Образовательный проект: "Пословицы. поговорки, крылатые выражения"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Антонова Дина Юрьевна

Предварительный просмотр:

Проект «Пословицы. Поговорки. Крылатые выражения» 

Тип проекта: информационно-познавательный, краткосрочный (4 недели)

Актуальность исследования: современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.

Цель: развитие мышления и связной речи через произведения  мылых фольклорных форм.

Проблема. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культура личности не только коллектива, но и каждого человека.

Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.

Изучению малых фольклорных жанров в детском саду уделяется немного внимания. Между тем пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников.

Объект: русские пословицы и поговорки

Предмет: работа над пословицами и поговорками, формирующими речь и систему ценностей в жизни каждого ребенка.

Задачи проекта:

  1. Закреплять знания о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословиц и поговорок, крылатых выражений).
  2. Выяснить что такое пословица и поговорка. Чем отличается пословица от поговорки?
  3. Учить понимать переносное значение образных выражений.
  4. Откуда они взялись? Кто их сочинил?
  5. Какие бывают пословицы и поговорки? Чему они учат?
  6. Подключить родителей к совместной работе с детьми.

Предполагаемые продукты проекта.

Создать  картотеку пословиц и поговорок с использованием картинок для лучшего запоминания пословиц и поговорок (альбом).

Создать картотеку  крылатых выражений с использованием картинок (альбом).

Провести интеллектуальную викторину для детей: «Кто знаньями  горазд, тому не пропасть».

Основные этапы работы:

Подготовительный:

  • ознакомить родителей с проектом  и просить помощи родителей в изготовлении итоговых альбомов.
  • сбор информации по использованию малых фольклорных форм в работе с детьми с нарушениями речи: Интернет, литературные источники.
  • подбор речевого материала из малых фольклорных форм с изучаемыми звуками.
  • подбор иллюстративного и демонстрационного материала по малым фольклорным формам.
  • написание конспектов образовательных мероприятий по работе с пословицами, поговорками.
  • оформление е родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

     Этап реализации проекта:

  • Познакомить детей с малыми фольклорными жанрами: пословицы, поговорки, крылатые выражения. Откуда они появились. Виды пословиц (о труде, о добре, о дружбе и т.д.)
  • Разучивание поговорок, пословиц, крылатых выражений в ходе образовательной подгрупповой и индивидуальной деятельности.
  • Работать над пониманием значения пословиц, поговорок и крылатых выражений.
  • Закрепление изученного речевого материала совместно с родителями.
  • чтение рассказов Л.Н.Толстого по пословицам  «От добра добра не ищут», «Как глядишь, так и видишь»  и др. (с показом картинок).
  • Выполнение совместно с родителями творческих работ по любой пословице, поговорке, крылатому выражению.

Заключительный этап:

  • презентация и защита результатов работы, подведение итогов.
  • Проведение викторины для детей

Состав проектной группы:

  • руководитель проекта – логопед Антонова Д.Ю.
  • воспитатели подготовительной группы: Кузнецова Г.А.
  • родители.

Обеспечение проектной деятельности:

И.В. Клюхина «Пословицы, поговорки и крылатые выражения».

О.С. Ушакова «Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Т.И. Тарабарина «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов»

Формы и виды работы с детьми

 Игры: «Пословица рассыпалась», «Соедини начало и окончание», «Подбери слово», «Какая пословица лишняя», «Собери пословицу», «Подбери пословицы к картинкам по смыслу», «Продолжи пословицу», игры – соревнования, «Кто больше скажет пословиц?», «Кто знает, пусть продолжает» на знание и умение подбирать пословицы и поговорки, игры-драматизации и др.

Ожидаемый результат:

У детей:

1. Повышение интереса к жанру устного народного творчества - пословицам и поговоркам.

2. Повышение уровня речевого развития всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики.

3. Повышение уровня восприятия пословиц и поговорок, овладение значением (семантикой) слов и словосочетаний в них.

У педагогов:

1. Повышение уровня самообразования.

2. Расширение представлений о возможностях использования пословиц и поговорок в познавательно-речевом, социально-личностном развитии детей дошкольного возраста.

3. Обоснование в методических рекомендациях возможности использования в речевой деятельности детей пословиц и поговорок.

4. Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию условий для формирования устойчивого интереса у детей к пословицам и поговоркам.

