Проект "Пословицы и поговорки"
проект по развитию речи (старшая группа) по теме
Проект «Пословицы и поговорки»
Тип проекта: информационно-познавательный, краткосрочный.
Цели и задачи проекта:
1. Познакомить детей с фольклорным жанром «Пословица и поговорка».
2. Выяснить что такое пословица и поговорка. Чем отличается пословица от поговорки?
3. Откуда они взялись? Кто их сочинил?
4. Какие бывают пословицы и поговорки? Чему они учат?
5. Подключить родителей к совместной работе с детьми.
Основные этапы работы:
1. Подготовительный – знакомство с идеей проекта, ознакомить родителей на родительском собрании, просить помощи родителей в изготовлении итогового альбома.
2. Этап реализации проекта – работа в группе по сбору материала (иллюстрации, книги с пословицами и поговорками)
- практическая работа (приложение 1)
- предоставление результатов (оформление результатов работы в альбом).
3. Заключительный этап – презентация и защита результатов работы, подведение итогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
теоретическая часть | 430.78 КБ |
занятие | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Пословицы и поговорки»
Руководители проекта:
Висич О. П. и
Скрипникова Н. В.
Участники проекта:
Дети и родители
2014-2015 уч.г.
Проект «Пословицы и поговорки»
Тип проекта: информационно-познавательный, краткосрочный.
Цели и задачи проекта:
- Познакомить детей с фольклорным жанром «Пословица и поговорка».
- Выяснить что такое пословица и поговорка. Чем отличается пословица от поговорки?
- Откуда они взялись? Кто их сочинил?
- Какие бывают пословицы и поговорки? Чему они учат?
- Подключить родителей к совместной работе с детьми.
Основные этапы работы:
- Подготовительный – знакомство с идеей проекта, ознакомить родителей на родительском собрании, просить помощи родителей в изготовлении итогового альбома.
- Этап реализации проекта – работа в группе по сбору материала (иллюстрации, книги с пословицами и поговорками)
- практическая работа (приложение 1)
- предоставление результатов (оформление результатов работы в альбом).
3. Заключительный этап – презентация и защита результатов работы, подведение итогов.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитании детей в максимально сензитивный период развития.
Важным средством формирования личности ребенка, развития его речи являются пословицы и поговорки.
Как писал К. Д. Ушинский: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова. По содержанию темы, важны тем, что в них как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими особенностями».
С произведениями фольклора дети встречаются, как известно, рано. К концу дошкольного возраста они уже знают колыбельные песенки, считалки, загадки, пословицы и поговорки и другие виды устного народного творчества.
Введение в занятия пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания, для развития детской речи. Они кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка.
Пословицам уделяют внимание на всех занятиях. Отбор пословиц определяется темой конкретного занятия и его целями: образовательными, развивающими, воспитательными.
Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу золотых россыпей русской бытовой поэзии. Пословицы легко соединяют и ярко, образно характеризуют разные области жизни: убеждения народа, жизненные трудности, труд, умение отдыхать и веселиться, дом, порядок, мир и лад в нем, просвещение, корыстолюбие, пороки, связь явлений, следствие и причины происходящего и многое другое.
Прогрессивные педагоги (Я.А. Каменский, Е.И. Тихеева и др.) всегда считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, народному слову.
Общественная и педагогическая значимость фольклора, особенно малых его форм, обобщающий в художественной форме опыт народа, делает их важным средством ознакомления детей с окружающим миром, приобщения их к ценностным ориентирам, средством общего развития детей. Актуальность проблемы определяется тем, что до последнего времени оставалось недостаточно изучено активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка, возможностей фольклора в решении задач нравственного, этнокультурного воспитания детей и развития речи.
Вопросы ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками рассматривались в работах А.П. Усовой, Т.С. Комаровой, А.П. Ильковой, Н.В. Гавриш, О.С. Ушаковой и др.
В данных исследованиях определены задачи, содержание, эффективные методы и приемы, формы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пословицами и поговорками.
Вслушиваясь в образность народного языка, дети приобщаются к красоте и самобытности русского слова. Знакомство с пословицами и поговорками обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, дает толчок фантазии, творчеству.
Хорошо подобранные пословицы и поговорки помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Поэтому они должны соответствовать уровню развития ребенка, должны быть понятны ему. Одни пословицы и поговорки побуждают к действию, другие – учат «уму-разуму».
Русский народ создал великолепную копилку мудрости и опыта старшего поколения – мудрые пословицы и поговорки. Люди исчезли, но слова, создаваемые ими, вошедшие с сокровищницу – родной язык, остались бессмертными.
Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь.
Систематическая работа над пословицей очень многое дает детям. Во-первых, они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать их обобщенный характер.
А у современных детей часто наблюдаются недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса; низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном обществе; недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание дошкольника.
Так А.П. Илькова выделила четыре этапа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с пословицами. На первом этапе обучение предусматривает расширение представлений детей о малых формах фольклора и в частности о пословицах. Основной формой работы являются фольклорные праздники: «Посиделки», «Год кончается, год начинается», где в качестве главной задачи выступает соединение общефольклорных сведений.
Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам. На этом этапе предлагаются упражнения этимологического и стилистического характера: «Что означает слово?», «Подбери слова», «Подбери сочетания слов».
Третий этап посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц как фразеологических единиц.
Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц в самостоятельной речи. Основными приемами являются задания продолжить пословицу по заданному началу, сочинить сказку по пословице, рисование по пословице.
Кроме того, А.П. Илькова систематизировала пословицы в виде следующих групп: тематические, отражающие знакомые детям стороны жизни и связи между явлениями; художественные пословицы в стихотворной и прозаической форме; логико-тематические изречения, выражающие отношения между признаками и свойствами объекта; инокультурные пословицы, разных языковых культур.
В ходе реализации этого проекта в нашей группе была проведена следующая подготовительная работа:
- употребление пословиц воспитателями и родителями в повседневной жизни, объяснение их смысла детям;
- рассматривание картинок, подбор к ним соответствующих пословиц и поговорок
«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» «Хочется есть – да не хочется лезть» «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» «Чтобы рыбку съесть – надо в воду влезть» «Скучен день до вечера, коли делать нечего» «Отчего кот гладок.? Поел, да и на бок» «Поспешишь – людей насмешишь»
- рассказ-образец воспитателя по пословице, объяснение значения новых слов;
- чтение рассказов Л.Н.Толстого по пословицам «От добра добра не ищут», «Как глядишь, так и видишь» и др. (с показом картинок). Например:
«Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге - и наскочил на волка. Волк схватил его. Видно, правда, - подумал заяц, что от добра добра искать не надо. Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал».
«Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал: « Дерево кривое». А другой мальчик сказал: « Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь»;
- внесение в книжный уголок сборников пословиц и поговорок.
Кроме этого была подготовлена консультация для родителей о роли пословиц и поговорок в современной жизни. На родительском собрании было решено, что родители разберут совместно с ребенком одну пословицу или поговорку и нарисуют её. Таким образом будет создан альбом «Пословицы и поговорки».
По итогам кратковременного проекта можно сделать вывод о том, что пословицы доступны пониманию дошкольников, если они отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая образовательная работа по ознакомлению с пословицами.
Большинство детей старшего дошкольного возраста понимают пословицы в буквальном смысле и не всегда могут выразить обобщающий смысл, заложенный в пословице. Трудности у детей вызывает установление причинно-следственных связей, непонимание отдельных слов.
Дошкольники редко используют обобщенные слова, затрудняются в доказательстве своего суждения. Рассуждения детей часто непоследовательны, нелогичны. Высказывания имеют краткий, отрывистый, грамматически неоформленный характер.
Принято решение продолжать использовать пословицы и поговорки в системе занятий и повседневной речи воспитателей с детьми, разучивание различных игр и упражнений:
* «Найди нужную картинку» (подбор детьми картинки соответствующего содержания к названной взрослым пословице);
* «Назови пословицу к картинке»;
* «Я начну, а ты продолжи» (взрослый начинает, а ребёнок заканчивает пословицу; и наоборот): «Семеро одного…не ждут», «Один за всех, и все…за одного», «Как аукнется так и…откликнется» и др.;
* «Подбери слово в рифму» («Делано наспех – сделано…на смех», «Сделал дело – гуляй… смело», «У стряпухи Дарьи целый день…аварии», «Работай до поту, так поешь…в охоту», «Нужно наклониться, чтоб из ручья воды…напиться», «Чтобы рыбу съесть, надо в воду…лезть», «Хочешь есть калачи, так не сиди…на печи», «Без труда не выловишь и рыбку…из пруда», «На чужой каравай рта …не разевай, а пораньше вставай да свой…добывай», «Птицу узнают в полёте, человека - …в работе», «Терпенье и труд всё…перетрут», «К большому терпенью придёт и…уменье», «Умелые руки не знают…скуки», «Не за своё дело не берись, а за своим…не ленись», «У ленивой пряхи и для себя нет…рубахи», «Лень, отвори дверь, сгоришь.-Хоть сгорю да …не отворю»);
* «Исправь ошибку»: («Что с возу упало, то…нашлось (пропало)», «Тяп-ляп – выйдет корабль (не выйдет)», «Готовь сани…зимой (летом), а телегу летом (зимой)», «К большому терпенью придёт и…безделье (уменье)» и т.д.).
