проект пословицы 23
проект по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Звездочка»
Проект
«В мире пословиц и поговорок»
Подготовила учитель-логопед
Колчинская Ольга Сергеевна
Гагарин 2023г.
Наша родина Россия - самое большое государство мира. Её население составляет 143 030 106 человек. В России проживают представители более 160 национальностей, которые говорят более чем на 100 языках. Много людей живет в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьей, помогают друг другу. Большое путешествие по карте России – это знакомство с этнографической картой нашей страны. Маршрут «большого путешествия по карте России» охватывает различные природно-климатические зоны (тундра, тайга, горы, степь), что позволяет привлечь внимание детей к разнообразию окружающего мира и целостность народной культуры (основные занятия народа, костюм, культура праздника, игры, сказки…)
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, перевертыши, скороговорки, пословицы, поговорки, замысловатые загадки, считалки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Устное народное творчество, в частности его малые жанры, издавна использовались педагогами как воспитательно-обучающее средство для детей дошкольного возраста.
Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей с общим недоразвитием речи неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи коррекции речевых нарушений. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей.
Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.
Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.
Малые формы фольклора могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для автоматизации звуков, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи.
Актуальной задачей речевого развития дошкольников является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Продолжительность: февраль-март 2023г.
Цели проекта:
- ознакомление детей с фольклорным жанром «Пословица и поговорка»
Задачи проекта:
- научить детей понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок
- обогащать словарный запас
- развитие патриотических качеств личности через чтение пословиц и поговорок о Родине
- учить понимать переносное значение образных выражений
- приобщать детей к истокам русской народной культуры
- воспитывать уважение и интерес к родной стране
- подключить родителей к совместной работе с детьми
- прививать любовь к родному языку, повышать культуру речи
Ожидаемые результаты
- Увеличится словарный запас детей;
- Дети будут понимать образное значение пословиц;
Основные этапы работы:
Первый этап — Подготовительный
- изучить литературу по данной теме;
- изучить историю происхождения пословиц и поговорок и их отличие друг от друга;
- создание игровой предметно-пространственной среды;
- ознакомление родителей с проектом и организация взаимодействия.
Второй этап – Основной
Практическая работа с детьми по плану реализации проекта:
- дидактические игры;
- создание лэпбука «Пословицы»;
- чтение художественной литературы;
- беседы
- просмотр мультфильмов с пословицами и поговорками;
- рисование;
выставка творческих работ;
- просмотр презентации (пословицы и поговорки о Родине);
- проведение викторины.
Третий этап – заключительный
- Презентация проекта
- Оформление выставки детского творчества (рисунки) «Яблоко от яблони, не далеко падает»
Выводы
Работа с пословицами многому научила детей. Они научились собирать народные изречения, относить их к определенной теме, раскрывать их смысл, понимать их обобщающий характер. Они понимают, зачем надо знать пословицы и поговорки.
Знание пословиц и поговорок обогащает человека и его чувства, развивает речь, формирует отношение к окружающему миру, способствует воспитанию эстетического вкуса, развивает память. Они учат, каким нужно быть в труде, дружбе, учебе, как относиться к матери, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.
Пословицы нужно знать и уметь их употреблять в речи. Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.
Приложение
Пословица — логически законченное выражение, которое предполагает какое-то действие. Состоит, как правило, из 2-х частей. Пословица обязательно подразумевает некое назидание, поучение или мораль.
Пословицы о дружбе
- Нет друга, ищи – нашёл, береги.
- Сам пропадай, а товарища выручай.
- Для друзей пироги – для врагов кулаки.
- Человек без друзей – что дерево без корней.
Живи не скупись, с друзьями делись.
Пословицы о труде
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- За много дел не берись, а в одном отличись.
- Глаза бояться, а руки делают.
- У ленивой пряхи, и для себя нет рубахи.
- Душу вложись, всё сможешь.
- Больше дела – меньше слов.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Пословицы о Родине
- Береги землю родимую – как мать любимую.
- Кто за Родину горой – тот и герой.
- С родной земли – умри не сходи.
- Расставшись с другом, плачут семь лет расставшись с Родиной – всю жизнь.
- Родная сторона мать, чужая – мачеха.
- Солнце врагам не погасить, а нас не победить.
Родина мать, умей за неё постоять.
Пословицы о рассудительности
- Учись смолоду, не умрешь под старость с голоду.
- Семь раз отмерь, один отрежь.
- Не зная боду, не суйся в воду.
- От глупого риска, до беды близко.
- Умный молчит, когда дурак кричит.
- Дураки ссорятся, умные договариваются.
