Конспект занятия по пересказу
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Пересказ рассказа В. Осеевой «Сыновья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ рассказа В. Осеевой «Сыновья»

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Основные задачи: Формировать связную монологическую речь с использованием графических схем.

Формировать нормативное использование грамматических средств языка.

Формировать зрительный и слуховой контроль над составлением пересказа, над полнотой и последовательностью передачи содержания.

Активировать и обогащать словарный запас по темам «Семья», «8 Марта».

Предварительная работа: Чтение произведений о семье, родных : «Женский день» В. Осеевой, «Обвал» Б. Житкова, «Бабушка и внучка» Л. Толстого и др.

Дидактические игры по названным темам: «Подбери признак», «Кто из них родственники», «Назови ласково», «Закончи предложение», «Объясни» (пословицы) и др.

Составление описательных рассказов «Моя любимая мама», рисование на тему «Мамин портрет».

Ход занятия:

#1054;рганизациооный момент. – Очень много стихов, рассказов, фильмов о наших мамах . За что мы так любим наших мам? Объясните пословицу «Нету лучше дружка, чем родная матушка».

2. Подготовка к восприятию текста. Дидактическая игра «Охарактеризуй каждый звук в слове». Развитие навыков звукового анализа слов. Дети составляют из букв слова «мама», «сын», дают характеристику каждому звуку в составленных словах.

Дидактическая игра «Подбери родственные слова». Образование родственных слов к слову «мама». Можно использовать вопросно – ответную форму работы: Назовите маму ласково (мамочка, матушка, мамулечка). Забота матери – чья забота? (материнская). Туфли, оставленные мамой – чьи туфли? (мамины) и т.д.

#1063;тение рассказа В. Осеевой «Сыновья». Развитие слухового внимания и памяти.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силён – никто с ним не сладит.

- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, -говорит другая. А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.

- Что же сказать, - говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят у них руки, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка: - НУ, что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.

#1041;еседа по содержанию. Развитие диалогической речи, памяти.

Где встретились однажды три женщины? Зачем они пришли к колодцу?

Кто невольно услышал разговор женщин? Что он там делал?

Что рассказала о своём сыне первая женщина? А вторая?

Что сказала о своём сыне третья, когда женщины попросили её рассказать о нём?

Что было дальше? Почему у женщин болели руки, ломило спину?

Кого вдруг увидели женщины? Что стали делать мальчики?

О чём спросили женщины старичка? Что он им ответил? Почему?

#1051;ексико – грамматические упражнения. Дидактическая игра «Скажи по – другому». Формирование навыка подбора и употребления синонимов.

Не сладит – не справится. Любуются – восторгаются чем – либо, наслаждаются видом чего – либо.

Дидактическая игра «Скажи наоборот». Закреплениенавыка подбора и употребления антонимов: Отдыхать - Поёт -

Неуклюжий - Пустые вёдра -

Слабый - Лёгкие вёдра -

Тихий - Забежать -

#1057;енсорно – словарная работа. Уточнение и объяснение значения слов.

Что значит «соловьём заливается»? (Хорошо поёт, как соловей).

«Колесом ходит»? (Ходит на руках, перекатывается с ног на руки).

Что значит «брать воду из колодца»? Объяснить детям механизм забора воды из колодца (картинка).

7. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание. Развитие слухового внимания и памяти.

#1057;оставление графического плана рассказа. Развитие зрительного восприятия, внимания. Если у детей возникнут затруднения при составлении графического плана, педагог помогает им.

#1055;ересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи.

#1048;тог. Оценка работы детей.

Пересказ сказки Т.А. Куликовской «Полезный зонтик».

Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

#1056;азвитить навыки планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).

#1047;акрепить навыки грамматически правильного оформления высказываний.

#1040;ктивизировать и обогатить словарный запас (определениями, синонимами, родственными словами).

#1056;аботать над интонационной выразительностью речи.

Предварительная работа.

Чтение рассказов о животных Н.Сладкова, чтение и пересказ рассказа «Осень» И. Соколова – Микитова. Рассматривание иллюстраций.

Повторение лексических тем: «Дикие животные», «Осень». Отгадывание загадок.

Дидактические игры: «Кто больше подберёт действий (признаков)?», «Чья голова? Чей хвост?», «Из чего – какой? какая? какое?».