Список литературы
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4._М._1955.
- Ушинский, К.Д. Собр. соч. – Т.6. - С.664.
- Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина._М._2004.
- Детский словарь пословиц и поговорок в картинках С.Н.Зигуненко, - Изд-во «Астрель», 2014
- Знакомим дошкольников с литературой О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш. – М., ТЦ «Сфера», 1998
- Старинные русские пословицы и поговорки М., Изд-во «Детская литература», 1983
Предварительный просмотр:
Приложение 1
ВРЕМЕНА ГОДА.
Ход занятия
Дети входят в группу под песню В.Шаинского “Вместе весело шагать по просторам”
Воспитатель: В нашей группе дружат все дети, и взрослые. Мы умеем дружить друг с другом и подружим с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Мы подружим с вами, маленькие пальчики.
1-2-3-4-5- начинаем мы считать,
1-2-3-4-5- мы закончили считать.
Воспитатель: Мы сегодня поговорим с вами о нашей кубанской природе. И отправимся в путешествие по временам года, вспомним, что мы знаем о них. С давних пор человек наблюдал за природой: собирал пословицы, поговорки, приметы. Сочинял стихи, придумывал загадки и передавал их от отца к сыну, от матери к дочери. Сберегали природу для нас с вами. Вот и получается, что мы поговорим о нашей благодатной кубанской земле, о нашей Родине, как надо её беречь и охранять. Ведь только у нас на Кубани такая бывает осень, зима, лето и весна. В других областях, странах, всё по-иному.
Звучит аудиозапись с голосами птиц, шума ветерка и журчания ручейка. Дети проходят в зону, где расположено время года “Лето”
Воспитатель: Как вы думаете, в каком времени года мы находимся? Как вы узнали? Ответы детей.
Выставляется иллюстрация.
Воспитатель: ребята, расскажите, какое лето бывает у нас на Кубани?
Ответы детей: жаркое, зелёное, ясное, дождливое, солнечное, разноцветное, тёплое, долгожданное и т.д.
Воспитатель: чем вам лето нравится? А чем вы бываете не довольны летом?
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, а какие вы знаете заклички о лете.
Ответы детей.
Дождик, дождик, пуще
Всходы будут гуще!
Радуга-дуга
Не давай дождя.
Давай солнышка
Выше брёвнышка!
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай!
Дождик, дождик,
Пожалей,
Хоть дороги не залей!
Воспитатель: Люди летом отдыхают на море, ездят в лес, ходят в походы. Что бы вы пожелали отдыхающим, чтоб осталось чисто после них на природе? Что можно делать и чего нельзя делать на природе? Разбейтесь на пары и договоритесь, какие плакаты вы разместили бы на природе? Зарисуйте свои предложения. Дети рисуют экологические знаки поведения в природе. Объяснят, что нарисовали и почему.
Звучит музыка И.П. Чайковского “Времена года”
Воспитатель: Как вы думаете, какое время года приходит после жаркого лета?
Ответы детей. Осень.
Выставляется иллюстрация осени.
Воспитатель: расскажите, какой бывает осень у нас на Кубани?
Ответы детей: золотой, дождливой, солнечной, грязной, урожайной, грибной, весёлой, листопадной и т.д.
Воспитатель: какие вы знаете пословицы и поговорки об осени, как вы их понимаете?
Ответы детей:
Осенью паутина – на ясную погоду.
Осень студит воду.
Сентябрь без плодов не бывает.
Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к тёплой зиме.
Какова погода в ноябре, таков и май.
Воспитатель: Осень урожайная пора и мы с вами сейчас узнаем, чем она нас порадует.
Д/И “Ящик ощущений”
Составление описательного рассказа о предмете находящегося внутри ящика по плану схеме. Внутри ящика находятся натуральные овощи и фрукты. Воспитатель: чем вам нравится осень? Почему? Ответы детей. Воспитатель: ребята как мы помогаем природе осенью?
Ответы детей: собираем урожай, чистим газоны от мусора. Начинаем строить кормушки для зимующих птиц.
