Образовательный проект: "Пословицы. поговорки, крылатые выражения"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Образовательный проект в подготовительной логопедической группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Пословицы. Поговорки. Крылатые выражения»
Тип проекта: информационно-познавательный, краткосрочный (4 недели)
Актуальность исследования: современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.
Цель: развитие мышления и связной речи через произведения мылых фольклорных форм.
Проблема. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культура личности не только коллектива, но и каждого человека.
Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.
Изучению малых фольклорных жанров в детском саду уделяется немного внимания. Между тем пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников.
Объект: русские пословицы и поговорки
Предмет: работа над пословицами и поговорками, формирующими речь и систему ценностей в жизни каждого ребенка.
Задачи проекта:
- Закреплять знания о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословиц и поговорок, крылатых выражений).
- Выяснить что такое пословица и поговорка. Чем отличается пословица от поговорки?
- Учить понимать переносное значение образных выражений.
- Откуда они взялись? Кто их сочинил?
- Какие бывают пословицы и поговорки? Чему они учат?
- Подключить родителей к совместной работе с детьми.
Предполагаемые продукты проекта.
Создать картотеку пословиц и поговорок с использованием картинок для лучшего запоминания пословиц и поговорок (альбом).
Создать картотеку крылатых выражений с использованием картинок (альбом).
Провести интеллектуальную викторину для детей: «Кто знаньями горазд, тому не пропасть».
Основные этапы работы:
Подготовительный:
- ознакомить родителей с проектом и просить помощи родителей в изготовлении итоговых альбомов.
- сбор информации по использованию малых фольклорных форм в работе с детьми с нарушениями речи: Интернет, литературные источники.
- подбор речевого материала из малых фольклорных форм с изучаемыми звуками.
- подбор иллюстративного и демонстрационного материала по малым фольклорным формам.
- написание конспектов образовательных мероприятий по работе с пословицами, поговорками.
- оформление е родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
Этап реализации проекта:
- Познакомить детей с малыми фольклорными жанрами: пословицы, поговорки, крылатые выражения. Откуда они появились. Виды пословиц (о труде, о добре, о дружбе и т.д.)
- Разучивание поговорок, пословиц, крылатых выражений в ходе образовательной подгрупповой и индивидуальной деятельности.
- Работать над пониманием значения пословиц, поговорок и крылатых выражений.
- Закрепление изученного речевого материала совместно с родителями.
- чтение рассказов Л.Н.Толстого по пословицам «От добра добра не ищут», «Как глядишь, так и видишь» и др. (с показом картинок).
- Выполнение совместно с родителями творческих работ по любой пословице, поговорке, крылатому выражению.
Заключительный этап:
- презентация и защита результатов работы, подведение итогов.
- Проведение викторины для детей
Состав проектной группы:
- руководитель проекта – логопед Антонова Д.Ю.
- воспитатели подготовительной группы: Кузнецова Г.А.
- родители.
Обеспечение проектной деятельности:
И.В. Клюхина «Пословицы, поговорки и крылатые выражения».
О.С. Ушакова «Знакомим с литературой детей 5-7 лет»
Т.И. Тарабарина «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов»
Формы и виды работы с детьми
Игры: «Пословица рассыпалась», «Соедини начало и окончание», «Подбери слово», «Какая пословица лишняя», «Собери пословицу», «Подбери пословицы к картинкам по смыслу», «Продолжи пословицу», игры – соревнования, «Кто больше скажет пословиц?», «Кто знает, пусть продолжает» на знание и умение подбирать пословицы и поговорки, игры-драматизации и др.
Ожидаемый результат:
У детей:
1. Повышение интереса к жанру устного народного творчества - пословицам и поговоркам.
2. Повышение уровня речевого развития всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики.
3. Повышение уровня восприятия пословиц и поговорок, овладение значением (семантикой) слов и словосочетаний в них.
У педагогов:
1. Повышение уровня самообразования.
2. Расширение представлений о возможностях использования пословиц и поговорок в познавательно-речевом, социально-личностном развитии детей дошкольного возраста.
3. Обоснование в методических рекомендациях возможности использования в речевой деятельности детей пословиц и поговорок.
4. Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию условий для формирования устойчивого интереса у детей к пословицам и поговоркам.
У родителей:
1. Повышение интереса к использованию малых фольклорных форм в познавательно-речевом и социально-личностном развитии детей дома.
2. Подбор и совместное разучивание пословиц ,поговорок, крылатых выражений объяснение их смысла детям.
3. Совместная продуктивная деятельность детей и родителей по иллюстрированию пословиц и поговорок дома.
4. Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию условий для формирования устойчивого интереса у детей к пословицам и поговоркам.
Заключение
В заключение можно сформулировать следующие выводы:
1. Использование пословиц и поговорок позволяет сделать работу более увлекательной для детей.
2. Использование малых форм фольклора в работе с детьми с ОНР позволяет дать ребенку возможность проявить все свои способности, закрепить его произношение и научить его использовать в своей речи тот материал, который он усвоил в процессе НОД
Перспективы дальнейшей работы мы видим:
- в углублении коррекционно-развивающих возможностей малых фольклорных форм, применяемых в процессе логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР,
- в поиске путей обеспечения эффективного взаимодействия специалистов по данной проблеме,
- в интеграции коррекционно-логопедической работы на материале малых фольклорных форм с детьми, имеющими речевые нарушения
Предварительный просмотр:
Итоговое мероприятие (викторина) к образовательному проекту: «Пословицы, поговорки, крылатые выражения»
Ведущий: Пословицы и поговорки пришли к нам из давних времен. Это богатые по мысли, короткие и простые изречения.
Пословицы и поговорки складывались народом, еще задолго до появления грамоты на Руси. Народ, еще не умея читать и писать, создавал свою устную школу. С помощью лучших пословиц и поговорок предавались заветные правила жизни от отцов к сыновьям и от дедов к внукам.
Их основой всегда являлся пример из жизни и подсказка правильного поступка для данной ситуации или указание на ошибочность решения.
Поэтому в пословицах и заключена вся мудрость народов, а также отражается взгляды народа на жизнь. В разговорах и в книгах старинные пословицы живут в нашем родном языке и сейчас. Они делают нашу речь остроумной и живой. Русские писатели и поэты, слушая народный разговор, записывали пословицы и поговорки, а потом использовали их в своих произведениях. Мы можем их увидеть в произведениях Пушкина, Толстого, Крылова и других наших замечательных писателей.
-Ребята, вспомните пословицы и поговорки о труде, о дружбе и т.д.
Пословицы и поговорки о труде:
Кончил дело — гуляй смело.
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
Мала пчелка, да и та работает.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Семь раз отмерь, один — отрежь.
Пословицы и поговорки о дружбе:
Друга ищи, а найдешь — береги.
Друг познается в беде.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Друзья — не разлей вода.
Старый друг лучше новых двух.
Друга за деньги не купишь.
Пословицы и поговорки о речи:
Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.
Держи язык за зубами.
Язык мой — враг мой.
За словом в карман не полезет.
Нем, как рыба.
Не спеши языком, торопись делом.
Никто за язык не тянет.
Язык до Киева доведет.
Молчание — золото.
Пословицы и поговорки о времени:
Семеро одного не ждут.
Тише едешь — дальше будешь.
Поспешишь — людей насмешишь.
Всякому овощу свое время.
Обещанного три года ждут.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Век прожить — не поле перейти.
Делу время, потехе час.
Пословицы и поговорки о книге, о письме:
Книга — лучший друг.
Хлеб питает тело, а книга питает разум.
Золото добывают из земли, а знания — из книги.
Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
Много прочел, да мало учел.
Пишут не пером, а умом.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Пиши, да не спеши.
Написал, как курица лапой.
Пословицы и поговорки о здоровье:
Здоровье дороже всякого золота.
В здоровом теле – здоровый дух.
Чистота – залог здоровья.
- Ребята, объясните крылатые выражения.