Подготовка к восприятию текста. Развитие мышления, обогащение словаря относительными прилагательными, многозначными существительными.

#1047;агадка: Развернёшь – блин, а свернёшь – клин. (Зонт)

#1056;ассматривание зонта, называние составляющих его частей, образование относительных прилагательных: ткань – какая? (непромокаемая, прочная, прорезиненная и др.)

спицы – какие? (металлические, крепкие, стальные, блестящие и др.)

ручка – какая? (пластмассовая, гладкая, деревянная и т.д.)

#1048;гра «Слова – двойняшки». Педагог читает детям стихи. Детям нужно сказать, какие предметы называют одним и тем же словом: Подарил мне ручку Стас.

Любую дверь легко открыть, Мы пошли с ним в первый класс.

Если ручку прикрепить. Пишем палки, закорючки.

Открываем дверь свободно, Нам нужны, конечно, … ручки.

А без ручки – неудобно! Трудно старшим братом быть.

Научу сестру ходить.

По манежу повожу

И за ручку подержу.

Какие ещё ручки вы знаете? (выставляются картинки)

Ребята, а какие ещё спицы вы знаете? (Велосипедные, для вязания – картинки)

Чтение сказки «Полезный зонтик».Досказывание конца сказки детьми.Развитие слуховой памяти, логического мышления.

Нашли звери в лесу зонтик.

--Какой он красивый и нарядный, его сделали из разноцветной ткани, --сказала Лиса и стала вертеть его.

--Какой он лёгкий, --сказал Медведь и подбросил его в верх.

--Какой он удобный, у него есть ручка, -- сказал Волк и стал опираться на зонтик как на палочку.

--Какой он крепкий, у него железные спицы, -- сказал Ёжик и стал дёргать спицу лапкой.

--Какой он гладкий, -- сказала Лягушка и прокатилась с него.

Тут пошёл дождик, и звери …

Как вы думаете, ребята, что сделали звери, когда пошёл дождь? (ответы детей)

А какое животное не станет прятаться под зонт? (лягушка) Почему? (Живёт в воде)

Как вы думаете, что поняли звери, когда спрятались под зонт? (Какой он полезный, ведь под ним никакой дождь не страшен).

Сенсорно – словарная работа. Уточнение и объяснение значения слов, подбор синонимов.

Объяснение значения слов: разноцветный –окрашенный в разные цвета. Спицы – металлические стержни, удерживающие ткань зонтика.

Подобрать слова, похожие по смыслу: крепкий- прочный, надёжный, неломающийся.

Полезный – нужный, необходимый.

Беседа по содержанию с составлением графического плана сказки. Развитие диалогической речи, зрительного восприятия, мышления. Педагог предлагает детям рассмотреть графические схемы, соответствующие содержанию. Схемы выставляютсядетьми по мере беседы.

Что Лиса сделала с зонтиком? Что она сказала про него?

Что Медведь сделал с зонтиком? Что он про него сказал?

Что Волк сделал с зонтиком? Что он сказал про него?

А что сделал Ёжик? Что он сказал?

Как поступила с зонтом Лягушка? Что она о нём сказала?

Что сделали все звери, когда пошёл дождь? Что все сказали? Для чего же на самом деле нужен зонтик?

Повторное чтение сказки. Развитие слухового внимания, памяти, логической цельности речи.

Пересказсказки детьми с опорой на графический план. Развитие связной речи. Рассказ осуществляется парами, тройками или индивидуально.

Итог занятия. Понравилась ли сказка? Что запомнилось? Какими были звери в сказке?

Закрепление изученного материала вне занятия: Предложить детям драматизировать сказку; предложить нарисовать героев сказки; использование персонажей сказки при изучении предлогов «под», «из – под»: Игра «Выбери схему предлога, «запиши» предложение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕРЕСКАЗУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕРЕСКАЗУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...

Конспект занятия по пересказу русской народной сказки " Три медведя"

Конспект занятия по пересказу русской народной сказки " Три медведя"....

Развернутый конспект занятия по пересказу рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

Цель: Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить  предложения....

Конспект занятия тема: пересказ рассказа М.М. Пришвина "Ребята и утята"

Конспект комплексного занятия логопеда и воспитателя....

Практическое занятие. Моделирование конспектов занятий по пересказу художественных произведений с детьми дошкольного возраста

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

конспект занятия по пересказу в старшей группе

конспект полезен воспитателям ДОУ...