Звучит аудиозапись со звуками вьюги, ветра, голосов птиц.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, какое сейчас наступило время года? Почему?
Ответы детей: Зима, ветер завывает, мороз трещит и.т.д.
Выставляется иллюстрация о зиме.
Воспитатель: какой бывает зима у нас на Кубани?
Ответы детей: морозная, холодная, белая, снежная, ветреная, долгая, весёлая и т.д
Воспитатель: помогите досказать пословицу, я начну, а вы закончите её.
Декабрь год кончает, ... (зиму начинает)
Дым столбом к... (морозу)
Зимой солнце садится в облака... (к снегопаду)
У зимы с летом ладу... (нету)
Снег глубок – год... (хорош)
Зима не лето: в шубу... (одета)
Два друга – мороз да... (вьюга)
Воспитатель: чем вам нравится зима? Почему?
Д/И “Что мы делаем не скажем, а что делаем покажем”
Покажите, чем вам нравится зима, чем можно заниматься зимой.
Чем вам не нравится зима?
Имитация движений рук, ног, мимика, жесты.
Воспитатель: молодцы! Хорошо всё изобразили, давайте подышим и произнесём зимние звуки.
Дыхательная гимнастика.
Заметает дорожки пороша ш-ш-ш- ш (руки внизу лёгкие махи руками из стороны в сторону)
Завьюжит вьюга: в-в-в (круговые движения рук)
Закружит метель у-у-у (дети кружатся и присаживаются)
Воспитатель: ребята как мы зимой помогаем зимующим птицам?
Д/И классификация птиц.
Разместите зимующих птиц на кормушке, назовите их.
Ответы детей: синица, воробей, голубь, сорока, ворона, дятел и т.д.
Воспитатель: чем мы кормим птиц?
Ответы детей: семечки, крошки, зёрна овса, пшена. Кормим птиц. Дети выбирают, корм для птиц.
Звучат аудиозапись со звуками капели, весёлым пением птиц, ручейка.
Воспитатель: прошла холодная зима и наступила...
Ответы детей: весна.
Выставляется иллюстрация.
Воспитатель: какая у нас на Кубани бывает весна?
Ответы детей: холодная, тёплая, пасмурная, солнечная, дождливая, журчащая, зелёная и т.д.
Воспитатель: назовите любое весеннее слово и звук, на который заканчивается слово.
Ответы детей: проталина (А), почка (а), ручей (Й), гололёд (Т), солнце (Э) и т.д.
Воспитатель: какие вы знаете пословицы и поговорки о весне, как их понимаете? Ответы детей: Весенний день целый год кормит.
Март – водой, апрель — с травой, а май — с цветами.
Всякое семя знает своё время.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Майский мороз не выдавит слёз.
Придумайте предложения со словами: капель, ручей, весна, первоцвет. Выложите своё предложение схемой и прочитайте. Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы охраняемые растения, первоцветы.
Ответы детей: мать-и-мачеха, медуница, баранчик, одуванчик обыкновенный и т.д.
Воспитатель: почему нельзя уничтожать эти растения, где их применяют?
Ответы детей: первоцветы лекарственные растения, можно использовать в пище, (суп, салат, варенье).
Воспитатель: Найдите эти растения на картинках и мы с вами сделаем свою красную книгу. Дети выполняют задание.
Воспитатель: послушайте стихотворение:
Берегите землю, берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите землю! Берегите!
Воспитатель: наше путешествие закончилось. Вам скоро в школу идти. Учитесь видеть, чувствовать, наблюдать. Потому, что природа и родина неотъемлемы друг от друга. Даже слова похожи ПРИРОДА и РОДИНА. Давайте скажем вместе ласково и нежно: “Родина любимая, что мать родимая”.
Игра “Что понравилось на занятии”
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч, задаёт вопрос, ребёнок отвечает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословицы и поговорки для детей
подборка...
Подборка материалов на тему «Цифры рядом с нами» (цифры в пословицах, поговорках, загадках, стихах)
Данная подборка предназначена для воспитателей подготовительных групп детского сада и для учителей начальной школы. Загадок, пословиц и поговорок с использованием цифр можно найти немало в различных и...
Приложение1 к проекту Пословицы и поговорки о хлебе
Пословицы и поговорки о хлебе...
"Валеология от А до Я" (физкультминутки, загадки, пословицы и поговорки)
Мини - сборникс подборкой физкультминуток, загадок, пословиц и поговорок на тему ЗОЖ...
Пословицы и поговорки, загадки и стихи о семье.
Пословицы и поговорки, загадки и стихи о семье....
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....