«Путешествие на планету Сообразилия»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Анисимова Оксана Владимировна

Цель: Закрепить с детьми полученные знания посредством игр развивающей направленности.

Задачи

 Образовательные:

- отрабатывать навыки четкого произношения;

-формировать умение подбирать слова, противоположные по смыслу;

- активизировать мыслительную активность детей;

-упражнять в образовании сложных слов при помощи слияния двух существительных;

- формировать грамматический строй речи, лексическую систему слов;
- закреплять умения согласовывать слова;

- формировать умение составлять связный рассказ  с помощью мнемосхе;

 -формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок.

 

Развивающие:

- развивать вербальную память, речевой слух;

- развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;

- расширять словарный объём детей, диалогическую речь;

- развивать образное, понятийное, творческое мышление;

- продолжать развивать умение отвечать на вопрос полным распространённым предложением;

- развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности;

- развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.

 

Воспитательные:

- воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения;

- воспитывать любознательность, наблюдательность;

- воспитывать общую культуру поведения детей;

- учить быть вежливыми и доброжелательными, уметь работать в коллективе;

- воспитывать взаимовыручку, самостоятельность.

- Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества

 

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Космос»: Я. К. Голованов «Дорога на космодром», В. Кащенко «Созвездие драконов», П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,                     О. А. Скоролупова «Покорение космоса»; рассматривание иллюстраций о космосе, планетах; беседы о космосе, космонавтах; рассматривание фотографий; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры; просмотр мультфильмов; слушание музыкальных произведений.

 

Словарная работа: обогащать словарь (космос, иллюминатор, скафандр, космодром, луноход, звездолет, звездочет, звездопад, сигнал SOS).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнушка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности

Тема: «Путешествие на планету Сообразилия»

                                                                   Подготовили:

Учитель-логопед высшей категории

Анисимова О.В.

                                                              Воспитатель         Гончарова О.В.

                                                   

Г. Зверево

2022г.

Цель: Закрепить с детьми полученные знания посредством игр развивающей направленности.

Задачи:  

 Образовательные:

- отрабатывать навыки четкого произношения;

-формировать умение подбирать слова, противоположные по смыслу;

- активизировать мыслительную активность детей;

-упражнять в образовании сложных слов при помощи слияния двух существительных;

- формировать грамматический строй речи, лексическую систему слов;
- закреплять умения согласовывать слова;

- формировать умение составлять связный рассказ  с помощью мнемосхе; 

 -формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок.

Развивающие: 

- развивать вербальную память, речевой слух;

- развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;

- расширять словарный объём детей, диалогическую речь;

- развивать образное, понятийное, творческое мышление;

- продолжать развивать умение отвечать на вопрос полным распространённым предложением;

- развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности;

- развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения;

- воспитывать любознательность, наблюдательность;

- воспитывать общую культуру поведения детей;

- учить быть вежливыми и доброжелательными, уметь работать в коллективе;

- воспитывать взаимовыручку, самостоятельность.

- Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Космос»: Я. К. Голованов «Дорога на космодром», В. Кащенко «Созвездие драконов», П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,                     О. А. Скоролупова «Покорение космоса»; рассматривание иллюстраций о космосе, планетах; беседы о космосе, космонавтах; рассматривание фотографий; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры; просмотр мультфильмов; слушание музыкальных произведений.

 

Словарная работа: обогащать словарь (космос, иллюминатор, скафандр, космодром, луноход, звездолет, звездочет, звездопад, сигнал SOS). 

Оборудование и технические средства: сигнал SOS, аудиозапись с просьбой о помощи, аудиозапись космической музыки, мнемотаблица, игрушка – житель планеты, магнитофон, магнитная доска, клумба для цветов.

Раздаточный материал: шаблоны цветов по количеству детей, гуашь ярких цветов, кисточки, шерстяная нить, влажные салфетки, сладкие подарки для детей.

  Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»,
«Физическое развитие».

Ход образовательной деятельности:

СЛАЙД 1


Организационный момент.

Здравствуйте, - слово какое чудесное,

Чуточку доброе, чуточку нежное.

Здравствуйте, скажем мы этому дню,

Здравствуйте, скажем мы всем и всему!

Артикуляционная гимнастика:

Здравствуйте губки («Трубочка»)!

Здравствуйте зубки («Заборчик»)!

Губками почмокаем, зубками пощелкаем.

Ручки вверх подняли, ими помахали.

А теперь гостям всем, здравствуйте, сказали! (Садимся на стульчики)

РАЗДАЕТСЯ СИГНАЛ SOS!

