Конспект занятия по пересказу русской народной сказки " Три медведя"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Климова Надежда Михайловна

Конспект занятия по пересказу русской народной сказки " Три медведя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по пересказу русской народной сказки «Три медведя»

Область: «Речевое развитие»

Тема: русская народная сказка «Три медведя».

Цель: обучение детей пересказу знакомого текста с прямой речью.

Программное содержание:

Воспитательные задачи:

• Воспитывать умение произвольно, по знаку педагога отвечать на вопросы

• Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Обучающие задачи:

• Продолжать учить пересказывать отрывки знакомого текста с опорой на иллюстрации и игровые ситуации.

• Формировать представление о структуре текста.

Развивающие задачи:

• Формировать умение различать слова-паронимы «миска – мишка» по лексическому значению и выделяя голосом звуки «С» и «Ш».

• Упражнять в правильном использовании окончаний существительных и предлогов «в», «на», «из» в предложно-падежных конструкциях винительного, родительного и предложного падежей единственного числа.

• Формировать умение изменять голос по интонационной окраске.

Воспитательные задачи:

Тип: методика обучения пересказу.

Вид: обучение детей пересказу знакомого текста.

Методические приемы: загадка, беседа, рассматривание иллюстраций, игровая ситуация, драматизация, прослушивание отрывка аудиозаписи сказки, выделение педагогом речевого звука, выделение педагогом окончаний и предлогов в предложно-падежных конструкциях, наводящие продуктивные вопросы, подсказ начала предложения в зависимости от речевого уровня ребенка.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке, фигура девочки с магнитом, 3 стула разной высоты, 3 чашки и 3 ложки разного размера, 3 маски медведей, косынка, аудиозапись с фрагментом сказки.

Предварительная работа: просмотр мультфильма и прослушивание аудиозаписи сказки «Три медведя», рассматривание иллюстраций разных художников, беседа, драматизация, составление коллажа к сказке совместно с детьми.

Дифференцированный подход:

• У детей с высоким уровнем развития речи формировать навык самостоятельного монологического высказывания в виде начала или конца сказки в виде нескольких простых предложений.

• У детей со средним уровнем развития речи формировать навык самостоятельного высказывания в виде предложения или словосочетания с адекватным использованием интонации с незначительной помощью (образец) .

• У детей с низким уровнем развития речи формировать умение адекватно воспроизводить фразу или словосочетание с правильными предложно-падежными конструкциями.

Структура текста сказки «Три медведя»:

1. Начало сказки.

Маша заблудилась и увидела избушку.

2. Середина сказки.

Описание медведей (какие медведи) .

Маша увидела по три предмета.

Разговор медведей.

3. Конец сказки.

Маша убегает из избушки.

Ход:

Организационный момент. Создание мотивации.

- Я знаю, что вы любите сказки, и сегодня мы будем рассказывать одну из ваших любимых сказок. Отгадайте загадку и назовите сказку.

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Медведи)

- Что это за сказка? (ответ словосочетанием)

Как зовут ее героев? (ответ словосочетанием)

Вопрос для уточнения (по необходимости) : «Как в семье зовут папу-медведя,

маму-медведицу? » (ответ словосочетанием)

Часть 1. Пересказ начала сказки.

1.1.

- Кто из вас помнит начало сказки и может нам его рассказать? ( Ответ простыми

или сложносочинёнными предложениями с союзом И)

Для выбора отвечающего отметить умение ребенка красиво показать, что он готов

ответить (Вызвать ребенка с высоким речевым уровнем).

Иллюстрация № 1.

Возможное начало сказки, вариант начала сказки: «Пошла Маша в лес, не послушалась и заблудилась… »

Помощь началом фразы: «Жила-была… »

Оценка:

• самостоятельность рассказа;

• использование авторских слов;

• интересный вариант начала сказки.

Иллюстрация № 2.

Часть 2. Пересказ с помощью.

2.1.

 Продолжим сказку и расскажем, как медведей звали, и какие они были ( Ответ

простыми предложениями ребенка с высоким речевым уровнем)

Оценка: за старание, самостоятельность, использование имен всех медведей -

героев сказки)

2.2.

- Сказка продолжается. Вошла Маша в избушку и увидела…

Помогайте… (Ответ словом в Родительном падеже единственного числа)

Что увидела Маша на столе? (Ответ словом в Винительном падеже ед. числа)

Чашка - это старинное слово. В чашку наливали похлебку, суп. А сейчас ее все

называют - миска.

- Будем не только рассказывать сказку, но и показывать. Вы будете рассказчиками

и артистами.

Ребенок с устойчивым средним речевым уровнем продолжает рассказывать, из

какой миски ела Маша.

Ребенок с низким уровнем выполняет действия с чашками и ложками в роли

девочки Маши.

