Конспект занятия по пересказу русской народной сказки " Три медведя"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Конспект занятия по пересказу русской народной сказки " Три медведя".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по пересказу русской народной сказки «Три медведя»
Область: «Речевое развитие»
Тема: русская народная сказка «Три медведя».
Цель: обучение детей пересказу знакомого текста с прямой речью.
Программное содержание:
Воспитательные задачи:
• Воспитывать умение произвольно, по знаку педагога отвечать на вопросы
• Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Обучающие задачи:
• Продолжать учить пересказывать отрывки знакомого текста с опорой на иллюстрации и игровые ситуации.
• Формировать представление о структуре текста.
Развивающие задачи:
• Формировать умение различать слова-паронимы «миска – мишка» по лексическому значению и выделяя голосом звуки «С» и «Ш».
• Упражнять в правильном использовании окончаний существительных и предлогов «в», «на», «из» в предложно-падежных конструкциях винительного, родительного и предложного падежей единственного числа.
• Формировать умение изменять голос по интонационной окраске.
Воспитательные задачи:
Тип: методика обучения пересказу.
Вид: обучение детей пересказу знакомого текста.
Методические приемы: загадка, беседа, рассматривание иллюстраций, игровая ситуация, драматизация, прослушивание отрывка аудиозаписи сказки, выделение педагогом речевого звука, выделение педагогом окончаний и предлогов в предложно-падежных конструкциях, наводящие продуктивные вопросы, подсказ начала предложения в зависимости от речевого уровня ребенка.
Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке, фигура девочки с магнитом, 3 стула разной высоты, 3 чашки и 3 ложки разного размера, 3 маски медведей, косынка, аудиозапись с фрагментом сказки.
Предварительная работа: просмотр мультфильма и прослушивание аудиозаписи сказки «Три медведя», рассматривание иллюстраций разных художников, беседа, драматизация, составление коллажа к сказке совместно с детьми.
Дифференцированный подход:
• У детей с высоким уровнем развития речи формировать навык самостоятельного монологического высказывания в виде начала или конца сказки в виде нескольких простых предложений.
• У детей со средним уровнем развития речи формировать навык самостоятельного высказывания в виде предложения или словосочетания с адекватным использованием интонации с незначительной помощью (образец) .
• У детей с низким уровнем развития речи формировать умение адекватно воспроизводить фразу или словосочетание с правильными предложно-падежными конструкциями.
Структура текста сказки «Три медведя»:
1. Начало сказки.
Маша заблудилась и увидела избушку.
2. Середина сказки.
Описание медведей (какие медведи) .
Маша увидела по три предмета.
Разговор медведей.
3. Конец сказки.
Маша убегает из избушки.
Ход:
Организационный момент. Создание мотивации.
- Я знаю, что вы любите сказки, и сегодня мы будем рассказывать одну из ваших любимых сказок. Отгадайте загадку и назовите сказку.
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Медведи)
- Что это за сказка? (ответ словосочетанием)
Как зовут ее героев? (ответ словосочетанием)
Вопрос для уточнения (по необходимости) : «Как в семье зовут папу-медведя,
маму-медведицу? » (ответ словосочетанием)
Часть 1. Пересказ начала сказки.
1.1.
- Кто из вас помнит начало сказки и может нам его рассказать? ( Ответ простыми
или сложносочинёнными предложениями с союзом И)
Для выбора отвечающего отметить умение ребенка красиво показать, что он готов
ответить (Вызвать ребенка с высоким речевым уровнем).
Иллюстрация № 1.
Возможное начало сказки, вариант начала сказки: «Пошла Маша в лес, не послушалась и заблудилась… »
Помощь началом фразы: «Жила-была… »
Оценка:
• самостоятельность рассказа;
• использование авторских слов;
• интересный вариант начала сказки.
Иллюстрация № 2.
Часть 2. Пересказ с помощью.
2.1.
Продолжим сказку и расскажем, как медведей звали, и какие они были ( Ответ
простыми предложениями ребенка с высоким речевым уровнем)
Оценка: за старание, самостоятельность, использование имен всех медведей -
героев сказки)
2.2.
- Сказка продолжается. Вошла Маша в избушку и увидела…
Помогайте… (Ответ словом в Родительном падеже единственного числа)
Что увидела Маша на столе? (Ответ словом в Винительном падеже ед. числа)
Чашка - это старинное слово. В чашку наливали похлебку, суп. А сейчас ее все
называют - миска.
- Будем не только рассказывать сказку, но и показывать. Вы будете рассказчиками
и артистами.
Ребенок с устойчивым средним речевым уровнем продолжает рассказывать, из
какой миски ела Маша.
Ребенок с низким уровнем выполняет действия с чашками и ложками в роли
девочки Маши.
- Установка детей на восприятие рассказа и действий детей.