Воспитатель: Ребята, это сигнал SOS – сигнал бедствия. Давайте внимательно прислушаемся, кому-то нужна наша помощь.

СЛАЙД 2

Звучит аудиозапись – просьба о помощи: «Внимание! Внимание! Мы, жители планеты Сообразилия, узнали, что на планете Земля есть город Зверево, в котором находится Детский сад № 2 и  группа «Цветочный городок», которую посещают самые дружные, изобретательные и смелые дети. Друзья – земляне, у нас беда! Помощь ваша нам нужна! С наступлением весны прекрасными цветами наполняются сады, но на нашей планете прошел ужасный космический дождь и теперь ни одного цветочка у нас не найдешь. Дорогие земляне, пожалуйста, поспешите, на нашей планете цветы рассадите!»

Воспитатель: Жители планеты Сообразилия на своей космической станции наблюдали за нами через электронные телескопы и заметили, что вы дружные и смелые ребята и поэтому обратились к нам. Поспешим с вами на помощь.

Как попасть на другую планету? Подсказки мы найдем, отгадав загадки.

    До луны не может птица

Долететь и приземлиться,

Но зато умеет это

Делать быстрая (ракета).

    Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)

Педагог: Ребята, космонавты сильные, выносливые, прежде, чем отправиться в полет, проходят специальную подготовку. Вот и мы с вами подготовимся к полету, выполнив задания.

Первое испытание: пройти по дорожке не зацепив стаканы (нейроигры)

Педагог: Ребята, космонавты умные смышленые

Второе испытание: Д/и  «Скажи наоборот»

Педагог: Скажу я слово «взлететь», а ты ответишь – …

Дети: Приземлиться.

Педагог: Скажу я слово «темно», а ты ответишь – …

Дети: Светло.

Педагог: Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…

Дети: Близко.

Педагог: Теперь скажу я «прилететь», а ты ответишь – …

Дети: Улететь.

Педагог: Скажу я тихо слово «ночь», а ты ответишь…

Дети: День.

Педагог: Скажу я громко слово «высоко», а ты ответишь…

Дети: Низко.

Педагог: Теперь скажу я «легкий», а ты ответишь – …

Дети: Тяжелый.

 Педагог: Скажу я слово Вам «большой», ответите…

Дети: Маленький.

Педагог: Теперь скажу я «быстрый», а ты ответишь – …

Дети: Медленный.

Педагог: Скажу я слово «говорить», ответишь ты…

Дети: Молчать.

 Педагог: В игре всегда начало есть, ну а сейчас…

Дети: Конец!

Педагог: Они еще очень внимательные (нейроигра с трубочками). «Длинный короткий» На столе лежат цветные трубки,  одинаковой длинны, по инструкции педагога ребенок выполняет действия.

  • Желтая трубка длиннее зеленой. ( ребенок удлиняет трубку)

           Зеленая длиннее, синей (красной).

              Какая трубка самая длинная?

  • Голубая короче желтой.

          Желтая короче, синей (зеленой).

           Какая трубка самая длинная?

Педагог: Внимание! В центр управления полетами Земли перед взлетом  необходимо передать информацию о космических объектах.

(игра с мячом)

Третье испытание: Д/и «Один-много». Дети называют слова во множественном числе, родительного падежа. 

Воспитатель: Ребята я вижу одну планету, а вы много…

Дети: Планет.

Воспитатель: Ребята я вижу одну звезду, а вы много…

Дети: Звезд.

Воспитатель: Ребята я вижу одну ракету, а вы много…

Дети: Ракет.

Воспитатель: Ребята я вижу один метеорит, а вы много…

Дети: Метеоритов.

Воспитатель: Ребята я вижу одну комету, а вы много…

Дети: Комет.

Воспитатель: Ребята я вижу один спутник, а вы много…

Дети: Спутников.

Воспитатель: Ребята я вижу один телескоп, а вы много…

Дети: Телескопов.

Воспитатель: Ребята я вижу одного космонавта, а вы много…

Дети: Космонавтов.

Педагог: Поздравляю! Вы все успешно прошли испытания и зачислены в отряд космонавтов. Давайте пройдем в ракету и проверим, исправно ли работает двигатель и все системы (дети встают в круг): (артикуляционная гимнастика)
• Проверяем запас топлива (с-с-с-с)
• Проверяем люки (а-а-а-а, вверх-вниз)
• Проверяем радио (произносим короткий звук «у» с разной интонацией)
• Включаем двигатель (р-р-р)
• Надеваем скафандр (ших-ших-ших) 

Педагог: Проверим свое зрение Гимнастика для глаз Слайд ___

СЛАЙД 4

Аудиозапись космической музыки.