У родителей:

1. Повышение интереса к использованию малых фольклорных форм в познавательно-речевом и социально-личностном развитии детей дома.

2. Подбор и совместное разучивание пословиц ,поговорок, крылатых выражений объяснение их смысла детям.

3. Совместная продуктивная деятельность детей и родителей по иллюстрированию пословиц и поговорок дома.

4. Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию условий для формирования устойчивого интереса у детей к пословицам и поговоркам.

Заключение

В заключение можно сформулировать следующие выводы:

1. Использование пословиц и поговорок позволяет сделать работу более увлекательной для детей.

2. Использование малых форм фольклора в работе с детьми с ОНР позволяет дать ребенку возможность проявить все свои способности, закрепить его произношение и научить его использовать в своей речи тот материал, который он усвоил в процессе НОД

Перспективы дальнейшей работы мы видим:

- в углублении коррекционно-развивающих возможностей малых фольклорных форм, применяемых в процессе логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР,

-   в поиске путей обеспечения эффективного взаимодействия специалистов по данной проблеме,

- в интеграции коррекционно-логопедической работы на материале малых фольклорных форм с детьми, имеющими речевые нарушения



Предварительный просмотр:

Итоговое мероприятие (викторина) к образовательному проекту: «Пословицы, поговорки, крылатые выражения»

 Ведущий:  Пословицы и поговорки пришли к нам из давних времен. Это богатые по мысли, короткие и простые изречения.

    Пословицы и поговорки складывались народом, еще задолго до появления грамоты на Руси. Народ, еще не умея читать и писать, создавал свою устную школу. С помощью лучших пословиц и поговорок предавались заветные правила жизни от отцов к сыновьям и от дедов к внукам.

    Их основой всегда являлся пример из жизни и подсказка правильного поступка для данной ситуации или указание на ошибочность решения.

    Поэтому в пословицах и заключена вся мудрость народов, а также отражается взгляды народа на жизнь. В разговорах и в книгах старинные пословицы живут в нашем родном языке и сейчас. Они делают нашу речь остроумной и живой. Русские писатели и поэты, слушая народный разговор, записывали пословицы и поговорки, а потом использовали их в своих произведениях. Мы можем их увидеть в произведениях Пушкина, Толстого, Крылова и других наших замечательных писателей.

-Ребята, вспомните пословицы и поговорки о труде, о дружбе и т.д.

Пословицы и поговорки о труде:

Кончил дело — гуляй смело.

Терпенье и труд все перетрут.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

Мала пчелка, да и та работает.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Семь раз отмерь, один — отрежь.

Пословицы и поговорки о дружбе:

Друга ищи, а найдешь — береги.

Друг познается в беде.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Друзья — не разлей вода.

Старый друг лучше новых двух.

Друга за деньги не купишь.

Пословицы и поговорки о речи:

Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.

Держи язык за зубами.

Язык мой — враг мой.

За словом в карман не полезет.

Нем, как рыба.

Не спеши языком, торопись делом.

Никто за язык не тянет.

Язык до Киева доведет.

Молчание — золото.

Пословицы и поговорки о времени:

Семеро одного не ждут.

Тише едешь — дальше будешь.

Поспешишь — людей насмешишь.

Всякому овощу свое время.

Обещанного три года ждут.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Век прожить — не поле перейти.

Делу время, потехе час.

Пословицы и поговорки о книге, о письме:

Книга — лучший друг.

 Хлеб питает тело, а книга питает разум.

 Золото добывают из земли, а знания — из книги.

 Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.

 Много прочел, да мало учел.

Пишут не пером, а умом.

 Что написано пером, не вырубишь топором.

 Пиши, да не спеши.

 Написал, как курица лапой.

Пословицы и поговорки о здоровье:

Здоровье дороже всякого золота.

В здоровом теле – здоровый  дух.

Чистота – залог здоровья.

- Ребята, объясните крылатые выражения.