Внимательно следите, чтобы рассказывал по порядку, и показывала, как Маша
ела сначала из большой миски, а в конце из маленькой.
Возможный вариант высказывания ребенка: «Вошла Маша и увидела… », « И стала Маша есть сначала большой ложкой из большой миски … ».
Помощь началом фразы: «Захотела Маша поесть… »
- Работа с предложно-падежными конструкциями с обращением внимания на
окончание слова «миски» с ребенком, выполняющим действия и с 3-5 детьми.
Из какой миски ты ела? Из какой миски ела Маша? (Словосочетание в родительном падеже единственного числа: из большой миски… и т. д) .
Оценка: обратить внимание на логичность и последовательность пересказа.
• рассказ, как в сказке;
• использование авторских слов: похлебка;
• последовательность : из какой чашки в начале, из какой в конце.
В сказке - чашка, а по-другому? (Ответ словом)
Послушайте: миска – мишка (Не выделяя голосом звуки С и Ш).
Одинаковые или разные это слова? (Возможный ответ: разные, одинаковые)
Одни сказали, что слова разные, а другие – что одинаковые. Разберемся, так ли
это.
Выяснение лексического значения слов миска и мишка.
Миска – это… Мишка – это… (Возможен ответ словом)
Иллюстрации № 5 и № 6
Послушайте, миссска, мишшшка. Как интересно! (Выделить звуки голосом).
Повторите скажите, как я, миссска, мишшшка ( Хором и индивидуально)
В слове миска слышим звук «С», а в слове мишка - звук «Ш».
- Мы рассказали про миски, а теперь про что будем рассказывать? ( Ответ словосо-
четанием).
Что захотела сделать Маша дальше? (Ответ простым предложением или словосочетанием)
Давайте опять поиграем. Один ребенок со средним уровнем рассказывает, на какой стул села Маша, а ребенок с низким уровнем показывает все так, как было в сказке. (Выбор 2-х детей на роль рассказчика и девочки Маши).
Возможное продолжение сказки: «Захотела Маша сесть и увидела три стула… »
Помощь началом фразы: «Села Маша на … », «Полезла Маша на большой стул… » (Ответ простыми и сложносочиненными предложениями с союзом И ; родительный падеж в единственном числе с предлогом НА).
Работа с предложно-падежными конструкциями с обращением внимания на
окончание слова «стуле» с ребенком, выполняющим действия и с 3-5 детьми.
На каком стуле ты сидела? (Отвечает тот, кто действовал).
На каком стуле сидела Маша? (Словосочетание в предложном падеже единственного числа: на маленьком стуле… и т. д) .
При ответе «На большом, маленьком… стуле», воспитатель помогает: «На большом стуле – а как по-другому сказать? » (Жестом показать высоту стула – рукой снизу вверх) .
Оценка:
• рассказ о том, на каких стульях сидела Маша и что с ней случилось;
• интересный показ, как все было в сказке.
- Маша поела, покачалась на стуле и устала.
Куда пошла Маша и что стала делать? (Ответ предложением)
Возможный ответ детей: «Пошла Маша в спальню и увидела » , «Пошла Маша в спальню и легла на большую кровать».
Иллюстрация № 3.
Кто расскажет сказку дальше? (Выбор рассказчика)
Рассказчик рассказывает фрагмент сказки, ребенок с низким уровнем показывает, на какие кровати ложилась Маша (Прикрепляет фигурку девочки с магнитом на изображение кроватей).
Помощь началом фразы: «Пошла Маша в спальню и легла… »
Оценка:
• старание, внимание, самостоятельность;
• точное выполнение действий согласно тексту сказки.
• Показ, на какую кровать легла Маша сначала, а на какую в конце.
Работа с предложно-падежными конструкциями (обращать внимание на окончание существительного «кровать» в предложном падеже единственном числе. Ответы действующего ребенка и 2-3 детей группы индивидуально и хором )
На какой кровати лежала Маша? (Ответ словосочетанием: на большой кровати).
Физкультминутка (Фонограмма из мультфильма «Маша и медведь») .
Маша отдыхает в кроватке Мишутки. А мы отдохнем под музыку веселого мультфильма.
2.3. Разговор медведей.
- Вспомните, Маша уснула, и что произошло дальше? ( Простое предложение или
словосочетание) .
Физкультминутка (Фонограмма из мультфильма «Маша и медведь») .
Игра- драматизация.
- А теперь мы расскажем и покажем, как сердились, удивлялись медведи, когда вошли в свою избушку.
Оценка выразительности (лучший голос) служит выбором на роль (Надеть детям маски) .
Скажи, как папа-медведь: «Кто хлебал из моей чашки? » Будешь Михаил Иванович. Спроси, как медведица. Покажи голосок Мишутки (Дети произносят фразу педагога разными голосами).
Расскажите, чему сначала удивились медведи, и почему рассердились в конце.
