятием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_takie_raznye_slova.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Видновская средняя общеобразовательная школа № 7

Здание по адресу: 142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковский, д. 35

             

Речевой проект на тему:

«Такие разные слова»

(для детей с ТНР подготовительной группы №6)

краткосрочный с 10.04.24 по 17.05.24.

                                                                                                       

   Разработала:

Учитель-логопед Марук М.И.

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста-это владение нормами и правилами родного язык, определяемыми для каждого возрастного этапа.

Полноценное владение речью предполагает, прежде всего, богатый словарный запас. В старшем дошкольном возрасте формируется основа словаря. Как вызвать интерес к слову? Как дать детям понятие «слово»? Как сделать этот процесс увлекательным и интересным?

Проект «Такие разные слова»-совершенствует устную речь будущих школьников, дает возможность думать, творить, фантазировать, познавать, развивать коммуникативные возможности, обогащать словарь, формировать грамматические структуры речи. Он организует наблюдение детей за языковой действительностью, делает этот процесс увлекательным и интересным занятием.

Логопедический проект носит коррекционную направленность. На занятиях дети находятся не только в роли наблюдателей, но и являются активными деятелями в процессе изучения слова. Дети, участвуя в нем, упражняют свои речевые возможности, тренируют свои языковые умения и навыки. Также проект направлен на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, самоконтроля. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное- помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то что нашел и доказал сам. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневной жизни, в образовательном процессе, в процессе развития речи. Нужно только найти это и падать детям и побудить их самих к подобным находкам и открытиям.

Актуальность

Полноценное владение речью предполагает, прежде всего, богатый словарный запас. В старшем дошкольном возрасте формируется основа словаря, накапливается значительный запас слов. Продолжается работа над обогащением лексики: увеличение лексического запаса словами, сходными (синонимы) или противоположными (антонимы) по смыслу, многозначными словами. Развитие словаря характеризует не только так как это увеличение количество используемых слов, но и понимание различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, так как это связано с более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

Словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи к шести – семи годам отстает от взрослой нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, употребления несклоняемых слов, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные слова. Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова.

Дети дошкольного возраста достаточно эмоциональны и восприимчивы к слову. Именно поэтому любовь к родному языку можно воспитывать только через интерес к нему.

Цель проекта: Формирование у детей интереса к русскому языку, знакомство с многообразием слов русского языка.

Задачи:

-формирование представлений о слове, как о семантической единице;

-на уровне наблюдений формирование у детей начальных представлений о многообразии слов родного языка;

-уточнение и обогащение словаря детей;

-развитие языкового чутья, словесно-логического мышления, внимания к родному языку;

-воспитание любви и интереса к речи, слову.

Объект: Словарный запас детей.

Гипотеза: предполагается, что использование занятий. Развлечений, дидактических игр, занимательного материала, художественной литературы направленные на изучение слова, будет способствовать развитию познавательных интересов, лингвистического мышления, яркости и выразительности речи.

Участники проекта: дети логопедической группы, учитель- логопед.

Сроки реализации и возраст детей: проект краткосрочный рассчитан на 1 месяц с детьми подготовительной группы.

Формы работы: занятия, которые проводятся в игровой форме, занятия-соревнования. Дети решают проблемные вопросы, «делают» маленькие открытия.

Продолжительность занятий: в подготовительной группе-30минут.

Структура проекта.

Проект состоит из двух этапов.

I тап. «Всему название дано…»

Он включает в себя разделы:

  1. Слова-предметы.
  2.  Слова-признаки.
  3. Слова-действия.

II этап. «О чем говорит слово»

  1. Слова с уменьшительно-ласкательными увеличительным значением.
  2. «Слова наоборот» (антонимы).
  3. «Слова приятели» (синонимы).
  4. Многозначные слова.
  5. Сложные слова.
  6. Родственные слова.
  7. «Упрямые слова» (неизменяемые существительные).

Предполагаемые результаты проекта: формирование у детей интереса к родному языку, правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи; их точное использование по смыслу.

Реализация проекта:

Месяц

Тематические мероприятия

Цели

1 неделя апреля

Проведение занятий «Слова – предметы.»

«Слова – признаки.»

«Маленькие слова-предлоги».

Применение речевых игр в режимных моментах дня

дать  представление о понятии «слово, предложение, живое, неживое», о последовательности слов в предложении, познакомить со схемой предложения;

дать понятие о словах-признаках , упражнять в согласовании прилагательных с существительными: тренировать детей в составлении простого распространённого предложения;

Познакомить детей с понятием предлог.  

Активизировать количественный рост словаря и качественное обогащение словаря.

  2 неделя апреля

Проведение занятий. «Слова – действия»

«Слова-малышки», «Ласковые слова» «Слова- великаны»

вспомнить понятие слово – действие; уменьшительно-ласкательные формы слов- существительных и прилагательных; слова –великаны. Совершенствовать навык словоизменения и словообразования. 

3 неделя апреля

Проведение занятий «Слова наоборот» (антонимы). «Слова приятели» (синонимы). «Многозначные слова»

Вспомнить понятия «синонимы» , «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу и «многозначные слова» (разные предметы, явления могут называться одним и тем же словом, иметь одинаковое название) Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами.

4 неделя апреля

Проведение занятий «Упрямые слова» (неизменяемые существительные).

«Сложные слова» «Родственные слова»

Дать детям понятие «неизменяемые существительные» (слова которые всегда произносятся одинаково) , «однокоренных словах» (родственные слова, «семейка» слов). Упражнять в согласовании прилагательных с неизменяемыми существительными: тренировать детей в составлении предложения;

Май

Просмотр мультимедийного словаря «В мире слов»

 Закрепление пройденного материала в игровой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие в старшей группе "Такие разные слова"

Цель: Создание в группе благоприятного психоэмоционального климата....

"Такие разные слова..."

Конспект открытого занятия по грамоте. Средняя группа.      Расширение представлений детей о многообразии слов. Закрепление действия слогового деления слов. Развитие умения моделировать...

Речевой проект "Такие разные слова"

Цель проекта: Знакомство с многообразием слов родного языка...

Долгосрочный проект "Такие разные слова"

Русский язык богат огромным количеством и разнообразием слов и словосочетаний, которые дают возможность людям:- общаться между собой;- точно и лаконично передавать свои мысли;- образно выражатьс...

Проект "Такие разные слова"

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...

Логопедический проект «Такие разные слова»

Логопедический проект по активизации словаря у детей с ТНР....

Краткосрочный проект «Такие разные слова»

Овладение активным словарем у детей дошкольного возраста, становится одной из основных задач речевого развития, так как объем активного словаря, точность понимания и употребления слов, умение использо...