- Установка детей на восприятие рассказа и действий детей.

Внимательно следите, чтобы рассказывал по порядку, и показывала, как Маша

ела сначала из большой миски, а в конце из маленькой.

Возможный вариант высказывания ребенка: «Вошла Маша и увидела… », « И стала Маша есть сначала большой ложкой из большой миски … ».

Помощь началом фразы: «Захотела Маша поесть… »

- Работа с предложно-падежными конструкциями с обращением внимания на

окончание слова «миски» с ребенком, выполняющим действия и с 3-5 детьми.

Из какой миски ты ела? Из какой миски ела Маша? (Словосочетание в родительном падеже единственного числа: из большой миски… и т. д) .

Оценка: обратить внимание на логичность и последовательность пересказа.

• рассказ, как в сказке;

• использование авторских слов: похлебка;

• последовательность : из какой чашки в начале, из какой в конце.

В сказке - чашка, а по-другому? (Ответ словом)

Послушайте: миска – мишка (Не выделяя голосом звуки С и Ш).

Одинаковые или разные это слова? (Возможный ответ: разные, одинаковые)

Одни сказали, что слова разные, а другие – что одинаковые. Разберемся, так ли

это.

Выяснение лексического значения слов миска и мишка.

Миска – это… Мишка – это… (Возможен ответ словом)

Иллюстрации № 5 и № 6

Послушайте, миссска, мишшшка. Как интересно! (Выделить звуки голосом).

Повторите скажите, как я, миссска, мишшшка ( Хором и индивидуально)

В слове миска слышим звук «С», а в слове мишка - звук «Ш».

- Мы рассказали про миски, а теперь про что будем рассказывать? ( Ответ словосо-

четанием).

Что захотела сделать Маша дальше? (Ответ простым предложением или словосочетанием)

Давайте опять поиграем. Один ребенок со средним уровнем рассказывает, на какой стул села Маша, а ребенок с низким уровнем показывает все так, как было в сказке. (Выбор 2-х детей на роль рассказчика и девочки Маши).

Возможное продолжение сказки: «Захотела Маша сесть и увидела три стула… »

Помощь началом фразы: «Села Маша на … », «Полезла Маша на большой стул… » (Ответ простыми и сложносочиненными предложениями с союзом И ; родительный падеж в единственном числе с предлогом НА).

Работа с предложно-падежными конструкциями с обращением внимания на

окончание слова «стуле» с ребенком, выполняющим действия и с 3-5 детьми.

На каком стуле ты сидела? (Отвечает тот, кто действовал).

На каком стуле сидела Маша? (Словосочетание в предложном падеже единственного числа: на маленьком стуле… и т. д) .

При ответе «На большом, маленьком… стуле», воспитатель помогает: «На большом стуле – а как по-другому сказать? » (Жестом показать высоту стула – рукой снизу вверх) .

Оценка:

• рассказ о том, на каких стульях сидела Маша и что с ней случилось;

• интересный показ, как все было в сказке.

- Маша поела, покачалась на стуле и устала.

Куда пошла Маша и что стала делать? (Ответ предложением)

Возможный ответ детей: «Пошла Маша в спальню и увидела » , «Пошла Маша в спальню и легла на большую кровать».

Иллюстрация № 3.

Кто расскажет сказку дальше? (Выбор рассказчика)

Рассказчик рассказывает фрагмент сказки, ребенок с низким уровнем показывает, на какие кровати ложилась Маша (Прикрепляет фигурку девочки с магнитом на изображение кроватей).

Помощь началом фразы: «Пошла Маша в спальню и легла… »

Оценка:

• старание, внимание, самостоятельность;

• точное выполнение действий согласно тексту сказки.

• Показ, на какую кровать легла Маша сначала, а на какую в конце.

Работа с предложно-падежными конструкциями (обращать внимание на окончание существительного «кровать» в предложном падеже единственном числе. Ответы действующего ребенка и 2-3 детей группы индивидуально и хором )

На какой кровати лежала Маша? (Ответ словосочетанием: на большой кровати).

Физкультминутка (Фонограмма из мультфильма «Маша и медведь») .

Маша отдыхает в кроватке Мишутки. А мы отдохнем под музыку веселого мультфильма.

2.3. Разговор медведей.

- Вспомните, Маша уснула, и что произошло дальше? ( Простое предложение или

словосочетание) .

Физкультминутка (Фонограмма из мультфильма «Маша и медведь») .

Игра- драматизация.

- А теперь мы расскажем и покажем, как сердились, удивлялись медведи, когда вошли в свою избушку.

Оценка выразительности (лучший голос) служит выбором на роль (Надеть детям маски) .

Скажи, как папа-медведь: «Кто хлебал из моей чашки? » Будешь Михаил Иванович. Спроси, как медведица. Покажи голосок Мишутки (Дети произносят фразу педагога разными голосами).