Крылатые выражения:
Считать ворон
Комар носа не подточит
Заруби себе на носу
Глаза разбежались
Как снег на голову
Как с гуся вода
Клевать носом
Ни пуха, ни пера
Сидеть сложа руки
Руки не доходят
Волосы встали дыбом
Море по колено
Надуть губы
Встать не с той ноги
Держать в ежовых рукавицах
Делать из мухи слона
Как сонная муха
Прикусить язык
Знать на зубок
Рукой подать
Кот в мешке
Хоть глаз выколи
Обвести вокруг пальца
Остаться с носом
Работать спустя рукава
Пропустить мимо ушей
Игра «Закончи пословицу или поговорку»
Участникам по очереди предлагаются пословицы или поговорки, которые нужно закончить. Если участники затрудняются, то ход переходит к соперникам.
Терпение и труд ... (все перетрут).
Дело мастера ... (боится).
С волками жить ... (по-волчьи выть).
Яблоко от яблони ... (недалеко падает).
Грамоте учиться ... (всегда пригодится).
Худой мир ... (лучше доброй ссоры).
На безрыбье ... (и рак рыба).
Один в поле ... (не воин).
Ученье — свет ... (а неученье — тьма).
Что посеешь ... (то и пожнешь).
Шила в мешке ... (не утаишь).
Голод не …(тетка).
Готовь сани летом, а телегу …(зимой).
Кашу маслом не … (испортишь).
Всяк кулик свое болото… (хвалит).
Не в свои сани не … (садись).
Первый блин … (комом).
Век живи век… (учись).
Без труда не вытащить и рыбку из …(пруда).
У семи нянек дитя без … (глаза).
Терпи, казак, атаманом … (будешь).
Труд человека кормит, а лень… (портит).
Хлеб-соль кушай, а правду … (слушай).
Будет и на нашей улице … (праздник).
Игра «Исправь поговорку»
- Аппетит проходит во время еды.
- Город не тетка.
- Готовь сени летом, а телегу зимой.
- Всяк жулик свое болото хвалит.
- Машу маслом не испортишь.
- Икра стоит свеч.
- Блин блином вышибают.
- Не в свои бани не садись.
- Нет козы без шипов.
- Первый блин колом.
- По одежке протягивай рожки.
- Проще жареной репы.
- Своя ноша не тонет.
- Соловья башнями не кормят.
- Тяжела ты, шашка Мономаха.
- Банты – упрямая вещь.
- Хоть кол на голове туши.
- Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плавало.
Игра « Составь поговорку»
- Пруд, труд, вынимать, рыбка.
- Будет, наша, праздник, улица.
- Семь, дитя, глаз, няньки.
- Смотреть, конь, дареный, зубы.
- Ухо, медведь, наступать.
- Терпеть, быть, казак, атаман.
- Каша, масло, портить, не.
- Соловей, кормить, басни.
- Молодцы. Ребята! Вы многое узнали и запомнили!
Раздача грамот детям.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в комбинированной подготовительной группе «Капитошки»
«Посидим рядком, да поговорим ладком»
Учитель-логопед и воспитатель одеты в русские народные костюмы. В центре на столе стоит самовар.
- Пожалуйте, гости дорогие. Проходите, будьте как дома. У нас для каждого найдётся и местечко и словечко. В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком.
Вот как незаметно пролетело времечко, как ваши детки в сад пришли, пришли да подросли, окрепли, самостоятельнее, да разговорчивее стали. Речи дивные ведут, сказки, да стихи сказывают.
Мы предлагаем вам порассуждать на такую тему: «Роль малых фольклорных форм в развитии речи ребенка» (пословицы, поговорки, крылатые выражения) Ведь без речи и без звучащего слова речь была бы скучна и неинтересна.
Ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям и поэтому именно от нас зависит какой речью овладеет ваш ребенок. Ведь всем хочется чтоб она была грамматически правильной, эмоционально окрашенной, богатой и насыщенной.
Недаром мы начали собрание поговорками. Произведения устного народного творчества таят в себе возможности для развития речевых навыков и побуждают к познавательной деятельности.
Мы также поговорим о пословицах и поговорках и их роли в воспитании и развитии детей.
С нашими детьми мы будем реализовывать проект: «Пословицы. Поговорки. Крылатые выражения» А что собой представляет проектная деятельность в детском саду, мы сейчас вам расскажем.(презентация: цель, задачи ,продукт проекта)
До начала работы над проектом, мы провели интервью с детьми и узнали ,что они знают о пословицах, крылатых выражениях и поговорках. И вот что из этого получилось (просмотр видео)
Пословицы и поговорки пришли к нам из давних времен. Это богатые по мысли, короткие и простые изречения.