Медведи пришли домой голодные и захотели обедать (Хором вместе с детьми) .
- Проговаривание фраз из сказки разными голосами.
Оценка:
Запомнили, какими голосами разговаривали медведи, поменяли голоса и показали, как удивились и рассердились медведи.
Часть 3. Конец сказки
- Кто помнит конец сказки и расскажет нам? (Вызвать ребенка с высоким речевым уровнем и выставить иллюстрацию № 4)
Оценка:
• Запомнил сказку, когда мы читали.
Переход к игре.
Итог занятия:
- Вижу вам было интересно, и вы все хотите побыть артистами.
В книжном уголке можно поиграть в сказку на фланелеграфе.
Даже можно показать сказку и поговорить голосами медведей.
А кто хочет, может украсить узорами миски для медведей в уголке рисования.
- Вспомнила, я же знаю игру «Догонялки с медведем».
Мишка, мишка, хватит спать!
Выйди с нами поиграть!
Нас тут много, ты один,
Спать тебе мы не дадим! («Медведь» просыпается, догоняет детей)
Самоанализ занятия. По пересказу русской народной сказки « Три медведя».
Тема непосредственно образовательной деятельности была выбрана в соответствии с программным содержанием.
В непосредственно образовательной деятельности основная образовательная область «Познавательное развитие».
При планировании НОД были учтены возрастные особенности детей.
Цель НОД: обучение детей пересказу знакомого текста с прямой речью.
При планировании мною были поставлены следующие задачи:
Познание: учить разыгрывать ранее прочтенную русскую народную сказку «Маша и медведь».
Развитие речи: учить отвечать на вопросы полным предложением, развивать слуховое и зрительное внимание, развивать диалогическую речь.
Физкультминутка (Фонограмма из мультфильма «Маша и медведь»)
Чтение художественной литературы: просмотр мультфильма и прослушивание аудиозаписи сказки «Три медведя», рассматривание иллюстраций разных художников, беседа, игра драматизация.
Музыка: развивать выполнение музыкально ритмических движений;
Воспитательная: Воспитывать умение произвольно, по знаку педагога отвечать на вопросы. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Обучающая: Продолжать учить пересказывать отрывки знакомого текста с опорой на иллюстрации и игровые ситуации. Формировать представление о структуре текста.
Развивающая: Формировать умение различать слова-паронимы «миска – мишка» по лексическому значению и выделяя голосом звуки «С» и «Ш». Упражнять в правильном использовании окончаний существительных и предлогов «в», «на», «из» в предложно-падежных конструкциях винительного, родительного и предложного падежей единственного числа. Формировать умение изменять голос по интонационной окраске.
Для решения поставленных задач мной использовались разнообразные методы и приёмы: загадка, беседа, рассматривание иллюстраций, игровая ситуация, драматизация, прослушивание отрывка аудиозаписи сказки, выделение педагогом речевого звука, выделение педагогом окончаний и предлогов в предложно-падежных конструкциях, наводящие продуктивные вопросы, подсказ начала предложения в зависимости от речевого уровня ребенка.
Методы и приемы проводились с учетом задач, сюжета и возрастных особенностей детей. Все они отображали одну тематику и были взаимосвязаны.
Сюжет образовательной деятельности не утомляет, а вызывает любопытство. Он позволяет объединять несколько видов деятельности, что создает положительный настрой и способствует повышению результативности. Осуществлялся индивидуальный, дифференцированный подход: У детей с высоким уровнем развития речи формировать навык самостоятельного монологического высказывания в виде начала или конца сказки в виде нескольких простых предложений. У детей со средним уровнем развития речи формировать навык самостоятельного высказывания в виде предложения или словосочетания с адекватным использованием интонации с незначительной помощью (образец) . У детей с низким уровнем развития речи формировать умение адекватно воспроизводить фразу или словосочетание с правильными предложно-падежными конструкциями.
Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной и интересной. И как итог занятия детям было предложено поиграть в книжном уголке в сказку на фланелеграфе. Детям было предложено показать сказку и поговорить голосами медведей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пересказ русской народной сказки "Три медведя"
Пересказ - важное средство развития связной речи....
Конспект занятия по сюжету русской народной сказки "Три медведя"
познавательное занятие-игра по развитию речи...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).
Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...
Конспект занятия в старшей группе по теме «Дикие животные». Тема: Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с использованием технологии мнемотехника.
Уточнить и систематизировать представление детей о жизни диких животных....
Технологическая карта мероприятия НОД по образовательной деятельности «Речевое развитие» Тема «Пересказ русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа)
Образовательная область: «Речевое развитие», художественная литература.Педагогическая цель: познакомить с русской народной сказкой «Три медведя», помочь оценить поступки героев...
«Пересказ Русской народной сказки «Три медведя»»
Цель: создать условия для развития речи детей посредством приобщения к устному народному творчеству....