Расскажите, чему сначала удивились медведи, и почему рассердились в конце.

Медведи пришли домой голодные и захотели обедать (Хором вместе с детьми) .

- Проговаривание фраз из сказки разными голосами.

Оценка:

Запомнили, какими голосами разговаривали медведи, поменяли голоса и показали, как удивились и рассердились медведи.

Часть 3. Конец сказки

- Кто помнит конец сказки и расскажет нам? (Вызвать ребенка с высоким речевым уровнем и выставить иллюстрацию № 4)

Оценка:

• Запомнил сказку, когда мы читали.

Переход к игре.

Итог занятия:

- Вижу вам было интересно, и вы все хотите побыть артистами.

В книжном уголке можно поиграть в сказку на фланелеграфе.

Даже можно показать сказку и поговорить голосами медведей.

А кто хочет, может украсить узорами миски для медведей в уголке рисования.

- Вспомнила, я же знаю игру «Догонялки с медведем».

Мишка, мишка, хватит спать!

Выйди с нами поиграть!

Нас тут много, ты один,

Спать тебе мы не дадим! («Медведь» просыпается, догоняет детей)

Самоанализ занятия. По пересказу русской народной сказки « Три медведя».

Тема непосредственно образовательной деятельности была выбрана в соответствии с программным содержанием.

В непосредственно образовательной деятельности основная образовательная область «Познавательное развитие».

При планировании НОД были учтены возрастные особенности детей.

Цель НОД: обучение детей пересказу знакомого текста с прямой речью.

При планировании мною были поставлены следующие задачи:

Познание: учить разыгрывать ранее прочтенную русскую народную сказку «Маша и медведь».

Развитие речи: учить отвечать на вопросы полным предложением, развивать слуховое и зрительное внимание, развивать диалогическую речь.

Физкультминутка (Фонограмма из мультфильма «Маша и медведь»)

Чтение художественной литературы: просмотр мультфильма и прослушивание аудиозаписи сказки «Три медведя», рассматривание иллюстраций разных художников, беседа, игра драматизация.

Музыка: развивать выполнение музыкально ритмических движений;

         Воспитательная: Воспитывать умение произвольно, по знаку педагога отвечать на вопросы.  Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

 Обучающая: Продолжать учить пересказывать отрывки знакомого текста с опорой на иллюстрации и игровые ситуации. Формировать представление о структуре текста.

Развивающая: Формировать умение различать слова-паронимы «миска – мишка» по лексическому значению и выделяя голосом звуки «С» и «Ш».  Упражнять в правильном использовании окончаний существительных и предлогов «в», «на», «из» в предложно-падежных конструкциях винительного, родительного и предложного падежей единственного числа. Формировать умение изменять голос по интонационной окраске.

Для решения поставленных задач мной использовались разнообразные методы и приёмы: загадка, беседа, рассматривание иллюстраций, игровая ситуация, драматизация, прослушивание отрывка аудиозаписи сказки, выделение педагогом речевого звука, выделение педагогом окончаний и предлогов в предложно-падежных конструкциях, наводящие продуктивные вопросы, подсказ начала предложения в зависимости от речевого уровня ребенка.

Методы и приемы проводились с учетом задач, сюжета и возрастных особенностей детей. Все они отображали одну тематику и были взаимосвязаны.

          Сюжет образовательной деятельности не утомляет, а вызывает любопытство. Он позволяет объединять несколько видов деятельности, что создает положительный настрой и способствует повышению результативности. Осуществлялся индивидуальный, дифференцированный подход: У детей с высоким уровнем развития речи формировать навык самостоятельного монологического высказывания в виде начала или конца сказки в виде нескольких простых предложений.  У детей со средним уровнем развития речи формировать навык самостоятельного высказывания в виде предложения или словосочетания с адекватным использованием интонации с незначительной помощью (образец) .  У детей с низким уровнем развития речи формировать умение адекватно воспроизводить фразу или словосочетание с правильными предложно-падежными конструкциями.

         Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной и интересной.  И как итог занятия детям было предложено поиграть в книжном уголке  в сказку на фланелеграфе. Детям было предложено показать сказку и поговорить голосами медведей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ русской народной сказки "Три медведя"

Пересказ - важное средство развития связной речи....

Конспект занятия по сюжету русской народной сказки "Три медведя"

познавательное занятие-игра по развитию речи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).

Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...

Технологическая карта мероприятия НОД по образовательной деятельности «Речевое развитие» Тема «Пересказ русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа)

Образовательная область: «Речевое развитие», художественная литература.Педагогическая цель: познакомить с русской народной сказкой «Три медведя», помочь оценить поступки героев...

«Пересказ Русской народной сказки «Три медведя»»

Цель: создать условия для развития речи детей посредством приобщения к устному народному творчеству....