- Ума нет, считай калека, денег нет – считай дурак.
- Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Пораскинешь умом – возьмёшь врага живьем.
- Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
Пословицы об уважении
- Живы родители почитай, померли – поминай.
- Кто матери не послушает – тот в беду попадает.
- Отца и матерью почитать – горя не знать.
Родителей чти – не собьёшься с истинного пути.
Поговорка — это короткое народное выражение, метко характеризующее какое-то явление или закономерность. Поговорка, в отличие от пословицы, не подразумевает действия и не несет в себе назидания или поучения. Она просто констатирует факт.
Поговорки о дружбе
- Крепкую дружбу топором не разрубишь.
- Дружба и братство дороже богатства.
- Вдруг не станешь друг
- Друг познаётся в беде.
- Без друга жить туго.
Поговорки о труде
- Терпение и труд все перетрут.
- Дело мастера боится.
- Делу время, потехи час.
- Какие труды, такие и плоды.
Мало хотеть, надо уметь.
Поговорки о Родине
- Где родился – там и пригодился
- Родной край – сердцу рай.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Пришёл незваным – ушёл дранным.
- Русский солдат не знает преград.
- Смелый боец – в бою молодец.
- Мать Россия — святая Русь, защищай её, не трусь.
- Родину предашь, будешь не наш.
Поговорки о рассудительности
- Ум, разуму подспорье.
- Ум да разум надоумят сразу.
- Птица хороша пером, а человек умом.
- Не делай глупости, не говори грубости.
- Ума нет – жди 100 бед.
- Проявишь старания – получишь знания.
Ума палата, сама виновата.
Поговорки об уважении
- Родителей уважай, благодари, почитай.
- В отчий дом вернись и родителям поклонись.
- Родителям в старости, дарите радости.
- Мук совести не знает – кто родителей почитает.
- Дети вырастайте – родителей не забывайте.
Родители – родная кровь, в их сторону никогда не злословь.
Поговорки о труде
- Без труда жить – от скуки выть.
- Трудись, не ленись – дела пойдут ввысь.
- Работай на благо, не будет напряга.
Задания для викторины:
- «Найди нужную картинку» (подбор детьми картинки соответствующего содержания к названной взрослым пословице);
- «Назови пословицу к картинке»;
- «Я начну, а ты продолжи» (взрослый начинает, а ребёнок заканчивает пословицу; и наоборот): «Семеро одного…не ждут», «Один за всех, и все…за одного», «Как аукнется так и…откликнется» и др.;
- «Подбери слово в рифму» ( «Делано наспех – сделано…на смех», «Сделал дело – гуляй… смело», «У стряпухи Дарьи целый день…аварии», «Работай до поту, так поешь…в охоту», «Нужно наклониться, чтоб из ручья воды…напиться», «Чтобы рыбу съесть, надо в воду…лезть», «Хочешь есть калачи, так не сиди…на печи», «Без труда не выловишь и рыбку…из пруда», «На чужой каравай рта …не разевай, а пораньше вставай да свой…добывай», «Птицу узнают в полёте, человека — …в работе», «Терпенье и труд всё…перетрут», «К большому терпенью придёт и…уменье», «Умелые руки не знают…скуки», «Не за своё дело не берись, а за своим…не ленись», «У ленивой пряхи и для себя нет…рубахи», «Лень, отвори дверь, сгоришь. -Хоть сгорю да …не отворю»);
- настольно- печатная игра «Собери пословицу», предметные картинки к пословицам, портрет И.И. Даля, сундучок, предметы: перо, игрушка цыпленок, линейка, яблоко, камень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение1 к проекту Пословицы и поговорки о хлебе
Пословицы и поговорки о хлебе...
Детский исследовательский проект "Объяснение пословиц"
Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исслед...
Проект "Пословицы и поговорки"
Проект «Пословицы и поговорки»Тип проекта: информационно-познавательный, краткосрочный.Цели и задачи проекта:1. Познакомить детей с фольклорным жанром «Пословица и поговорка».2...
Информационно – творческий проект «Пословицы»
Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всём протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изреч...
Проект "Пословица недаром молвится"
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 18.0px \'Times New Roman\'; color: #1f3864} span.s1 {letter-spacing: 0.0px} Одними из приоритетных направлений деятельности дошкол...
Проект Пословицы, как средство формирования нравственного воспитания детей (коррекционная группа
Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственного облика ребенка. Именно в эти годы, при условии целенаправленного воспитания, закладываются основы моральных к...
Образовательный проект: "Пословицы. поговорки, крылатые выражения"
Образовательный проект в подготовительной логопедической группе....