Крылатые выражения:

Считать ворон

Комар носа не подточит

Заруби себе на носу

Глаза разбежались

Как снег на голову

Как с гуся вода

Клевать носом

Ни пуха, ни пера

Сидеть сложа руки

Руки не доходят

Волосы встали дыбом

Море по колено

Надуть губы

Встать не с той ноги

Держать в ежовых рукавицах

Делать из мухи слона

Как сонная муха

Прикусить язык

Знать на зубок

Рукой подать

Кот в мешке

Хоть глаз выколи

Обвести вокруг пальца

Остаться с носом

Работать спустя рукава

Пропустить мимо ушей

Игра «Закончи пословицу или поговорку»

Участникам по очереди предлагаются пословицы или поговорки, которые нужно закончить. Если участники затрудняются, то ход переходит к соперникам.

Терпение и труд ... (все перетрут).

Дело мастера ... (боится).

С волками жить ... (по-волчьи выть).

Яблоко от яблони ... (недалеко падает).

Грамоте учиться ... (всегда пригодится).

Худой мир ... (лучше доброй ссоры).

На безрыбье ... (и рак рыба).

Один в поле ... (не воин).

Ученье — свет ... (а неученье — тьма).

Что посеешь ... (то и пожнешь).

Шила в мешке ... (не утаишь).

     Голод не …(тетка).

     Готовь сани летом, а телегу …(зимой).

     Кашу маслом не … (испортишь).

    Всяк кулик свое болото… (хвалит).

    Не в свои сани не … (садись).

     Первый блин … (комом).

     Век живи век… (учись).

    Без труда не вытащить и рыбку из …(пруда).

    У семи нянек дитя без … (глаза).

    Терпи, казак, атаманом … (будешь).

    Труд человека кормит, а лень… (портит).

    Хлеб-соль кушай, а правду … (слушай).

    Будет и на нашей улице … (праздник).

Игра «Исправь поговорку»

  1. Аппетит проходит во время еды.
  2. Город не тетка.
  3. Готовь сени летом, а телегу зимой.
  4. Всяк жулик свое болото хвалит.
  5. Машу маслом не испортишь.
  6. Икра стоит свеч.
  7. Блин блином вышибают.
  8. Не в свои бани не садись.
  9. Нет козы без шипов.
  10. Первый блин колом.
  11. По одежке протягивай рожки.
  12. Проще жареной репы.
  13. Своя ноша не тонет.
  14. Соловья башнями не кормят.
  15. Тяжела ты, шашка Мономаха.
  16. Банты – упрямая вещь.
  17. Хоть кол на голове туши.
  18. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плавало.

Игра « Составь поговорку»

  1. Пруд, труд, вынимать, рыбка.
  2. Будет, наша, праздник, улица.
  3. Семь, дитя, глаз, няньки.
  4. Смотреть, конь, дареный, зубы.
  5. Ухо, медведь, наступать.
  6. Терпеть, быть, казак, атаман.
  7. Каша, масло, портить, не.
  8. Соловей, кормить, басни.

- Молодцы. Ребята! Вы многое узнали и запомнили!

Раздача грамот детям.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в комбинированной подготовительной группе «Капитошки»

«Посидим рядком, да поговорим ладком»

Учитель-логопед и воспитатель одеты в русские народные костюмы. В центре  на столе стоит самовар.

 -  Пожалуйте, гости дорогие. Проходите, будьте как дома. У нас для каждого найдётся и местечко и словечко. В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком.

  Вот как незаметно пролетело времечко, как ваши детки в сад пришли, пришли да подросли, окрепли, самостоятельнее, да разговорчивее стали. Речи дивные ведут, сказки, да стихи сказывают.

    Мы предлагаем вам порассуждать на такую тему: «Роль малых фольклорных форм  в развитии речи ребенка» (пословицы, поговорки, крылатые выражения) Ведь без речи и без звучащего слова речь была бы скучна и неинтересна.

 Ребенок многое усваивает  путем непосредственного подражания окружающим его людям и поэтому именно от нас зависит какой речью овладеет ваш ребенок. Ведь всем хочется чтоб она была грамматически правильной, эмоционально окрашенной, богатой и насыщенной.

     Недаром мы начали собрание поговорками. Произведения устного народного творчества таят в себе возможности для развития речевых навыков и побуждают к познавательной деятельности.

Мы также поговорим о пословицах и поговорках и их роли в воспитании и развитии детей.