Педагог: Наш космический корабль отправляется с космодрома «Детский сад». Старт. Обратный отсчет: 5,4,3,2,1

Физминутка

А сейчас мы с вами,  дети,

Улетаем на ракете.

Маршируют по кругу.

На носки поднимись,

Поднимаются на носки, тянут руки вверх, сомкнув их.

А потом руки вниз.

Опускают руки.

Раз, два, три потянись

Вновь тянутся вверх.

Вот летит ракета ввысь!

Руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево.

Педагог: Ребята, занимайте свои места. Наша ракета поднимается высоко вверх. Будьте внимательны! Ведем наблюдение за космическими объектами в  круглое окно  иллюминатор. 

     Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу («по цепочке»)

Воспитатель: Что мы видим? (Землю – нашу любимую планету).

1) Какую форму имеет наша планета? (Планета Земля  имеет форму шара).

2) Почему на Земле происходит смена времен года? ( На нашей планете происходит смена времен года: зима, весна, лето и осень потому, что Земля вращается вокруг Солнца).

3) Почему происходит смена дня и ночи? (На Земле происходит смена дня и ночи. Утром светит солнце, а ночью на небе появляются луна и звезды. Потому что Земля вращается вокруг своей оси).

4) Что есть на Земле? (На Земле есть горы, леса, реки и поля).

5) Кто обитает на нашей планете? (На нашей планете обитают звери, птицы, рыбы, насекомые).

6) Кто живет на планете? (На планете Земля живут дети разных национальностей. У них различный цвет кожи. И говорят они на разных языках).

СЛАЙД 1-6

Воспитатель: Ребята, молодцы. Время нашего полета подошло к концу. Мы прилетели на планету Сообразилия.

Нас встречает житель планеты по имени СООБРАЗИЛКА.

СЛАЙД 7

Аудиозапись:

Страна Сообразилия, страна Сообразилия!
Здесь царствует фантазия во всём своём всесилии!
Здесь все мечты сбываются, а наши огорчения
Сейчас же превращаются в смешные приключения!
В страну Сообразилия попасть совсем несложно,
Она ведь исключительно удобно расположена.
И если вы, ребята, умеете мечтать, 
В страну Сообразилия вы смогли попасть!

Педагог: Посмотрите на полянке, весёлые человечки приготовили для вас рабочие места. Давайте присядем за столы и будем творить чудеса. 

СЛАЙД 8

Аудиозапись космической музыки.

Продуктивная деятельность.

Нетрадиционное рисование «Ниткография».

Берем нить и кладем в выбранную краску, держась за ее конец. Теперь выкладываем нить на лист бумаги круговыми движениями от центра по спирали. Конец сухой нити направляем вниз, держа ее в правой руке, а ладошкой левой руки накрываем чистым листом, слегка придавливаем. Медленно вытягиваем нить из - под ладошки. Происходит волшебство! Вот какие цветы у нас получились. 

Высаживаем наши цветочки на клумбу.

СЛАЙД Логопед: Ребята, бабочки летают но не могу найти свой цветочек, давайте поможем им. (На столе цветы, на сердцевинке одна, две, три точки, на бабочках картинки. Дети раскладывают бабочки по слогам). Логопед: Молодцы, справились с заданием!

Жители планеты приготовили вам сладкий подарок в знак благодарности.

А нам пора возвращаться, займём свои места в космическом корабле.

Итог: Что вас удивило в путешествии? О чем вы расскажите своим друзьям? Какие вам встретились трудности? О чем вы еще хотите узнать?

Педагог: Полет окончен! Всем спасибо! Открыть люк! Выйти из ракеты! Дорогие ребята, поздравляю вас с успешным возвращением. Благодарю вас за отличные знания и умения.

СЛАЙД 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну Сообразилия»

Задачи занятия:Развивать логическое мышление при решении задач.Активизировать в речи слова-антонимы.Учить придумывать по заданному слогу целое слово.Учить выполнять звуковой анализ слова с использован...

Конспект математического досуга совместно с родителями «Путешествие в страну «Сообразилия» (с использованием электронных образовательных ресурсов, игровых, здоровье сберегающих технологий, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)

1.     Знакомить родителей с игровыми способами формирования навыков счета, развития логического мышления, воображения.2.     Учить взрослых и детей взаимодейст...

Итоговое интегрированное занятие по речевому развитию в старшей логопедической группе «Планета Сообразилия»

Закрепить с детьми полученные знания посредством игр развивающей направленности...

Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на планету Сообразилия"

Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на планету Сообразилия"...

Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на планету Сообразилия"

Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на планету Сообразилия"...