Пословицы и поговорки складывались народом, еще задолго до появления грамоты на Руси. Народ, еще не умея читать и писать, создавал свою устную школу. С помощью лучших пословиц и поговорок предавались заветные правила жизни от отцов к сыновьям и от дедов к внукам.
Их основой всегда являлся пример из жизни и подсказка правильного поступка для данной ситуации или указание на ошибочность решения.
Поэтому в пословицах и заключена вся мудрость народов, а также отражается взгляды народа на жизнь. В разговорах и в книгах старинные пословицы живут в нашем родном языке и сейчас. Они делают нашу речь остроумной и живой. Русские писатели и поэты, слушая народный разговор, записывали пословицы и поговорки, а потом использовали их в своих произведениях. Мы можем их увидеть в произведениях Пушкина, Толстого, Крылова и других наших замечательных писателей.
Пословицы, поговорки и крылатые выражения - это краткие изречения в которых заключён глубокий смысл, народная мудрость.
Они содержат в себе прямой совет и подсказывают как поступить в данной ситуации.
Пословица – это целое законченное предложение с глубоким смыслом.
Пример: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Поговорка – это просто фраза или словосочетание, которые можно заменить другими словами.
Крылатые выражения: Повесить нос. Считать ворон. Глаза разбежались.
А вы, уважаемые родители, какие пословицы, поговорки и крылатые выражения употребляете в своей речи?
Мы просим вас помочь в реализации образовательного проекта.
- Вместе с детьми найти в литературных произведениях пословицы и поговорки.
- Нарисовать иллюстрацию к любой пословице и поговорке для оформления альбома.
- Вместе с детьми обсудить значение пословиц, поговорок и крылатых выражений.
Также для вас будут размещены рекомендации на стендах.
Спасибо, что пришли в гости. В гостях хорошо, а дома лучше.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Также служат прекрасным средством воспитания и развития речи дошкольников.
Цель проекта: развитие мышления и связной речи детей через произведения малых фольклорных форм. Задачи: Закреплять знания о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословиц и поговорок, крылатых выражений). Выяснить что такое пословица и поговорка. Чем отличается пословица от поговорки? Учить понимать переносное значение образных выражений. Откуда они взялись? Кто их сочинил? Какие бывают пословицы и поговорки? Чему они учат? Подключить родителей к совместной работе с детьми.
Проект информационно-познавательный, краткосрочный. Продукт проекта: Альбом с иллюстрациями пословиц и поговорок Альбом с иллюстрациями крылатых выражений Викторина «Пословицы. Поговорки. Крылатые выражения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение1 к проекту Пословицы и поговорки о хлебе
Пословицы и поговорки о хлебе...
Проект "Пословицы и поговорки"
Проект «Пословицы и поговорки»Тип проекта: информационно-познавательный, краткосрочный.Цели и задачи проекта:1. Познакомить детей с фольклорным жанром «Пословица и поговорка».2...
Пословицы и поговорки, крылатые выражения с цифрами, стихи математического содержания для детей дошкольного возраста.
Пословицы и поговорки, крылатые выражения с цифрами, стихи математического содержания для детей дошкольного возраста....
Пословицы и поговорки, крылатые выражения с цифрами стихи математического содержания для детей дошкольного возраста.
Пословицы и поговорки, крылатые выражения с цифрами стихи математического содержаниядля детей дошкольного возраста....
Пословицы ,поговорки и крылатые выражения для дошкольников на тему : ЗОЖ.
Пословицы,поговорки и крылатые выражения о здоровом образе жизни для дошкольников....
Картотека "Математический фольклор" (пословицы, поговорки, скороговорки, крылатые выражения идр.)
Сборник пословиц, загадок, считалочек....
Дипломы Международной викторины для детей дошкольного возраста «Пословицы, поговорки и крылатые выражения», декабрь 2021
Дипломы Международной викторины для детей дошкольного возраста «Пословицы, поговорки и крылатые выражения», декабрь 2021...