С нашими детьми мы  будем реализовывать проект: «Пословицы. Поговорки. Крылатые выражения»  А что собой представляет проектная деятельность в детском саду,  мы сейчас вам расскажем.(презентация: цель, задачи ,продукт проекта)

До начала  работы над проектом, мы провели интервью с детьми и узнали ,что они знают о пословицах, крылатых выражениях  и поговорках. И вот что из этого получилось (просмотр видео)    

Пословицы и поговорки пришли к нам из давних времен. Это богатые по мысли, короткие и простые изречения.

   Пословицы и поговорки складывались народом, еще задолго до появления грамоты на Руси. Народ, еще не умея читать и писать, создавал свою устную школу. С помощью лучших пословиц и поговорок предавались заветные правила жизни от отцов к сыновьям и от дедов к внукам.

   Их основой всегда являлся пример из жизни и подсказка правильного поступка для данной ситуации или указание на ошибочность решения.

   Поэтому в пословицах и заключена вся мудрость народов, а также отражается взгляды народа на жизнь. В разговорах и в книгах старинные пословицы живут в нашем родном языке и сейчас. Они делают нашу речь остроумной и живой. Русские писатели и поэты, слушая народный разговор, записывали пословицы и поговорки, а потом использовали их в своих произведениях. Мы можем их увидеть в произведениях Пушкина, Толстого, Крылова и других наших замечательных писателей.

Пословицы, поговорки и крылатые выражения - это краткие изречения в которых заключён глубокий смысл, народная мудрость.

Они содержат в себе прямой совет и подсказывают как поступить в данной ситуации.

Пословица – это целое законченное предложение с глубоким смыслом.

Пример: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Поговорка – это просто фраза или словосочетание, которые можно заменить другими словами.

Крылатые выражения: Повесить нос. Считать ворон. Глаза разбежались.

А вы, уважаемые родители,  какие пословицы,  поговорки  и крылатые выражения употребляете в своей речи?

Мы просим вас помочь в реализации  образовательного проекта.

  • Вместе с детьми найти в литературных произведениях  пословицы и поговорки.
  • Нарисовать иллюстрацию к любой пословице и поговорке для оформления альбома.
  • Вместе с детьми обсудить значение пословиц, поговорок и крылатых выражений.

Также для вас будут размещены рекомендации  на стендах.

Спасибо, что пришли в гости. В гостях хорошо, а дома лучше.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Участники проекта: Учитель-логопед: Антонова Д.Ю. Воспитатель: Кузнецова Г.А. Родители МБДОУ № 42 г. Коммунар 2020 г Проект

Слайд 2

Актуальность Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Также служат прекрасным средством воспитания и развития речи дошкольников.

Слайд 3

Цель проекта: развитие мышления и связной речи детей через произведения малых фольклорных форм. Задачи: Закреплять знания о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословиц и поговорок, крылатых выражений). Выяснить что такое пословица и поговорка. Чем отличается пословица от поговорки? Учить понимать переносное значение образных выражений. Откуда они взялись? Кто их сочинил? Какие бывают пословицы и поговорки? Чему они учат? Подключить родителей к совместной работе с детьми.

Слайд 4

Проект информационно-познавательный, краткосрочный. Продукт проекта: Альбом с иллюстрациями пословиц и поговорок Альбом с иллюстрациями крылатых выражений Викторина «Пословицы. Поговорки. Крылатые выражения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Пословицы и поговорки"

Проект «Пословицы и поговорки»Тип проекта: информационно-познавательный, краткосрочный.Цели и задачи проекта:1.     Познакомить детей с фольклорным жанром «Пословица и поговорка».2...

Пословицы и поговорки, крылатые выражения с цифрами, стихи математического содержания для детей дошкольного возраста.

Пословицы и поговорки, крылатые выражения с цифрами, стихи математического содержания для детей дошкольного возраста....

Пословицы и поговорки, крылатые выражения с цифрами стихи математического содержания для детей дошкольного возраста.

Пословицы и поговорки, крылатые выражения с цифрами стихи математического содержаниядля детей дошкольного возраста....

Пословицы ,поговорки и крылатые выражения для дошкольников на тему : ЗОЖ.

Пословицы,поговорки и крылатые выражения о здоровом образе жизни для дошкольников....

Дипломы Международной викторины для детей дошкольного возраста «Пословицы, поговорки и крылатые выражения», декабрь 2021

Дипломы Международной викторины для детей дошкольного возраста «Пословицы, поговорки и крылатые выражения», декабрь 2021...